Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 14:32, курсовая работа
Целью данной работы является осмысление роли, места и значения иностранных инвестиций в РФ как фактора развития национальной экономики.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- на основе изученных источников дать понятие иностранных инвести-ций, выявить их сущность и классификацию;
- изучить правовую базу, а также основные методы и принципы привлечения иностранных инвестиций;
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….4
1. СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
В РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ ………………………………………………...6
1.1. Иностранные инвестиции, их сущность и классифика-ция……………....6
1.2. Основные понятия, формы иностранных инвести-ций…………..............13
1.3. Влияние иностранных инвестиций на российскую экономи-ку………...19
2. МЕТОДИКА ИНВЕСТИРОВА-НИЯ………………………………………........26
2.1.Законодательная база инвестирования. Правовые основы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономи-ку……………..........................26
2.2. Основные принципы и подходы привлечения иностранных инвести-ций в российскую экономику ……………………………………………………………35
3. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РФ…………….42
3.1.Современное состояние иностранных инвестиций в РФ………...............42
3.2. Перспективное направление развития иностранных инвестиций
в РФ………………………………………………………………………………....46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИ-КОВ……………………………....51
Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил 99,7 млрд.долларов, или на 17,2% меньше, чем в январе-сентябре 2011 года16.
На территории России иностранные инвестиции размещены неравномерно. Это объясняется тем, что инвесторов больше привлекают такие регионы, где развита торговая, информационная, транспортная инфраструктуры, и регионы, в которых сконцентрированы предприятия топливно-энергетического комплекса. На сегодняшний день, наибольшее количество иностранных инвестиций, привлеченных в Россию, приходится на регионы с высоким потребительским спросом, такие как Москва и Московская область, Санкт-Петербург и регионы с высокой концентрацией экспортно-ориентированных предприятий топливно-энергетического комплекса, например, Томская, Самарская, Нижегородская, Тюменская области и республика Татарстан (табл. 2.2.).
Прямые иностранные
Необходимо обязать предприятия выделять часть прибыли на формирование и развитие таких фондов как фонд инновационного развития, фонд обучения, подготовки и переподготовки кадров, фонд модернизации производства и т.д. Предприятия самостоятельно могут обозначить какую часть прибыли они готовы ассигновать на развитие данных фондов, но делать это «в соответствии с методикой, утвержденной правительством страны». Реализация данных мер позволит добиться макроэкономической стабильности и вступить в стадию «устойчивого экономического роста на инновационной основе, что будет способствовать привлечению иностранных инвестиций».
На протяжении последних 10 лет наблюдался рост объемов прочих инвестиций в российской экономике. В некоторых отраслях российской экономики наиболее привлекательными являются не прямые иностранные инвестиции, а долгосрочные иностранные кредиты (прочие инвестиции), так как, как правило, российские банки выдают свои кредиты на меньшие сроки и под более высокие проценты. Именно рост прочих инвестиций в 2010г. способствовал тому, что в целом сложилась положительная динамика поступления иностранных инвестиций. Однако необходимо отметить, что поступление прямых иностранных инвестиций уменьшилось относительно соответствующего показателя 2009г. По данным Росстата полный объем иностранных инвестиций в 2010г. составил 114,746 млрд. долларов, что на 40,1% больше показателя 2009г.
Ситуация, сложившаяся на сегодняшний
день в российской экономическо
Реальность происходящих в мировом хозяйстве процессов наглядно демонстрирует, что мир находится на рубеже текущего пятого технологического уклада и следующего – шестого, который, по мнению многих ученых, «будет обеспечен прорывом в области нанотехнологий», развитием hi-teс индустрии. В формировании российской инновационной системы главная роль принадлежит государству, но осуществление данной стратегической задачи представляется возможным при поддержке различных финансовых институтов и интеллектуальной элиты России.
К сожалению, приходится констатировать, что на сегодняшний день Россия все еще продолжает находиться «на периферии международных инвестиционных процессов». Экономика России нуждается в привлечении иностранного капитала, значимость которого подтверждается следующими факторами: доступ к новым технологиям и средствам производства, новейшим методам организации производства посредствам инвестирования инновационных проектов, расширение материальной базы особо крупных инвестиционных проектов.
Структура иностранных инвестиций на сегодняшний день не соответствует в полной мере потребностям страны и не отвечает задачам формирования инновационной экономики, поэтому для страны крайне важным является, во-первых, увеличить объемы прямых инвестиций, во-вторых, переориентировать инвестиционные потоки в инновационный сектор.
3.2. Перспективное направление развития иностранных инвестиций в РФ
Перед страной стоит задача перехода к инновационной экономике. Для ее решения необходимо в ближайший период провести ряд серьезных организационно-структурных преобразований, а именно:
- поставить преграды недобросовестным пределам собственности, препятствующим активности наиболее эффективных и дееспособных предпринимателей;
- снять препятствия в развитии малого и среднего бизнеса;
- ввести режим экономии всех ресурсов;
- сформировать законодательную базу для эффективного социального партнерства;
- вывести из «тени» большую часть экономики, занятую легальным производством товаров и услуг;
- упорядочить контроль за рациональным использованием государственных инвестиций и т.д.
Осуществлению всех этих мер в немалой степени может способствовать совершенствование деятельности по стимулированию иностранных инвестиций. Несомненно, на обозримое время эта деятельность будет существенно изменена и скорректирована мировым финансовым кризисом, однако есть ряд направлений в области привлечения иностранных инвестиций, которые остаются актуальными для российской экономики вне зависимости от кризиса или других приходящих факторов17.
Прежде всего, необходимо в нарастающих масштабах привлекать иностранный капитал в сферу высоких технологий. Сейчас большая часть ПИИ в российскую экономику вкладывается в оптовую и розничную торговлю, а также добычу полезных ископаемых. Необходимо увеличивать объем ПИИ в наукоёмкие отрасли – производство оборудования для информационных технологий, фармацевтику и биотехнологию, автомобилестроение. Для этого партнерами российских предприятий и фирм в области научно-технологического сотрудничества должны стать ТНК стран-лидеров в области инноваций. По данным ЮНКТАД первое место среди них занимают фирмы США, им двукратно уступают фирмы Японии. Троекратно уступают Японии компании Германии и Франции.
Схожей по смыслу, глобальности и значимости задачей является определение новой международной специализации России, которая учитывала бы ее накопленный потенциал и отвечала национальным интересам. Сейчас, как известно, Россия имеет сырьевую ориентацию экономики, а могла бы в рамках международного разделения труда претендовать на роль мирового центра формирования интеллектуальных ресурсов или мирового лидера в области обеспечения энергетической безопасности.
Для преодоления последствий кризиса сейчас и в дальнейшем необходима консолидация усилий всех субъектов российской экономики. Отсюда возникает необходимость развития систем государственного частного партнерства, которая может сыграть важную стимулирующую роль в повышении уровня инвестиционного климата и привлечении в страну ПИИ.
Еще одной задачей государства является использование опыта развитых стран в осуществлении контроля за инвестиционными процессами в национальной экономике, в организации мониторинга и оценке их результатов. Практика развития стран, а, особенно, последствия мирового финансового кризиса, опровергают утверждения о том, что только рыночными механизмами регулируется инвестиционная деятельность, она фактически осуществляется со значительным участием государства, которое выступает часто как прямой участник многих инвестиционных проектов.
Что касается правовой базы иностранных инвестиций, то имеющееся федеральное законодательство содержит все необходимые обязательные условия и ограничения для данного вида деятельности. Имеются лишь отдельные пробелы правового же характера, которые необходимо устранить. Так в законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» следует исключить возможность вывоза амортизации в составе репатриируемых от производственных в России ПИИ доходов и прибыли. В случае использования иностранным инвестором такой правовой нормы даже простое воспроизводство капитала в КОИИ становится невозможным. Кроме того, совокупность федеральных правовых актов предоставляет большие возможности региональной нормотворческой инициативы по привлечению иностранных инвестиций.
В последние годы в более чем 50 субъектах федерации принято и действует региональное законодательство, способствующее улучшению местного инвестиционного климата и включающее освобождение от региональных налогов при соблюдении инвесторами определенных условий (отсрочка налоговых, арендных и иных платежей, а также предоставление беспроцентных ссуд и различных гарантий местных органов власти и др.).
Актуальными остаются меры по защите национальных интересов при взаимодействии с иностранными инвесторами, а именно:
- переход контроля над российским предприятием к нерезиденту только с ведома и при одобрении антимонопольной службой России (ФАС РФ), чтобы воспрепятствовать недружественным поглощением иностранным капиталом конкурентоспособных на мировом рынке российских предприятий;
- соблюдение принципа реторсии, согласно которому Россия имеет право устанавливать ограничения в отношении имущественных и личных неимущественных прав нерезидентов в ответ на аналогичные ограничения, установленные соответствующими государствами для российских граждан и юридических лиц;
- необходимость обеспечения паритетного обмена интеллектуальной собственностью между резидентами и нерезидентами в смысле правильной оценки капитала действующих российских предприятий, привлекающих иностранные инвестиции, во избежание непаритетного обмена экономическими активами. Соответственно роль Российского государства в обеспечении правильного подхода к решению этой задачи заключается в установлении такого порядка оценки активов в экономике и такого порядка их учета, который максимально бы отвечал именно международным стандартам и обеспечивал бы правильную, не заниженную оценку действующих российских предприятий, с учетом тех интеллектуальных ресурсов, которыми они располагают.
Весьма актуальным остается государственный контроль кредитных заимствований крупных российских компаний за рубежом. Подобные заимствования, относящиеся к прочим иностранным инвестициям, являются наиболее, а иногда и единственной приемлемой формой привлечения иностранного капитала. Они ведут к росту задолженности конкурентных корпораций с государственным участием, а вместе с ними и страны. Так, на конец 2007г. уровень долга одного «Газпрома» составил 36 млрд. долларов, а общий кредитный долг всех российских компаний превышает 300 млрд. долларов.
Приведенный перечень не охватывает всех существующих и возможных направлений стимулирования процесса привлечений в российскую экономику иностранного капитала. Но какие бы новые меры в области этой деятельности ни появились, несомненным остается одно – органы управления российской экономикой и впредь должны всемирно улучшать условия для привлечения иностранных инвестиций по той причине, что они обеспечивают более высокую рентабельность и капиталоотдачу, чем отечественный капитал.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Привлечение иностранного капитала имеет большое значение для стран с переходной экономикой, к которым относится и Россия. В настоящее время в России происходит увеличение притока иностранных капиталовложений. Однако структура иностранных инвестиций на сегодняшний день не соответствует в полной мере потребностям страны и не отвечает задачам формирования инновационной экономики.
Неблагоприятный инвестиционный климат приводит к тому, что некоторые российские компании отказываются от уже выделенных средств, поскольку их использование, учитывая высокое налогообложение и таможенные сборы, не выгодно.
Одна из главных причин невысокой активности иностранных инвесторов – не способствующая иностранным инвестициям политика государства. Иностранных инвесторов отпугивает непоследовательность экономической политики государства.
Очевидно, что для стимулирования притока иностранных капиталовложений в нашу страну необходимо предпринимать действенные меры по улучшению инвестиционного климата.
Слабое развитие иностранных инвестиций порождает низкую конкурентоспособность российского производства, уменьшение доли российского рынка в дальнейшем.
Можно утверждать, что развитие иностранных инвестиций в России не соответствует потенциалу российского рынка и при нормальном развитии рыночной экономики следует ожидать большего притока иностранных средств.
.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Подшиваленко Г.П. Инвестиции / Г.П. Подшиваленко. – М. : КНОРУС, 2006. – 200 с.
2. Нешитой А.С. Инвестиции / А.С. Нешитой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. — 372 с.
3. Инвестиции : учеб. пособие / М.В. Чиненов и [др.]; под редакцией М.В. Чиненова. – М.: Кнорус, 2007. – 248 с.
4. Иностранные инвестиции : учеб. пособие / Л.А. Зубченко и [др.]. – М.: Книгодел, 2006. – 160 с.
5. Иностранные инвестиции в России. Современное состояние и перспективы : учебник / [Под ред.: И.П. Фаминский]. – М. : Междунар. отношения, 1995. – 448 с.