Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 01:30, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена социальными, экономическими и правовыми факторами.
При оценке эффективности государственного надзора страховой деятельности возникает множество теоретических и практических проблем. В первую очередь, это эффект отсроченного воздействия: результат от введения нового закона, например, может проявиться в полной мере лишь спустя несколько лет
Введение………………………………………………………………………………4
1. Государственное регулирование страховой деятельностью………………..6
1.1 Понятие, цели, методы государственного регулирования страховой деятельности ………………………………………………………………………………….6
1.2 Международные стандарты надзора на рынках финансовых услуг…………10
2. Регулирование государственного страхового надзора в РФ………………13
2.1 Государственный надзор за деятельностью страховщиков…………………..13
2.2 Юридическая ответственность за нарушение законодательства в сфере страхового надзора………………………………………………………………….……….16
3. Проблемы и пути решения в сфере страховой деятельности………….…..20
3.1 Проблемы………………………………………………………………………..20
3.2 Пути решения…………………………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….….24
Список использованной литературы………………………………………………26
пренебрежение правами и законными интересами страхователей со стороны отдельных страховщиков;
увеличение числа профессиональных объединений страховщиков (ассоциаций), в том числе за счет создаваемых под конкретные виды страхования, которое делает представление интересов отрасли дорогостоящим и недостаточно эффективным;
повышение уровня расходов на ведение дела и управленческих расходов в объеме страховой премии, влияющих на исполнение обязательств по договорам страхования, снижение рентабельности и эффективности деятельности;
недостаточно развитая сеть продаж страховых продуктов страховщиками и несовершенство способов заключения договоров страхования;
страхование жизни сдерживается низким уровнем доходов страхователей, высоким уровнем инфляции и высокими ставками банковских депозитов, не дающими преимуществ страхованию жизни по сравнению с иными инструментами накопления;
недостаточное участие страховщиков в возмещении убытков по катастрофическим рискам, тогда как большая часть средств возмещается из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.[6]
Интенсивный сценарий развития страхового дела предполагает совершенствование традиционных сфер деятельности субъектов страхового дела, внедрение и развитие новых механизмов защиты имущественных интересов, построенных на страховых принципах.
3.2 Пути решения
Особое значение приобретают задачи расширения сферы деятельности участников и субъектов страхового дела при обеспечении гарантий защиты прав потребителей их услуг, создания условий, обеспечивающих повышение эффективности инфраструктуры страхового рынка, развитие новых видов добровольного страхования, взаимного страхования и новых подходов к страхованию, направленных на удовлетворение массовой потребности в страховых услугах.
В целях создания новых и совершенствования действующих страховых инструментов обеспечения исполнения обязательств по договорам необходимо:
формирование в случае необходимости регулятивных основ по выдаче страховщиками гарантий, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации;
расширение и совершенствование практики страхования ответственности по договору (расширение сфер применения, совершенствование правил страхования, в частности, путем исключения оснований для освобождения от страховой выплаты в случае грубой неосторожности страхователя и др.);
формирование законодательных и нормативно-правовых особенностей деятельности страховщиков по заключению договоров поручительства в качестве поручителей.
Немаловажным аспектом расширения сферы деятельности субъектов страхового дела является комплексное развитие взаимного страхования, которое может стать эффективным и доступным инструментом страховой защиты для граждан России, субъектов малого и среднего предпринимательства, а также объединения страховых интересов юридических лиц по профессиональному признаку.[9, c. 23-26]
Основными направлениями развития взаимного страхования являются:
совершенствование нормативно-правовой базы взаимного страхования в части расширения форм взаимного страхования, видов страхования, которые вправе осуществлять общества взаимного страхования;
установление минимальных требований (к числу членов общества, количеству застрахованных объектов, обеспечению финансовой устойчивости операций по взаимному страхованию) с учетом специфики деятельности обществ взаимного страхования по профессиональным, региональным и иным специфическим признакам;
уточнение подходов к налогообложению деятельности обществ взаимного страхования;
осуществление мероприятий, направленных на информирование об имеющихся особенностях, принципах объединения в общества взаимного страхования, а также о различиях по сравнению с заключением договоров страхования со страховыми организациями.
Для обеспечения эффективного использования бюджетных средств на страхование необходимо комплексно проработать вопросы оптимизации системы управления рисками за счет бюджетных средств. Государство является одним из крупнейших страхователей и за счет бюджетных средств осуществляется значительное количество видов личного страхования, а также имущественного страхования.
Кроме того, целесообразно провести анализ государственных и муниципальных расходов на страхование, комплексно проанализировать их эффективность и экономическую целесообразность действующей системы защиты имущественных интересов государства.[14, c.17]
Следует разработать комплекс мероприятий по сокращению расходов бюджетной системы на организацию страхования.
Одним из важнейших направлений развития страховой деятельности, позволяющим повысить доверие граждан к страховщикам и институту страхования в целом, популяризировать добровольное страхование, удовлетворить массовые потребности в страховых услугах и повысить качество предоставляемых страховых услуг, обеспечив добросовестную конструктивную конкуренцию субъектов страхового дела, является защита прав потребителей.
Недостаточный уровень страховой культуры большей части потребителей страховых услуг существенно ограничивает использование и развитие механизмов страховой защиты, что в основном обусловлено особенностью и условиями становления рыночной экономики в России, определившими недоверие к кредитно-финансовым институтам и к страховым услугам, в частности недостаточностью информации о страховании и субъектах страхового дела в средствах массовой информации, недостаточно квалифицированным менеджментом страховой отрасли, низким уровнем жизни значительной части населения, слабым развитием сфер малого бизнеса и предпринимательства, коротким горизонтом финансового планирования домохозяйств и хозяйствующих субъектов.[13, c. 16-28]
Для повышения инвестиционной привлекательности российского страхового рынка, расширения сферы деятельности его участников, повышения стабильности и надежности инфраструктуры страхового рынка необходимо реализовать комплекс мер в направлении усиления роли российского страхового рынка на международном уровне.
В связи с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации и взятыми в связи с этим обязательствами требуется комплекс мер по гармонизации российского страхового законодательства:
определение форм и
порядка участия иностранных
инвесторов в создании и
формирование подходов к осуществлению надзора и контроля за деятельностью иностранных страховщиков и их филиалов на территории Российской Федерации и трансграничными страховыми операциями.
В целях обеспечения
конкурентоспособности
Заключение
Реализация мер, направленных на повышение эффективности государственного надзора за субъектами страхового дела, является непременным условием реализации большинства задач развития страхового дела, в частности обеспечивающим защиту прав потребителей страховых услуг, повышение их качества, поддержание стабильности и надежности инфраструктуры страхового рынка и повышение его инвестиционной привлекательности.
Для улучшения условий осуществления страховой деятельности в Российской Федерации, повышения прозрачности, стабильности и зрелости российского страхового рынка, гармонизации российского страхового законодательства с международной практикой и рекомендациями Международной ассоциации страховых надзоров и Организации экономического сотрудничества и развития необходимо принять меры по повышению эффективности государственного страхового надзора, систематизации форм и методов его осуществления, направленных, в частности:
на внедрение в деятельность органа страхового надзора методов оперативного мониторинга и оценки финансовой устойчивости страховщиков с применением систематизированного перечня показателей, характеризующих их финансовое положение на основе отчетности страховщиков, оперативно представляемой в орган страхового надзора и анализируемой, в частности с применением средств автоматизации;
на повышение эффективности и оперативности контроля за деятельностью субъектов страхового дела, осуществляемого на основе представляемой ими в орган страхового надзора бухгалтерской и иной отчетности, переход к контролю на основе отчетности, составленной по международным стандартам финансовой отчетности;
на определение механизмов и способов осуществления контроля за исполнением страхователями обязанности по заключению договоров страхования и взысканию необоснованно сбереженных сумм в связи с неисполнением этой обязанности;
на совершенствование регулирования вопросов проведения проверок субъектов страхового дела, определение видов и форм проверок, оснований для проведения проверок, периодичности и продолжительности проверок, порядка принятия решений о проведении проверок субъектов страхового дела, оформления результатов проверок и доведения их до субъектов страхового дела;
на развитие и расширение иных форм и методов государственного страхового надзора, в том числе направленных на повышение ответственности страховщика за необоснованное сбережение сумм в связи с неисполнением обязательств, возложенных на него в силу закона.
Система регулирования финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков требует совершенствования в части подходов к формированию страховых резервов, а также порядка расчета нормативного соотношения собственных средств и принятых обязательств.
Порядок расчета нормативного соотношения собственных средств и принятых обязательств должен учитывать специализацию страховщика и быть дифференцирован в зависимости от осуществляемых им видов страхования и принимаемых рисков. При этом следует предусмотреть возможность изменения норматива платежеспособности для страховщиков, имеющих стабильный страховой портфель и продолжительный опыт работы по отдельным видам страхования.
Список использованной литературы
I. Нормативно-правовые материалы
1. Федеральный закон от 23.07.2013 N 251-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» // Российская газета. N 166. 31.07.2013.
2. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О защите конкуренции» // Парламентская газета. N 126-127. 03.08.2006.
3. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О несостоятельности (банкротстве)» // Российская газета. N 209-210. 02.11.2002.
4. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 28.12.2013) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Российская газета. N 6. 12.01.1993.
5. Указ Президента РФ от 04.03.2011 N 270 (ред. от 25.07.2013) «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» // Российская газета. N 51. 11.03.2011.
6. Распоряжение Правительства РФ от 22.07.2013 N 1293-р Об утверждении Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года // Собрание законодательства РФ. 05.08.2013. N 31. ст. 4255.
II. Специальная литература
7. Артамонов А.П. Основные направления государственного регулирования страхования в соответствии с требованиями Международной Ассоциации органов страхового надзора // Страховое дело. - 2011. № 7. С. 55 – 64.
8. Емелин А.В. Совершенствование надзора на финансовом рынке России: европейский опыт и российские реалии // Финансы и кредит. 2011. № 11. С. 2-9.
9. Локшин К.Е. Регулирование страхвовой деятельности, направленное на защиту интересов страхователей // Страховое дело. 2012. № 7. С. 23 – 26.
10. Моторин М.А. Организация и регулирование страховой деятельности в Российской Федерации // Финансы. 2013. № 8. С. 12-15.
11. Оленева Г.В. Государственный контроль (надзор) в сфере страхового дела // Законность. 2013. N 8. С. 40 - 42.
12. Прокопьева Е.Л. Организационно-экономические аспекты регулирования деятельности страховых компаний // Страховое дело. - 2012. № 1. С. 8-13.
13. Ромашова Т.В. К вопросу о государственном регулировании страхования // Гуманитар. исслед. 2013. № 6. С. 16-28.
14. Соколов Д.С. Эффективность государственного регулирования страховой деятельности: автореферат дис. кандидата экономических наук: 08.00.10.- Москва, 2012.- 25 с.
15. Турбина К.Е. Роль стандартов Международной ассоциации страховых надзоров в формировании современной системы права страхового надзора // Страховое право. 2011. № 1. С. 2-11.
16. Тяпкин С.Е. Наступление юридической ответственности за нарушение законодательства в сфере страхового надзора в Российской Федерации // Новый юридический журнал. 2013. N 2. С. 106 - 117.
17. Фогельсон Ю.Б. Страховое право: теоретические основы и практика применения: монография. М.: Норма, Инфра-М, 2012. 576 с.
III. Электронные средства информации
18. Официальный сайт Банка России // http://www.cbr.ru
Рассматривая внутреннюю планировку дворца, можно отметить, что анфилада его парадных залов развернута не вдоль главного фасада, как это обычно практиковалось, а перпендикулярно этому фасаду оси здания.
Информация о работе Государственный надзор за страховой деятельностью в РФ