Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 18:06, доклад
Туристский рынок представляет собой часть рынка товаров и услуг, предназначенных для туристов.
С экономической точки зрения туристский рынок — это совокупность конкретных экономических отношений и связей между туристами (покупателями) и туроператорами (продавцами), а также турагентами (торговыми посредниками) и их контрагентами по поводу движения туристских продуктов и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений.
Подводя итоги, можно выделить следующие характеристики туристского рынка:
Инфраструктура туристического рынка в Украине
Глобализация мирового хозяйства, вступление Украины в ВТО свидетельствует об усилении интеграции украинской экономики в мировое пространство, где международный туризм является одним из самых высокодоходных и динамично развивающихся видов экономической деятельности. Учитывая географические, природные и климатические особенности Украины, туристический бизнес может стать перспективной сферой развития национальной экономики. Это связанно с тем, что в современных условиях туризм оказывает существенное влияние на такие ключевые секторы хозяйства, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и др. и следовательно, выступает катализатором социально-экономического развития и роста благосостояния граждан.
В Украине главными предпосылками развития частных туристических предприятий, как новой формы предпринимательской деятельности, являются наличие в стране отношений, позволяющих реализовать новые проекты в тех сферах, которые будут востребованы потребителями, рост безработицы, что заставило часть трудоспособного населения искать пути получения дохода в сфере туризма, информатизация общества, упрощенная система учета, контроля и отчетности.
Важным элементом в управлении развитием туристического бизнеса является взаимосвязь государственного бюджета с региональными бюджетами. Однако, влияние предприятий туристического бизнеса на формирование местных бюджетов в Украине пока незначительные.
В январе–августе 2013 года уплата в местные бюджеты туристического сбора увеличилась на 10 % в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года – до 26,2 миллиона гривен. Самые большие поступления туристического сбора зафиксировали в Автономной Республике Крым (более 6 миллионов гривен) и в украинской столице (2,7 миллиона гривен). Специалисты Министерства доходов считают вполне логичным тот факт, что за период активного туристического сезона (май–август) поступило практически 70 % туристического сбора, что составляет более 18,5 миллиона гривен.
Государственной казначейской служба свидетельствуют о том, что в целом же за 8 месяцев 2013 года доходы в общий фонд государственного бюджета составили 187,6 миллиарда гривен. Это на 0,85 миллиарда гривен (на 0,5 %) меньше, чем аналогичный показатель за 8 месяцев прошлого года.
В казначейской службе отмечают, что за январь–август текущего года в целом в государственный бюджет поступило 217,6 миллиарда гривен, в частности, в июле – 27,9 миллиарда гривен, что соответственно на 1,4 % и 18,2 % менее, чем за аналогичные периоды предыдущего года.
А вот возмещение налога на добавленную стоимость за 8 месяцев 2013 года составило 36,9 миллиарда гривен, превысив при этом показатель 8 месяцев прошлого года на 18,6 %
Динамика туристических потоков за период 2000 - 2012 гг.
Количество граждан Украины, которые выезжали за границу- всего* |
Количество иностранных граждан, посетивших Украину - всего * |
Количество туристов, обслуженных субьектами туритической деятельности Украины |
Из общего количества туристов |
Количе-ство ек-скурсан-тов | |||
инност-ранные туристы |
туристы, граждане Украины, которые выезжали за грани-цу |
Внутрен-ние туристы | |||||
2000 |
13422320 |
6430940 |
2013998 |
377871 |
285353 |
1350774 |
1643955 |
2001 |
14849033 |
9174166 |
2175090 |
416186 |
271281 |
1487623 |
1874233 |
2002 |
14929444 |
10516665 |
2265317 |
417729 |
302632 |
1544956 |
1991688 |
2003 |
14994932 |
12513883 |
2856983 |
590641 |
344 332 |
1922010 |
2690810 |
2004 |
15487571 |
15629213 |
1890370 |
436311 |
441798 |
1012261 |
1502031 |
2005 |
16453704 |
17630760 |
1825649 |
326389 |
566942 |
932318 |
1704562 |
2006 |
16875256 |
18935775 |
2206498 |
299125 |
868228 |
1039145 |
1768790 |
2007 |
17334653 |
23122157 |
2863820 |
372455 |
336049 |
2155316 |
2393064 |
2008 |
15498567 |
25449078 |
3041655 |
372752 |
1282023 |
1386880 |
2405809 |
2009 |
15333949 |
20798342 |
2290097 |
282287 |
913640 |
1094170 |
1909360 |
2010 |
17180034 |
21203327 |
2280757 |
335835 |
1295623 |
649299 |
1953497 |
2011 |
19773143 |
21415296 |
2199977 |
234271 |
1250068 |
715638 |
823000 |
2012 |
21432836 |
23012823 |
3033647 |
269969 |
1956483 |
807195 |
865026 |
Государство заинтересовано, чтобы развивался въездной туризм, поскольку это один из источников роста валютных поступлений. Следует заметить, что в 2000–20012 гг. рост посещений Украины иностранными гражданами был связан с увеличением транзитного потока через Украину в страны СНГ. Наша страна расположена на перекрестке важных железнодорожных, автомобильных и авиационных магистралей.
Количество украинских граждан, выезжающих за границу, в период с 2000–2012 гг. динамично изменялось: 2000–2007 гг. характеризовались увеличением численности выехавших туристов из Украины, в 2008-2009 гг. произошел резкий спад заинтересованности отечественных туристов в зарубежный поездках, а в 2010 г. – неожиданный рост численности выехавших туристов и с 2010-2012 гг. значительно увеличивалась количество
граждан Украины, которые выезжали за границу. Основной целью выезда граждан из страны являлись частные поездки – 85 %, организованный и служебный туризм составили 10 % и 5 % соответственно. Следует отметить, что большинство граждан Украины отдают предпочтение отдыху за границей, где высокое качество обслуживания туристов, формирование программы и маршрута поездки, места размещения.
На современном выездном туристическом рынке Украины наблюдаются такие тенденции развития:
Составным элементом туристического бизнеса в Украине является внутренний туризм, имеющий большое значение в улучшении организации активного отдыха и оздоровления населения, развитии экскурсионной деятельности.
На наиболее развитые туристические центры г. Киев, АР Крым, Харьковскую, Днепропетровскую, Львовскую и Донецкую область, в настоящее время приходится 49,5 % общего числа внутренних туристов.
Активно развивается туристический бизнес в Прикарпатье, Тернопольской, Черкасской, Хмельницкой, Одесской, Донецкой и Луганской областях. Именно поэтому целесообразно и далее поддерживать эти регионы на государственном уровне, предоставляя бюджетные средства на рекламно-информационные мероприятия их туристических продуктов на внешнем и внутреннем рынках.
В то же время неэффективно используется туристический и природно-рекреационный потенциал Винницкой, Кировоградской, Ровенской областей. Количество туристов, обслуженных предприятиями этих областей, не превышает 15,8 % общей численности. Учитывая наличие благоприятных для развития туристического бизнеса природных и климатических условий, целесообразно развивать туристическую инфраструктуру в Херсонской, Волынской, Полтавской и Николаевской областях, привлекая зарубежные инвестиционные ресурсы. В настоящее время туристический бизнес в этих регионах развивается медленно, при этом теряются возможности экономического роста и занятости населения.
Анализ туристического рынка в Украине
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Уникальные лечебные природные ресурсы |
Недостаточно развитый сервис обслуживания |
Уникальный климат Крыма и курортной зоны Карпат |
Низкий международный имидж украинских курортов |
Наличие известных курортов, сохранившихся со времен СССР |
Неблагоприятный инвестиционный климат |
Высокий уровень этнической терпимости |
Незначительные налоговые поступ-ления от туристической деятельности в доход бюджета
|
В достаточной мере развит выездной и внутренний туризм |
Низкий уровень развития въездного туризма |
Возможности |
Угрозы |
Туристический и природно-рекреационный потенциал |
Последствия глобального экономи-ческого кризиса |
Высокий потенциал агропро-мышленного комплекса |
Жесткая конкуренция |
Геополитическое положение государства |
Низкий платежеспособный спрос населения |
Слияние и поглощение в сфере туризма |
Нестабильное законодательство |
Можно сделать вывод, что Украина представляет собой крупный рынок туристических услуг, возможности которого используется в полной мере. Отрицательно влияют на развитие внутреннего туристического потока несовершенство налоговой системы, сложная экономическая обстановка, снижение платежеспособности основной части населения, повышение цен на услуги, входящие в состав туристического продукта, неразвитость материально-технической базы индустрии гостеприимства и сферы услуг.
Особенности и функции цены на туристические услуги
Английская пословица говорит : стоимость - это договор , а цена - это политика. Сегодня существует много определений цены . Но в общем цена - это результат функционального взаимодействия комплекса ценообразующих факторов. Цена равновесия равна с одной стороны - предельной полезности и с другой - предельным издержкам .
Суть цены проявляется в таких факторах :
1 . Распределительный .
2 . Стимулирующий .
3 . Функции ориентации .
Распределительная функция заключается в том , что с помощью цен перераспределяются доходы хозяйствующих объектов. Например , между более прибыльными турпредприятиями с дорогими видами услуг , цены на которые являются завышенными и турпредприятиями услуг первой необходимости , цены на которые занижены.
Стимулирующая функция цены выражается в стимулировании производства и качества продукции и услуг с помощью определенного уровня цены. Так, цены могут развивать создание и потребление одних туруслуг и сдерживать создание и потребление других .
Ориентационная функция проявляется в том , что цена должна давать необходимую информацию о качестве туристических услуг как покупателю , так и продавцу .
Цена на туристистические услуги определяется себестоимостью и предельной полезностью , т.е. спросом потребителя . На цену туристических услуг влияют ряд факторов :
Туристические цены являются разновидностью цен на услуги вообще и имеют ряд особенностей:
1.Услуги туризма ориентируются на индивидуальные характеристики потребителей и поэтому эти услуги имеют розничные цены , как и другие услуги, имеющие индивидуальный характер .
2.Цены на туристические услуги занимают важное место в распределении доходов между различными слоями населения. Богатые общественные группы тратят значительные средства на туристические услуги , тем самым поднимают уровень экономики страны , в которой расположена туристическая фирма .