Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотрение экономической сущности государственного кредита.
Задачи курсовой работы: раскрыть суть понятия «государственный кредит», «функции государственного кредита», «отличия государственного кредита от банковского», «роль и значение государственного кредита на различных этапах развития». Выяснить, какие функции существуют у государственного кредита, а также тот факт, что данные функции глубоко взаимосвязаны.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 90.10 Кб (Скачать файл)

Заемщики используют кредит настолько полно, насколько это им необходимо для реализации собственных экономических интересов.

Контрольная функция кредита заключается в том, что в процессе кредитования осуществляется взаимный контроль (как кредитора, так и заемщика) за использованием и возвратом займа. В экономической литературе контрольная функция кредита часто рассматривается лишь как контрольная деятельность кредитора (банка), что не совсем правильно.

Контроль является частью общего механизма управления процессом  кредитования. Сегодня любой хозяйственный  субъект не может позволить себе пренебрегать контролем за кредитом. Успешное управление кредитом требует  объединения усилий кредитного контроля с направленностью субъектов  хозяйствования на получение прибыли  от предоставления (получения) займа.

Можно сделать вывод, что  все функции кредита взаимосвязаны, их взаимодействие обеспечивает качественную устойчивость кредитных отношений. Конечно, при желании можно выделить и более широкий набор функций кредита: аккумулирования временно свободных средств; регулирования денежного оборота; экономии издержек обращения; опосредования кругообороту капитала и т.д. Но именно четыре выделенные выше функции являются главными, т.к. они образуют конститутивного признаки кредита.

 

 

3. ФОРМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ  ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА

 

Под формой кредита понимается внешнее проявление содержания тех  экономических отношений, которые  выражает кредит.

Государственный кредит функционирует  в двух формах: кредита (несекьюритизированная форма) и займа путем эмиссии долговых ценных бумаг (секьюритизированная форма). Кредит предоставляется государству кредитором в денежной форме, а заем связан с механизмом фондового рынка, когда правительство выпускает ценные бумаги, а инвесторы их покупают, финансируя расходы государства — эмитента ценных бумаг.

Особенностью несекьюритизированной формы заимствований является то, что на протяжении всего срока кредита в качестве кредитора выступает одно и то же лицо или государство-кредитор. Основным преимуществом является относительная безопасность заемщика, его защищенность от концентрации прав требования в руках нежелательных лиц. Вместе с тем, это преимущество порождает недостаток, состоящий в ограничении возможности реструктуризации такой формы задолженности.

Секьюритизированнаяформа заимствований имеет свои преимущества: значительно больший объем инвестиционного спроса, возможность гибко регулировать объем и стоимость заимствований и др.

В настоящее время в  мире доля несекьюритизированной формы  заимствований в совокупном объеме суверенных долгов сокращается. Кредиты  в наибольшей степени характерны для менее развитых стран мира.

Поступающие в бюджет средства от государственных заимствований  отражаются как источники финансирования дефицита. Расходы на обслуживание долговых обязательств учитываются  в бюджете как расходы на обслуживание государственного (муниципального) долга.

Государственный кредит по источникам происхождения может  быть внутренним, т.е. номинированным в национальной валюте, и внешним, выраженным в иностранной валюте. Как правило, по внутреннему долгу кредиторами выступают юридические и физические лица — резиденты, по внешнему — нерезиденты. Пропорция междувнутренним и внешним долгами является важной характеристикой, влияющей на эффективность государственных заимствований. В начале XXI в. по миру в целом (в систему мировой суверенной задолженности входило более 200 стран) соотношение между внешней и внутренней задолженностями составляло 6 и 94%, в США — 4 и 96%. У развивающихся стран ситуация принципиально другая: в Мексике — 40 и 60%, в Беларуси - 57 и 43%.

Государственный кредит по целям будущего использования средств можно подразделить инвестиционный и неинвестиционный. К первой категории относятся кредиты на финансирование крупных государственных инвестиционных проектов, программ, т.е. на производительные цели. Ко второй относятся кредиты на финансирование непроизводительных расходов государства, т.е. связанных с «проеданием» заемных средств, когда материальной или денежной отдачи от их использования не будет.

Государственный заем как  форма государственного кредита  характеризуется тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и размещения различных  государственных ценных бумаг. Государственные  ценные бумаги следует подразделять на два основных типа: рыночные и  нерыночные. Рыночные бумаги имеют свободное хождение на фондовом рынке, могут покупаться и продаваться, переходя от одного владельца к другому. Государство использует их для покрытия текущего бюджетного дефицита за счет постоянного привлечения в бюджет средств. Нерыночные бумаги на вторичном фондовом рынке не обращаются и не могут переходить от одного субъекта рынка к другому вследствие биржевых сделок. Они предназначены для размещения среди пенсионных и страховых фондов или физических лиц. Нерыночные государственные ценные бумаги могут использоваться государством для финансирования крупных долгосрочных инвестиционных проектов.

Государственные внутренние займы классифицируются по нескольким признакам:

По праву эмиссии  или по субъектам заемных отношений займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления.

По признаку держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые только среди населения, среди юридических лиц и универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц.

В зависимости  от характера или формы выплаты  дохода долговые обязательства делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе лотереи. Эти облигации не пользуются большим спросом. Главным видом являются процентные облигации, доход по которым выплачивается один, два или четыре раза в год на основе купонов. Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Кроме краткосрочных некоторые долгосрочные долговые обязательства не имеют купонов. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные облигации, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.

В зависимости  от обеспеченности долговых обязательств они делятся на закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются, например, определенными доходами или имуществом. Беззакладные облигации не обеспечиваются ничем определенным. Обеспечением служит все имущество государства или данного муниципалитета. Закладные облигации обычно выпускаются местными органами власти, а беззакладные — центральными органами управления.

По методу определения  дохода долговые обязательства государства подразделяются на два вида: с твердым (фиксированным) доходом и с плавающим доходом.

В зависимости  от обязанности заемщика твердо соблюдать  сроки погашения займа, установленные  при его выпуске заемные инструменты  делятся на обязательства с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов. Как и внутренние займы, они предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.

Государство может осуществлять внешние заимствования в следующих  формах: синдицированные банковские кредиты, еврозаймы, кредиты международных финансовых организаций, межправительственные кредиты, частные кредиты коммерческих структур (фирменные кредиты государственным предприятиям).

На международном рынке  государственных долгов наиболее распространенной формой заимствований является выпуск еврооблигаций.

Еврооблигации (англ. eurobonds) — долгосрочные долговые обязательства в форме облигаций, номинированных в иностранной валюте и обращающихся на международном финансовом рынке. Они выпускаются чаще всего в бездокументарной форме и перед размещением проходят процедуру листинга на одной из основных европейских фондовых бирж (Лондонской, Франкфуртской, Люксембургской) для получения котировки при участии крупного рейтингового агентства для присвоения рейтинга. Еврооблигации первично размещаются эмиссионным синдикатом в составе генеральных менеджеров выпуска — нескольких известных инвестиционных банков.

Привлечение внешних займов связано с присвоением стране-должнику международного кредитного рейтинга. Мировая практика кредитования использует систему рейтингов стран-получателей по ряду критериев (риск, доходность и т.д.).

Управление государственным  кредитом, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заемщика и кредитора, гаранта, является одним из направлений финансовой политики государства. Совокупность действий государства по управлению государственным кредитом включает:

  • Обслуживание и погашение государственного долга;
  • Выпуск и размещение новых облигационных займов:
  • Поддержание вторичного рынка  долговых обязательств;
  • Регулирование рынка государственного кредита;
  • Выработка порядка, условий и форм предоставления государством кредитов.

Основными органами государственной  власти, осуществляющими управление государственным кредитом, являются  Министерство финансов, Центральный банк.

Целями управления государственным  кредитом являются достижение экономических, социальных и политических целей, которые  определяются современным состоянием социально-экономического развития страны, тенденциями и перспективами  её развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ

 

Государственный долг существенно  влияет на распределение налогового бремени во времени. Источником погашения  долгов по полученным ранее  займам являются налоговые выплаты будущих  поколений граждан данной страны. Требуется осторожность и предусмотрительность, чтобы не создать в будущем  серьезных экономических и социальных трудностей вследствие чрезмерного  роста государственного долга в  настоящее время.

Очень важно сопоставление  динамики государственного долга и  ВВП. При темпах роста экономики  страны (т.е. ВВП), превышающих процентные ставки по государственным долговым обязательствам и темпы роста  самого долга, за счет государственного кредита формируются дополнительные доходы государственного бюджета. То есть в условиях низких реальных процентных ставок и высоких темпов роста  экономики государственный долг способствует формированию дополнительных доходов бюджета, стимулирует дальнейший экономический рост. В противоположном  случае долг становится фактором, сдерживающим социально-экономическое развитие страны. Существует внутренняя взаимосвязь  роста долга и роста экономики  страны. При высоких темпах экономического роста и низких реальных процентных ставках использование государством займов является обычным делом. В  условиях стагнирующей экономики государство  испытывает большие трудности при  обслуживании долга. Постоянно растущий долг не приводит к ухудшению будущей  налогово-бюджетной ситуации в стране только в том случае, если положительные темпы роста ВВП страны позволяют безболезненно обслуживать госдолг и создавать предпосылки для его возможного увеличения.

Современная мировая практика допускает краткосрочное превышение темпов роста госдолга над темпам и роста экономики. Кроме того, поскольку финансирование госрасходов  за счет увеличения госдолга выступает  альтернативой роста налогов, увеличение госдолга можно рассматривать в  качестве стимулирующей меры роста  экономики. Необходимо временное превышение роста долга над ростом экономики впоследствии компенсировать снижением темпов роста госдолга по сравнению с ростом ВВП. Платежи по обслуживанию долга финансируются за счет налоговых сборов, снижения государственных расходов или новых заимствований.

Эффективно используемые денежные средства, привлекаемые в  виде государственных займов, вносят вклад в развитие национальной экономики. Например, государственные социальные расходы в сфере образования и здравоохранения способствуют развитию человеческого капитала. Возможное негативное влияние госдолга на объем национального производства уравновешивается социально-экономическими преимуществами, полученными в результате эффективного размещения государственных средств.

Но, к сожалению, государственные  расходы не всегда способствуют экономическому росту. Примером этого являются процентные выплаты по внешнему долгу. В этом случае масштабы негативного влияния  госдолга на экономику не компенсируются увеличением ее производительности и долг действительно ограничивает возможные темпы роста экономики. С целью прогнозирования допустимых объемов внешнего долга Мировым  банком разработана модель RMSM-X. Она позволяет прогнозировать развитие стран, пользующихся займами мирового банка, их потребности во внешних заимствованиях и возможности обслуживания внешнего долга.

Информация о работе Государственный кредит