Иностранные инвестиции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является осмысление роли, места и значения иностранных инвестиций в РФ как фактора развития национальной экономики.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- на основе изученных источников дать понятие иностранных инвести-ций, выявить их сущность и классификацию;
- изучить правовую базу, а также основные методы и принципы привлечения иностранных инвестиций;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….4
1. СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
В РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ ………………………………………………...6
1.1. Иностранные инвестиции, их сущность и классифика-ция……………....6
1.2. Основные понятия, формы иностранных инвести-ций…………..............13
1.3. Влияние иностранных инвестиций на российскую экономи-ку………...19
2. МЕТОДИКА ИНВЕСТИРОВА-НИЯ………………………………………........26
2.1.Законодательная база инвестирования. Правовые основы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономи-ку……………..........................26

2.2. Основные принципы и подходы привлечения иностранных инвести-ций в российскую экономику ……………………………………………………………35
3. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РФ…………….42
3.1.Современное состояние иностранных инвестиций в РФ………...............42

3.2. Перспективное направление развития иностранных инвестиций
в РФ………………………………………………………………………………....46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………50

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИ-КОВ……………………………....51

Файлы: 1 файл

курсовая!.doc

— 376.00 Кб (Скачать файл)

- привлечение местных капиталов  и укрепление местного финансового  рынка за счет использования  его ресурсов в производительных  целях;

- более полное использование  местных природных ресурсов;

- повышение уровня занятости, квалификации, производительности местной рабочей силы;

- расширение ассортимента выпускаемой продукции;

- развитие импортозамещающего  производства и сокращение валютных  расходов на оплату импорта;

- расширение экспорта и поступления иностранной валюты;

- увеличение объема налоговых  поступлений, позволяющее расширить  государственное финансирование социальных и др. программ;

- повышение уровня жизни и  покупательной способности населения;

- использование более высоких  стандартов качества окружающей среды, расширение доступа к более чистой технологии, снижение общего уровня загрязнения окружающей среды;

- развитие инфраструктуры и  сферы услуг;

- повышение доверия к стране, что позволит привлечь новых  инвесторов;

- усиление конкуренции в национальной экономике и снижение уровня ее монополизации;

- оздоровление социально-культурной  обстановки в стране, распространение международных стандартов не только в производстве, но и потреблении.

К отрицательным последствиям иностранных инвестиций относятся следующие:

-репатриация капитала и перевод  прибыли в различных формах (дивидендов, процентов, роялти и др.), что ухудшает состояние платежеспособного баланса принимающей страны;

- увеличение импорта оборудования, материалов и комплектующих, требующие дополнительных валютных расходов;

- подавление местных производителей  и ограничение конкуренции;

- усиление зависимости национальной  экономики, угрожающее ее экономической и политической безопасности;

- игнорирование иностранными инвесторами  местных условий и особенностей;

- возможная деформация структуры  национальной экономики;

- упадок традиционных отраслей  национальной экономики;

- усиление социальной напряженности  и дифференциации (в частности, за счет более высокой оплаты труда на иностранных предприятиях);

- ослабление стимулов для проведения  национальных НИОКР вследствие  ввоза иностранной технологии, что, в конечном счете, может привести  к усилению технологической зависимости;

- ухудшение состояния окружающей среды в результате перевода в страну «грязных» производств и хищнической эксплуатации местных ресурсов;

- негативное воздействие на  социально – культурные условия, связанное с игнорированием чуждых национальной культуре стандартов, ценностей и форм организации производства, потребления, образа жизни и др.7

Очевидно, что вышеперечисленные положительные и отрицательные последствия привлечения и проникновения иностранных капиталов в экономику принимающих стран не реализуются автоматически, а существуют лишь в потенции. Именно поэтому принимающие страны и их экономические субъекты, намеренные развивать совместное предпринимательство с иностранными партнерами, должны внимательно оценивать все «за» и «против» подобных проектов и проводить разумную политику регулирования иностранных инвестиций, которая позволяла бы в полной мере использовать их положительные эффекты и устранять или минимизировать отрицательные.

Путем всемирного использования возможностей иностранных инвестиций и минимизации их негативных последствий привлечение иностранного капитала в российскую экономику должно способствовать решению следующих проблем социально – экономического развития нашей страны:

- освоение невостребованного научно  – технического потенциала России, особенно на конверсионных предприятиях военно – промышленного комплекса;

- продвижение российских товаров  и технологий на внешний рынок;

- содействие расширению и диверсификации  экспортного потенциала и развитию  импортозамещающих производств в отдельных отраслях;

- содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;

- создание новых рабочих мест  и освоение передовых форм  организации производства;

- освоение опыта цивилизованных  отношений в сфере предпринимательства;

- содействие развитию производственной инфраструктуры8.

Для России, которая встала на путь интеграции в мировое хозяйство и перехода к открытой экономике, в стратегическом плане крайне необходимо участие в процессах миграции капитала и как импортера, и как экспортера капитала. И тогда Россия будет более активно вовлечена в интернационализацию производства.

Однако сегодня участие России в этих процессах весьма скромное. С точки зрения привлечения иностранных инвесторов России предстоит соперничать с другими странами, рынки которых оказываются более привлекательными для инвесторов.

Обращение к иностранным источникам капитала для России во многом связано с необходимостью решения как стратегических, так и текущих задач. В современной экономической ситуации вопрос о привлечении иностранных инвестиций стоит весьма остро: экономический кризис, резкое сокращение инвестиционных ресурсов делают неизбежным обращение к зарубежным источникам финансирования. Однако необходимость привлечения зарубежных инвестиционных ресурсов определяется не только чисто финансовыми аспектами. Резкое отставание отечественного машиностроения, которое в последние десятилетия было в значительной степени ориентировано на выпуск продукции военного назначения, привело к ситуации, когда для многих отраслей экономики закупается оборудование из-за рубежа на валюту9.

Для повышения эффективности производства в некоторых отраслях существенное значение имеет использование иностранных технологий. Это относится, например, и к основной экспортной отрасли – нефтедобыче и переработке нефти.

Привлечение иностранных инвестиций может способствовать увеличению выпуска определенных видов продукции (и особенно товаров народного потребления), расширению экспорта с помощью иностранных партнеров и др. Все это имеет немаловажное значение, и, если с помощью иностранных инвестиций удастся продвинуться в решении этих задач, это будет весомым вкладом в создание современной экономики.

Сотрудничество с зарубежными партнерами может дать положительный эффект с точки зрения освоения зарубежного опыта управления, маркетинга, подготовки кадров и др.

Иностранный капитал может не только дать дополнительные и материальные, и денежные средства, но и стать серьезным катализатором развития рыночных отношений в стране.

Привлечение иностранного капитала, дальнейшее развитие совместного предпринимательства могут иметь существенное значение в борьбе с монополизмом. Важная черта этого процесса – возможность путем создания этих предприятий с участием иностранного капитала формировать в стране конкурирующие структуры, способные противостоять диктату сложившихся монополий.

Рассматривая вопрос о привлечении иностранного капитала необходимо учитывать не только свои интересы, но и интересы иностранного партнера. Условия в стране, влияющие на приток капитала, складываются из широкого комплекса факторов, объединяемых под общим понятием «инвестиционный климат»

На инвестиционный климат прямое влияние оказывают также общее состояние экономики страны и фаза его развития, положение в валютной, финансовой и кредитной сферах, таможенный режим, уровень инфляции, устойчивость валютного курса, размер кредитных ставок, стоимость рабочей силы и ее соответствие производительности труда и квалификации персонала.

При формировании инвестиционного климата, учитывая зарубежный опыт, следует, видимо, в стратегическом плане исходить из необходимости обеспечения унификации условной деятельности национальных и иностранных инвесторов, то есть установления для них «национального режима» по всем аспектам предпринимательства, включая налогообложение, доступ к кредитным ресурсам, снабжению, рынку ценных бумаг, право осуществления экспортных и импортных операций и т.п.10

Однако в существующих условиях представляется необходимым создание для иностранных инвесторов льготных условий приложения капитала, особенно в приоритетных направлениях, которые смогли бы компенсировать отсутствие политической и экономической стабильности, неустойчивость правовой базы.

Для развития экономики России и, в частности, для продвижения частных прямых зарубежных инвестиций важное значение имеет сотрудничество России с ведущими финансовыми организациями, прежде всего МВФ, МБРР, ЕБРР и др.

Важным фактором является заключение Российской Федерацией серии международных соглашений, непосредственно способствующих формированию благоприятных условий для привлечения инвестиций и создания унифицированных правил для инвесторов.

Принимая меры к расширению притока иностранного капитала, следует думать и об определенных мерах по его урегулированию, прежде всего в интересах национальной экономической безопасности. Захват иностранными компаниями целых сфер национальной экономики может влиять отрицательно не только в чисто экономическом плане, препятствуя развитию здесь национального производства, но и в социальном и политическом аспектах. Не следует забывать и об интересах страны. Нельзя допускать, чтобы иностранный капитал хищнически использовал природные ресурсы, обострял экологическую ситуацию.

Мы заинтересованы, чтобы иностранные компании реально привлекали к организации производства на территории России материальные и финансовые ресурсы из-за рубежа, а не стремились к установлению контроля за счет минимальных вложений. Такие возможности возникают у компаний из-за заниженного курса рубля. В этой связи необходимо ограничивать возможности создания иностранных холдинговых компаний, которые с помощью системы участий могли бы контролировать обширные сферы экономики.

Практически во всех странах мира вложения иностранного капитала в той или иной форме регламентируются. И хотя во многих странах для иностранного капитала установлен национальный режим, государство регулирует его приток, вводя ограничения на его вложения в некоторые сферы экономики путем применения антимонопольного законодательства и другими способами. Будучи заинтересованными в привлечении иностранного капитала, создавая благоприятные условия для его вложения, объявляя о национальном режиме для него, необходимо регулировать его деятельность, не допуская незаконного обогащения, поощряя его вложения в одни отрасли производства и ограничивая в другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МЕТОДИКА ИНВЕСТИРОВАНИЯ

 

2.1. Законодательная база инвестирования. Правовые основы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику

 

Современную правовую базу для иностранных инвестиций в России составляют ряд законов и указов Президента. Действует также ряд конкретных ведомственных инструкций. По своему характеру эти документы подразделяются на три группы11.

Первая группа – это базисные законы России, нацеленные на переход страны от социалистического способа производства к рыночному хозяйству. Часть из них была принята в 1991 – 1997 гг. Основным Законом России является Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., провозглашающая основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина. Законодательным органом является Федеральное Собрание – Государственная Дума (парламент) РФ, исполнительным – Президент и Правительство РФ. К первой группе также относятся Гражданский кодекс Российской Федерации в 3-х частях (1994,1996,2001).

Вторая группа – это документы, касающиеся непосредственно иностранных инвестиций. Главный среди них – это Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ, определяет правовые и экономические основы привлечения иностранных инвестиций на территории РФ. Положения Закона действуют на территории РФ применительно по всем иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ, определяет, кто может быть инвестором в России.

Третья (современная) группа связана с дальнейшим развитием законодательства об иностранных инвестициях, выработкой путей совершенствования законодательства, приведением его в соответствие с международными нормами. Одним из направлений развития законодательства стало движение в сторону диверсификации форм и способов осуществления инвестирования. Данное направление также связано с защитой прав инвесторов, поскольку расширение возможностей для маневра в смысле выбора форм и инструментов инвестирования создает дополнительные возможности для минимизации инвестиционных рисков за счет диверсификации инвестиционного портфеля.

Отношения, связанные с иностранными инвестициями в РФ, регулируются Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», а также иными действующими на территории РФ законодательными актами и международными договорами. Если международным договором, действующим на территории РФ, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательных актах РФ, применяются правила международных договоров. Российское государство законодательно создало гарантии защиты иностранных инвестиций.

Информация о работе Иностранные инвестиции в России