Иностранные инвестиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Для оценки инвестиционного климата в России решающую роль продолжает играть сложившееся на Западе представление о ней как о стране коррумпированной, криминализированной, институционально и технически отсталой. Представители разных стран постоянно ставят вопросы о необходимости создания более благоприятного инвестиционного климата в России, о совершенствовании законодательства, регулирующего инвестиционный режим, прежде всего в сфере энергетики, о совершенствовании системы налогообложения зарубежных инвесторов. Американских инвесторов настораживают особенности деловой практики и бухгалтерского учета российских компаний, слабая правовая защищенность предпринимательства и особенно миноритарных акционеров, широкий размах теневой деятельности, далеко выходящий за рамки того, что принято считать допустимым в рыночных отношениях стран Запада.

Содержание работы

Введение 3
Иностранные инвестиции
Иностранные инвестиции. Общая характеристика, виды 5
Масштабы и тенденции международного инвестирования 10
Иностранные инвестиции в России 11
Отраслевая структура ИИ в России 19
Заключение 27
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

иностранные инветсиции.docx

— 144.44 Кб (Скачать файл)

     В том случае, когда приобретаются  акции заграничного предприятия, портфельные  инвестиции являются частью экспорта производительного капитала. Если приобретаются  облигации иностранных банков и  других финансовых учреждений, они  относятся к экспорту ссудного капитала.

     В случае портфельных инвестиции не ставится задача приобретения контроля над заграничным  предприятием. Вместе с тем граница  между портфельными и прямыми  инвестициями весьма условна. Во-первых, инвестиции, относимые в одних  странах к прямым, в других считаются  портфельными. В ФРГ прямыми инвестициями считаются те, которые составляют не менее 25% акций иностранной компании, во Франции — 20%, а в США —  менее 10%. Во-вторых, осуществление портфельных  инвестиций нередко связано с  передачей иностранному предприятию  управленческого опыта, участием в работе совета директоров, что фактически ставит предприятие в зависимость от компании-инвестора.

     Прочие  инвестиции — это торговые кредиты, а также кредиты международных  финансовых организаций и правительств иностранных государств под гарантии страны-реципиента, банковские вклады, финансовый лизинг.

     Крупным экспортером капитала выступает  также государство. Экспорт государственного капитала может осуществляться в  форме экономической, технической  и военной помощи развивающимся  странам. Возрастает роль государства  как гаранта экспорта частного капитала. Наконец, государство участвует  в деятельности международных финансовых учреждений, таких, как Международный  валютный фонд, Международная ассоциация развития, Международный банк реконструкции  и развития и др. 

     2. Масштабы и тенденции  международного инвестирования 

     Масштабы  иностранных инвестиций, активность государств и монополий в экспорте ссудного и предпринимательского капитала, соотношение между формами экспорта и географическое размещение иностранных  вложений зависят от экономического и политического развития мирового хозяйства, особенностей воспроизводственного процесса и развития монополий в отдельных странах, внешнеполитической и экономической ориентации правительств.

     Более 95% стоимости прямых капиталовложений поступает из промышленно развитых стран. До недавнего времени почти  все инвестиции приходили из ведущих  развитых стран: США, Великобритании, Японии, Германии, Франции, Италии, Бельгии, Испании, Швеции, Нидерландов, Канады.

     Основное  направление экспорта частного капитала развитых капиталистических стран  — другие развитые страны: более 80% прямых частных инвестиций приходится на них.

     Конечно, эта ситуация носит временный  характер и вполне вероятна передислокация потоков. Однако прямые инвестиции пойдут туда, где создан благоприятный климат для вложений, существует четкая позиция  правительства, бизнесменов и общества в отношении функционирования иностранного капитала.

     Поток прямых инвестиций в развивающиеся  страны приходится на ограниченное число  стран с соответствующим инвестиционным климатом: Аргентину, Бразилию, Чили, Южную  Корею и Польшу.

     В настоящее время мировая экономика  переживает инвестиционный бум: в 1982 г. объем инвестиций составлял 58 млрд дол., в 1990 г. — 209 млрд дол., в 1999 г. — 865 млрд дол., в 2001 г. они превысили 1 трлн дол. При этом в десятку крупных получателей иностранных инвестиций из стран с развивающимися рынками вошли только Китай, Гонконг и Бразилия.

     Концентрация  иностранного капитала в странах с более либеральными и унифицированными стандартами предпринимательства (в некоторых странах Латинской Америки, Центральной и Восточной Европы, Юго-Восточной Азии) порождает серьезные проблемы для других стран, которым также необходимы инвестиции. Они должны сформировать инвестиционный климат, устраивающий страны-инвесторы. 

     3. Иностранные инвестиции  в России 

     Для подъема российской экономики, по экспертным оценкам, в течение ближайших 20—25 лет нужны инвестиции в объеме 2,0— 2,5 трлн дол. или 100 млрд дол. ежегодно. Вместе с тем возможности государственных  инвестиций крайне ограничены, а эффективность  их весьма низка. В связи с этим ставка делается на частные инвестиции — отечественные и иностранные. Для привлечения иностранных инвестиций нужно создать климат, который позволил бы России конкурировать на мировом рынке капиталов.

     На  международном уровне все большее  значение приобретают соглашения, которые  способствуют формированию единого  инвестиционного пространства с  общими унифицированными нормами, гарантирующими соблюдение интересов как инвестора, так и принимающей стороны (конкретного  хозяйствующего субъекта, соответствующего государства). К ним относятся  соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций, договор об избежании  двойного налогообложения и предотвращении уклонений от уплаты налогов, договор  к Энергетической хартии, конвенции  о порядке разрешения инвестиционных споров, учреждении многостороннего  агентства по гарантиям инвестиций.

     Основными органами регулирования зарубежной инвестиционной деятельности являются международные экономические организации: Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции  и развития (МБРР), Международная  финансовая корпорация (МФК), Международная  ассоциация развития (MAP), Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (МАГИ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейский  банк реконструкции и развития (ЕБРР).

     Международными  экономическими организациями разработан ряд документов, которые определяют принципы зарубежной инвестиционной деятельности, в частности, правила допуска  иностранного капитала, стандарты применяемого режима, порядок перевода капитала и прибыли, условия защиты и гарантий иностранных инвестиций, порядок  урегулирования споров.

     МФК и МБРР оказывают финансовую помощь и консультации в реализации проектов, передаче идей и технологий, способствующих развитию экономики. Важная роль в содействии движению прямых частных инвестиций между странами — членами агентства  путем страхования от некоммерческих (политических) рисков принадлежит  МАГИ.

     Основополагающим  документом, регулирующим деятельность иностранных инвесторов в России, стал Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1545-1 «Об иностранных инвестициях  в РСФСР», принятие которого способствовало созданию правовых условий для деятельности иностранных инвесторов в России. Инвесторы получили право не только вкладывать средства в качестве доли в уставный фонд совместного предприятия  с участием российского партнера, но и основывать предприятия, полностью  им принадлежащие, а также участвовать  в приватизации российских предприятий, покупать их акции, облигации и другие ценные бумаги. В Законе подчеркивался  примат международного права над  национальным, если международными договорами, действующими в Российской Федерации, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в российском законе и других нормативных документах относительно иностранных инвестиций.

     В последующие годы были приняты нормативные  акты общефедерального характера, определяющие политико-экономический статус страны, принципы и формы хозяйствования и развития экономических отношений. Подобные документы не являются документами  прямого действия в отношении  иностранных инвестиций и, как правило, не содержат соответствующих норм, однако деятельность, касающаяся иностранного капитала, подчиняется этим актам. К  ним относятся Гражданский, Таможенный, Налоговый и другие кодексы Российской Федерации, Законы об акционерных обществах, государственном регулировании  внешнеторговой деятельности, валютном регулировании и контроле, о ФПГ  и др.

     Важным  шагом в улучшении условий  деятельности иностранных инвесторов явилось принятие Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях  о разделе продукции», определяющего  формирование инвестиционного механизма  в минерально-сырьевых отраслях на основании договорных отношений  между инвестором и государством. Государство предоставляет инвестору  на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья  на конкретном участке недр, а инвестор обязуется осуществить проведение этих работ за свой счет и риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с использованием недр, в том числе порядок раздела произведенной продукции, механизм финансовых отношений между сторонами. Соглашения о разделе продукции позволяют учитывать особенности разных месторождений полезных ископаемых, максимально соблюдая интересы сторон, создают необходимые предпосылки для более широкого привлечения иностранных инвестиций.

     В целом эффективное использование  соглашений о разделе продукции  позволит России без затрат на разведку, добычу и разработку минерально-сырьевых ресурсов получить необходимые финансовые и материальные (в виде доли произведенной  продукции) средства.

     В 1999 г., 9 июля принят Федеральный закон  «Об иностранных инвестициях  в Российской Федерации» № 160-ФЗ, который  определяет основные гарантии прав иностранных  инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также  на условия предпринимательской  деятельности инвесторов и созданных  с их участием предприятий.

     Этот  Закон регулирует отношения, связанные  с предпринимательской деятельностью  только в реальном секторе экономики  России. Деятельность иностранных инвесторов в банковской, страховой, благотворительной, образовательной или религиозной  сферах регулируется законодательством  Российской Федерации о банках и  банковской деятельности, страховании, некоммерческих организациях.

     Свод  гарантий, предоставляемых этим Законом, выглядит следующим образом.

     Инвестору гарантируется полная и безусловная  защита его прав и интересов, а  также право на возмещение возможных  убытков, причиненных незаконными  действиями государственных органов  различного уровня. Ему гарантировано  осуществление инвестиций на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством. Вклады инвесторов в уставный капитал оцениваются в валюте Российской Федерации.

     Имущество иностранных инвесторов и предприятий  с иностранными инвестициями не может  быть национализировано или реквизировано (кроме случаев, предусмотренных  федеральными законами либо международными договорами Российской Федерации). В  случае реквизиции инвестору или  предприятию с его участием гарантируется  выплата стоимости реквизируемого имущества, а при национализации — возврат стоимости национализируемого имущества и других убытков.

     Наиболее  важной представляется гарантия от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации.

     Тем не менее в Законе не зафиксирован принцип неизменности правовых основ  инвестирования, а лишь перечислены  условия, которые некоторое время  могут оставаться неизменными. Кроме  того, в Законе речь идет исключительно  об инвесторах, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты, определяемые правительством, поэтому понятие  неизменности совокупной налоговой  нагрузки относится только к этим инвесторам. При этом в Законе не оговорена проблема сохранения коммерческих результатов, долгосрочной доходности инвестора, имеющих первостепенное значение. В условиях возможных изменений  экспортных пошлин, регионального и  местного законодательства, увеличения размера НДС, взносов в Пенсионный фонд и т.п. говорить о стабильности условий инвестирования достаточно сложно.

     Инвестору гарантировано право на свободное  использование доходов (после уплаты предусмотренных законодательством  налогов и сборов) на территории Российской Федерации для их реинвестирования или иных целей, а также на вывоз  доходов за границу в иностранной  валюте.

     В Законе предусматривается ряд льгот  для иностранных инвесторов и  предприятий с их участием. В частности, инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями, которые участвуют  в реализации приоритетных инвестиционных проектов, предоставляются таможенные льготы в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные капиталы предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ), а также вывозимых этими предприятиями отдельных товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, или в течение периода окупаемости иностранных инвестиций.

     Таким образом, инвесторы этих предприятий  ввозят имущество, предназначенное  для уставных капиталов ПИИ, беспошлинно. При этом следует учитывать ранее  установленные правила: ввозимые товары должны относиться к основным производственным фондам, не быть подакцизными и срок их ввоза не должен превышать одного года с даты регистрации ПИИ. Эти  же инвесторы имеют возможность  беспошлинного (или по сниженным  ставкам) вывоза произведенных или  в достаточной степени переработанных продуктов (если вывозные пошлины на такие товары установлены).

Информация о работе Иностранные инвестиции