Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 18:06, доклад
Туристский рынок представляет собой часть рынка товаров и услуг, предназначенных для туристов.
С экономической точки зрения туристский рынок — это совокупность конкретных экономических отношений и связей между туристами (покупателями) и туроператорами (продавцами), а также турагентами (торговыми посредниками) и их контрагентами по поводу движения туристских продуктов и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений.
Инфраструктура туристского рынка
Туристский рынок представляет собой часть рынка товаров и услуг, предназначенных для туристов.
С экономической точки зрения туристский рынок — это совокупность конкретных экономических отношений и связей между туристами (покупателями) и туроператорами (продавцами), а также турагентами (торговыми посредниками) и их контрагентами по поводу движения туристских продуктов и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений.
Спецификой туристского рынка является явное преобладание услуг. Туристские товары и услуги могут быть потреблены только в том случае, если потребитель доставлен в место их производства, а обычные товары и услуги готовы к потреблению тогда, когда произведенная продукция закончит передвижение от места производства к месту потребления.
Другими особенностями
туристских услуг как объектов
купли-продажи являются
Поскольку туристы
потребляют услуги и товары
в месте временного проживания,
то структура их потребления
рассматривается как
Инфраструктура туристского рынка - совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих туристский рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
Применительно к рынку туристских услуг в состав инфраструктуры входят:
Особенность инфраструктуры рынка туристских услуг :
Средства размещения – любые объекты, которые регулярно или иногда предоставляют туристам для ночевки в комнатах, в каких-либо иных помещениях или на огороженных площадках. Различают коллективные и индивидуальные средства размещения.
К коллективным средствам размещения относят: гостиницы, аналогичные им средства, специализированные заведения и прочие предприятия размещения. Заведения, аналогичные гостиницам, имеют признаки гостиницы, но предоставляют только ограниченные услуги (заправку постелей, уборку номера и санузла). К специализированным заведениям относят : оздоровительные заведения, лагеря труда и отдыха, общественные средства транспорта, конгресс – центры. Прочие коллективные средства размещения представляют собой организованные под жилища молодежные общежития, малые суда в бухтах, палатки, автоприцепы, дома на колесах и др.
К индивидуальным средствам размещения относятся собственные жилища - квартиры, виллы, особняки, коттеджи, используемые посетителями-резидентами (в том числе и апартаменты таймшера), комнаты, арендуемые у частных лиц или агентств, помещения, предоставляемые бесплатно родственниками и знакомыми.
Объекты общественного питания – рестораны, бары, кафе, закусочные, буфеты и столовые в сфере туристских услуг, как правило, относятся к объектам гостиничной деятельности. Стоимость питания включается в стоимость гостиничного номера или тура.
Классификатор видов экономической деятельности, продукции или услуг предусматривает также самостоятельное приготовление пищи отдыхающими и туристами в пансионатах и в системах предоставления отдыха. Если стоимость питания не включена в стоимость тура, то туристы питаются в ресторанах, кафе и других объектах питания как обычные посетители.
Транспортные предприятия (воздушного, водного и сухопутного транспорта), оказывающие услуги путешественникам, различают по категориям, разрядам транспортных средств и классам обслуживания во время перемещения.
На воздушном транспорте существует около двадцати классов обслуживания, которые учитывают порядок прохождения регистрации, питание в полете, норму бесплатного провоза багажа, возвращенную стоимость при возврате авиабилета и пр.
На водном транспорте при морских и речных путешествиях в обслуживании туристов основной упор делается на возможность получения всех доступных развлечений и сервисных услуг. Скорость прибытия в пункт назначения становится второстепенным показателем.
Особый интерес представляют
круизные морские суда, специально
построенные для водного
К сухопутному транспорту относят : железнодорожный и автобусный. Качество обслуживания на железнодорожном транспорте зависит от класса размещения (в общем вагоне, плацкартном, жестком, мягком, спальном вагоне прямого сообщения первого класса) и виды поезда (почтовый, пассажирский, скорый, фирменный).
Автобусный транспорт выполняет несколько видов перевозок: многодневные перевозки на большие расстояния, однодневные экскурсионные поездки, внутримаршрутные перемещения в стране пребывания.
К специализированным организациям, оказывающим туристские услуги целевого назначения, относятся:
Основные субъекты туристского рынка
Турист (потребитель туристского продукта) - любое физическое лицо, использующее, приобретающее либо имеющее намерение приобрести туристские услуги для личного использования;
Туроператор (турорганизатор, промоутер) - физическое или юридическое лицо, разработчик туристских услуг, осуществляющий формирование, продвижение и оптовую реализацию туристского продукта в виде генеральных соглашений, договоров, ваучеров, контрактов и прочего на основании лицензии;
Турагент - юридическое или физическое лицо, осуществляющее продвижение и розничною реализацию туристского продукта в виде договоров, путевок на основании лицензии, а также выполняющее отправку туриста с места постоянного пребывания и некоторые выездные формальности;
Контрагент - юридическое или физическое лицо, исполнитель туристских услуг в стране (месте) прибытия, действующий в соответствии с законодательством страны приема и международными соглашениями.
Субъекты рынка определенным образом связаны между собой. Вся система рыночных отношений в туризме является открытой. На нее оказывают воздействие внешние факторы: климатические, экономические, социальные, национальные и региональные конфликты, время действия и др.
Функции современного туристского рынка
Как и все другие рынки, туристский рынок функционирует в соответствии с законом спроса и предложения.
Основные элементы туристского рынка:
Спрос на туристский
продукт, обеспеченный денежными
средствами, в первую очередь
отражает уровень
- Демографический;
- Географические и климатические условия;
- Политическая и экономическая стабильность государства;
- Психологические факторы, прочие случайные воздействия.
Изменение спроса на туристский продукт называется эластичностью. Она зависит от вида турпродукта и социального слоя, к которому относятся потребители.
В соответствии со спросом на рынке возникает предложение в туризме.
Между спросом и
предложением наблюдается
На туристском рынке
происходит обмен денежных
Туристский рынок имеет свои специфические особенности:
Структура рынка туризма
Рынки туризма
Способы классифи- кации |
|
|||||
1.По отношению к определен-ному району (региону, стране). |
Внутрен-ний (включаю-щий путешес-твия жителей района по этому району) |
Въездной (включаю-щий путешес-твия по району лиц, не являющихся его жителями) |
Выездной (включаю-щий путешес- твия жителей одного района в другой район) |
- |
- |
- |
2.В зависи-мости от цели путешествия. |
Рекреа-ционный |
Деловой
|
Научный
|
Культурно- познава-тельный |
Религи-озный |
Этни-ческий |
3.В зависи-мости от способа передвиже-ния |
Пешеход-ный
|
Железно-дорожный |
Авиа- ционный
|
Морской |
Речной |
Авто- мобиль-ный |
4. В связи с особенностями и содер-жанием мар-кетинговой деятельности |
Целевой (на котором пред-приятие реализует или собирается реализовать свои цели) |
Основной (где реализуется основная часть услуг предприя-тия) |
Дополни-тельный (на котором обеспечи-вается продажа некоторого объема услуг) |
Растущий (имеющий реальные возможнос- ти роста объема продаж и другие) |
- |
- |
5. По ассорти-менту. |
Замкнутый (где существуют туристские продукты только первого произво-дителя ) |
Насыщен-ный (где имеется множество сходных туристских продуктов многих тур-операторов) |
Широкого ассорти- мента ( где имеется ряд видов туристских продуктов, связанных между собой и направлен-ных на удовлет-ворение одной или нескольких связанных между собой потребностей туристов) |
Смешан- ный (где имеются разнообразные туристские продукты, не связанные между собой) |