Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 14:23, курсовая работа
Для оценки инвестиционного климата в России решающую роль продолжает играть сложившееся на Западе представление о ней как о стране коррумпированной, криминализированной, институционально и технически отсталой. Представители разных стран постоянно ставят вопросы о необходимости создания более благоприятного инвестиционного климата в России, о совершенствовании законодательства, регулирующего инвестиционный режим, прежде всего в сфере энергетики, о совершенствовании системы налогообложения зарубежных инвесторов. Американских инвесторов настораживают особенности деловой практики и бухгалтерского учета российских компаний, слабая правовая защищенность предпринимательства и особенно миноритарных акционеров, широкий размах теневой деятельности, далеко выходящий за рамки того, что принято считать допустимым в рыночных отношениях стран Запада.
Введение 3
Иностранные инвестиции
Иностранные инвестиции. Общая характеристика, виды 5
Масштабы и тенденции международного инвестирования 10
Иностранные инвестиции в России 11
Отраслевая структура ИИ в России 19
Заключение 27
Список литературы 29
В том случае, когда приобретаются акции заграничного предприятия, портфельные инвестиции являются частью экспорта производительного капитала. Если приобретаются облигации иностранных банков и других финансовых учреждений, они относятся к экспорту ссудного капитала.
В случае портфельных инвестиции не ставится задача приобретения контроля над заграничным предприятием. Вместе с тем граница между портфельными и прямыми инвестициями весьма условна. Во-первых, инвестиции, относимые в одних странах к прямым, в других считаются портфельными. В ФРГ прямыми инвестициями считаются те, которые составляют не менее 25% акций иностранной компании, во Франции — 20%, а в США — менее 10%. Во-вторых, осуществление портфельных инвестиций нередко связано с передачей иностранному предприятию управленческого опыта, участием в работе совета директоров, что фактически ставит предприятие в зависимость от компании-инвестора.
Прочие инвестиции — это торговые кредиты, а также кредиты международных финансовых организаций и правительств иностранных государств под гарантии страны-реципиента, банковские вклады, финансовый лизинг.
Крупным
экспортером капитала выступает
также государство. Экспорт государственного
капитала может осуществляться в
форме экономической, технической
и военной помощи развивающимся
странам. Возрастает роль государства
как гаранта экспорта частного капитала.
Наконец, государство участвует
в деятельности международных финансовых
учреждений, таких, как Международный
валютный фонд, Международная ассоциация
развития, Международный банк реконструкции
и развития и др.
2.
Масштабы и тенденции
международного инвестирования
Масштабы
иностранных инвестиций, активность
государств и монополий в экспорте
ссудного и предпринимательского капитала,
соотношение между формами
Более 95% стоимости прямых капиталовложений поступает из промышленно развитых стран. До недавнего времени почти все инвестиции приходили из ведущих развитых стран: США, Великобритании, Японии, Германии, Франции, Италии, Бельгии, Испании, Швеции, Нидерландов, Канады.
Основное направление экспорта частного капитала развитых капиталистических стран — другие развитые страны: более 80% прямых частных инвестиций приходится на них.
Конечно, эта ситуация носит временный характер и вполне вероятна передислокация потоков. Однако прямые инвестиции пойдут туда, где создан благоприятный климат для вложений, существует четкая позиция правительства, бизнесменов и общества в отношении функционирования иностранного капитала.
Поток
прямых инвестиций в развивающиеся
страны приходится на ограниченное число
стран с соответствующим
В
настоящее время мировая
Концентрация
иностранного капитала в странах с более
либеральными и унифицированными стандартами
предпринимательства (в некоторых странах
Латинской Америки, Центральной и Восточной
Европы, Юго-Восточной Азии) порождает
серьезные проблемы для других стран,
которым также необходимы инвестиции.
Они должны сформировать инвестиционный
климат, устраивающий страны-инвесторы.
3.
Иностранные инвестиции
в России
Для
подъема российской экономики, по экспертным
оценкам, в течение ближайших 20—25
лет нужны инвестиции в объеме
2,0— 2,5 трлн дол. или 100 млрд дол. ежегодно.
Вместе с тем возможности
На
международном уровне все большее
значение приобретают соглашения, которые
способствуют формированию единого
инвестиционного пространства с
общими унифицированными нормами, гарантирующими
соблюдение интересов как инвестора,
так и принимающей стороны (конкретного
хозяйствующего субъекта, соответствующего
государства). К ним относятся
соглашение о поощрении и взаимной
защите инвестиций, договор об избежании
двойного налогообложения и
Основными
органами регулирования зарубежной
инвестиционной деятельности являются
международные экономические
Международными экономическими организациями разработан ряд документов, которые определяют принципы зарубежной инвестиционной деятельности, в частности, правила допуска иностранного капитала, стандарты применяемого режима, порядок перевода капитала и прибыли, условия защиты и гарантий иностранных инвестиций, порядок урегулирования споров.
МФК и МБРР оказывают финансовую помощь и консультации в реализации проектов, передаче идей и технологий, способствующих развитию экономики. Важная роль в содействии движению прямых частных инвестиций между странами — членами агентства путем страхования от некоммерческих (политических) рисков принадлежит МАГИ.
Основополагающим документом, регулирующим деятельность иностранных инвесторов в России, стал Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР», принятие которого способствовало созданию правовых условий для деятельности иностранных инвесторов в России. Инвесторы получили право не только вкладывать средства в качестве доли в уставный фонд совместного предприятия с участием российского партнера, но и основывать предприятия, полностью им принадлежащие, а также участвовать в приватизации российских предприятий, покупать их акции, облигации и другие ценные бумаги. В Законе подчеркивался примат международного права над национальным, если международными договорами, действующими в Российской Федерации, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в российском законе и других нормативных документах относительно иностранных инвестиций.
В последующие годы были приняты нормативные акты общефедерального характера, определяющие политико-экономический статус страны, принципы и формы хозяйствования и развития экономических отношений. Подобные документы не являются документами прямого действия в отношении иностранных инвестиций и, как правило, не содержат соответствующих норм, однако деятельность, касающаяся иностранного капитала, подчиняется этим актам. К ним относятся Гражданский, Таможенный, Налоговый и другие кодексы Российской Федерации, Законы об акционерных обществах, государственном регулировании внешнеторговой деятельности, валютном регулировании и контроле, о ФПГ и др.
Важным
шагом в улучшении условий
деятельности иностранных инвесторов
явилось принятие Федерального закона
от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях
о разделе продукции», определяющего
формирование инвестиционного механизма
в минерально-сырьевых отраслях на
основании договорных отношений
между инвестором и государством.
Государство предоставляет
В
целом эффективное
В 1999 г., 9 июля принят Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ, который определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также на условия предпринимательской деятельности инвесторов и созданных с их участием предприятий.
Этот
Закон регулирует отношения, связанные
с предпринимательской
Свод гарантий, предоставляемых этим Законом, выглядит следующим образом.
Инвестору гарантируется полная и безусловная защита его прав и интересов, а также право на возмещение возможных убытков, причиненных незаконными действиями государственных органов различного уровня. Ему гарантировано осуществление инвестиций на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством. Вклады инвесторов в уставный капитал оцениваются в валюте Российской Федерации.
Имущество
иностранных инвесторов и предприятий
с иностранными инвестициями не может
быть национализировано или
Наиболее важной представляется гарантия от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации.
Тем не менее в Законе не зафиксирован принцип неизменности правовых основ инвестирования, а лишь перечислены условия, которые некоторое время могут оставаться неизменными. Кроме того, в Законе речь идет исключительно об инвесторах, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты, определяемые правительством, поэтому понятие неизменности совокупной налоговой нагрузки относится только к этим инвесторам. При этом в Законе не оговорена проблема сохранения коммерческих результатов, долгосрочной доходности инвестора, имеющих первостепенное значение. В условиях возможных изменений экспортных пошлин, регионального и местного законодательства, увеличения размера НДС, взносов в Пенсионный фонд и т.п. говорить о стабильности условий инвестирования достаточно сложно.
Инвестору
гарантировано право на свободное
использование доходов (после уплаты
предусмотренных
В Законе предусматривается ряд льгот для иностранных инвесторов и предприятий с их участием. В частности, инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями, которые участвуют в реализации приоритетных инвестиционных проектов, предоставляются таможенные льготы в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные капиталы предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ), а также вывозимых этими предприятиями отдельных товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, или в течение периода окупаемости иностранных инвестиций.
Таким
образом, инвесторы этих предприятий
ввозят имущество, предназначенное
для уставных капиталов ПИИ, беспошлинно.
При этом следует учитывать ранее
установленные правила: ввозимые товары
должны относиться к основным производственным
фондам, не быть подакцизными и срок
их ввоза не должен превышать одного
года с даты регистрации ПИИ. Эти
же инвесторы имеют возможность
беспошлинного (или по сниженным
ставкам) вывоза произведенных или
в достаточной степени