Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 19:43, курсовая работа
Целью данной работы является создание более полного представления о государственном(муниципальный) кредите, формулирование его основных понятий, определение экономического содержания, функций и форм государственного кредита.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
1) изучить такое понятие как "государственный кредит";
2) раскрыть сущность, значение и основные цели государственного (муниципального) кредита;
3) выявить его функции, принципы и формы;
4) рассмотреть такую тему как: государственный (муниципальный) кредит в России
5) на основе проведенной работы сделать определенные выводы по изученной теме.
Введение........................................................................................................................3
1. Экономическое содержание, функции, формы и принципы государственного (муниципального) кредита.................................................5
1.1 Сущность, значение и основные цели государственного (муниципального) кредита.........................................................................5
1.2 Принципы государственного(муниципального) кредита......................9
1.3 Функции государственного (муниципального) кредита.......................12
1.4 Формы государственного (муниципального) кредита..........................16
2. Государственный (муниципальный) кредит в России .................................18
2.1 Деятельность государства в качестве заемщика....................................18
2.1.1 Понятие государственного и муниципального долга в РФ...........18
2.1.2 Внешние и внутренние заимствования............................................21
2.1.3 Установление предельных объемов государственных заимствований.....................................................................................25
2.2 Деятельность государства в качестве гаранта........................................29
2.3 Деятельность государства в качестве кредитора...................................31
Заключение..................................................................................................................34
Список использованной литературы.........................................................................37
Приложение 1..............................................................................................................39
Управление государственным и муниципальным долгом в РФ. В общепринятой практике под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по погашению долговых обязательств государства и осуществлению новых заимствований. При этом погашение долговых обязательств подразумевает погашение, как основной части долга, так и начисленных процентов.
В российской практике под управлением государственным долгом понимается «погашение и обслуживание государственных долговых обязательств. При этом под погашением понимают возврат основной суммы долга, а под обслуживанием долговых обязательств — выплату начисленных процентов за пользование привлеченными средствами»38.
Государственным долгом РФ управляет Правительство РФ, либо уполномоченное им Министерство финансов РФ; государственным долгом субъекта РФ — высшим орган исполнительной власти субъекта РФ, либо финансовым органом субъекта РФ в соответствии с законом субъекта РФ; муниципальным долгом — исполнительно-распорядительный орган муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
Одним из важных аспектов управления государственным и муниципальным долгом является реструктуризация. В соответствии с БК РФ под реструктуризацией долга понимается «основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств»39. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием суммы основного долга. Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем финансовом году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств.
«Основными задачами управления государственным долгом в РФ считаются:
Управление государственным долгом в РФ регулируется:
В России действует единая система учета и регистрации государственных заимствований. Субъекты РФ, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Министерстве финансов РФ.
Информация о долговых обязательствах вносятся соответствующими уполномоченными органами в Государственную долговую книгу РФ, государственную долговую книгу субъекта РФ или муниципальную долговую книгу в срок, не превышающий 3 дня с момента возникновения соответствующего обязательства.
2.2 Деятельность государства в качестве гаранта
Деятельность государства в качестве гаранта может привести к появлению государственных долговых обязательств, если заемщик, получивший гарантии государства, не выполнил свои обязательства перед кредитором.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ: «государственная или муниципальная гарантия (государственная гарантия РФ, государственная гарантия субъекта РФ, муниципальная гарантия) - вид долгового обязательства, в силу которого соответственно РФ, субъект РФ, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром»41.
Письменная форма государственной или муниципальной гарантии является обязательной. В государственной или муниципальной гарантии должны быть указаны: сведения о гаранте, включающие его наименование (РФ, субъект РФ, муниципальное образование); наименование органа, выдавшего гарантию от имени указанного гаранта; сумма гарантированных обязательств.
«Срок действия государственной или муниципальной гарантии определяется условиями гарантии»42.
А так же, «государственные или муниципальные гарантии могут предусматривать субсидиарную или солидарную ответственность гаранта по обеспеченному им обязательству принципала»43.
Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год должны быть установлены пределы общей суммы государственных гарантий РФ, предоставляемых для обеспечения обязательств, как в валюте РФ, так и в иностранной валюте. Общая сумма предоставленных государственных гарантий РФ для обеспечения обязательств в валюте РФ включается в состав государственного внутреннего долга РФ как вид долгового обязательства.
Государственные гарантии субъектов РФ и муниципальные гарантии предоставляются субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам для обеспечения исполнения их обязательств перед третьими лицами.
«Законом о бюджете на очередной финансовый год должны быть установлены: верхний предел общей суммы государственных гарантий субъектов РФ, муниципальных гарантий; перечень предоставляемых отдельным субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам гарантий на сумму, превышающую 0,01 процента расходов соответствующего бюджета»44.
Общая сумма предоставленных гарантий включается в состав долга субъекта РФ, муниципального долга как вид долгового обязательства. Государственные гарантии предоставляются соответствующим органом исполнительной власти РФ или субъекта РФ, а муниципальные — уполномоченным органом местного самоуправления.
В Законе РФ «О федеральном бюджете на 2012 год»» установлен верхний предел государственного внутреннего долга РФ по государственным гарантиям РФ в валюте РФ на 1 января 2013 года в сумме 1 355 962 336,3 тыс. рублей, на 1 января 2014 года в сумме 1 684 412 336,3 тыс. рублей и на 1 января 2015 года в сумме 1 900 952 336,3 тыс. рублей.А так же, установлен верхний предел государственного внешнего долга РФ по государственным гарантиям РФ в иностранной валюте на 1 января 2013 года в сумме 8,3 млрд. долларов США, или 5,9 млрд. евро, на 1 января 2014 года в сумме 14,1 млрд. долларов США, или 10,1 млрд. евро, и на 1 января 2015 года в сумме 18,5 млрд. долларов США, или 13,2млрд. евро.45
2.3 Деятельность
государства в качестве
Деятельность государства в качестве кредитора приводит к образованию дополнительных государственных активов. Размещение государством кредитов на внешних рынках приводит к образованию (дебиторской) задолженности иностранных заемщиков, которая является составной частью государственных внешних активов страны. К остальным внешним (или зарубежным) активам относится движимое и недвижимое имущество, другие активы, принадлежащие государству и находящиеся за пределами его территории.
Органы государственной власти РФ от её имени предоставляют кредиты на внешних рынках: иностранным государствам; юридическим лицам, находящихся под юрисдикцией иностранных государств; международным организациям.
На внутреннем рынке заемщиками средств федерального бюджета выступают: бюджетные учреждения; государственные и муниципальные унитарные предприятия; юридические лица, не относящиеся к первым двум; органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.«Бюджетный кредит - денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах».46
При размещении органами власти РФ кредитов на внешних рынках у иностранных государств-заемщиков возникаю долговые обязательства перед РФ как кредитором. Долговые обязательства иностранных государств перед РФ как кредитором формируют долг иностранных государств перед ней.
Сведения о размерах и структуре долга иностранных государств перед Россией ежегодно передаются Правительством РФ в Государственную Думу вместе с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и другими документами и материалами.
Федеральным законом о федеральном бюджете утверждаются определенные сведения о долге иностранных государств перед РФ:
Под государственными кредитами, предоставляемыми РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, понимаются кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед РФ как кредитором.
Программа предоставления РФ государственных кредитов на очередной финансовый год утверждается одновременно с проектом закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год47.
Договоры о предоставления государственных кредитов РФ подлежат утверждению законодательными органами в форме федерального закона в следующих случаях:
В случае неисполнения своих обязательств заемщики могут поставить вопрос о реструктуризации своего долга перед РФ.
Заключение.
Вот и закончено рассмотрение одного из ключевых аспектов финансов – государственный кредит. Многое осталось за пределами данной работы, но я надеюсь, что основная часть позволит сформировать основные понятия, связанные с государственным кредитом и расширить кругозор в экономической сфере жизни.
Теперь обобщим весь материал, изложенный в курсовой работе.
Как было отмечено, Государственный (муниципальный) кредит, как экономическая категория, выражает совокупность экономических отношений между государством (в лице органов власти), с одной стороны, и физическими и другими экономическими субъектами (физическими и юридическими лицами, зарубежными субъектами) – с другой, по поводу получения займов, предоставления ссуд или гарантийного обеспечения.В основном государство выступает как заемщик средств. Реже оно выступает как кредитор и гарант.
Государственные (муниципальные) кредиты предоставляются за счет бюджетных средств экономическим субъектам, региональным и местным органам власти, иностранным государствам, международным организациям.
Государственный (муниципальный) кредит выполняет три функции: распределительную; контрольную; регулирующую.
Рассмотрев функции, я могу сделать вывод, что положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов через распределительную функцию, а контролирует целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов через контрольную функции.
Как правило, называют следующие принципы государственного (муниципального) кредита: добровольности; возмездности; целевой направленности государственных кредитных средств; обеспеченности; срочности; возвратности.
А так же, государственный (муниципальный) кредит функционирует в двух формах: кредита (несекьюритизированная форма); займа путем эмиссии долговых ценных бумаг.
Разумно будет предоставить следующие выводы, сделанные на основе анализа содержания государственного (муниципального) кредита:
Информация о работе Государственный (муниципальный) кредит: сущность, функции, принципы и формы