Государственный (муниципальный) кредит: сущность, функции, принципы и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является создание более полного представления о государственном(муниципальный) кредите, формулирование его основных понятий, определение экономического содержания, функций и форм государственного кредита.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
1) изучить такое понятие как "государственный кредит";
2) раскрыть сущность, значение и основные цели государственного (муниципального) кредита;
3) выявить его функции, принципы и формы;
4) рассмотреть такую тему как: государственный (муниципальный) кредит в России
5) на основе проведенной работы сделать определенные выводы по изученной теме.

Содержание работы

Введение........................................................................................................................3
1. Экономическое содержание, функции, формы и принципы государственного (муниципального) кредита.................................................5
1.1 Сущность, значение и основные цели государственного (муниципального) кредита.........................................................................5
1.2 Принципы государственного(муниципального) кредита......................9
1.3 Функции государственного (муниципального) кредита.......................12
1.4 Формы государственного (муниципального) кредита..........................16
2. Государственный (муниципальный) кредит в России .................................18
2.1 Деятельность государства в качестве заемщика....................................18
2.1.1 Понятие государственного и муниципального долга в РФ...........18
2.1.2 Внешние и внутренние заимствования............................................21
2.1.3 Установление предельных объемов государственных заимствований.....................................................................................25
2.2 Деятельность государства в качестве гаранта........................................29
2.3 Деятельность государства в качестве кредитора...................................31
Заключение..................................................................................................................34
Список использованной литературы.........................................................................37
Приложение 1..............................................................................................................39

Файлы: 1 файл

Государственный (муниципальный) кредит.docx

— 71.70 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

 

 

 

Кафедра финансов

Курсовая работа

по финансам

 

Тема: Государственный (муниципальный) кредит: сущность, функции, принципы и формы

 

 

 

 

Автор:

Научный руководитель:

 

 

 

2012

Содержание

 

Введение........................................................................................................................3

  1. Экономическое содержание, функции, формы и принципы государственного (муниципального) кредита.................................................5
    1. Сущность, значение и основные цели государственного (муниципального) кредита.........................................................................5
    2. Принципы государственного(муниципального) кредита......................9
    3. Функции государственного (муниципального) кредита.......................12
    4. Формы государственного (муниципального) кредита..........................16
  2. Государственный (муниципальный) кредит в России .................................18
    1. Деятельность государства в качестве заемщика....................................18
      1. Понятие государственного и муниципального долга в РФ...........18
      2. Внешние и внутренние заимствования............................................21
      3. Установление предельных объемов государственных заимствований.....................................................................................25
    2. Деятельность государства в качестве гаранта........................................29
    3. Деятельность государства в качестве кредитора...................................31

Заключение..................................................................................................................34

Список использованной литературы.........................................................................37

Приложение 1..............................................................................................................39

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В своей курсовой работе я обратился к теме "Государственный (муниципальный) кредит: сущность, функции, принципы и формы" неслучайно. Ведь кредит относится к числу наиболее важных категорий экономической науки. Его изучению посвящены произведения классиков марксизма, многочисленные работы советских и зарубежных экономистов.

 Развитие финансовых  отношений и изменение функционального  назначения государства в экономической  сфере приводят к модификации  методов и форм государственного  управления и регулирования макроэкономических  процессов, направленных на создание  условий для эффективного развития  экономики, поддерживание определенного  уровня жизни населения, защиту  национальных интересов на мировых  рынках товаров, услуг и капитала. А при формировании бюджетного  фонда, государства используют все  имеющиеся методы и формы для  выравнивания баланса между доходами  и расходами. Всё это и является  базой дляпоявлению такой экономической  категории как государственный (муниципальный)кредит.

Цель и задачи курсовой работы.

Целью данной работы является создание более полного представления о государственном(муниципальный) кредите, формулирование его основных понятий, определение экономического содержания, функций и форм государственного кредита.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

    1. изучить такое понятие как "государственный кредит";
    2. раскрыть сущность, значение и основные цели государственного (муниципального) кредита;
    3. выявить его функции, принципы и формы;
    4. рассмотреть такую тему как: государственный (муниципальный) кредит в России
    5. на основе проведенной работы сделать определенные выводы по изученной теме.

Моя курсовая работа состоит из: содержания, введения, двух глав (спод главами), заключения и списка использованной литературы.

Значимость данной работы довольно велика, так как государственный (муниципальный) кредит является довольно распространенным в наше время, он является одним из основных инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. А данная курсовая работа поможет прояснить вопросы касаемые содержания, сущности, функций и форм государственного (муниципального) кредита.

Теоретической основой моей курсовой работы послужил ряд источников научной литературы различных авторов, среди которых следует отметить следующих: М.В. Романовского, О.В. Врублевской, А.Ю. Лукьяновой., В.А. Челнокова., Г.Б. Поляка., С.В. Галицкая и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экономическое  содержание, функции, формы и принципы  государственного (муниципального) кредита

 

1.1 Сущность и  значение государственного (муниципального) кредита

 

Для покрытия бюджетного дефицита государство часто привлекает заемные ресурсы. В то же время государство само располагает временно свободными денежными средствами. А в силу своей особой социально-правовой значимости государство может принимать на себя ответственность за погашение ссуд, взятых различными экономическими субъектами. Все это объективно делает его одним из наиболее активных участников кредитных отношений, что, в свою очередь, порождает специфическую форму кредита – государственный кредит.

«Государственный кредит – это совокупность финансовых отношений, в которых в качестве одной стороны выступает государство, а другой – физические и юридические лица»1.

В своем учебнике «Государственные и муниципальные финансы», Подъяблонская Л.М., трактует это понятие не много иначе: «Государственный (муниципальный) кредит, как экономическая категория, выражает совокупность экономических отношений между государством (в лице органов власти), с одной стороны, и физическими и другими экономическими субъектами (физическими и юридическими лицами, зарубежными субъектами) – с другой, по поводу получения займов, предоставления ссуд или гарантийного обеспечения»2.

Следует отметить, что кредит будет государственным только в том случае, если в качестве участника ссудной сделки выступают центральное правительство или региональные власти, а если в качестве участника ссудной сделки выступают местные органы власти, то такой кредит будет муниципальным. Я думаю, в этом смысле, государственный (муниципальный) кредит можно сравнить с другими формами кредита, например, с банковским, где обязательным участником ссудной сделки является банк.

Из выше упомянутых определений государственного (муниципального) кредита следует, что государство как субъект экономических отношений выступает соответственно в роли: заемщика (государственное заимствование),  кредитора (государственный кредит), гаранта (государственная гарантия).

Для покрытия своих расходов и расходов на обслуживание государственного долга, государство привлекает свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур, населения и зарубежных экономических субъектов. В данном случае государство выступает в качестве заемщика.

Существуют определенные различия между фирмой-заемщиком и страной-заемщиком (между корпоративными и суверенными заемщиками), они выражаются в следующем:

«Во-первых, кредиторы компании имеют возможность оценить реально её будущую платежеспособность, будущие денежные потоки. Для страны все гораздо сложнее, поскольку труднее регулировать предстоящие бюджетные расходы и сложнее предусмотреть ресурсы на выплату долга на несколько лет вперед.

Во-вторых, компания получает кредиты под конкретное обеспечение (недвижимость или другое имущество, ценные бумаги и т.д.), а страна – под обеспечение всей государственной собственностью. Гарантом платежеспособности государства по своим кредитным обязательствам выступает государственная казна, за счет имущества которой полностью и без условий обеспечивается государственный долг.

В-третьих, в отличие от частного заемщика для стран (суверенных заемщиков) ограничены законные возможности привлечения судебных органов для применения санкций к неплательщикам.

В-четвертых, при неплатежеспособности компании наиболее предпочтительным является вариант ее банкротства для последующего возмещения долгов вместо их пролонгации. При дефолте, объявленном странной-должником, наоборот, наиболее выгодной для кредиторов является реструктуризация долгов»3.

Государство, располагая временно свободными денежными ресурсами, может предоставлять из бюджета средства, на возвратной и платной основе, другим экономическим субъектам как внутри страны, так и за её пределами, т.е. другим зарубежным экономическим субъектам. В данном случае государство выступает в качестве кредитора.

Гарантом же государство является тогда, когда берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами.

«В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), непосредственно влияющих на величину централизованных денежных фондов, выдача гарантий не обязательно приводит к их изменению»4. Все зависит от надежности заемщика. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Однако, на практике, государственные гарантии распространяются обычно на недостаточно надежных заемщиков, поскольку они, в отличие от надежных, не в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Что, в свою очередь, влечет за собой рост расходов бюджетных средств.

«Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита – и совмещает их особенности»5. «В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов, и является вторым по величине, после доходов, источником формирования финансовых ресурсов государства и местных органов самоуправления»6.

Государственный (муниципальный) кредит, имея ряд особенностей, отличается от других видов кредита. Так, если «при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности - товары на складе, незавершенное производство (хотя возможно и предоставление бланкового кредита), то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход»7.

К основным целям государственного кредитования относятся: решение проблем финансирования бюджетного дефицита; проведение региональной финансово-кредитной политики направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования региональных экономик; поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач; поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Принципы государственного (муниципального) кредита.

Принцип (от латинского "principium" - основа, начало, первоначало) означает главную идею, ключевую мысль, руководящее положение, которые должны быть применены, использованы или соблюдены в определенной сфере человеческой деятельности.

Принципы всегда представляют собой первичные нормы права, включающие более частные нормы, в которых конкретизируется содержание принципов и которые подчинены этим принципам. Принципы объективны по своему содержанию, так как они определяются социально - определенными реалиями жизни общества. Принципы носят императивный, властно - повелительный характер, содержат обязательные предписания, выполнение которых обеспечивается всем арсеналом правовых средств.

Понятие «принципы государственного (муниципального) кредита», на мой взгляд, включает в себя те идеи, требования либо положения, которые объясняют его суть, а также те, которые описывают все пункты норм, содержащиеся в бюджетном законодательстве. Заметим, что каждая часть права владеет совокупностью общих и собственных принципов, при этом к общим относятся принципы подходящие всем отраслям права, а к собственным - подходящие только конкретно отрасли. Таким образом, принципы можно считать основанием для создания той или иной отрасли права.

Необходимо отметить, что в современной научной литературе неоднократно предпринимались попытки не только обозначить и раскрыть сущность принципов кредитования, но и выделить их целевые группы: общие и специальные, основные и дополнительные. Так, Я.А. Куник отмечал, что «кредитные учреждения предоставляют своим клиентам ссуды, основываясь на определенных принципах, закрепленных соответствующими нормативными актами, выступающих в качестве правовых принципов»8.

Как правило, называют следующие принципы государственного (муниципального) кредита: добровольности; возмездности; целевой направленности государственных кредитных средств; обеспеченности; срочности; возвратности.

Принцип добровольности государственного кредита имеет конституционную природу, цитирую, ч.4 ст.75 Конституции РФ: «государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе»9. Добровольность в отношениях государственного кредита проявляется в добровольности частного субъекта относительно принятия решения о вступлении или нет в кредитные отношения с государством, т.е. потенциальный контрагент публичной власти вправе предоставлять государству свои временно свободные денежные средства или расходовать их по другим направлениям.

Информация о работе Государственный (муниципальный) кредит: сущность, функции, принципы и формы