Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 12:24, реферат
Формирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации – очень сложный социально – экономический, политический психологический и даже, можно сказать, морально – этический процесс, который в наиболее ярком и концентрированном виде показывает и раскрывает все сложности перехода российской экономической системы, ранее базировавшейся на командно – административных рычагах управления, к системе, построенной на принципах рыночного хозяйства.
Введение………………………………………………………………………… 3
1. Сущность и функции рынка ценных бумаг………………………………… 4
Сущность рынка ценных бумаг………………………………..…………… 4
Функции рынка ценных бумаг…………………………………………….... 5
1.3 Виды ценных бумаг…………………………………………………………. 7
2. Характерные черты развития рынка ценных………………………… 8
2.1 Характеристика рынка акций………………………………………... 8
2.2 Характеристика рынка неэмиссионных ценных бумаг…………...12
3. Общая характеристика государственных ценных бумаг…………………...14
3.1 Характеристика производственных финансовых инструментов…………17
4. Анализ современного состояния рынка ценных бумаг в РФ……………...19
4.1 Рынок акций………………………………………………………….19
4.2 Долговой рынок. …………………………………………………………….21
4.2.1 Рынок облигаций…………………………………………………………..21
4.2.2 Вексельный рынок………………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………….29
Список используемой литературы…………………………
Владельцы обыкновенных акций принимают участие в управлении акционерным обществом путем голосования, однако сумма дивиденда по ним каждый раз меняется. Каким будет годовой размер дивиденда, решает собрание акционеров по предложению совета директоров. Причем собрание акционеров не может утвердить размер дивидендов выше, чем рекомендованный советом директоров. То есть, если совет директоров предложит не платить дивидендов, то собрание акционеров должно будет утвердить это решение. /8/
Может возникнуть вопрос, если по акциям не платятся дивиденды, то зачем их стоит вообще покупать. Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть как вообще складывается стоимость акции. Согласно современным концепциям стоимость акции представляет собой сумму денежных средств, которые в будущем достанутся владельцу от этой акции. Акционерное общество может направить прибыль после того как уплатило налоги либо на потребление, то есть на дивиденды, либо на накопление, то есть на дальнейшее развитие. Если прибыль пошла на потребление, это значит, что акционер получит сразу свой доход. Если прибыль пошла на развитие, то это не значит, что она потеряна для акционеров. Это значит, что компания рассчитывает от инвестированной прибыли получить больший доход, который в итоге будет направлен акционерам. Поэтому, не получая дивидендов, акционеры считают, что отсутствие дивидендов сейчас окупится большими дивидендами впоследствии. Иначе и быть не может, поскольку акционеры - единственные владельцы компании и ради них компания и ведет свою деятельность. Поэтому акции очень многих компаний, хотя и не приносят дивидендов сейчас, пользуются спросом среди инвесторов и очень сильно растут. Для акционера - главное при покупке акций такой компании - быть уверенным, что компания распоряжается финансовыми ресурсами в интересах всех акционеров. /8/
Это невозможно сказать про акции всех российских акционерных обществ. Большинство из них являются достаточно закрытыми для акционеров и небольшие акционеры не могут реально влиять на политику предприятия. Поэтому при покупке таких акций их стоимость корректируется с учетом определенного уровня риска. Риск для российских акций состоит также еще и в нестабильной политической и экономической ситуации. Негативные изменения этих сферах могут отрицательно повлиять на доходы компаний, что также учитывается инвесторами. Из-за того, что средний уровень риска для российских акций выше чем для акций других стран, даже развивающихся, российские компании стоят дешевле аналогичных иностранных компаний. /9/
Многие компании начинают понимать, что это выгодно, быть открытыми для акционеров, информировать их о своих шагах и прислушиваться к их мнениям. Это приведет к снижению риска для инвестора и большей его уверенности в будущем копании. Такая политика приводит к увеличению стоимости акций, что выгодно не только акционерам, но и эмитенту в целом, так как позволит впоследствии привлечь новые ресурсы на рынке акций, осуществив дополнительную эмиссию акций. Причем чем выше стоимость акций, тем меньше акций нужно выпустить, чтобы привлечь необходимые финансовые ресурсы; тем меньшей собственностью нужно будет поделиться с новыми акционерами. Кроме того, чем более открыта и честна компания с акционерами, тем стабильнее акции, тем меньшие колебания их котировок на рынке. /9/
В России несколько тысяч акционерных обществ. Однако большинство акций практически не обращаются на рынке. На российских биржах обращаются акции не более 300 эмитентов. Акции каких эмитентов в России наиболее популярны среди инвесторов?. Обычно выделяют три большие группы:
- акции нефтяных компаний, самые популярные из которых акции ЛУКойла, Сургутнефтегаза, Татнефти, ЮКОСа;
- акции компаний
- акции телекоммуникационных
Помимо этих акций пользуются спросом у инвесторов акции Норильского никеля, Сбербанка и некоторых других крупных российских компаний. /9/
Акции самых крупных и популярных среди инвесторов компаний в биржевом мире принято называть "голубыми фишками". В России таких компаний не больше десяти, по ним проходит наибольший объем торгов эти акции легче всего купить или продать на рынке. Поведение этих акций практически определяет динамику всего российского рынка. Акции еще около 50 эмитентов относят к так называемым акциям второго эшелона РТС-2, которые торгуются на рынке, но гораздо менее активно. Для начинающих инвесторов на рынке акций рекомендуется преимущественно работать с "голубыми фишками". Определенную часть своего инвестиционного портфеля можно держать в акциях "второго эшелона", но это уже более рискованно. С акциями, не входящими в эти две группы, рекомендуется работать только опытным инвесторам, поскольку эти акции, хотя и могут сильно вырасти за короткий промежуток времени, но их будет очень тяжело продать в случае необходимости. /10/
В целом, грамотная работа на рынке акций, состоящая в правильном отборе предприятий, в отслеживании общих и частных факторов, влияющих на доходы предприятий, способна принести гораздо больший доход, чем другие виды финансовых инвестиций.
2.2 Характеристика рынка неэмиссионных ценных бумаг
К началу 1997 г. вексельный рынок в России уже вполне сформировался, и наиболее активной и ликвидной его частью были банковские векселя (рисунок 1). Они условно подразделялись на три категории по степени ликвидности и популярности. К первой можно отнести векселя банков, входящих в первую десятку. Доходность к погашению по таким векселям немного превышала доходность по ГКО и по итогам года установилась на уровне 33 – 40 % годовых для ценных бумаг со сроком погашения в один месяц.
К следующей группе относились векселя банков «второго эшелона». Основная масса обращающихся векселей этих эмитентов являлась “гарантированной” Минфином России. Доходность по ним значительно превышала доходность ГКО и в рассматриваемый период составляла около 60 % годовых./11/
Помимо этого, на рынке имелись также векселя различных банков, либо проданные клиентам, либо выданные в качестве кредитов. Такие векселя в основном использовались в расчетах между различными организациями и как объект инвестиций обычно не рассматривались, что являлось явной недооценкой, поскольку доходность таких инструментов была высокой, а их ненадёжность достаточно легко
прогнозируемой, особенно в краткосрочной перспективе (кстати, крах 17.08.98 г. затронул векселя крупнейших банков даже в большей степени, чем векселя “третьей группы”). /11/
Рисунок 1 – Структура российского рынка векселей на 04.97 г. (по данным вексельного центра КБ "Российский кредит")
Круговая гистограмма демонстрирует, что хотя банковские векселя и составляли основу вексельного рынка России, вексель не являлся инструментом, обслуживающим исключительно банковскую сферу и был в целом воспринят реальным сектором. Таким образом, вексельные отношения в России способствовали определению реальной рыночной цены на продукцию многих предприятий. /11/
К середине 1997 г. объём эмиссии банковских векселей в России составлял 15,3 трлн. р., а к 01.01.98 г. – уже 15 трлн. р. при этом к 01.12.97 г. объём банковских векселей в обращении составлял 37,2 трлн. р. при размере агрегата М2 (объём денежной массы) в 382,3 трлн. р. Следует отметить, что основными эмитентами векселей выступали крупные коммерческие банки – на 100 крупнейших банков приходится эмитированных на 29, 5 трлн. р. векселей, т.е. по сути дела векселя крупных банков начинали выступать в роли облигаций этих институтов.
К 01.01.98 г. за счет выпуска векселей банковская система сформировала 4,4 % заёмных средств. По сравнению с 01.01.97 г. эта доля сократилась на 1,7 процентных пункта.
Можно, таким образом, констатировать,
что развивающийся без существе
3. Общая характеристика государственных ценных бумаг
Государственные ценные бумаги (ГЦБ)
- это форма существования
Хотя по своей экономической сути все виды ГЦБ есть долговые ценные бумаги, на практике каждая самостоятельная ГЦБ получает свое собственное название, позволяющее отличать ее от других видов облигации. Обычно кроме термина "облигация" используются термины "казначейский вексель", "сертификат", "займ" и др. Каждая страна использует свою терминологию для выпускаемых ГЦБ. /12/
Выпуск в обращение ГЦБ может использоваться для решения следующих основных задач:
• финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, т. е. без дополнительного выпуска денег в обращение, в широком смысле, или в следующих случаях, а именно: когда расходы бюджета на определенную календарную дату превышают имеющиеся в его распоряжении
• средства на эту же дату (кассовый дефицит); поступление доходов за месяц или квартал оказывается меньше, чем средства, необходимые в этом же периоде для финансирования расходов бюджета (сезонный дефицит); по итогам года доходы бюджета меньше его расходов и этот дефицит не покрывается за счет поступлений в бюджет в следующем году (годовой дефицит);
• финансирование целевых государственных программ в области жилищного строительства, инфраструктуры, социального обеспечения и т. п.;
• регулирование экономической
активности: денежной массы в обращении,
воздействие на цены и инфляцию,
на расходы и направления
Ценные бумаги государства имеют,
как правило, два очень крупных
преимущества перед любыми другими
ценными бумагами и активами. Во-первых,
это самый высокий
Размещение ГЦБ обычно осуществляется:
• через центральные банки или министерства финансов. Основными инвесторами в зависимости от вида выпускаемых облигаций являются: население, пенсионные и страховые компании и фонды, банки, инвестиционные компании и фонды;
• в бумажной (бланковой) или безбумажной формах (в виде записей на счетах в уполномоченных депозитариях). Имеется четкая тенденция к увеличению выпуска ГЦБ в безбумажной форме;
• разнообразными методами: аукционные торги, открытая продажа всем желающим по установленным ценам, закрытое распространение среди определенного круга инвесторов и т. д.
ГЦБ, как правило, занимают ведущее место на рынке облигаций, где их доля доходит до 50%, а значит, и на всем рынке ценных бумаг, поскольку на последнем преобладают облигации. В структуре ГЦБ наибольший удельный вес имеют среднесрочные и долгосрочные облигации, но по отдельным странам имеется значительный разброс показателей, характеризующих место и структуру рынка ГЦБ. /12/
Каждая страна имеет свою сложившуюся историю и практику рынка ГЦБ, что находит отражение в видах и формах выпускаемых государственных облигаций, масштабах национального рынка облигаций и его участниках, порядке размещения облигаций и особенностях их налогообложения и т. д. По этой причине российский рынок ГЦБ вряд ли может быть устроен по образцу рынка какой-либо одной страны, будь то США, Великобритания или любая другая страна. Наверное, не является правильным и эклектический подход по типу того, чтобы брать "самое лучшее" из каждой страны, так как в экономике все взаимосвязано. Российские ГЦБ, с одной стороны, должны отвечать реалиям отечественного рынка, а с другой - отражать общие для многих стран, проверенные временем, экономические основы функционирования рынка ГЦБ вообще и его современные новации. /13/
Основные проблемы российского рынка ГЦБ заключаются в:
• Краткосрочном характере ГЦБ.
Сроки погашения
облигаций составляют обычно 1 год и менее. Это связано с высоким уровнем инфляции в стране. В нормальной рыночной ситуации ГЦБ будут иметь в основном средне- и долгосрочный характер.
• Государственном статусе ценных бумаг. В Российской Федерации статус государственных ценных бумаг имеют как ценные бумаги Федерального правительства, так и муниципальные ценные бумаги.
• Налогообложении ГЦБ. Оно решается по-разному для различных видов ГЦБ. С выпуском каждого нового вида облигаций издаются соответствующие разъяснения по их налогообложению. Необходимо унифицировать порядок налогообложения ГЦБ.
• Обеспечении единой технологии первичного размещения ГЦБ и их вторичных торгов на базе государственного (или полугосударственного) депозитарного обслуживания.
• Организации региональных рынков
ГЦБ, что позволяет вовлечь
• Необходимости вовлечения свободных
денежных средств населения на рынок
ГЦБ, в результате чего частные лица
получают возможность защиты своих
сбережений от инфляции, а экономика
страны, в конечном счете, приобретет
искомые источники
Информация о работе Инструменты финансового рынка и особенности их состава и структуры в РФ