Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 19:43, курсовая работа
Целью данной работы является создание более полного представления о государственном(муниципальный) кредите, формулирование его основных понятий, определение экономического содержания, функций и форм государственного кредита.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
1) изучить такое понятие как "государственный кредит";
2) раскрыть сущность, значение и основные цели государственного (муниципального) кредита;
3) выявить его функции, принципы и формы;
4) рассмотреть такую тему как: государственный (муниципальный) кредит в России
5) на основе проведенной работы сделать определенные выводы по изученной теме.
Введение........................................................................................................................3
1. Экономическое содержание, функции, формы и принципы государственного (муниципального) кредита.................................................5
1.1 Сущность, значение и основные цели государственного (муниципального) кредита.........................................................................5
1.2 Принципы государственного(муниципального) кредита......................9
1.3 Функции государственного (муниципального) кредита.......................12
1.4 Формы государственного (муниципального) кредита..........................16
2. Государственный (муниципальный) кредит в России .................................18
2.1 Деятельность государства в качестве заемщика....................................18
2.1.1 Понятие государственного и муниципального долга в РФ...........18
2.1.2 Внешние и внутренние заимствования............................................21
2.1.3 Установление предельных объемов государственных заимствований.....................................................................................25
2.2 Деятельность государства в качестве гаранта........................................29
2.3 Деятельность государства в качестве кредитора...................................31
Заключение..................................................................................................................34
Список использованной литературы.........................................................................37
Приложение 1..............................................................................................................39
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Кафедра финансов
Курсовая работа
по финансам
Тема: Государственный (муниципальный) кредит: сущность, функции, принципы и формы
Автор:
Научный руководитель:
2012
Содержание
Введение......................
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Приложение 1.............................
Введение
В своей курсовой работе я обратился к теме "Государственный (муниципальный) кредит: сущность, функции, принципы и формы" неслучайно. Ведь кредит относится к числу наиболее важных категорий экономической науки. Его изучению посвящены произведения классиков марксизма, многочисленные работы советских и зарубежных экономистов.
Развитие финансовых
отношений и изменение
Цель и задачи курсовой работы.
Целью данной работы является создание более полного представления о государственном(муниципальный) кредите, формулирование его основных понятий, определение экономического содержания, функций и форм государственного кредита.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
Моя курсовая работа состоит из: содержания, введения, двух глав (спод главами), заключения и списка использованной литературы.
Значимость данной работы довольно велика, так как государственный (муниципальный) кредит является довольно распространенным в наше время, он является одним из основных инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. А данная курсовая работа поможет прояснить вопросы касаемые содержания, сущности, функций и форм государственного (муниципального) кредита.
Теоретической основой моей курсовой работы послужил ряд источников научной литературы различных авторов, среди которых следует отметить следующих: М.В. Романовского, О.В. Врублевской, А.Ю. Лукьяновой., В.А. Челнокова., Г.Б. Поляка., С.В. Галицкая и т.д.
1. Экономическое содержание, функции, формы и принципы государственного (муниципального) кредита
1.1 Сущность и значение государственного (муниципального) кредита
Для покрытия бюджетного дефицита государство часто привлекает заемные ресурсы. В то же время государство само располагает временно свободными денежными средствами. А в силу своей особой социально-правовой значимости государство может принимать на себя ответственность за погашение ссуд, взятых различными экономическими субъектами. Все это объективно делает его одним из наиболее активных участников кредитных отношений, что, в свою очередь, порождает специфическую форму кредита – государственный кредит.
«Государственный кредит – это совокупность финансовых отношений, в которых в качестве одной стороны выступает государство, а другой – физические и юридические лица»1.
В своем учебнике «Государственные и муниципальные финансы», Подъяблонская Л.М., трактует это понятие не много иначе: «Государственный (муниципальный) кредит, как экономическая категория, выражает совокупность экономических отношений между государством (в лице органов власти), с одной стороны, и физическими и другими экономическими субъектами (физическими и юридическими лицами, зарубежными субъектами) – с другой, по поводу получения займов, предоставления ссуд или гарантийного обеспечения»2.
Следует отметить, что кредит будет государственным только в том случае, если в качестве участника ссудной сделки выступают центральное правительство или региональные власти, а если в качестве участника ссудной сделки выступают местные органы власти, то такой кредит будет муниципальным. Я думаю, в этом смысле, государственный (муниципальный) кредит можно сравнить с другими формами кредита, например, с банковским, где обязательным участником ссудной сделки является банк.
Из выше упомянутых определений государственного (муниципального) кредита следует, что государство как субъект экономических отношений выступает соответственно в роли: заемщика (государственное заимствование), кредитора (государственный кредит), гаранта (государственная гарантия).
Для покрытия своих расходов и расходов на обслуживание государственного долга, государство привлекает свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур, населения и зарубежных экономических субъектов. В данном случае государство выступает в качестве заемщика.
Существуют определенные различия между фирмой-заемщиком и страной-заемщиком (между корпоративными и суверенными заемщиками), они выражаются в следующем:
«Во-первых, кредиторы компании имеют возможность оценить реально её будущую платежеспособность, будущие денежные потоки. Для страны все гораздо сложнее, поскольку труднее регулировать предстоящие бюджетные расходы и сложнее предусмотреть ресурсы на выплату долга на несколько лет вперед.
Во-вторых, компания получает кредиты под конкретное обеспечение (недвижимость или другое имущество, ценные бумаги и т.д.), а страна – под обеспечение всей государственной собственностью. Гарантом платежеспособности государства по своим кредитным обязательствам выступает государственная казна, за счет имущества которой полностью и без условий обеспечивается государственный долг.
В-третьих, в отличие от частного заемщика для стран (суверенных заемщиков) ограничены законные возможности привлечения судебных органов для применения санкций к неплательщикам.
В-четвертых, при неплатежеспособности компании наиболее предпочтительным является вариант ее банкротства для последующего возмещения долгов вместо их пролонгации. При дефолте, объявленном странной-должником, наоборот, наиболее выгодной для кредиторов является реструктуризация долгов»3.
Государство, располагая временно свободными денежными ресурсами, может предоставлять из бюджета средства, на возвратной и платной основе, другим экономическим субъектам как внутри страны, так и за её пределами, т.е. другим зарубежным экономическим субъектам. В данном случае государство выступает в качестве кредитора.
Гарантом же государство является тогда, когда берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами.
«В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), непосредственно влияющих на величину централизованных денежных фондов, выдача гарантий не обязательно приводит к их изменению»4. Все зависит от надежности заемщика. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Однако, на практике, государственные гарантии распространяются обычно на недостаточно надежных заемщиков, поскольку они, в отличие от надежных, не в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Что, в свою очередь, влечет за собой рост расходов бюджетных средств.
«Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита – и совмещает их особенности»5. «В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов, и является вторым по величине, после доходов, источником формирования финансовых ресурсов государства и местных органов самоуправления»6.
Государственный (муниципальный) кредит, имея ряд особенностей, отличается от других видов кредита. Так, если «при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности - товары на складе, незавершенное производство (хотя возможно и предоставление бланкового кредита), то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход»7.
К основным целям государственного кредитования относятся: решение проблем финансирования бюджетного дефицита; проведение региональной финансово-кредитной политики направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования региональных экономик; поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач; поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.
1.2 Принципы государственного (муниципального) кредита.
Принцип (от латинского "principium" - основа, начало, первоначало) означает главную идею, ключевую мысль, руководящее положение, которые должны быть применены, использованы или соблюдены в определенной сфере человеческой деятельности.
Принципы всегда представляют собой первичные нормы права, включающие более частные нормы, в которых конкретизируется содержание принципов и которые подчинены этим принципам. Принципы объективны по своему содержанию, так как они определяются социально - определенными реалиями жизни общества. Принципы носят императивный, властно - повелительный характер, содержат обязательные предписания, выполнение которых обеспечивается всем арсеналом правовых средств.
Понятие «принципы государственного (муниципального) кредита», на мой взгляд, включает в себя те идеи, требования либо положения, которые объясняют его суть, а также те, которые описывают все пункты норм, содержащиеся в бюджетном законодательстве. Заметим, что каждая часть права владеет совокупностью общих и собственных принципов, при этом к общим относятся принципы подходящие всем отраслям права, а к собственным - подходящие только конкретно отрасли. Таким образом, принципы можно считать основанием для создания той или иной отрасли права.
Необходимо отметить, что в современной научной литературе неоднократно предпринимались попытки не только обозначить и раскрыть сущность принципов кредитования, но и выделить их целевые группы: общие и специальные, основные и дополнительные. Так, Я.А. Куник отмечал, что «кредитные учреждения предоставляют своим клиентам ссуды, основываясь на определенных принципах, закрепленных соответствующими нормативными актами, выступающих в качестве правовых принципов»8.
Как правило, называют следующие принципы государственного (муниципального) кредита: добровольности; возмездности; целевой направленности государственных кредитных средств; обеспеченности; срочности; возвратности.
Принцип добровольности государственного кредита имеет конституционную природу, цитирую, ч.4 ст.75 Конституции РФ: «государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе»9. Добровольность в отношениях государственного кредита проявляется в добровольности частного субъекта относительно принятия решения о вступлении или нет в кредитные отношения с государством, т.е. потенциальный контрагент публичной власти вправе предоставлять государству свои временно свободные денежные средства или расходовать их по другим направлениям.
Информация о работе Государственный (муниципальный) кредит: сущность, функции, принципы и формы