Государственный (муниципальный) кредит: сущность, функции, принципы и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является создание более полного представления о государственном(муниципальный) кредите, формулирование его основных понятий, определение экономического содержания, функций и форм государственного кредита.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
1) изучить такое понятие как "государственный кредит";
2) раскрыть сущность, значение и основные цели государственного (муниципального) кредита;
3) выявить его функции, принципы и формы;
4) рассмотреть такую тему как: государственный (муниципальный) кредит в России
5) на основе проведенной работы сделать определенные выводы по изученной теме.

Содержание работы

Введение........................................................................................................................3
1. Экономическое содержание, функции, формы и принципы государственного (муниципального) кредита.................................................5
1.1 Сущность, значение и основные цели государственного (муниципального) кредита.........................................................................5
1.2 Принципы государственного(муниципального) кредита......................9
1.3 Функции государственного (муниципального) кредита.......................12
1.4 Формы государственного (муниципального) кредита..........................16
2. Государственный (муниципальный) кредит в России .................................18
2.1 Деятельность государства в качестве заемщика....................................18
2.1.1 Понятие государственного и муниципального долга в РФ...........18
2.1.2 Внешние и внутренние заимствования............................................21
2.1.3 Установление предельных объемов государственных заимствований.....................................................................................25
2.2 Деятельность государства в качестве гаранта........................................29
2.3 Деятельность государства в качестве кредитора...................................31
Заключение..................................................................................................................34
Список использованной литературы.........................................................................37
Приложение 1..............................................................................................................39

Файлы: 1 файл

Государственный (муниципальный) кредит.docx

— 71.70 Кб (Скачать файл)

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ под государственным и муниципальным долгом понимаются «обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными Бюджетным кодексом РФ, принятые на себя РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием»19.

«В кредитнойпрактике РФ:

  • в зависимости от сроков привлечения денежных средств, выделяют следующие виды государственных долговых обязательств: краткосрочные (сроком до 1 года); среднесрочные (1-5 лет); долгосрочные (5-30 лет);
  • по валюте займа: долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте — внешний долг; долговые обязательства, выраженные в национальной валюте — внутренний долг»20.

Долговые обязательства могут принимать на себя все уровни власти, в том числе РФ, субъекты РФ и органы местною самоуправления. Однако действующее законодательство может ограничивать субъекты федерации и органы местного самоуправления в части внешних заимствований. Так, в РФ органы местного самоуправления не могут осуществлять внешние заимствования.

Государственные внешние и государственные и муниципальные внутренние заимствования используются для финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ (как известно, государственный долг есть сумма дефицитов бюджетов за ряд лет).

Подгосударственным долгом РФ21понимаются «долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц»22.

К основным формам долговых обязательств РФ относятся:

  • кредиты, привлеченные от имени РФ как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
  • кредитам, полученным субъектом РФ от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций;
  • кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;
  • ценным бумагам муниципального образования и государственным ценным бумагам, выпущенным от имени РФ, субъекта РФ;
  • бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет, либо в бюджет субъекта РФ, либо в местный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • гарантиям муниципального образования и государственным гарантиям РФ, субъекта РФ;
  • иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством РФ на государственный долг РФ.

«Особенностью долговой практики РФ являются условия погашения ее долговых обязательств, в том числе:

  1. долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет;
  2. изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается»23.

Под государственным долгом субъекта РФ понимается совокупность его долговых обязательств. Обеспечением государственного долга субъекта РФ полностью и без условий признается все имущество, находящееся в собственности и составляющее государственную казну субъектаРФ. Государственные долговые обязательства субъекта РФ погашаются и обслуживаются за счет части доходов его бюджета.

Под муниципальным долгом в РФ понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования. Обеспечением муниципального долга полностью и без условий признается все имущество, находящееся в муниципальной собственности и составляющее муниципальную казну. Муниципальные долговые обязательства погашаются и обслуживаются за счет части доходов муниципального бюджета.

Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет.

 

    2.1.2 Внешние  и внутренние заимствования

 

«Под государственными заимствованиями РФ понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени РФ, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства РФ».24

В практике РФ используются как внешние, так и внутренние заимствования. Под внешними заимствованиями понимаются долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте, под внутренними заимствованиями — долговые обязательства, выраженные в валюте РФ.

«Под государственными внутренними заимствованиями РФ понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени РФ, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика, выраженные в валюте РФ».25

Государственные и муниципальные внутренние заимствования осуществляются в целях финансирования дефицитов соответствующих бюджетов, а также для погашения долговых обязательств. «Право осуществления государственных внутренних заимствований от имени РФ принадлежит Правительству РФ, либо уполномоченному им Министерству финансов РФ».26

«Под государственными внешними заимствованиями РФ понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени РФ, и кредиты, привлекаемые от кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства РФ, выраженные в иностранной валюте».27

Государственные внешние заимствования РФосуществляются в целях финансирования дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств РФ.«Право осуществления государственных внешних заимствований РФ и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит РФ. От имени РФ осуществлять внешние заимствования может Правительство РФ, либо уполномоченное им Министерство финансов РФ»28.

Субъекты РФ также имеют право на внешние заимствования в случае, если их бюджеты не получают финансовую помощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. В отличие от внешних заимствований, внутренние заимствования могут осуществлять не только РФ и ее субъекты, но и органы местного самоуправления.

«Под государственными заимствованиями субъектов РФпонимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта РФ, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями БК РФ в бюджет субъекта РФот других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ».29

Право осуществления государственных внутренних и внешних заимствований субъекта РФот имени субъекта РФ в соответствии с БК РФ и принятым в соответствии с ним законом субъекта РФпринадлежит высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ, либо финансовому органу субъекта РФ.

«Под муниципальными заимствованиями понимаются муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями БК РФ в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства».30

Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования в соответствии с БК РФ и уставом муниципального образования принадлежит местной администрации.

В целях планирования и учета долговых обязательств, в РФ, составляются программы внешних и внутренних заимствований.Одновременно с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год Правительство РФ составляет две программы:

  • Программу государственных внешних заимствований;
  • Программу государственных внутренних заимствований.

«Под программой государственных внешних заимствований понимается перечень всех внешних заимствований РФ на очередной финансовый год и плановый период по видам заимствований с отражением разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основного долга по каждому виду долгового обязательства».31

«В программе государственных внешних заимствований РФ объем, детализированный по конкретным займам, должен составлять не менее 85 процентов общего объема внешних заимствований»32.

«В программе государственных внешних заимствований РФ должны быть отдельно предусмотрены все займы, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 миллионам долларов США, на весь срок займа. Данные займы подлежат реализации только при условии их утверждения в составе программы государственных внешних заимствований РФ федеральным законом о федеральном бюджете»33.

«Договоры о государственных внешних заимствованиях РФ, предоставлении гарантий по внешним займам подлежат ратификации:

  • если предусмотренные этими договорами займы (гарантии) не включены в Программу государственных внешних заимствований РФ;
  • если исполнение таких договоров требует увеличения предельных объемов государственных внешних заимствований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством РФ»34.

Программа государственных внешних заимствований субъекта РФ представляет собой перечень внешних заимствований субъекта РФ на очередной финансовый год.

В программе государственных внешних заимствований субъекта РФ должны быть определены:

  • предельный объем государственных внешних заимствований субъекта РФ на очередной финансовый год;
  • перечень, объемы и сроки погашения государственных внешних заимствований субъекта РФ на очередной финансовый год.

Напомним, что правом осуществлять внутренние заимствования в России обладают все уровни власти и управления. Ежегодно Правительством РФ, Правительствами субъектов РФ и органами местного самоуправления одновременно с проектами бюджетов составляются программы государственных внутренних заимствований.

 «Под программой государственных  внутренних заимствований РФ на очередной финансовый год и плановый период представляет собой перечень всех внутренних заимствований РФ в виде разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований».35

Государственные внутренние заимствования РФ, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени РФ, предусматривающих в зависимости от условий их выпуска получение при погашении иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента, подлежат отражению в программе государственных внутренних заимствований РФ.

Программа государственных внутренних заимствований РФ на очередной финансовый год и плановый период является приложением к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

«Программа государственных внутренних заимствований субъекта РФ, муниципальных заимствований на очередной финансовый год представляет собой перечень всех внутренних заимствований субъекта РФ, муниципального образования с указанием объема привлечения и объема средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований».36

 

              2.1.3 Установление предельных объемов  государственных заимствований

 

В соответствии с действующим законодательством РФ в бюджетах устанавливаются не только предельные объемы внешних и внутренних заимствований, но и предельные объемы расходов на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга.

«Так, эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг допускается только в случае утверждения федеральным законом, законом субъекта РФ или решением органа местного самоуправления о бюджете соответствующего уровня на текущий финансовый год:

  • предельного размера соответствующего государственного долга, а также муниципального долга;
  • предельного объема заемных средств, направляемых исполнительными органами на финансирование дефицита своего бюджета»37.

Предельный объем заимствований субъектов Российской Федерации, муниципальных заимствований в текущем финансовом году с учетом положений статьи 104 БК РФ не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита соответствующего бюджета и (или) погашение долговых обязательств соответствующего бюджета.

Предельный объем государственного долга субъекта РФ не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Для субъекта РФ, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 БК РФ, предельный объем долга не должен превышать 50 % утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Для муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 БК РФ, предельный объем муниципального долга не должен превышать 50 % утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Информация о работе Государственный (муниципальный) кредит: сущность, функции, принципы и формы