Инфраструктура туристического рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 18:06, доклад

Описание работы

Туристский рынок представляет собой часть рынка товаров и услуг, предназначенных для туристов.
С экономической точки зрения туристский рынок — это совокупность конкретных экономических отношений и связей между туристами (покупателями) и туроператорами (продавцами), а также турагентами (торговыми посредниками) и их контрагентами по поводу движения туристских продуктов и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений.

Файлы: 1 файл

Инфраструктура туристского рынка.docx

— 73.54 Кб (Скачать файл)

Инфраструктура туристского рынка

 

Туристский рынок представляет собой часть рынка товаров и услуг, предназначенных для туристов.

С экономической точки зрения туристский рынок — это совокупность конкретных экономических отношений и связей между туристами (покупателями) и туроператорами (продавцами), а также турагентами (торговыми посредниками) и их контрагентами по поводу движения туристских продуктов и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений.

Спецификой туристского рынка является явное преобладание услуг. Туристские товары и услуги могут быть потреблены только в том случае, если потребитель доставлен в место их производства, а обычные товары и услуги готовы к потреблению тогда, когда произведенная продукция закончит передвижение от места производства к месту потребления.

 Другими особенностями  туристских услуг как объектов  купли-продажи являются неравномерность  спроса в течение года (например, для отдыха или религиозного  туризма), широкий диапазон эластичности  спроса на определенные услуги.

 Поскольку туристы  потребляют услуги и товары  в месте временного проживания, то структура их потребления  рассматривается как совокупность  обязательных, специфических и дополнительных  потребностей.

Инфраструктура туристского рынка - совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих туристский рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Применительно к рынку туристских услуг в состав инфраструктуры входят:

    • Средства размещения туристов (гостиницы и др.);
    • Объекты общественного питания;
    • Средства транспорта, обслуживающего туристов;
    • Объекты познавательного, оздоровительного, культурно-исторического, религиозного, спортивного, развлекательного характера, а также объекты иного назначения, используемые при предоставлении туристских услуг или специально созданные для этих целей;
    • Организации, предоставляющие экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и осуществляющие формальности при пересечении границ между государствами.

 

Особенность инфраструктуры рынка туристских услуг :

  1. Многие организации и объекты этой инфраструктуры обслуживают не  только туристов, но и других субъектов, не имеющих отношения к туризму. Такими организациями являются: транспортные объекты, предприятия общественного питания, средства массовой информации, службы, занимающиеся санитарными, полицейскими и другими формальностями.
  2. Неравномерность (сезонность) функционирования в течение года.

Средства размещения – любые объекты, которые регулярно или иногда предоставляют туристам для ночевки в комнатах, в каких-либо иных помещениях или на огороженных площадках. Различают коллективные и индивидуальные средства размещения.

К коллективным средствам размещения относят: гостиницы, аналогичные им средства, специализированные заведения и прочие предприятия размещения. Заведения, аналогичные гостиницам, имеют признаки гостиницы, но предоставляют только ограниченные услуги (заправку постелей, уборку номера и санузла). К специализированным заведениям относят : оздоровительные заведения, лагеря труда и отдыха, общественные средства транспорта, конгресс – центры.  Прочие коллективные средства размещения представляют собой организованные под жилища молодежные общежития, малые суда в бухтах, палатки, автоприцепы, дома на колесах и др.

К индивидуальным средствам размещения относятся собственные жилища - квартиры, виллы, особняки, коттеджи, используемые посетителями-резидентами (в том числе и апартаменты таймшера), комнаты, арендуемые у частных лиц или агентств, помещения, предоставляемые бесплатно родственниками и знакомыми.

Объекты общественного питания – рестораны, бары, кафе, закусочные, буфеты и столовые в сфере туристских услуг, как правило, относятся к объектам гостиничной деятельности. Стоимость питания включается в стоимость гостиничного номера или тура.

Классификатор видов экономической деятельности, продукции или услуг предусматривает также самостоятельное приготовление пищи отдыхающими и туристами в пансионатах и в системах предоставления отдыха. Если стоимость питания не включена в стоимость тура, то туристы питаются в ресторанах, кафе и других объектах питания как обычные посетители.

Транспортные предприятия (воздушного, водного и сухопутного транспорта), оказывающие услуги путешественникам, различают по категориям, разрядам транспортных средств и классам обслуживания во время перемещения.

На воздушном транспорте существует около двадцати классов обслуживания, которые учитывают порядок прохождения регистрации, питание в полете, норму бесплатного провоза багажа, возвращенную стоимость при возврате авиабилета и пр.

 На водном транспорте при морских и речных путешествиях в обслуживании туристов основной упор делается на возможность получения всех доступных развлечений и сервисных услуг. Скорость прибытия в пункт назначения становится второстепенным показателем.

 Особый интерес представляют  круизные морские суда, специально  построенные для водного туризма, на которых возможно предоставление  полного комплекса услуг высшего  качества. В ряде случаев привлекательным  является использование паромных  судов, перевозящих не только  самих туристов, но и их личные  автомобили.

 К сухопутному транспорту относят : железнодорожный и автобусный. Качество обслуживания на железнодорожном транспорте зависит от класса размещения (в общем вагоне, плацкартном, жестком, мягком, спальном вагоне прямого сообщения первого класса) и виды поезда (почтовый, пассажирский, скорый, фирменный).

Автобусный транспорт выполняет несколько видов перевозок: многодневные перевозки на большие расстояния, однодневные экскурсионные поездки, внутримаршрутные перемещения в стране пребывания.

К специализированным организациям, оказывающим туристские услуги целевого назначения, относятся:

  • Экскурсионное бюро и организации гидов-переводчиков;
  • Оздоровительные комплексы рекреационного туризма – курорты, базы отдыха, рекреационные зоны
  • Туристские базы различной специализации (в том числе круизные суда);
  • Учебные пункты первоначальной специализированной подготовки туристов;
  • Спортивные комплексы и лагеря для занятия спортом, проведение соревнований;
  • Производственные фирмы, изготавливающие товары, используемые туристами;
  • Службы и организации по оказанию юридических услуг и услуг в области международного туризма;
  • Организации, предоставляющие услуги по выполнению визового режима и по таможенным формальностям.

 

Основные субъекты туристского рынка


 

 


 

 

 

 


 

 

Турист (потребитель туристского продукта) - любое физическое лицо, использующее, приобретающее либо имеющее намерение приобрести туристские услуги для личного использования;

Туроператор (турорганизатор, промоутер) - физическое или юридическое лицо, разработчик туристских услуг, осуществляющий формирование, продвижение и оптовую реализацию туристского продукта в виде генеральных соглашений, договоров, ваучеров, контрактов и прочего на основании лицензии;

Турагент - юридическое или физическое лицо, осуществляющее продвижение и розничною реализацию туристского продукта в виде договоров, путевок на основании лицензии, а также выполняющее отправку туриста с места постоянного пребывания и некоторые выездные формальности;

Контрагент - юридическое или физическое лицо, исполнитель туристских услуг в стране (месте) прибытия, действующий в соответствии с законодательством страны приема и международными соглашениями.

Субъекты рынка определенным образом связаны между собой. Вся система рыночных отношений в туризме является открытой. На нее оказывают воздействие внешние факторы: климатические, экономические, социальные, национальные и региональные конфликты, время действия и др.

 

                    Функции современного туристского рынка


 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как и все другие рынки, туристский рынок функционирует в соответствии с законом спроса и предложения.

Основные элементы туристского рынка:

    • Туристский спрос – подтвержденные платежеспособностью туристские потребности населения, выраженные в определенном количестве туристского продукта, которые оно может приобрести при существующих ценах.

 Спрос на туристский  продукт, обеспеченный денежными  средствами, в первую очередь  отражает уровень экономического  и социального развития этой  страны. Кроме этого на потребительский  спрос оказывают влияние следующие  факторы:

 - Демографический;

 - Географические и климатические условия;

 - Политическая и экономическая стабильность государства;

 - Психологические факторы, прочие случайные воздействия.

Изменение спроса на туристский продукт называется эластичностью. Она зависит от вида турпродукта и социального слоя, к которому относятся потребители.

 В соответствии со  спросом на рынке возникает  предложение в туризме.

    • Предложение - разнообразное количество услуг, которые необходимы туристу во время отдыха и путешествия. Предложение туристского продукта обусловлено наличием производителей продукта, уровнем развития туристской индустрии, объемом туристских ресурсов.

 Между спросом и  предложением наблюдается тесная  взаимосвязь: спрос не только  порождает отношение, но и предложение  определенным образом влияет  на спрос.

 На туристском рынке  происходит обмен денежных средств  туриста на услуги. При сбалансированном  обмене, с одной стороны происходит  удовлетворение интересов производителя  туристского продукта и его  потребителя, а с другой стороны  – создаются условия для поступательного  развития туристской индустрии.

 

Туристский рынок имеет свои специфические особенности:

  1. Туристские услуги неосязаемы. Важное значение имеет надежность продукта, гарантии обещанного уровня и качества, также исчерпывающая информация о потребительских свойствах тура. От этого зависит доверие к фирме со стороны клиента и ее устойчивость на рынке.
  2. При реализации туристского продукта имеется разрыв во времени между приобретением продукта и его потреблением, поэтому важны четкость и надежность каналов продвижения туристского продукта и ответственность фирмы, реализующей продукт.
  3. На туристский спрос влияют сезонные колебания и неравномерность туристского потока. Уменьшение этих отрицательных явлений возможно методом дифференциации цен на элементы обслуживания по сезону, а также через снижение емкости перевозок туристов.
  4. Качество продукта в большей степени зависит от конкретных исполнителей, поэтому менеджмент в нутрии туристского предприятия должен постоянно развиваться.
  5. На туристском рынке имеется территориальная разобщенность между потребителем и производителем, поэтому немаловажным является установление оперативных связей с удаленными партнерами.

 

Структура рынка туризма

 

        Рынки

        туризма

 

 

 

Способы

классифи-

кации

       

          

 
 

1.По отношению к определен-ному району (региону, стране).

Внутрен-ний

(включаю-щий путешес-твия жителей района по этому району)

Въездной (включаю-щий путешес-твия по району лиц, не являющихся его жителями)

Выездной (включаю-щий путешес-

твия жителей одного района в другой район)

-

-

-

2.В зависи-мости от

цели путешествия.

Рекреа-ционный

Деловой

 

Научный

 

Культурно-

познава-тельный

Религи-озный

Этни-ческий

3.В зависи-мости от

способа передвиже-ния

Пешеход-ный

 

Железно-дорожный

Авиа-

ционный

 

Морской

Речной

Авто-

мобиль-ный

4. В связи с особенностями и содер-жанием мар-кетинговой деятельности

Целевой

(на котором пред-приятие реализует или собирается реализовать свои цели)

Основной

 (где реализуется основная часть услуг предприя-тия)

Дополни-тельный

(на котором обеспечи-вается продажа некоторого объема услуг)

Растущий (имеющий реальные возможнос-

ти роста объема продаж и другие)

-

-

5. По ассорти-менту.

Замкнутый (где существуют туристские продукты только первого произво-дителя )

Насыщен-ный

(где имеется множество сходных туристских продуктов многих тур-операторов)

Широкого ассорти-

мента

( где имеется ряд видов туристских продуктов, связанных  между собой и направлен-ных на удовлет-ворение одной или нескольких связанных между собой потребностей туристов)

Смешан-

ный (где имеются разнообразные туристские продукты, не связанные между собой)

   

Информация о работе Инфраструктура туристического рынка