Иностранные инвестиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Для оценки инвестиционного климата в России решающую роль продолжает играть сложившееся на Западе представление о ней как о стране коррумпированной, криминализированной, институционально и технически отсталой. Представители разных стран постоянно ставят вопросы о необходимости создания более благоприятного инвестиционного климата в России, о совершенствовании законодательства, регулирующего инвестиционный режим, прежде всего в сфере энергетики, о совершенствовании системы налогообложения зарубежных инвесторов. Американских инвесторов настораживают особенности деловой практики и бухгалтерского учета российских компаний, слабая правовая защищенность предпринимательства и особенно миноритарных акционеров, широкий размах теневой деятельности, далеко выходящий за рамки того, что принято считать допустимым в рыночных отношениях стран Запада.

Содержание работы

Введение 3
Иностранные инвестиции
Иностранные инвестиции. Общая характеристика, виды 5
Масштабы и тенденции международного инвестирования 10
Иностранные инвестиции в России 11
Отраслевая структура ИИ в России 19
Заключение 27
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

иностранные инветсиции.docx

— 144.44 Кб (Скачать файл)

     Отдельно  следует остановиться на ситуации с  притоком иностранного капитала в российскую нефтедобычу. В последние годы ее доля в инвестициях из-за рубежа несколько снизилась. Тем не менее, западные аналитики прогнозируют, что в ближайшие пять лет Россия может стать «точкой притяжения массированных иностранных инвестиций именно в нефтедобычу». В подтверждение этого прогноза компания «Роял датч — Шелл групп» уже сообщила о намерении значительно увеличить свои инвестиции в РФ. В 2003 г. они должны составить 1,5 млрд долл., а к 2008 г. — вырасти до 8 млрд долл. Глава «Шелл» Филипп Воттс заявил буквально следующее: «Я не вижу будущего «Шелл» в качестве глобальной компании без значительной инвестиционной позиции в России» .

     Зарубежные  аналитики прогнозируют, что 5—8% капитала другого лидера мировой нефтедобычи  — «Бритиш петролеум» — к 2008 г. также будет задействовано в  России. Это, по-видимому, стало одним  из факторов растущего интереса к  инвестированию средств в нашу страну у крупнейших американских нефтяных компаний «Эксон» и «Шеврон».

     Подобное  развитие ситуации, безусловно, улучшит  статистику притока зарубежного  капитала в нашу страну. При этом остается надеяться, что государство  сумеет выработать и предложить крупным  западным компаниям эффективный  механизм инвестиционного сотрудничества, который гарантировал бы иностранцам стабильные условия работы и прибыль, а России — сохранение контроля за стратегическими запасами природных ресурсов и возможность получения достаточных финансовых ресурсов для модер¬низации не только нефтедобычи, но и других приоритетных отраслей экономики.

     Суммируя  вышесказанное, отметим, что отраслевое распределение иностранных инвестиций в РФ в настоящее время характеризуется  значительной неравномерностью. Интерес  для иностранных инвесторов представляет весьма ограниченное число отраслей. В основном это отрасли, где уровень  развития и так выше среднего по стране. Таким образом, отраслевая структура  поступающего и накопленного в РФ иностранного капитала не просто отражает, но и закрепляет углубившиеся за годы реформ диспропорции между основными  секторами экономики.

     Этот  факт, наряду с доминированием кредитной  составляющей в притоке капитала из-за рубежа, настоятельно требует более активного участия государства в процессе привлечения иностранных инвестиций. Речь идет о координации видовой, отраслевой и региональной структуры капитальных проектов с участием партнеров из-за рубежа. Цель — оптимизация структуры притока капитала: необходимо обеспечить переход растущего количества зарубежных капиталовложений в качество.

     Но  как добиться того, чтобы структура  притока иностранных инвестиций улучшилась? Ответ на этот вопрос может  дать опыт, накопленный другими странами с развивающимися рынками казалось бы, обеспечивать ее сырьем, практически не получает иностранные финансовые вложения, оставаясь слаборазвитым элементом в общей структуре экономики.

     Из  непромышленных секторов экономики  наибольший объем зарубежных капиталовложений был накоплен в торговле и общественном питании — 32,9% (из них только 16% были осуществлены в виде прямых инвестиций, а 82% — в виде кредитов). Важную роль играли также транспорт и связь (9 и 6,3% всех накопленных инвестиций), где доля прямых капиталовложений была намного выше, а также деятельность по обеспечению функционирования рынка (4,9%), в которой прямые и прочие инвестиции распределились почти поровну.

     Отдельно  следует остановиться на ситуации с  притоком иностранного капитала в российскую нефтедобычу. В последние годы ее доля в инвестициях из-за рубежа несколько снизилась. Тем не менее, западные аналитики прогнозируют, что в ближайшие пять лет Россия может стать «точкой притяжения массированных иностранных инвестиций именно в нефтедобычу». В подтверждение этого прогноза компания «Роял датч — Шелл групп» уже сообщила о намерении значительно увеличить свои инвестиции в РФ. В 2003 г. они должны составить 1,5 млрд долл., а к 2008 г. — вырасти до 8 млрд долл. Глава «Шелл» Филипп Воттс заявил буквально следующее: «Я не вижу будущего «Шелл» в качестве глобальной компании без значительной инвестиционной позиции в России».

     Зарубежные  аналитики прогнозируют, что 5—8% капитала другого лидера мировой нефтедобычи  — «Бритиш петролеум» — к 2008 г. также будет задействовано в  России. Это, по-видимому, стало одним  из факторов растущего интереса к  инвестированию средств в нашу страну у крупнейших американских нефтяных компаний «Эксон» и «Шеврон».

     Подобное  развитие ситуации, безусловно, улучшит  статистику притока зарубежного  капитала в нашу страну. При этом остается надеяться, что государство  сумеет выработать и предложить крупным западным компаниям эффективный механизм инвестиционного сотрудничества, который гарантировал бы иностранцам стабильные условия работы и прибыль, а России — сохранение контроля за стратегическими запасами природных ресурсов и возможность получения достаточных финансовых ресурсов для модернизации не только нефтедобычи, но и других приоритетных отраслей экономики.

     Суммируя  вышесказанное, необходимо отметить, что  отраслевое распределение иностранных  инвестиций в РФ в настоящее время  характеризуется значительной неравномерностью. Интерес для иностранных инвесторов представляет весьма ограниченное число отраслей. В основном это отрасли, где уровень развития и так выше среднего по стране. Таким образом, отраслевая структура поступающего и накопленного в РФ иностранного капитала не просто отражает, но и закрепляет углубившиеся за годы реформ диспропорции между основными секторами экономики.

     Этот  факт, наряду с доминированием кредитной  составляющей в притоке капитала из-за рубежа, настоятельно требует более активного участия государства в процессе привлечения иностранных инвестиций. Речь идет о координации видовой, отраслевой и региональной структуры капитальных проектов с участием партнеров из-за рубежа. Цель — оптимизация структуры притока капитала: необходимо обеспечить переход растущего количества зарубежных капиталовложений в качество. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Привлечение в широких масштабах национальных и  иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким  качеством жизни населения, в  основе которого лежит смешанная  экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных  форм собственности, но и интернационализацию  рынка товаров, рабочей силы и  капитала.

     Иностранный капитал может привнести в  Россию достижения научно-технического прогресса и передовой  управленческий опыт. Поэтому включение России в  мировое хозяйство и привлечение  иностранного  капитала - необходимое  условие  построения  в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо  выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно  и  только  умножают  государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных  инвесторов - с другой, непосредственно  не совпадают. Россия заинтересована в  восстановлении, обновлении своего производственного  потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и  недорогими товарами, в развитии и  структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении  в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы  естественно заинтересованы в новом  плацдарме для получения прибыли  за счет обширного внутреннего рынка  России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической беспечности.

     Поэтому перед нашим государством стоит  сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный  капитал, и, не лишая его собственных  стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.

     Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать  дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять  предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют  российские,  занятые в той  же сфере деятельности. Как показал  опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного  капитала, но  приводит к  возникновению  на месте бывших  отечественных производств предприятий  с формальным иностранным участием,  претендующих на льготное  налогообложение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

     1. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях  в Российской Федерации" (с  изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г.)

     2. Международные экономические отношения.  Учебник. Под редакцией В.Е.  Рыбалкина. М.: ЗАО “ Бизнес - школа  “, 1998.

     3. Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы. – М.:ВНИКИ, 2007.

     4.Известия 2005. №180. 2 окт.

     5. Инвестиции в России №1, 2008  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРЯМЫЕ  ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ (2003г.)

     В условиях прогрессирующей глобализации ослабление зависимости воспроизводственного процесса от отечественной почвы - явление, характерное для всех стран. Для  России же особенно, поскольку реформы 90-х годов усилили сырьевую ориентацию се экономики, почти уполовинив при этом объем ее валового внутреннего продукта по сравнению с уровнем 1990 г. Л ведь 1990 год был первым годом падения производства в России после Второй мировой войны! Некоторый рост ВВП в 1999-2002 гг. (примерно до 70% уровня 1990 г.) был связан с благоприятной мировой конъюнктурой, главным образом на рынке энергоносителей и четырехкратной девальвацией рубля после дефолта 1998 г.

     По  оптимистическому прогнозу Минэконом  развития и торговли, для восстановления к 2010 г. объема ВВП до уровня 1989 г. России потребуется ежегодный рост на 4.9%". Драматизм ситуации состоит не только в том, что Россия может не удержать темпы роста, достигнутые в 1999-2001 г. благодаря условиям конъюнктурного порядка. Но и в том, что пока она  будет возвращаться к объему ВВП 1989 г., прочие страны в своем экономическом  развитии уйдут далеко вперед.

     Для поддержания высоких темпов экономического роста и улучшения его качественной структуры необходимо обновить основные производственные фонды, моральная  и физическая изношенность которых  является причиной многих тсхногенных  катастроф: средний возраст машин  и оборудования превысил к началу 2000 г. 17 лет . Реновация основных фондов требует инвестиций, особенно при  прогнозируемом пике их износа в 2003-2005 гг. О глубине инвестиционного  кризиса, переживаемого Россией, свидетельствуют  следующие данные: общий объем  вложений в основной капитал (% к 1990 г.) составил в 1999 г. 23.2, в 2000 г.-27.2 и в 2001 г. - 29.6.

     Среди факторов, сдерживающих мобилизацию  внутренних ресурсов для капиталовложений в обновление основных производственных фондов, важно выделить:

    • низкую среднюю прибыльность (рентабельность) как продукции отечественных предприятий (1 И.5% в 1999 г. против 29.3% в 1992 г.), так и их активов (5 и 28% соответственно);
    • высокую долю убыточных предприятий (39.8% в 2000 г. против 15.3% в 1992 г.);
    • распространившуюся практику нсинвестици-онного использования амортизационных отчислений;
    • чрезвычайно высокую долю неплатежей в расчетах между предприятиями;
    • крайне ограниченные возможности мобилизации средств через фондовый рынок. Сегодня это чаще всего лишь площадка для спекулятивного обогащения небольшой компаний. Что касается населения, то оно практически не участвует во вторичном рынке ценных бумаг;
    • недоступность кредитов коммерческих банков для большинства отечественных хозяйствующих субъектов (если ставка рефинансирования составляла в 2002 г. 25-23%, то проценты по банковским кредитам были еще выше. В 2000 г. доля кредитов национальных банков России в совокупных инвестициях в основной капитал составляла лишь 2.3% (данные без учета субъектов малого предпринимательства);
    • практическое закрытие такого важного источника инвестиций, как сбережения населения. Потенциал этого источника составляет, но различным экспертным оценкам, 10-30 млрд. долл. В связи с тем, что вклады граждан в коммерческих банках трижды пропадали за последние 10 лет, подорвано доверие населения к банкам и к федеральной власти. Вряд ли оно будет восста новлено в ближайшее время даже при вводе законодательных гарантий вкладов;
    • колоссальную дифференциацию отраслей по доходам и инвестициям.Рентабельность экспортных сделок с нефтью достигала (%): в 1999 г. -400-500, с мазутом - 200, с природным газом - 600 (700-800 в 2000 г.), с каменным углем - 200 (300 в 2000 г.).

Информация о работе Иностранные инвестиции