Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 01:30, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена социальными, экономическими и правовыми факторами.
При оценке эффективности государственного надзора страховой деятельности возникает множество теоретических и практических проблем. В первую очередь, это эффект отсроченного воздействия: результат от введения нового закона, например, может проявиться в полной мере лишь спустя несколько лет
Введение………………………………………………………………………………4
1. Государственное регулирование страховой деятельностью………………..6
1.1 Понятие, цели, методы государственного регулирования страховой деятельности ………………………………………………………………………………….6
1.2 Международные стандарты надзора на рынках финансовых услуг…………10
2. Регулирование государственного страхового надзора в РФ………………13
2.1 Государственный надзор за деятельностью страховщиков…………………..13
2.2 Юридическая ответственность за нарушение законодательства в сфере страхового надзора………………………………………………………………….……….16
3. Проблемы и пути решения в сфере страховой деятельности………….…..20
3.1 Проблемы………………………………………………………………………..20
3.2 Пути решения…………………………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….….24
Список использованной литературы………………………………………………26
Курсовая работа по дисциплине «Финансы»
Государственный надзор за страховой деятельностью в РФ
Дата защиты______________
канд. экон. наук, доцент
Оценка с учетом защиты ____
«___» _______________2014 г.
Подписи членов комиссии
_________________________
Форма обучения очная
(очная, очно-заочная, заочная
Ярославль 2014 г.
Реферат
Объем 27 с., 3 гл., 1 табл., 18 источников.
Ключевые слова: страхование, страховое дело, государственное регулирование, страховое надзор, орган страхового надзора, Департамент страхового рынка, лицензирование, субъекты страхового дела, страховая деятельность.
Предмет исследования: система отношений в сфере государственного страхового надзора.
Объект исследования: регулирование государственного надзора в сфере страхования в РФ.
Цель работы: изучение государственного надзора за страховой деятельностью в РФ.
Результаты исследования: рассмотрены понятие, цели, методы государственного регулирования страховой деятельности, проанализированы международные стандарты надзора на рынках финансовых услуг, изучены особенности государственного надзора за деятельностью страховщиков; проанализирована юридическая ответственность за нарушение законодательства в сфере страхового надзора, выявлены проблемы и пути решения в сфере страховой деятельности.
Рекомендации по внедрению: результаты могут быть использованы в деятельности при исследовании вопросов, связанных с пониманием феномена государственного страхового надзора.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Государственное
регулирование страховой
1.1 Понятие, цели, методы государственного
регулирования страховой
1.2 Международные стандарты надзора на рынках финансовых услуг…………10
2. Регулирование
государственного страхового
2.1 Государственный надзор
за деятельностью страховщиков…
2.2 Юридическая ответственность
за нарушение законодательства
в сфере страхового надзора……………………………………………………………
3. Проблемы и
пути решения в сфере
3.1 Проблемы…………………………………………………………
3.2 Пути решения………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………………26
Введение
Страхование, как вид предпринимательской деятельности, представляет собой профессиональную защиту имущественных интересов физических и юридических лиц, за счет средств которых происходит формирование денежных фондов, предназначенных для покрытия материального ущерба, связанного с наступлением определенных событий. Эффективно работающая, финансово стабильная система страхования защищает общество от многих социальных потрясений, стимулирует деловую активность, улучшает инвестиционный климат, способствуя экономическому росту в стране в целом. По этим причинам страхование во многих странах мира признано стратегическим сектором экономики, что обусловливает довольно жесткое правовое регулирование данного вида деятельности, с одной стороны, и государственную поддержку - с другой.
Актуальность темы исследования обусловлена социальными, экономическими и правовыми факторами.
При оценке эффективности государственного надзора страховой деятельности возникает множество теоретических и практических проблем. В первую очередь, это эффект отсроченного воздействия: результат от введения нового закона, например, может проявиться в полной мере лишь спустя несколько лет. Следовательно, и адекватная оценка эффективности может быть обеспечена только через значительный промежуток времени. Кроме того, проявляется эффект разнонаправленного воздействия регулирования на различные виды страхования.
Эти и другие особенности отличают процесс надзора за страховой деятельностью от надзора любой другой отрасли.
Предмет исследования: система отношений в сфере государственного страхового надзора.
Объект исследования: регулирование государственного надзора в сфере страхования в РФ.
Целью работы является изучение государственного надзора за страховой деятельностью в РФ.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие, цели,
методы государственного
- проанализировать
- рассмотреть государственный
надзор за деятельностью
- исследовать юридическую
ответственность за нарушение
законодательства в сфере
- проанализировать проблемы
и пути решения в сфере
Применение теории государственного регулирования в страховой деятельности отражено в работах А.А.Зернова, И.С.Меркурьевой. В области правового регулирования страхового рынка заметное место занимают работы Н.Н.Косаренко, А.А.Мамедова. Тем не менее, в работах этих авторов не достаточно полно освещены вопросы эффективности государственного регулирования страховой деятельности. Непосредственно вопросы эффективности государственного регулирования страхового дела рассматривали А.Н.Зубец, Н.И. Федякова.
Методологическую основу исследования составили общенаучные диалектические методы познания, включающие принципы объективности, системности, историзма, индукции, дедукции и др. Наряду с общенаучными методами познания применялись частно-научные методы: формально-юридический, описательный, формально-логический, исторический, системно-правовой, сравнительно-правовой и другие.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
1. Государственное регулирование страховой деятельностью
1.1 Понятие, цели,
методы государственного
Страхование представляет собой объективно обусловленный вид экономической и социальной деятельности. В этом качестве оно может существовать и функционировать без всякого регулирования или влияния со стороны государства, развиваясь под влиянием собственных экономических законов, носящих объективный характер. Но это было характерно для первого этапа формирования страхования в обществе, когда в основном действовали социальные нормы. С появлением государства и вместе с ним правовых норм возникает необходимость регулирования этой важной сферы экономики со стороны государства. По мере развития и становления самого государства страхование все более и более становится объектом регулирования со стороны государства. [13, c. 16-28]
Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой воздействие государства на участников страховых обязательств, которое проводится по нескольким направлениям:
а) прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов;
б) законодательное обеспечение становления и защиты национального страхового рынка;
в) государственный надзор за страховой деятельностью;
г) защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.
Прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов обусловливается необходимостью, во-первых, предоставления гарантий социальной защиты определенных групп населения и проведением обязательного государственного страхования за счет бюджетных средств; во-вторых, определением основ и порядка участия государства в страховании некоммерческих рисков для защиты инвестиций, в том числе и иностранных, в страховании экспортных кредитов; в-третьих, предоставлением дополнительных гарантий тем средствам страховщиков, которые размещаются в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом; в-четвертых, созданием целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан.
В едином государственном реестре субъектов страхового дела на 31 декабря 2013 года зарегистрированы 432 страховщика, из них 420 страховых организаций и 12 обществ взаимного страхования.
Обобщены оперативные данные, полученные в электронном виде от 418 страховщиков (в том числе от 1 страховщика, представившего статистическую отчетность за неполный период в связи с реорганизацией в течение 2013 года), 4 не проводили страховые операции, 11 не представили форму статистической отчетности № 1-С «Сведения об основных показателях деятельности страховщика» за январь-декабрь 2013 года в виде электронного документа.
Общая сумма страховых премий и выплат по всем видам страхования за 2013 год составила соответственно 904,86 и 420,77 млрд руб. (111,1 % и 112, 9 % по сравнению с 2012 годом).[18]
Под государственным регулированием страховой деятельности понимается система методов воздействия государства на организацию страхового дела в стране и осуществление страхования.
Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.
В общем виде целями государственного регулирования страховой деятельности являются:
1) организация страхового дела в стране в соответствии с потребностями защиты имущественных интересов граждан, юридических лиц, самого государства и его субъектов;
2) типизация условий и правил страхования, что упрощает порядок его осуществления;
3) развитие рынка страховых услуг, повышение экономической эффективности и социальной значимости страхования;
4) защита прав страхователей
как субъектов страхового
Направлениями государственного регулирования страховой деятельности являются:
1) установление
2) правовое регулирование страховых отношений;
3) государственный надзор за осуществлением страховой деятельности;
4) обеспечение финансовой
устойчивости и
5) пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на рынке страховых услуг;
6) обеспечение исполнения предписаний норм страхового законодательства.
Методами осуществления государственного регулирования страховой деятельности выступают те конкретные приемы и способы, посредством которых государство осуществляет это регулирование.
Эти методы различаются в зависимости от цели государственного регулирования и его направления.[12, c.8-13]
Государственное регулирование страховой деятельности осуществляется посредством властных предписаний, адресованных субъектам страховой деятельности, и производится в определенных правовых формах. Поэтому правовыми методами государственного регулирования страховой деятельности выступают:
1) издание правовых актов, носящих нормативный характер. Совокупность этих актов формирует страховое законодательство;
2) издание правовых актов,
носящих индивидуальный
3) привлечение лиц, виновных
в нарушении страхового
В отечественной практике можно выделить три стадии (формы) осуществления государственного надзора за деятельностью страховых организаций: предварительный (лицензионный), текущий (контрольный), последующий (статистический) (таблица 1).
Информация о работе Государственный надзор за страховой деятельностью в РФ