Иностранные инвестиции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является осмысление роли, места и значения иностранных инвестиций в РФ как фактора развития национальной экономики.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- на основе изученных источников дать понятие иностранных инвести-ций, выявить их сущность и классификацию;
- изучить правовую базу, а также основные методы и принципы привлечения иностранных инвестиций;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….4
1. СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
В РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ ………………………………………………...6
1.1. Иностранные инвестиции, их сущность и классифика-ция……………....6
1.2. Основные понятия, формы иностранных инвести-ций…………..............13
1.3. Влияние иностранных инвестиций на российскую экономи-ку………...19
2. МЕТОДИКА ИНВЕСТИРОВА-НИЯ………………………………………........26
2.1.Законодательная база инвестирования. Правовые основы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономи-ку……………..........................26

2.2. Основные принципы и подходы привлечения иностранных инвести-ций в российскую экономику ……………………………………………………………35
3. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РФ…………….42
3.1.Современное состояние иностранных инвестиций в РФ………...............42

3.2. Перспективное направление развития иностранных инвестиций
в РФ………………………………………………………………………………....46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………50

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИ-КОВ……………………………....51

Файлы: 1 файл

курсовая!.doc

— 376.00 Кб (Скачать файл)

В целях содействия иностранным инвестициям создано Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ). Оно обеспечивает иностранным инвесторам долгосрочные гарантии на следующие случаи некоммерческих рисков:

- введение правительством страны, принимающей капитал, ограничений на обмен и перевод капитала;

- законодательные или административные  меры принимающей страны, лишающие  иностранного инвестора права  на собственность контроля над инвестициями или значительно снижающие его доходы;

- административная и судебная  практика принимающей страны, нарушающая права инвесторов и ведущая к расторжению договоров, заключенных с ее государственными институтами;

- вооруженные конфликты и гражданские войны.

Агентство способствует улучшению инвестиционного режима в принимающих странах и другими способами: путем реализации программ по повышению квалификации кадров правительственных структур, частных фирм посредством проведения конференций и семинаров, оказания консультативной помощи правительством стран – членов МАИГ по разработке нормативных документов, направленных на поощрение иностранных инвестиций.

Для создания новых производственных мощностей необходим импорт прямого производительного капитала, что требует разработки программы привлечения иностранных инвестиций. В этом процессе следует руководствоваться определенными принципами, выражающими целесообразность инвестиционных проектов. Этими принципами являются:

- экономическая целесообразность, которая определяется исходя из острой необходимости решения тех или иных экономических проблем, дефицита инвестиций, ограниченности внутренних резервов и возможностей, привлекательности условий инвестиционных проектов с участием зарубежных инвесторов;

- социально-экономическая эффективность  непременное условие привлечения иностранных инвестиций в любой форме. Этот принцип предполагает: высокую прибыльность и рентабельность проектов с участием зарубежных компаний, выгодность условий предоставления займов и кредитов, создание новых рабочих мест и повышение занятости населения;

- принцип экономической и экологической  безопасности, безопасности суверенитета  должен исключить возможность  реализации проектов, допускающих хищническое использование природных богатств, загрязнение окружающей среды, незаконный вывоз капитала за пределы страны, применение отсталых технологий и техники, вытеснение отечественных товаропроизводителей с рынка антиконкурентными приемами. Применение данного принципа должно ограничивать доступ иностранного капитала в отдельные виды национальных ресурсов.

- принципы взаимовыгодности сделок  при привлечении иностранных  инвестиций. Следует всегда помнить, что без выгоды для себя ни одно государство, ни один предприниматель не будет входить в партнерство и инвестировать экономику страны;

-  принцип приоритетного вложения  иностранных инвестиций в экономику. Это означает направление их на наиболее престижные объекты в соответствии с проводимой структурной и инвестиционной политикой. Поэтому в стране утвержден список наиболее важных производств для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций. Еще одна сторона этого принципа состоит в том, чтобы страна отдавала приоритеты инвестициям из определенных стран, их компаний, фирм с учетом состояния их экономики, места в мировой экономической системе, лидирующего положения в конкретных сферах и областях экономики и других характеристик;

- важным принципом является  принцип минимального коммерческого  риска. Основой реализации его  является обеспечение достаточной информированности предприятий, компетентных органов управления этим процессом;

- наконец, существенную роль играет  принцип максимального учета  мирового опыта привлечения иностранных инвестиций. Каждая страна имеет множество специфических особенностей, отличается развитостью или отставанием отдельных аспектов экономического, технологического, финансового и других потенциалов13.

Названные принципы составляют практическую основу управления по привлечению инвестиций. Привлечение их служит ключевым моментом в реформировании экономики страны вообще и на переходном этапе, в особенности, если оно служит целям реконструкции, реструктуризации и модернизации народного хозяйства.

Привлечение иностранных инвестиций принимает следующие формы:

- собственные ресурсы и внутрихозяйственные резервы (прибыль, амортизационные отчисления, страховые сбережения и другие);

- заёмные средства (облигационные займы, бюджетные и банковские кредиты);

- привлеченные средства (продажа любых ценных бумаг, а также паевые взносы);

- бюджетные ассигнования, но обязательно инвестиционные;

- прямые вклады средств (капитала) (в виде патентов, оборудования, лицензий и т.д.);

- средства от благотворительности;

- взносы денег населения страны.

Очевидно, что стимулом экспорта именно капитала является желание получить максимальную прибыль. Высокая конкуренция на рынках, в особенности, высокоразвитых стран приводит инвесторов к поиску новых направлений финансовой экспансии. По мнению большинства западных специалистов, главными факторами, которые приводят к привлечению иностранных инвестиций, являются:

- Повсеместная стратегия развития ТНК и МНК, которая учитывает как масштабы, так и емкость рынков, возможности рационализации ведения производственной деятельности и технологических требований производства.

- Перспективы роста экономики страны, которая принимает иностранные инвестиции, а также общественно-политическое состояние страны.

- Срок окупаемости привлеченных иностранных инвестиций, который зависит от инвестиционного риска14.

Перечисленные факторы в некоторых государствах принимают следующие формы. Например, к первому фактору относят следующие мотивы: емкий рынок для сбыта продукции, возможности увеличить этот рынок через зону свободной торговли с различными странами, экономико-географическое положение, которое обеспечивает возможности для экспорта, неконкурентоспособность национальных производителей, которая обеспечивает получение прибыли от реализации товаров в стране.

Второй из факторов имеет такие предпосылки как: позитивные показатели уровня экономического роста, постепенное реформирование экономики страны, уменьшение уровня инфляции, улучшение системы банков, модернизация телекоммуникаций, правовое регулирование иностранных инвестиций и закрепленное право собственности, приватизация госпредприятий через иностранные инвестиции.

Третий фактор: по причине уменьшения себестоимости производства появляется возможность реализации нормы прибыли выше среднего.

Механизм привлечения иностранных инвестиций предполагает развитие, в первую очередь, законодательной базы страны, привлекающей данные инвестиции, так как без конкретно закрепленных в законодательстве отношений между государством и иностранным инвестором существуют слишком высокие риски для инвестирования и нельзя быть полностью уверенным не то, чтобы в получении прибыли, но даже в полном их возврате. Поэтому государство формирует специальную государственную политику для привлечения иностранных инвестиций, которая должна осуществляться последовательно и, не отходя от плана.

На первом этапе данной политики надо проанализировать некоторые макроэкономические показатели, прежде всего объем и структуру ВВП, объем и структуру капиталовложений, уровень сбережений, на основании которых надо определить нужный стране объем иностранных инвестиций с учетом определенных критериев экономической и долговой безопасности данной страны. Далее надо определить приоритеты для иностранных капиталовложений, а также принципы их увеличения. Затем, учитывая современные тенденции международного экспорта капитала надо определить особенно привлекательные формы привлечения иностранного капитала.

Конкретные предпосылки закладываются в национальное законодательство страны и в организационно-экономический механизм государственного регулирования иностранных инвестиций. Приведенная последовательность реализации механизма привлечения иностранных инвестиций позволяет строить эффективную и комплексную модель, с целью привлечения иностранных инвестиций.

При формировании вышеназванного механизма западные инвесторы руководствуются правилом четыре «С»: деловая репутация + кредитная история, денежный поток, дополнительное обеспечение, доля собственного капитала. То есть иностранный инвестор изучает, в первую очередь, данные показатели и уже, если они являются приемлемыми дополнительно и более основательно изучает другие показатели, на основе которых можно сделать тот или иной вывод.

Какие же существуют проблемы привлечения иностранных инвестиций?

Во-первых, спад в инвестиционной деятельности, который опережает общий производственный спад. Данная проблема приводит к подрыву условий простого и расширенного воспроизводства, далее происходит резкое отставание капиталоемких отраслей производства, а также уменьшение технического производства.

Во-вторых, уменьшается доля общего накопления при использовании ВВП. Общее накопление в целом по национальной экономике характеризует чистую покупку резидентами товаров и услуг, которые произведены или поступили по импорту в этом периоде, но еще не потребленных.

В-третьих, огромные объемы недоинвестирования приводят к появлению воспроизводственных проблем – возникает значительная масса, которая обесценена кризисом, морально и физически изношенных производственных средств.

В-четвертых, технологическая структура вложений капитала не ускоряет процесс обновления капитала. Доля затрат на оборудование имеет тенденцию к уменьшению.

В-пятых, углубляется дифференциация различных регионов страны по их инвестиционной привлекательности.

В-шестых, высокие инвестиционные риски из-за слишком завышенной цены в сравнении с инфляцией и слишком низкая норма рентабельности, которые делают недоступными привлечение иностранных инвестиций для реального сектора экономики15.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ИНОСТРАННЫХ  ИНВЕСТИЦИЙ В РФ

 

3.1. Современное состояние иностранных инвестиций в РФ

 

В настоящее время около 170 стран (30 лет назад 85 стран) постоянно привлекают иностранные инвестиции в свою экономику. В последние годы даже такие страны, как Куба и КНДР, становятся на путь привлечения иностранного капитала для решения застарелых экономических проблем.

На фоне глобальных масштабов в привлечении и использовании иностранных инвестиций в последней четверти XX в. Россия занимала очень скромную позицию. Удельный вес иностранных капиталовложений в инвестициях в основной капитал России колебался от 1.5% до 3.2% в 1997 – 1998 гг. По международным стандартам, объем ПИИ, привлекаемых в российскую экономику, остается несущественным, особенно если учесть размеры страны и масштабы ее экономики.

За весь период экономических реформ, то есть с 1987г., на каждого жителя России пришлось 63 доллара прямых иностранных инвестиций, тогда как в Венеции этот показатель составлял 1667, Эстонии – около 700, Азербайджане – 425 долларов. В свете вышеприведенных данных абсолютно беспочвенными представляются высказывания отдельных политических лидеров о засилии иностранного капитала в России.

Незначительные масштабы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику обусловлены общим неблагоприятным инвестиционным климатом. Не последнюю роль здесь играют и сложные проблемы в правовом регулировании иностранных инвестиций в России.

Проанализировав данные Росстата по притоку иностранных инвестиций по видам экономической деятельности в 2010г., можно сделать вывод о том, что основная доля иностранных инвестиций приходится на обрабатывающую промышленность 35,7%, добычу полезных ископаемых 16,7%, ремонт автотранспортных средств и бытовых изделий 17,5%, транспорт и связь 10%, аренду и предоставление услуг 10,5%. Отмечается снижение инвестиционной активности, в сравнении с 2009г. даже в таких отраслях, как торговля, строительство, транспорт и связь.

Отмечен высокий показатель поступлений иностранных инвестиций в обрабатывающие производства (табл. 2.1.), но, несмотря на это, показатель выбытия капитала из данной отрасли превышает показатель поступления. В отрасли добычи полезных ископаемых, наоборот, сложилось положительное сальдо. Рассматривая ситуацию в целом, необходимо отметить, что по итогам 2010г. динамика иностранных инвестиций положительна. По итогам I квартала 2011 года общий объем поступивших в Россию иностранных инвестиций составил 44,3 млрд. долларов, что в 3,4 раза больше по сравнению с аналогичным периодом 2010г.

По состоянию на конец сентября 2012г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 353,3 млрд.долларов США, что на 9,3% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 59,2% (на конец сентября 2011г. - 58,3%), доля прямых инвестиций составила 38,3% (39,1%), портфельных - 2,5% (2,6%).

В январе-сентябре 2012г. в экономику России поступило 114,5 млрд. долл. иностранных инвестиций, что на 14,4% меньше, чем в январе-сентябре 2011 года.

Информация о работе Иностранные инвестиции в России