Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 19:43, курсовая работа
Целью данной работы является создание более полного представления о государственном(муниципальный) кредите, формулирование его основных понятий, определение экономического содержания, функций и форм государственного кредита.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
1) изучить такое понятие как "государственный кредит";
2) раскрыть сущность, значение и основные цели государственного (муниципального) кредита;
3) выявить его функции, принципы и формы;
4) рассмотреть такую тему как: государственный (муниципальный) кредит в России
5) на основе проведенной работы сделать определенные выводы по изученной теме.
Введение........................................................................................................................3
1. Экономическое содержание, функции, формы и принципы государственного (муниципального) кредита.................................................5
1.1 Сущность, значение и основные цели государственного (муниципального) кредита.........................................................................5
1.2 Принципы государственного(муниципального) кредита......................9
1.3 Функции государственного (муниципального) кредита.......................12
1.4 Формы государственного (муниципального) кредита..........................16
2. Государственный (муниципальный) кредит в России .................................18
2.1 Деятельность государства в качестве заемщика....................................18
2.1.1 Понятие государственного и муниципального долга в РФ...........18
2.1.2 Внешние и внутренние заимствования............................................21
2.1.3 Установление предельных объемов государственных заимствований.....................................................................................25
2.2 Деятельность государства в качестве гаранта........................................29
2.3 Деятельность государства в качестве кредитора...................................31
Заключение..................................................................................................................34
Список использованной литературы.........................................................................37
Приложение 1..............................................................................................................39
Принцип добровольности проявляется и в процессе управления государственным долгом. Например, в Постановлении Правительства РФ от 20 июля 1998 г. № 843: "О мерах по стабилизации ситуации на рынках государственных долговых обязательств Российской Федерации" написано: «Министерству финансов Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации осуществить на основе принципов добровольности и соблюдения прав инвесторов все необходимые мероприятия по досрочному погашению государственных краткосрочных бескупонных облигаций»10.
Гарантией добровольности кредитных отношений с участием государства служит принцип возмездности, означающий уплату вознаграждения за пользование ссудным капиталом. Возмездность в отношениях по государственному кредиту выражается, как правило, в начислении процентов к основному долгу.
Принцип целенаправленности или целевой направленности государственных кредитных средств, означает, что ссуды выдавались на конкретные, строго определенные потребности (цели) в пределах тех объектов кредитования, которые предусматривались действующими нормативными актами, кредитными планами, использовались ссудополучателями на цели, указанные в договорах ссуды. Отметим, что принцип целевой направленности государственных кредитных средств означает право стороны, предоставляющей во временное пользование свои денежные средства, оговаривать цели их размещения. Например, органы государственной власти субъектов РФ имеют право привлекать из федерального бюджета кредиты для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, а также для финансирования расходов региональных бюджетов по погашению возникших долговых обязательств. Средства федерального бюджета в качестве бюджетной ссуды субъекту РФ выдаются на финансирование кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджета субъекта Федерации.
Принцип возвратности означает возвращение денежной суммы кредитору, которая ранее была им выдана, на определенных условиях. Возврат кредита осуществляться двумя способами: по истечению срока возвращается вся сумма кредита, одним платежом; в соответствии с договором государственного кредита допускается возврат денежных средств частями. Хочу отметить то, что при частичном возврате проценты, за пользование кредитом, начисляются только на оставшуюся (невозвращенную) часть.
Срочность определяет предельный срок использования кредитных ресурсов заемщиком, нарушение которого влечет наступление негативных последствий, как правило, в форме уплаты неустойки.
Таким образом, выделенные принципы государственного (муниципального) кредита отражают потребности отношений экономического базиса. Дальнейшее совершенствование российского законодательства в сфере государственного кредитования должно идти по пути учета интереса участников, находящихся на стороне заемщика в кредитном договоре, что может быть достигнуто посредством полноты проявления каждого из выделенных принципов государственного (муниципального) кредита.
1.3 Функции государственного (муниципального) кредита
Сущность государственного (муниципального) кредита как экономической категории раскрывается в трех функциях: распределительной; контрольной; регулирующей.
Важнейшая функция государственного (муниципального) кредита – это распределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности.
«Распределение осуществляется между:федеральным бюджетом и региональными бюджетами;региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований;международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом;иностранными юридическими и физическими лицами,федеральным и региональными бюджетами;федеральным, региональными, местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.»11.
Через эту функцию осуществляется формирование и использование централизованных денежных фондов государства на принципах возвратности, срочности и платности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. Это одна сторона государственных кредитных отношений. Другая их сторона – финансовые связи, обусловленные возвратностью и платностью дополнительно мобилизованных средств. При этом выплата доходов кредиторам обеспечивается за счет бюджетных поступлений, а круг налогоплательщиков не совпадает с кругом держателей государственных ценных бумаг, да и при совпадении, что невозможно, будут наблюдаться структурные не совпадения: «размер вносимых в бюджет налогов, каждым владельцем ценных бумаг, не совпадает с величиной получаемых им доходов от государственно-кредитных операций»12. Это означает, что и вторая сторона государственных кредитных отношений имеет перераспределительный характер.
Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа или библиотека обеспечивает потребности не одного поколения, поскольку служит 30–50 лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами? Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается путем выпуска займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов, которых погашается как основной долг, так и проценты по нему. Таким образом, «положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени»13.
Регулирующая функция государственного (муниципального) кредита проявляется в воздействии государства на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов, когда выделение денежных средств на безвозмездной основе не всегда оправдано, наиболее эффективно использовать их на возвратной и платной основе. Регулирующая функция проявляется при получении Россией внешних займов от МВФ на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п. С помощью регулирующей функции государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное использование бюджетного кредита.
Регулирующая функция государственного кредита выражается в следующем14: мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. При финансировании производственных затрат за счет кредита (например, инвестиции) происходит абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении; выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены и кредита. Чем выше спрос государства, тем выше, при прочих равных условиях, уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства и стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг. Если же в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие на производство несущественно. Беспредельная активность государства (как это имело место в нашей стране до августовского 1998 г. кризиса) на финансовом рынке отвлекает значительную долю денежных накоплений от производственного использования, чем существенно замедляет темпы экономического развития, приводит к росту государственного долга; положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары отечественного производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. Это может выражаться в поддержке малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных регионах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками, согласно соответствующим программам. Стимулирование развития производства и занятости возможно также за счет кредитов, предоставляемых из бюджетов территорий.
Хотелось бы добавить, что мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. А это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.
«Она выражается во влиянии на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру платежеспособного спроса, темпы экономического роста, объем денежной массы в обращении»15. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов и имеет свои специфические черты, порожденные особенностям этой категории:«тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами»16.
Контроль осуществляется за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Контроль осуществляется за:
1.4Формы государственного (муниципального) кредита
Государственный (муниципальный) кредит функционирует в двух формах: кредита (несекьюритизированная форма); займа путем эмиссии долговых ценных бумаг.
Кредит предоставляется государству кредитором в денежной форме, а заем связан с механизмом фондового рынка, когда правительство выпускает ценные бумаги, а инвесторы их покупают, финансируя расходы государства – эмитента ценных бумаг. При разных механизмах реализации эти две формы государственного кредита имеют одинаковое экономическое содержание. Оно состоит в поступлении заемных ресурсов в бюджет и соответствующем возрастании государственного долга в форме кредитных обязательств по ссудам или долговых обязательств по ценным бумагам.
Особенностью несекьюризированной формы заимствования является то, что на протяжении всего срока кредита в качестве кредитора выступает одно и то же лицо или государство-кредитор. Основным преимуществом является относительная безопасность заемщика, его защищенность от концентрации прав требования в руках нежелательных лиц. Вместе с тем это преимущество порождает недостаток, состоящий в ограничении возможности реструктуризации такой формы задолженности.
Секьюритизированная форма заимствований имеет также свои преимущества: значительно больший объем инвестиционного спроса; возможность гибко регулировать объем и стоимость заимствований и др.
В настоящее время в мире доля несекьюритизированной формы заимствований в совокупном объеме суверенных долгов сокращается. Кредиты в наибольшей степени характерны для менее развитых стран мира и их финансовых рынков.
Государственный (муниципальный) кредит по источнику происхождения может быть: внутренним (т.е. номинированным в национальной валюте); внешним (выраженным в иностранной валюте). Как правило, по внутреннему долгу кредиторами выступают юридические и физические лица – резиденты, по внешнему – нерезиденты. Пропорция между внутренними и внешними долгами является важной характеристикой, влияющей на эффективность государственных заимствований. «В начале двадцать первого века по миру в целом (в систему мировой суверенной задолженности входило более 200 стран) соотношение между внешней и внутренней задолженностями составляло 6% и 94%, в США – 4% и 96%. У развивающихся стран ситуация принципиально другая: в Мексике – 40% и 60%, в России – 64% и 36%»18.
Государственный (муниципальный) кредит по целям будущего использования средств можно подразделить на: инвестиционный и неивестиционный. К первой категории относятся кредиты на финансирование крупных государственных инвестиционных проектов, программ, т.е. на производственные цели. Ко второй относятся кредиты на финансирование непроизводительных расходов государства, т.е. связанных с «проеданием» заемных средств, как материальной так и денежной отдачи от их использования не будет. К сожалению, доля последних довольно высока, особенно в странах с нестабильной экономикой и нездоровыми государственными финансами, в первую очередь – с кризисным состоянием государственного бюджета. В связи с этим объем внутренних заимствований государства с финансового рынка в форме выпуска ценных бумаг, а также в форме кредитов следует рассматривать как вычет из объема инвестиционных ресурсов страны, которые потенциально могли бы быть направлены на финансирование реального сектора экономики.
2. Государственный (муниципальный) кредит в России
Как мы знаем, под государственным (муниципальным) кредитом как экономической категорией понимаются экономические (денежные) отношения, связанные с кредитной деятельностью государства, т.е. деятельностью в качестве кредитора, гаранта и заемщика.
2.1 Деятельность
государства в качестве
2.1.1 Понятие государственного и
муниципального долга в
Деятельность государства в качестве заемщика приводит к образованию государственного (муниципального) долга.
Информация о работе Государственный (муниципальный) кредит: сущность, функции, принципы и формы