Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 12:24, реферат
Формирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации – очень сложный социально – экономический, политический психологический и даже, можно сказать, морально – этический процесс, который в наиболее ярком и концентрированном виде показывает и раскрывает все сложности перехода российской экономической системы, ранее базировавшейся на командно – административных рычагах управления, к системе, построенной на принципах рыночного хозяйства.
Введение………………………………………………………………………… 3
1. Сущность и функции рынка ценных бумаг………………………………… 4
Сущность рынка ценных бумаг………………………………..…………… 4
Функции рынка ценных бумаг…………………………………………….... 5
1.3 Виды ценных бумаг…………………………………………………………. 7
2. Характерные черты развития рынка ценных………………………… 8
2.1 Характеристика рынка акций………………………………………... 8
2.2 Характеристика рынка неэмиссионных ценных бумаг…………...12
3. Общая характеристика государственных ценных бумаг…………………...14
3.1 Характеристика производственных финансовых инструментов…………17
4. Анализ современного состояния рынка ценных бумаг в РФ……………...19
4.1 Рынок акций………………………………………………………….19
4.2 Долговой рынок. …………………………………………………………….21
4.2.1 Рынок облигаций…………………………………………………………..21
4.2.2 Вексельный рынок………………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………….29
Список используемой литературы…………………………
Объём корпоративных облигаций устойчиво растёт (таблица 1), объём векселей в обращении остаётся практически неизменным (имеют в виду, конечно, векселя, обращающиеся на цивилизованном вексельном рынке и предназначенные для целей инвестирования). Этот факт, помимо всего прочего, означает, что сложились устойчивые группы инвесторов, которые обеспечивают спрос на данные бумаги.
Таблица 1 – Объём в обращении рублевого долгового рынка, млрд. руб.
Сектор долгового рынка |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2005/2004% |
6 мес. 2006 г. |
6 мес. 2006/2005 % |
Федеральные облигации |
315 |
558 |
722 |
29 |
804 |
11 |
Муниципальные облигации |
83 |
124 |
178 |
44 |
180 |
14 |
Корпоративные облигации |
160 |
266 |
483 |
81 |
622 |
29 |
Векселя |
350 – 370 |
300 – 310 |
350 – 370 |
19 |
380 – 400 |
8 |
Всего |
928 |
1258 |
1732 |
38 |
2006 |
16 |
Как ни парадоксально, эти группы часто даже не пересекаются. Покупателями облигаций крупнейших компаний, таких как Газпром, РЖД, ФСК (т.е. потенциальных эмитентов биржевых облигаций), являются в основном нерезиденты, крупнейшие банки и инвестдома и частично средние банки, финансовые и инвестиционные компании. Нерезиденты вкладывают средства с минимальным риском, рассчитывая на укрепление рубля в среднесрочной перспективе. Крупнейшие банки, таким образом, пытаются справиться с избыточной ликвидностью.
Остальные причины – требования к структуре активов (пенсионные фонды, страховые компании), диверсификация портфеля, спекулятивные операции. /19/
Облигации “второго эшелона”, достаточно ликвидные и немного более доходные (телекомы, крупные предприятия, некоторые банки), находят своих покупателей среди активных инвесторов, преследующих спекулятивные цели и желающих получить доходность хотя бы выше инфляции при приемлемом уровне риска. Это в первую очередь финансовые и инвестиционные компании, фонды коллективных инвестиций, управляющие компании, которые должны показать своим клиентам или пайщикам конкурентную доходность. /19/
Наконец, у облигаций “третьего эшелона” – высокодоходных и абсолютно неликвидных – есть специфические инвесторы в виде либо экзотических фондов “мусорных” облигаций, либо небольших компаний или банков, имеющих дорогие деньги и вынужденных любой ценой зарабатывать высокую доходность, либо банков – организаторов выпуска, для которых проще выкупить весь размещаемый заем (как правило, небольшой) на себя, нежели находить соандеррайтеров или создавать вторичный рынок. Последний вариант представляет собой фактически секъюритизацию кредита и не имеет отношения к долговому рынку. /20/
Рассмотрим ОАО Газпром.
ОАО «Газпром», как и любая крупная компания, в своей повседневной деятельности активно привлекает средства с финансовых рынков, как российских, так и международных.
C 2002 года в рамках управления долгом ОАО «Газпром» реализует комплекс мер, направленных на достижение следующих целей:
– поддержание текущей
– высвобождение избыточного
– диверсификация применяемых инструментов
заимствований и расширение спектра
доступных сегментов
– управление долгом в целях повышения кредитного рейтинга до уровня, соответствующего инвестиционному;
– снижение нагрузки на баланс ОАО «Газпром» путем поэтапного наращивания доли проектов, реализуемых на принципах проектного финансирования;
– сокращение объема поручительств.
В 2004 году проводимая менеджментом политика была одобрена Советом директоров ОАО «Газпром» в виде «Принципов долгосрочных заимствований компании на период до 2013 г.». Их цель – обеспечение стабильного финансирования производственной деятельности «Газпрома», повышение инвестиционной привлекательности компании. /21/
Купить облигации теперь может не только крупный банк или инвестиционная компания, но и любой гражданин, заключив брокерский договор с компанией, работающей на рынке облигаций.
4.2.2 Вексельный рынок
Вексельный рынок является полностью внебиржевым. На нём работает довольно узкий круг профессиональных участников, хорошо представляющих специфику и особенности этого рынка. Среди них практически нет крупных банков и инвестиционных домов. В основном операторы рынка – это крупные финансовые компании и средние банки, исторически давно работающие с векселями. Вексельный рынок достаточно концентрирован: на долю небольшого числа его основных участников приходится значительная часть всех оборотов. /22/
В настоящее время ликвидными являются только векселя крупных и немногих средних банков, которые составляют не менее 80% всего рынка. Крупнейшие корпорации – Газпром, ТНК, АЛРОСА давно перестали выпускать векселя, переключившись на более удобные и дешевые облигации и евробонды.
В последнее время, после кризиса лета 2004 г., возобновился процесс выхода на вексельный рынок средних и небольших предприятий. Однако попытки создать ликвидный рынок таких корпоративных векселей пока безуспешны. Причины заключаются как в недоверии или непонимании векселя как инструмента крупными игроками, так и в нежелании этих же игроков анализировать и открывать лимиты на такого рода векселедателей. /23/
Надо отметить, что организаторы вексельных займов – те же профессиональные участники, такие как ИК “Регион”, ФК “ Русский Инвестиционный клуб”, Промсвязьбанк и др., много сделали для того, чтобы снизить риски инвесторов. Это касается и организации займов, и инфраструктуры, и информационной открытости. Медленно, но верно доля корпоративных заёмщиков на вексельном рынке увеличивается, и, по – видимому, это естественный процесс развития рынка / 24, Ермак А, Федоров А./.
Заключение
Данная работа посвящена рынку ценных бумаг в РФ, его характерным чертам и современному состоянию. Были рассмотрены основные понятия рынка ценных бумаг. В частности ценные бумаги представляют собой документы, имеющие юридическую силу, составленные по установленной форме и дающие их владельцам односторонний стандартизированный набор прав по отношению к лицам, выпустившим эти документы (эмитентом ценных бумаг), возможность передачи данных документов при соблюдении заранее оговоренных условий, но без согласия эмитентов другому лицу вместе со всем комплексом заключенных в них прав.
В данной работе проведена классификация ценных бумаг. Российский рынок ценных бумаг был рассмотрен на примере рынка акций - это наиболее распространенный в России вид ценных бумаг, рынка неэмиссиных ценных бумаг, государственных ценных бумаг, производственных финансовых инструментов.
Также были рассмотрены сущность и значение ранка ценных бумаг в РФ, становление и развитие рынка ценных бумаг, начиная с 1991 года и заканчивая сегодняшними днями.
Если проводить анализ российских акций с точки зрения их ликвидности и надежности, то наибольшим спросом и ликвидностью пользуются и будут в дальнейшем пользоваться акции так называемого первого эшелона, т.е. тех акционерных обществ, которые контролируют большую часть добычи и переработки стратегических сырьевых ресурсов страны и ряд крупных коммуникационных систем. Все эти гиганты – монополисты (их сегодня около 20) контролируют в России около 80% всего народнохозяйственного комплекса. Такой концентрации капитала нет нигде в мире, и пока это будет продолжаться, свободной конкуренции быть не может.
Далее анализируя номинал акций предприятий первого эшелона и их котировку, то, например, по Ростелекому номинал составлял 0,25 коп., а
котировка с 2000 пол 2002 г. была в среднем в пределах 30 – 70 руб., т.е. цена более чем в 200 раз превосходит номинал; 10% акций ЕЭС России после дефолта стоили меньше, чем одна электростанция, а 10% акций – это 10% всей энергосистемы России. Следовательно, по этим акциям дивиденды не имеют большого значения, они составляют до 1000% годовых и даже больше.
Кроме акций предприятий первого эшелона, в определенной степени могут вызвать интерес акций предприятий второго эшелона, выпускающие качественную конкурентоспособную продукцию ВПК, используя новейшие технологии (например, Ростовский вертолетный завод, КамАЗ, Кировский завод в Санкт – Петербурге и др.).
Можно сказать, что к специфике функционирования российского рынка акций относятся высокая степень нестабильности, беспрецедентность колебаний биржевых котировок на акции за относительно небольшой отрезок времени и недооценка их реальной стоимости.
Если говорить об облигациях, то по форме выплаты доходов они бывают: дисконтные и купонные. Дисконтом называется разница между ценой приобретения облигации и номиналом, то есть суммой, по которой происходит ее погашение. Купонные облигации отличаются тем, что по ним с установленной периодичностью происходят купонные выплаты, как правило, раз в год или раз в полгода или раз в квартал. В настоящий момент купоны по российским облигациям достигают 20%.
Говоря об ОАО Газпром, можно сказать, что в 2004 году проводимая менеджментом политика была одобрена Советом директоров ОАО «Газпром» в виде «Принципов долгосрочных заимствований компании на период до 2013 г.». Их цель – обеспечение стабильного финансирования производственной деятельности «Газпрома», повышение инвестиционной привлекательности компании.
Что касается вексельного рынка, то в настоящее время ликвидными являются только векселя крупных и немногих средних банков, которые составляют не менее 80% всего рынка. Крупнейшие корпорации – Газпром, ТНК, АЛРОСА давно перестали выпускать векселя, переключившись на более удобные и дешевые облигации и евробонды. В последнее время, после кризиса лета 2004 г., возобновился процесс выхода на вексельный рынок средних и небольших предприятий.
И в заключении можно сказать, так как рынок ценных бумаг является относительно новой сферой экономики, то его дальнейшее развитие вызывает интерес как у эмитентов, так и у инвесторов. В связи с тем, что в настоящее время фондовый рынок России динамично развивается, то это дает большие возможности для развития экономики нашей страны.
Список используемой литературы
1. Как не проиграть на финансовых рынках Авторы: Кравченко П.П. Год издания: 1999г. Страниц: 208 стр.46
2. www.real-forex.ru/book/7/page/
3. www.real-forex.ru/book/7/page/
4. www.ref.by/refs/1/32870/1.html
5 www.ref.by/refs/1/37786/1.html
6. Жуков Е.Ф. Ценные бумаги и фондовые рынки: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995, с.198
7. Федеральный Закон РФ от 22.04.1996г. № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”.
8. www.forex-kf.ru/CFD_begin.php
9. www.ddom.ru./school/online/
10. www.rts.ru
11. Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басов. – М.: Финансы и статистика, 1998.
12. www.bibliotekar.ru/finance-2/
13. www.revolution.allbest.ru/
14. www.a-nomalia.narod.ru/
15. Ческидов Б.М. Рынок ценных бумаг. – М.: “Экзамен”, 2001 г. – 384 с.
16. www.moneyabc.ru/?p=236
17. www.moneyabc.ru/?p=238
18. Скворцов М. Как отразится введение биржевых облигаций на российском рынке векселей?//Рынок ценных бумаг. – 2006. - №18. – С. 43 – 46
19.Ермак А., Федоров А. Вексельный рынок: итоги первой половины 2006 г.//Рынок ценных бумаг. – 2006. - №18. – С. 38 – 42
Информация о работе Инструменты финансового рынка и особенности их состава и структуры в РФ