Несколько иная точка зрения в связи
со второй позицией содержится в разработанной
Счетной палатой Единой концепции государственного
финансового контроля в Российской Федерации.
Предлагая сохранить Счетную палату как
форму парламентского контроля, концепция
в числе важных принципов называет ее
независимость, в том числе финансовую.
В то же время в концепции содержатся рекомендации
по созданию стройной системы внутреннего
и внешнего финансового контроля с четким
разграничением функций и полномочий
конституционных органов и органов законодательной
и исполнительной власти в сфере финансового
контроля с закреплением за Счетной палатой
РФ функций высшего контрольного органа,
наделенного правом определять деятельность
всей системы органов исполнительной
власти.
Для координации деятельности всех органов
финансового контроля в Концепции рекомендуется
создать при Президенте РФ координационный
совет, возглавить который мог бы председатель
Счетной палаты. В целях реализации указанных
предложений предлагается принятие специального
закона «О государственном финансовом
контроле».
Названные рекомендации представляются
более обоснованными, они не требуют изменения
Конституции и не ущемляют парламент в
части осуществления им своих контрольных
полномочий.
Третий подход заключается в том, чтобы
превратить Счетную палату в орган, полностью
независимый от всех других государственных
органов, в том числе и от палат Федерального
Собрания. В одном из проектов закона «О
внесении изменений и дополнений в Федеральный
закон “О Счетной палате РФ», внесенном
в Государственную Думу в 2001 г., предлагалось
так сформулировать положение о статусе
Счетной палаты РФ: «При реализации своих
полномочий Счетная палата независима,
подчиняется только Конституции Российской
Федерации, федеральным конституционным
законам и федеральным законам».
Счетная палата, как известно, не является
законодательным органом, более того,
она не осуществляет нормотворческую
деятельность, а ее полномочия не укладываются
в прерогативы законодательной власти.
Следовательно, законодательно она поставлена
в подотчет Федеральному Собранию, то
есть в зависимость от законодательного
органа страны не только в вопросе ее образования,
но и ее подотчетности, что «в принципе
противоречит Конституции РФ».
Федеральное Собрание является
законодательным органом страны, а Счетная
палата не наделена правом принимать законы
или иные нормативные акты. Однако Федеральное
Собрание (как и парламенты других стран)
не только высший законодательный орган,
но и орган, наделенный правом контроля,
и в силу этого обладает правом применять
различные формы парламентского контроля,
в том числе финансового.56
Второй аргумент против такой позиции
заключается в том, что, выделяя Счетную
палату в полностью независимый от законодательной
и исполнительной власти орган, авторы
не говорят о месте Счетной палаты в той
системе, которая построена на разделении
властей. Ведь Конституция определила,
по существу, четыре власти: президентскую,
законодательную, исполнительную и судебную.
Ни к одной из них Счетная палата РФ не
относится, а значит, вопрос о месте Счетной
палаты в государственном механизме у
сторонников такого подхода остался без
ответа. Хотя в специальном разделе о правоохранительной
деятельности Счетной палаты РФ сказано,
что палата не может быть «уравнена с иными
контрольными органами, даже если они
называются правоохранительными».
И наконец, четвертый подход имеет своей
целью ослабить влияние Федерального
Собрания на формирование Счетной палаты,
сохранив, однако, ее подотчетность палатам
Федерального Собрания. Авторы такого
рода предложений считают целесообразным
избирать на заседаниях палат Федерального
Собрания всех аудиторов, предоставив
последним право самим избирать своего
председателя и его заместителя. Вносятся
и другие рекомендации в целях изменения
порядка формирования Счетной палаты.
В настоящее время важной
задачей является не ослабление, а усиление
роли высшего представительного органа
страны, развитие парламентской демократии,
повышение контроля народа за исполнительной
властью через парламент, усиление подотчетности
исполнительной власти перед парламентом.
Поэтому изменять порядок формирования
Счетной палаты, закрепленный в Конституции
РФ, представляется нецелесообразным:
следует сохранить статус Счетной палаты,
но более четко определить его, более детально
прописать функции, цели, задачи и полномочия.
Счетная палата – постоянно действующий
орган парламентского финансового контроля,
образуемый и подотчетный Федеральному
Собранию. Она не занимает самостоятельного
места в системе разделения властей, поскольку
юридически находится в структуре парламента.
В то же время Счетная палата только наполовину
состоит из парламентариев; в контрольной
деятельности она использует административные
методы, что позволяет условно отнести
ее к исполнительным органам. Счетной
палате в том статусе, который закреплен
действующим законодательством, не присущи
функции законодательной или судебной
власти. Поэтому в целях повышения эффективности
государственного финансового контроля
необходимо законодательно определить
место Счетной палаты в системе разделения
властей.57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет
сделать некоторые выводы и внести
ряд практических представлений
по совершенствованию законодательства,
определяющего правовое положение
Счетной палаты Российской Федерации
исходя из его роли и назначения
в системе органов государства.
Парламентский контроль - это закрепление
за высшим представительным органом
страны конституцией и другими нормативными
актами одного из важнейших его полномочий,
осуществляемое либо всем составом парламента,
либо его внутренними органами и
лицами, либо специально создаваемыми
им контрольными органами, наделенными
по отношению к парламенту относительной
самостоятельностью, в целях возможности
использования различных форм ответственности
других государственных органов
и должностных лиц для обеспечения
в их деятельности законности, целесообразности
и эффективности.
Организация и принципы деятельности
Счетной палаты РФ и органов финансового
контроля в ряде зарубежных государств
строятся в целом на основе норм
международного права и Лимской
декларации руководящих принципов
финансового контроля, принятой в 1977
году на IX Конгрессе Международной
организации высших органов финансового
контроля, к которой присоединилась и
РФ.
Правовое положение Счетной
палаты Российской Федерации в настоящее
время регулируется конституционными
нормами (ст. ст. 101-103)58 и
Федеральным законом «О Счетной палате
Российской Федерации»59.
Со времени принятия Федерального закона
«О Счетной палате Российской Федерации»,
задачи, функции, права и обязанности этого
постоянно действующего органа государственного
финансового контроля приняли более конкретные
формы выражения в практической деятельности,
которые требуют правового регулирования.
Хотя Конституция РФ закрепляет за Счетной
палатой РФ только осуществление контроля
за исполнением федерального государственного
бюджета, анализ различных нормативных
актов дает основания для вывода о том,
что ее полномочия далеко выходят за рамки,
очерченные Конституцией и закрепленные
в Федеральном законе «О Счетной палате
Российской Федерации» 1995 года, что дает
ей права по всем направлениям финансового
контроля в Российской Федерации. В последующем
предполагается распространить его на
эффективность использования федеральных
финансовых средств.
В связи с этим назрела необходимость
в принятии нового законопроекта
«О Счетной палате Российской Федерации»,
в котором было бы целесообразно
как можно полнее определить все
основные элементы ее компетенции. Эти
нормы в новом законе следовало
бы выделить в особый раздел и сгруппировать
внутри раздела по объектам контроля.
Исследование взаимоотношений
между высшими и региональными
органами финансового контроля в
зарубежных странах показывает, что
они определяются различными факторами
как исторического, так и социально-политического
характера и различаются весьма
существенно - от полного подчинения нижестоящих
органов финансового контроля вышестоящим
до формальной независимости друг от друга,
причем такая независимость наиболее
типична для федеративных государств.
Однако из-за смешанного характера источников
финансирования на практике такую независимость
обеспечить не предоставляется возможным.
Что касается РФ, то контрольно-счетные
палаты, созданные пока еще не во
всех субъектах РФ, существенно различаются
как по их взаимоотношениям с законодательными
органами субъектов РФ, так по объему
их контрольных прав, их же взаимоотношения
со Счетной палатой РФ четко не
определены и нуждаются в правовой
регламентации. Номинально они самостоятельны
и осуществляют свою деятельность независимо
от Счетной палаты РФ, что не снимает, однако,
проблемы более четкого разграничения
сфер их деятельности в условиях смешанного
характера источников пополнения федерального
государственного бюджета, бюджетов субъектов
РФ, а также местных бюджетов.
В тоже время, назрела настоятельная
необходимость как в законодательном
усилении ответственности должностных
лиц, уклоняющихся от выполнения представлений
и предписаний Счетной палаты,
так и в повышении статуса
самой Счетной палаты. Так же необходимо
повысить эффективность работы Счетной
палаты РФ путем предоставления ей права
направления соответствующих материалов
и исков в правоохранительные органы,
а также права проводить проверки не только
государственных организаций и тех негосударственных
организаций, который распоряжаются средствами
из государственного бюджета, но и тех
негосударственных организаций, которые
своей деятельностью наносят серьезный
ущерб государственным финансам, незаконно
используют различные льготы, уклоняются
от исполнения государственных финансовых
обязательств.60
Таким образом, организация эффективно
действующей системы государственного
финансового контроля является необходимым
условием стабильности современной
общественно-политической и социально-экономической
ситуации в России. При этом необходимо
учитывать тот факт, что Россия
является федеративным государством.
Отсутствие же надлежащего контроля
приводит к потерям финансовых и
материальных ресурсов в ходе преобразования
форм собственности и внедрения
рыночных механизмов функционирования
экономики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
Нормативные
правовые акты:
- Конституция
Российской Федерации, от 12.12.1993 года // СЗ РФ 26.01.2009 №4 - Ст.445
- Бюджетный
кодекс Российской Федерации от 03.08.1998 года // СЗ РФ 19.05.2010 №86-ФЗ - Ст.3823.
- «О
Счетной палате Российской Федерации»:
Федеральный закон от 11 января 1995 года // СЗ
РФ 15.01.2011 №4-ФЗ – ст.3823.
- «Регламент
Счетной палаты РФ»: Постановление Коллегии Счетной
палаты РФ, от 4.04.2003 года // СЗ РФ 13.11.2009. - №8
Список литературы:
- Алексеев
С.С. Теория права / С.С.Алексеев. М.: БЕК, 2008.
- 224 с.
- Баглай
М.В. Конституционное право Российской
Федерации / М.В.Баглай. М.: Норма-Инфра-М,
2010. - 784 с.
- Войтенко
Л. Проблема совершенствования государственного
финансового контроля / Л.Войтенко // Финансовый
контроль. 2001. -№1. - С.35.
- Гранкин
И.В. Парламент России / И.В.Гранкин. М.:
Издательство гуманитарной литературы,
2001. - 367 с.
- Енгибарян
Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное
право./ Р.В.Енгибарян, Э.В. Тадевосян. М.: Юристь,
2002. - 554 с.
- A.Д.Керимов. Счетная
палата Российской Федерации/ М.: Современный гуманитарный университет,
2003. - 67с.
- Ковешников Е.М. Конституционное право
РФ / Е.М.Ковешников. -М.: Норма-Инфра-М, 2003.
175 с.
- Козлова Е.И., Кутафин O.E. Конституционное
право России / Е.И.Козлова, О.Е.Кугафин.
М.: Юристь, 2008. - 479 с.
- Козырин А.Н. Финансовый контроль / А.Н.Козырин;
под ред. проф. О.Н.Горбуновой. М.: Юрист, 2000.
- С.49.
- Конституционное законодательство России
/ Г.А.Гаджиев, Ю.А.Тихомиров; Под ред. Ю.А.Тихомирова.-
М.: Городец, 2003. 381 с.
- Конституционное право зарубежных стран
/ Баглай М.В., Гуреева Н.П., Даниленко В.Н.,
Карлов Ю.И.; под ред. М.В.Баглая, Ю.И.Лейбо,
Л.М.Энтина М., Норма-Инфра-М, 2000. - 819 с.
- Корнеев
А.П., Горелик В.Л. Проблемы развития правового статуса
Счетной палаты Российской Федерации
/ А.П.Корнеев, В.Я.Горелик // Юрист. -2000. №7. - С. 11.
- Мстиславский
В., Волков В. Защитить финансовые интересы
государства / В.Мстиславский, В.Волков //
Президентский контроль. 2002. -№4. -С.3-6.
- Погосян
Н.Д; Счетная палата Российской Федерации
/ Н.Д.Погосян. -М.: Юристь, 2005.- 304 с.
- Соменков А.Д. Правовое положение Счетной
палаты Российской Федерации / А.Д.Соменков.
Элиста: АПП «Джангар», 2001. - 150 с.
- Горбунова О.Н., Карасева М.В., Крохина Ю.А. / Финансовое право. Учебник; Под ред. Н.И.Химичевой.
М.: Юристь, 2011. - 600 с.
- Артемов Н.М., Ашмарина Е.М., Бельский К.С. / Финансовое право; Под ред. О.Н.Горбуновой.
М.: Юрист, 2011. - 495 с.
- Шохин
С.О. Проблемы и перспективы развития финансового
контроля в Российской Федерации / С.О.Шохин.
М.: «Финансы и статистика», 2000.-348 с.