Инфраструктура туристического рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 18:06, доклад

Описание работы

Туристский рынок представляет собой часть рынка товаров и услуг, предназначенных для туристов.
С экономической точки зрения туристский рынок — это совокупность конкретных экономических отношений и связей между туристами (покупателями) и туроператорами (продавцами), а также турагентами (торговыми посредниками) и их контрагентами по поводу движения туристских продуктов и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений.

Файлы: 1 файл

Инфраструктура туристского рынка.docx

— 73.54 Кб (Скачать файл)

 

Подводя итоги, можно выделить следующие характеристики туристского рынка:

 

  • Основным предметом купли-продажи являются услуги;
  • Кроме покупателя и продавца в механизм туристского рынка включается огромное количество посреднических звеньев;
  • Спрос на туристские услуги отличается рядом особенностей: большим разнообразием участников поездок по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам, эластичностью, индивидуальностью и высокой степенью дифференциации, отдаленностью по времени и месту от туристского предложения.
  • Туристское предложение характеризуется рядом особенностей: товары и услуги в туризме имеют тройственный характер (природные ресурсы, созданные ресурсы, туристские услуги), высокая фондоемкость туристской индустрии, низкая эластичность, комплектность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инфраструктура туристического рынка в Украине

 

Глобализация мирового хозяйства, вступление Украины в ВТО свидетельствует об усилении интеграции украинской экономики в мировое пространство, где международный туризм является одним из самых высокодоходных и динамично развивающихся видов экономической деятельности. Учитывая географические, природные и климатические особенности Украины, туристический бизнес может стать перспективной сферой развития национальной экономики. Это связанно с тем, что в современных условиях туризм оказывает существенное влияние на такие ключевые секторы хозяйства, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и др. и следовательно, выступает катализатором социально-экономического развития и роста благосостояния граждан.

В Украине главными предпосылками развития частных туристических предприятий, как новой формы предпринимательской деятельности, являются наличие в стране отношений, позволяющих реализовать новые проекты в тех сферах, которые будут востребованы потребителями, рост безработицы, что заставило часть трудоспособного населения искать пути получения дохода в сфере туризма, информатизация общества, упрощенная система учета, контроля и отчетности.

Важным элементом в управлении развитием туристического бизнеса является взаимосвязь государственного бюджета с региональными бюджетами. Однако, влияние предприятий туристического бизнеса на формирование местных бюджетов в Украине пока незначительные.

В январе–августе 2013 года уплата в местные бюджеты туристического сбора увеличилась на 10 % в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года – до 26,2 миллиона гривен. Самые большие поступления туристического сбора зафиксировали в Автономной Республике Крым (более 6 миллионов гривен) и в украинской столице (2,7 миллиона гривен). Специалисты Министерства доходов считают вполне логичным тот факт, что за период активного туристического сезона (май–август) поступило практически 70 % туристического сбора, что составляет более 18,5 миллиона гривен.

 Государственной казначейской служба свидетельствуют о том, что в целом же за 8 месяцев 2013 года доходы в общий фонд государственного бюджета составили 187,6 миллиарда гривен. Это на 0,85 миллиарда гривен (на 0,5 %) меньше, чем аналогичный показатель за 8 месяцев прошлого года.

В казначейской службе отмечают, что за январь–август текущего года в целом в государственный бюджет поступило 217,6 миллиарда гривен, в частности, в июле – 27,9 миллиарда гривен, что соответственно на 1,4 % и 18,2 % менее, чем за аналогичные периоды предыдущего года.

А вот возмещение налога на добавленную стоимость за 8 месяцев 2013 года составило 36,9 миллиарда гривен, превысив при этом показатель 8 месяцев прошлого года на 18,6 %

Динамика туристических потоков за период 2000 - 2012 гг.

 

 

Количество

граждан

Украины,

которые

выезжали за границу-

всего*

Количество иностранных граждан, посетивших Украину - всего *

Количество туристов, обслуженных субьектами туритической деятельности Украины

Из общего количества    туристов

Количе-ство ек-скурсан-тов

инност-ранные

туристы

туристы,

граждане

Украины,

которые

выезжали

за грани-цу

Внутрен-ние туристы

2000

13422320

6430940

2013998

377871

285353

1350774

1643955

2001

14849033

9174166

2175090

416186

271281

1487623

1874233

2002

14929444

10516665

2265317

417729

302632

1544956

1991688

2003

14994932

12513883

2856983

590641

344 332

1922010

2690810

2004

15487571

15629213

1890370

436311

441798

1012261

1502031

2005

16453704

17630760

1825649

326389

566942

932318

1704562

2006

16875256

18935775

2206498

299125

868228

1039145

1768790

2007

17334653

23122157

2863820

372455

336049

2155316

2393064

2008

15498567

25449078

3041655

372752

1282023

1386880

2405809

2009

15333949

20798342

2290097

282287

913640

1094170

1909360

2010

17180034

21203327

2280757

335835

1295623

649299

1953497

2011

19773143

21415296

2199977

234271

1250068

715638

823000

2012

21432836

23012823

3033647

269969

1956483

807195

865026


 

Государство заинтересовано, чтобы развивался въездной туризм, поскольку это один из источников роста валютных поступлений. Следует заметить, что в 2000–20012 гг. рост посещений Украины иностранными гражданами был связан с увеличением транзитного потока через Украину в страны СНГ. Наша страна расположена на перекрестке важных железнодорожных, автомобильных и авиационных магистралей.

Количество украинских граждан, выезжающих за границу, в период с 2000–2012 гг. динамично изменялось: 2000–2007 гг. характеризовались увеличением численности выехавших туристов из Украины, в 2008-2009 гг. произошел резкий спад заинтересованности отечественных туристов в зарубежный поездках, а в 2010 г. – неожиданный рост численности выехавших туристов и с 2010-2012 гг. значительно увеличивалась количество

граждан Украины, которые выезжали за границу. Основной целью выезда граждан из страны являлись частные поездки – 85 %, организованный и служебный туризм составили 10 % и 5 % соответственно. Следует отметить, что большинство граждан Украины отдают предпочтение отдыху за границей, где высокое качество обслуживания туристов, формирование программы и маршрута поездки, места размещения.

На современном выездном туристическом рынке Украины наблюдаются такие тенденции развития:

    • упрощаются условия выезда туристов;
    • вводится политика валютного регулирования, позволяющая легитимное обращение и вывоз валюты;
    • выделяется сегмент населения, обладающий достаточной платежеспособностью для зарубежных поездок;
    • расширение деловых контактов и сотрудничество Украины с зарубежными партнерами; отмечается интенсивное продвижение иностранного туристического продукта в Украину;
    • изменяется структура потребления населения в пользу туристических услуг.

Составным элементом туристического бизнеса в Украине является внутренний туризм, имеющий большое значение в улучшении организации активного отдыха и оздоровления населения, развитии экскурсионной деятельности.

На наиболее развитые туристические центры г. Киев, АР Крым, Харьковскую, Днепропетровскую, Львовскую и Донецкую область, в настоящее время приходится 49,5 % общего числа внутренних туристов.

Активно развивается туристический бизнес в Прикарпатье, Тернопольской, Черкасской, Хмельницкой, Одесской, Донецкой и Луганской областях. Именно поэтому целесообразно и далее поддерживать эти регионы на государственном уровне, предоставляя бюджетные средства на рекламно-информационные мероприятия их туристических продуктов на внешнем и внутреннем рынках.

В то же время неэффективно используется туристический и природно-рекреационный потенциал Винницкой, Кировоградской, Ровенской областей. Количество туристов, обслуженных предприятиями этих областей, не превышает 15,8 % общей численности. Учитывая наличие благоприятных для развития туристического бизнеса природных и климатических условий, целесообразно развивать туристическую инфраструктуру в Херсонской, Волынской, Полтавской и Николаевской областях, привлекая зарубежные инвестиционные ресурсы. В настоящее время туристический бизнес в этих регионах развивается медленно, при этом теряются возможности экономического роста и занятости населения.

 

Анализ туристического рынка в Украине

Сильные стороны

Слабые стороны

Уникальные лечебные природные ресурсы

Недостаточно развитый сервис обслуживания

Уникальный климат Крыма и курортной зоны Карпат

Низкий международный имидж украинских курортов

Наличие известных курортов, сохранившихся со времен СССР

Неблагоприятный инвестиционный климат

Высокий уровень этнической терпимости

Незначительные налоговые поступ-ления от туристической деятельности в доход бюджета

 

В достаточной мере развит выездной и внутренний туризм

Низкий уровень развития въездного туризма

Возможности

Угрозы

Туристический и природно-рекреационный потенциал

Последствия глобального экономи-ческого кризиса

Высокий потенциал агропро-мышленного комплекса

Жесткая конкуренция

Геополитическое положение государства

Низкий платежеспособный спрос населения

Слияние и поглощение в сфере туризма

Нестабильное законодательство


 

Можно сделать вывод, что Украина представляет собой крупный рынок туристических услуг, возможности которого используется в полной мере. Отрицательно влияют на развитие внутреннего туристического потока несовершенство налоговой системы, сложная экономическая обстановка, снижение платежеспособности основной части населения, повышение цен на услуги, входящие в состав туристического продукта, неразвитость материально-технической базы индустрии гостеприимства и сферы услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности и функции цены на туристические услуги

 

Английская пословица говорит : стоимость - это договор , а цена - это политика. Сегодня существует много определений цены . Но в общем цена - это результат функционального взаимодействия комплекса ценообразующих факторов. Цена равновесия равна с одной стороны - предельной полезности и с другой - предельным издержкам .

Суть цены проявляется в таких факторах :

1 . Распределительный .

2 . Стимулирующий .

3 . Функции ориентации .

Распределительная функция заключается в том , что с помощью цен перераспределяются доходы хозяйствующих объектов. Например , между более прибыльными турпредприятиями с дорогими видами услуг , цены на которые являются завышенными и турпредприятиями услуг первой необходимости , цены на которые занижены.

Стимулирующая функция цены выражается в стимулировании производства и качества продукции и услуг с помощью определенного уровня цены. Так, цены могут развивать создание и потребление одних туруслуг и сдерживать создание и потребление других .

Ориентационная функция проявляется в том , что цена должна давать необходимую информацию о качестве туристических услуг как покупателю , так и продавцу .

Цена на туристистические услуги определяется себестоимостью и предельной полезностью , т.е. спросом потребителя . На цену туристических услуг влияют ряд факторов :

    • класс обслуживания (степень комфортности);
    • вид туристической поездки ( за использованием транспортных средств );
    • формы обслуживания ( групповая или индивидуальная );
    • конъюнктура рынка туристических услуг;
    • сезонный характер предоставления услуг ,география размещения туристических фирм.

Туристические цены являются разновидностью цен на услуги вообще и имеют ряд особенностей:

1.Услуги туризма ориентируются на индивидуальные характеристики потребителей и поэтому эти услуги имеют розничные цены , как и другие услуги, имеющие индивидуальный характер .

2.Цены на туристические услуги занимают важное место в распределении доходов между различными слоями населения. Богатые общественные группы тратят значительные средства на туристические услуги , тем самым поднимают уровень экономики страны , в которой расположена туристическая фирма .

Информация о работе Инфраструктура туристического рынка