Иностранные инвестиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Для оценки инвестиционного климата в России решающую роль продолжает играть сложившееся на Западе представление о ней как о стране коррумпированной, криминализированной, институционально и технически отсталой. Представители разных стран постоянно ставят вопросы о необходимости создания более благоприятного инвестиционного климата в России, о совершенствовании законодательства, регулирующего инвестиционный режим, прежде всего в сфере энергетики, о совершенствовании системы налогообложения зарубежных инвесторов. Американских инвесторов настораживают особенности деловой практики и бухгалтерского учета российских компаний, слабая правовая защищенность предпринимательства и особенно миноритарных акционеров, широкий размах теневой деятельности, далеко выходящий за рамки того, что принято считать допустимым в рыночных отношениях стран Запада.

Содержание работы

Введение 3
Иностранные инвестиции
Иностранные инвестиции. Общая характеристика, виды 5
Масштабы и тенденции международного инвестирования 10
Иностранные инвестиции в России 11
Отраслевая структура ИИ в России 19
Заключение 27
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

иностранные инветсиции.docx

— 144.44 Кб (Скачать файл)

       Высокие экспортные доходы добывающих  отраслей и отраслей первичного  передела потребляются преимущественно  ими самими. Так, на топливно-энергетический  и металлургический комплексы  прилодилось в 2001 г. более 70% всех капиталовложений в промышленность.

     Однако  средства, выделяемые компаниями экспорториентированных отраслей для самофинансирования, расходуются  не столько на обновление собственных  производственных мощностей (которые  в этом остро нуждаются), сколько  на скупку непрофпльных предприятий, зачастую вполне процветающих, для чего последние  нередко подвергаются банкротству. Подобные акции противоречат мировой  тенденции к дедиверсифи-кации. В  условиях технологической гонки  ведущие ТНК избавляются от многочисленных непрофильных предприятий, стремясь закрепить  в рамках своих империй сравнительно небольшой круг наиболее конкурентоспособных  профильных и сопряженных с ними производств. Прочие свободные средства, скапливающиеся у российских компаний, работающих на экспорт, расходуются  на вывоз капитала за рубеж в его  легальной и теневых формах, скупку недвижимости, спекуляции на финансовых рынках, финансирование СМИ и т.д.

     Что касается компаний отраслей с высокой  долей добавленной стоимости (в  частности машиностроения), ориентированных  на внутренний рынок, то, не имея ресурсов для обновления основных фондов, они  ремонтируют их отдельные элементы за счет оборотного капитала. Тем самым  консервируются техническая и технологическая отсталость России, ее сырьевая ориентация. Без реализации правительственной программы межотраслевого перелива капитала невозможна модернизация российской экономики, одним из важнейших аспектов которой должно стать внедрение прогрессивных наукоемких рссурсосбере-гающих технологий (такой показатель, как энергоемкость в расчете на единицу национального дохода, в России в 2 раза выше, чем в США, и в 3.5 раза выше, чем в Западной Европе)8. Только государственное вмешательство в распределение капиталов между отраслями позволит снизить издержки производства, увеличить выпуск высокотехнологичной продукции и удержать тем самым российскую экономику от полной потери конкурентоспособности в ближайшие годы на внутреннем и внешнем рынках.

     Естественные  монополии и компании некоторых  других экспорториентированных отраслей, извлекая огромные прибыли благодаря  высоким экспортным ценам, стремятся  подтянуть к мировому уровню и  внутренние цены на свою продукцию. Подобная политика делает неконкурентоспособными и неспособными к инвестициям  производителей всех прочих отраслей российской экономики; ложится тяжелым  грузом на население, сужая внутренний платежеспособный спрос на отечественные  товары и услуги; способствует развитию неплатежей; подстегивает инфляцию, которая  крайне затрудняет инвестиционную деятельность в любых отраслях; нельзя рассчитывать на перспективу издержки производства и прибыли.

     Происходит  катастрофическое уменьшение государственных  капиталовложений: их удельный вес  в ВВП упал за 1992-1999 гг. в 15 раз (с 3 до 0.2%). Соответственно сократилась  их доля в общем объеме инвестиций в основной капитал (с 28.6 до 1.1 %). К  этому следует добавить недостаточный  объем государственных гарантий предприятиям-инвесторам иод заемные  средства для реализации инвестиционных проектов; сравнительно высокую доходность государственных долговых обязательств, которая отвлекает капитал от реального сектора экономики; отсутствие государственных гарантий сохранности  вкладов населения в банках. Все  эти и другие ограничители внутренних инвестиций в основные фонды -результат размывания налогооблагаемой базы и резкого сокращения бюджетных доходов.

     Наконец, - и это главное - инвестиции в  основной капитал невозможны и бессмысленны без обладания инвестором новейшими  ноу хау. К сожалению, в России значительная часть НИ-ОКР осуществляется по иностранным грантам, а результаты таких исследований принадлежат, как  известно, грантодателю. Еще огорчительнее  то, что на Запад беспрепятственно и безвозмездно уходят разработки отечественных  ученых, производимые на российские средства. Российский фонд патентной информации сообщает, что иностранные фирмы  и государства патентуют на свое имя как в России, так и за рубежом открытия наших ученых в  сфере высоких технологий, в том  числе военного и двойного назначения.

     Особенно  заметно это проявляется в  стратегических отраслях - авиационной  и ракетно-косми-ческой. Более того, крупнейшие мировые производители  вооружений предъявляют к России исковые требования ча нарушение  якобы "своих" прав на технику, изобретения  и ноу хау, созданные российским ВПК в рамках государственного оборонного заказа. Как считает заместитель  председателя комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям  А. Яшин, подобная практика порождает "серьезные  проблемы при поставках военной  техники и для вооруженных  сил РФ, и на экспорт. При вступлении же России в ВТО это может обернуться для нас еще более значимыми  многомиллиардными убытками и, что  самое худшее, установлением иностранного контроля за ведущими предприятиями  оборонных отраслей".

     Подобное  положение объясняется неурегулированностью вопросов закрепления прав России на результаты интеллектуальной деятельности. Работа по подготовке четвертой части  гражданского кодекса РФ, посвященной  интеллектуальной собственности, не завершена  по сей день, застопорившись в Госдуме  с 1994 г. Утечка отечественных ноу  хау за кордон лишает российских инвесторов базы для капиталовложений в обновление основных производственных фондов, в том числе в ВПК.

     Таким образом, на рубеже веков в отраслях российской экономики, не связанных  с естественными и экспорториецтированными  монополиями, сложился устойчивый дефицит  инвестиционных ресурсов. Он обостряется  масштабным вывозом капитала в его  теневых формах и громадными платежами  по внешнему долгу. Создалась ситуация, при которой спрос на инвестиции в значительной степени означает спрос на иностранный капитал. Весь вопрос в том, в какие сферы  этот капитал идет и отвечает ли его приход нашим общенациональным интересам.

     Весь  объем накопленных Россией к 1 июля 2002 г. частных иностранных капиталовложений оценивается Госкомстатом РФ в 38.2 млрд. долл. Из них 18.6 млрд. (48.7%) - прямые иностранные  инвестиции (ПИИ), 1.4 млрд. (3.8%) - портфельные  и 18.1 млрд. долл. (47.5%)-прочие (товарные и  иные кредиты и займы, банковские вклады) . Для сравнения: только прямые иностранные инвестиции, накопленные  Китаем (без Гонконга и Тайваня) за 1979-2000 гг., составили 346.6 млрд. долл

     Впрочем, подлинный объем капиталов, поступивших  в Россию из-за рубежа, по-видимому, много больше. В свое время Е. Федорова, начальник одного из отделов Госкомстата, признавалась в том, что ее ведомство  не располагает достоверной информацией  о покупке иностранными инвесторами  акций приватизированных предприятий12. И это неудивительно: при обмене скупленных у населения ваучеров на акции российских предприятий  и на последующих денежных аукционах  западные компании широко использовали подставных лиц. При этом они не принимали  на себя никаких обязательств в отношении  долгосрочных капиталовложений, как  это положено на инвестиционных конкурсах.

     На  общей сумме иностранных инвестиций сказалось и чудовищное обесценение  активов российских предприятий  в ходе их распродажи. Объясняется  это не только заниженным курсом рубля  по отношению к доллару, но и тем, что на этане ваучерной приватизации, завершенном 1 июля 1994 г..основные фонды предприятий измерялись нередко в ценах 1965-1987 гг. Некоторое повышение стоимости предприятий в процессе последующих переоценок их основных фондов было сведено на нет кризисом 1998 г., вновь обрушившим цены российских активов в связи с резко возросшими оценками рисков при инвестировании в страну.

     Впрочем, и сегодня акции российских субъектов  хозяйствования котируются на московской бирже много ниже, чем акции  аналогичных предприятий на фондовых биржах Запада. Важно иметь в виду и то, что Госкомстат при определении  объема накопленных ПИИ пересчитывает  рублевую часть инвестиций по среднему валютному курсу последнего года. А при непрерывном падении  валютного курса рубля это  означает занижение долларовой величины инвестиций, сделанных в рублях в  предшествующие годы.

     ПОСЛЕДСТВИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ  ИНВЕСТИЦИЙ

     Иностранный капитал оказывает, как правило, разнонаправлснное влияние на экономику  принимающей страны. Каков же позитивный эффект от иностранного присутствия  для народного хозяйства страны-реципиента?

     Импортируемый капитал пополняет внутренние источники  финансирования вложений. Вакуум в  отдельных звеньях воспроизводства, создаваемый экспортом российского  капитала, восполняется в той или  иной мере импортом зарубежного. Обеспечивая  приток средств, ввоз капитала в любых  его формах способствует ослаблению напряженности кредитной сферы  страны проникновения. Его понижательное  воздействие на процентную ставку банковских кредитов служит дополнительным стимулом к внутренним инвестициям.

     Объективно  иностранный капитал не может  функционировать как самовозрастающая стоимость, не приводя в движение местные производительные силы, если, конечно, он идет в производство, в  первую очередь - в основной капитал. В этом случае иностранные инвестиции способны повысить эффективность производства и расширить рынки сбыта благодаря повышению технического уровня и увеличению отдачи средств труда (через смену устаревшего оборудования, применении новых технологий или адаптации российских технологий к требованиям мирового рынка), а также улучшению организации и управления производством и сбытом, углубленным маркетинговым исследованиям, внедрению схем промышленной логистики и т.д.

     Расширение  объема производства в секторе с  иностранным участием, сопровождающееся подключением к нему местных субпоставщиков, способствует развертыванию сопряженных  отраслей. В результате ускоряется рост принимающей экономики в  целом и возникает дополнительный спрос на квалифицированную рабочую  силу, инженеров и ученых. Зачастую иностранный инвестор принимает  на себя обучение и переобучение местных  кадров. Наибольшее количество новых  рабочих мест создается, естественно, там, где иностранная компания сооружает  новые хозяйственные объекты, а  не скупает уже существующие. Осуществляя  импортзамещение, иностранный сектор способен насыщать принимающую экономику  остродефицитной, не выпускавшейся  прежде продукцией, предназначенной  и для модернизации ее производственной базы, формировать современную модель потребления, поощрять конкуренцию, привносить и совершенствовать рыночные методы хозяйствования в странах с экономикой переходного периода.

     Привлечение иностранных фирм, работающих на экспорт, ведет к увеличению экспортных доходов  страны-реципиента. Возрастает вклад  таких доходов в прирост ее ВВП. Расширение экспорта, насыщение  его изделиями современного машинотехнического комплекса, формируемого на территории принимающей страны, динамизирует ее экономический рост и придает  ему устойчивость. Ставка делается на то, что, рассчитанный поначалу на внешний  спрос, этот комплекс со временем переключится, но крайней мере частично, и на обслуживание внутреннего рынка. В результате повысится техно- и наукоемкость внутренних инвестиций и местного производства. При этом иностранная фирма-экспортер нередко идет на создание стратегических альянсов с местными производителями, открывая им выход на мировой рынок.

     Итак, прямые иностранные инвестиции по многочисленным каналам способны содействовать  совершенствованию производственно-социальной инфраструктуры и платежного баланса  страны-реципчента. Они увеличивают  объем и улучшают структуру внутреннего  накопления основного капитала, ускоряют его темпы, повышают его норму (соотношение  массы прибыли, направляемой на накопление основного капитала, к общей массе  прибыли, полученной в результате хозяйственной  деятельности) в стране - импортере  капитала. Важно и то, что привносимые  извне инвестиции приобщают местные  хозяйствующие субъекты к рыночной модели поведения. Что касается России, то для нее позитивный эффект прямых иностранных инвестиций на экономику  является пока скорее исключением, чем  правилом.

     Иностранное присутствие может оказывать  и негативные воздействия на воспроизводственный  процесс в стране-реципиенте. Так, инвестиции зарубежных фирм являются источником дополнительных средств  для финансирования внутренних капиталовложений лишь до тех пор, пока репатриация  прибылей не превысит эти инвестиции. В России подобное превышение стало  чуть ли ни нормой.

     За  время реформ как резиденты, так  и нерезиденты разработали изощренные схемы укрытия прибыли и увода  ее от налогообложения (а нередко  и части фонда заработной платы, чтобы не делать отчисления во внебюджетные фонды). Такого рода схемы реализуются  через использование бартера, денежных суррогатов, "откатных"цен, разнообразных  форм неплатежей13. Более того, крупные  иностранные инвесторы, используя  свое маркетинговое превосходство, различные способы уклонения  от стандартных фискальных процедур, методы ограничительной деловой  практики, а также предоставляемые  им льготы, осуществляют значительную часть своих экспортных и импортных  операций в обход стандартных  таможенных пошлин. Сокрытые любым  из этих способов прибыли, как правило, уходят за рубеж.

Информация о работе Иностранные инвестиции