Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 12:24, реферат
Формирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации – очень сложный социально – экономический, политический психологический и даже, можно сказать, морально – этический процесс, который в наиболее ярком и концентрированном виде показывает и раскрывает все сложности перехода российской экономической системы, ранее базировавшейся на командно – административных рычагах управления, к системе, построенной на принципах рыночного хозяйства.
Введение………………………………………………………………………… 3
1. Сущность и функции рынка ценных бумаг………………………………… 4
Сущность рынка ценных бумаг………………………………..…………… 4
Функции рынка ценных бумаг…………………………………………….... 5
1.3 Виды ценных бумаг…………………………………………………………. 7
2. Характерные черты развития рынка ценных………………………… 8
2.1 Характеристика рынка акций………………………………………... 8
2.2 Характеристика рынка неэмиссионных ценных бумаг…………...12
3. Общая характеристика государственных ценных бумаг…………………...14
3.1 Характеристика производственных финансовых инструментов…………17
4. Анализ современного состояния рынка ценных бумаг в РФ……………...19
4.1 Рынок акций………………………………………………………….19
4.2 Долговой рынок. …………………………………………………………….21
4.2.1 Рынок облигаций…………………………………………………………..21
4.2.2 Вексельный рынок………………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………….29
Список используемой литературы…………………………
Российский рынок ГЦБ имеет
всего двух- трехлетнюю историю. Прежде
выпускались государственные
3.1 Характеристика производственных финансовых инструментов
Этот сигмент рынка ценных бумаг находится у нас в стране в значительном состоянии и не имеет большого количества участников. Более того, сконцентрирован он почти полностью в Москве.
Можно выделить несколько типов производных ценных бумаг:
В мировой биржевой практике используются два вида опциона: на покупку (опцион-колл) и на продажу (опцион-пут).
По опциону-колл покупатель приобретает право, но не обязанность, купить биржевой актив, по второму виду – право, а не обязательство продать этот актив.
По срокам исполнения опцион может быть: американского типа, т.е. исполнен в любой момент до окончания срока действия опциона, и европейского, который исполняется только на дату окончания срока его действия. Оба эти типа широкого распространения не получили, хотя европейский считается в России более приемлемым.
Функцию опциона выполняет премия, которую покупатель опциона уплачивает его продавцу за свое право выбора. Покупатель, если ему выгодно, исполняет опцион или отказывается от его исполнения, если это приненесет ему убыток. /15, Ческидов Б.М./
Для успешной работы с производными ценными бумагами требуется тщательный профессиональный анализ экономических, политических и других факторов, которые могут резко изменить цену производной ценной бумаги и повлиять на фондовый рынок в целом. Но для нормальной работы с производными ценными бумагами необходима хотя бы относительная политическая и экономическая стабильность в стране, что в современной России фактически невозможно. /15, Ческидов Б.М./
4. Анализ современного состояния рынка ценных бумаг в Российской Федерации
4.1 Рынок акций
Если рассмотреть российские акции с точки зрения их ликвидности и надежности, то наибольшим спросом и ликвидностью пользуются и будут в дальнейшем пользоваться акции так называемого первого эшелона, т.е. тех акционерных обществ, которые контролируют большую часть добычи и переработки стратегических сырьевых ресурсов страны и ряд крупных коммуникационных систем. Все эти гиганты – монополисты (их сегодня около 20) контролируют в России около 80% всего народнохозяйственного комплекса. Такой концентрации капитала нет нигде в мире, и пока это будет продолжаться, свободной конкуренции быть не может. /16/
Среди предприятий первого эшелона можно выделить следующие: Газпром, ЕЭС России, Иркутскэнерго, Коминефть, Лукойл, Мосэнерго, Норильский никель, Ноябрьскнефтегаз, Пурнефтегаз, Ростелеком, Сургутнефтегаз, Томскнефть, Юганскнефтегаз и др. Во второй половине 2003 г. оборот Лукойла, ЕЭС России, Газпрома и МПС России был выше, чем вся доходная часть бюджета страны и составляет около 70 млрд долл. Торги по акциям данных компаний проходят через торговую систему РТС, торгуют ими и на внебиржевом рынке, но большая часть оборота приходится на ММВБ. /16/
Если проанализировать номинал акций предприятий первого эшелона и их котировку, то, например, по Ростелекому номинал составлял 0,25 коп., а котировка с 2000 пол 2002 г. была в среднем в пределах 30 – 70 руб., т.е. цена более чем в 200 раз превосходит номинал; 10% акций ЕЭС России после дефолта стоили меньше, чем одна электростанция, а 10% акций – это 10% всей энергосистемы России. Следовательно, по этим акциям дивиденды не имеют большого значения, они составляют до 1000% годовых и даже больше, но это не главное, акции покупают потому, что за ними стоят реальные материальные ценности и огромный потенциал роста. По мировым нормам цены на акции российских эмитентов занижены в несколько раз. Уже несколько лет западные инвесторы активно скупают эти акции через крупные московские банки и финансовые компании. Сколько всего скуплено неизвестно, но, эта цифра колеблется от 10 % до 30% пакетов акций разных крупных акционерных обществ, например к 2003 г. западные инвесторы скупили около 30% акций ЕЭС России. /16/
Кроме акций предприятий первого эшелона, в определенной степени могут вызвать интерес акций предприятий второго эшелона, выпускающие качественную конкурентоспособную продукцию ВПК, используя новейшие технологии (например, Ростовский вертолетный завод, КамАЗ, Кировский завод в Санкт – Петербурге и др.).
Отмечены случаи, когда котировки акций этих предприятий, как и акции компаний первого эшелона, начинают стремительно расти (например, акции Ростовского вертолетного завода при номинале 1 тыс. руб. (неденоминированных) в сентябре 1997 г. имели курсовую стоимость 890 тыс. руб., что в 890 раз превышало номинал). /17/
Остальные акции можно отнести к третьему эшелону – это в
основном региональные акционерные общества, акции которых, в ближайшем обозримом будущем серьезным спросом пользоваться не будут.
Можно констатировать, что к специфике функционирования российского рынка акций относятся высокая степень нестабильности, беспрецедентность колебаний биржевых котировок на акции за относительно небольшой отрезок времени и недооценка их реальной стоимости. /17/
4.2 Долговой рынок.
4.2.1 Рынок облигаций
Облигации
- ценные бумаги, которые являются не долевыми,
а долговыми. Это значит, что, покупая облигации,
инвестор не становится собственником
компании, а превращается в ее кредитора.
Облигации представляют собой ценные
бумаги, которые являются особой формой
займа. Эмитент, то есть организация выпустившая
облигации, взамен полученных денег обязуется
через определенный срок выкупить облигации
назад по номинальной стоимости и выплатить
определенный процент за пользование
этими денежными средствами.
/18, Скворцов М./
Покупка
облигации по смыслу близка к предоставлению
кредита. Разница состоит в том, что, во-первых,
в случае с покупкой облигации кредиторов
не один, а множество, и, во-вторых, облигацию
можно продать, не дожидаясь окончания
срока ее обращения. Купив облигацию со
сроком погашения (то есть сроком, когда
эмитент их выкупит обратно) один год,
инвестор сможет, например, продать ее
через месяц, через день и даже в день покупки.
Выпуск облигации является выгодной операцией
как для инвестора, так и для эмитента.
Ведь в этом случае устраняется посредник
- банк, который получает разницу
между
ставкой привлечения денежных средств
от населения и ставкой выдачи кредитов
предприятиям. В результате инвестор может
разместить свои денежные средства под
ставку выше чем в банке, а предприятие
получает кредит дешевле чем банковский.
Если банк принимает средства от населения
под 17% годовых, а кредиты выдает под 25%,
то предприятие может выпустить облигации
под 20-22% годовых с выгодой для себя и для
инвестора. /18,
СкворцовМ./
Облигации
по форме выплаты дохода бывают двух видов:
дисконтные и купонные. Дисконтом называется
разница между ценой приобретения облигации
и номиналом, то есть суммой, по которой
происходит ее погашение. Соответственно,
дисконтными облигациями называются те
облигации, единственным доходом инвестора
по которым выступает дисконт. Купив дисконтные
облигации дешевле номинала, инвестор
получает доход в виде разницы цены покупки
и номиналом, либо ценой покупки и ценой
продажи, если инвестор решит продать
свои облигации, не дожидаясь погашения.
Купонные облигации отличаются тем, что
по ним с установленной периодичностью
происходят купонные выплаты, как правило,
раз в год или раз в полгода или раз в квартал.
В конце срока эти облигации тоже погашаются
по номиналу, однако купить их инвестор
может как по цене номинала, так и по цене
выше или ниже ее. Цена покупки будет зависеть
от текущей ситуации на рынке. Величина
купона может быть как постоянной для
всего срока обращения облигации, так
и изменяться в зависимости от уровня
процентных ставок в экономике (от уровня
инфляции, от стоимости кредитов и доходов
по другим облигациям). В СССР самым известными
являлись трехпроцентные облигации выигрышного
займа. /18, Скворцов М./
В настоящий момент купоны по российским облигациям достигают 20%. Если инвестор покупает облигацию с 20-процентным доходом по цене ниже номинала, то его итоговая доходность окажется выше, чем величина купона. По соотношению "доход-риск" облигации находятся, как правило, ниже акций. Это
значит, что доход по облигациям, хотя зачастую ниже, чем по акциям, однако, его величина и сроки получения известны заранее. Купив облигацию, инвестор обязательно получит доход, если дождется погашения. Даже продав облигацию раньше срока погашения, в большинстве случаев инвесторы получают прибыль.
Кто
в России выступает в настоящий момент
основным эмитентом облигаций?
По типам эмитентов
облигации делят на три группы:
-государственные
облигации;
-субфедеральные
облигации;
-корпоративные
и банковские облигации.
Большую
часть российского рынка облигаций занимают
государственные облигации. Их репутация
оказалась серьезно подмоченной после
кризиса в августе 1998 года. Пирамида ГКО
(государственных краткосрочных облигаций),
построенная для покрытия дефицита государственного
бюджета, рухнула, подорвав доверие инвесторов
к государственным ценным бумагам. Понадобилось
почти два года, чтобы государство смогло
восстановить свою надежность как заемщика.
Поскольку объем этого рынка стал после
кризиса значительно меньше, а государство
больше не совершает столь масштабных
заимствований на внутреннем рынке, то
существующие выпуски государственных
облигаций являются достаточно надежными
для инвесторов. Не случайно, что доходность
по государственным ценным бумагам самая
низкая среди российских облигаций. Государственные
облигации на рынке представлены преимущественно
так называемыми облигациями федерального
займа (ОФЗ), которые представляют собой
купонные облигации со сроком погашения
от нескольких месяцев до пяти лет в зависимости
от выпуска. /18,
СкворцовМ./
Субфедеральные
облигации - это облигации, которые выпускаются
исполнительными органами субъектов федерации
и органами местного самоуправления. Проще
говоря, это облигации, которые выпускаются
регионами. Самые известные среди таких
облигаций - это питерские облигации, московские
облигации, оренбургские облигации. Поскольку
считается, что региональные облигации
более рискованные чем государственные,
то и доходность по ним должна быть выше.
Например, доходность по питерским облигациям
колеблется от 17 до 18 % годовых в зависимости
от срока погашения. Однако следует сказать,
что в отличие от государственных облигаций
обслуживание питерских облигаций не
прекращалось даже в период августовского
кризиса, и поскольку их объем не столь
велик, правительство Санкт-Петербурга
стабильно выполняет свои обязательства.
Саратовская область выпустила всего
две серии облигаций в 1995 и 1996 году и после
этого больше не выходила со своими ценными
бумагами на рынок. /18,
Скворцов М./
Корпоративные
облигации - относительно новый для российского
рынка облигаций сегмент. До кризиса 1998
года государственные облигации оттягивали
на себя все деньги российских инвесторов
и не позволяли занимать компаниям и банкам
деньги на рынке облигаций под приемлемую
доходность. После кризиса рынок государственных
облигаций сжался и постепенно пустующую
нишу стали занимать крупнейшие российские
компании. Сначала на рынок со своими облигациями
вышли такие компании как Газпром, ЛУКойл,
ТНК, РАО ЕЭС. Затем уже в 2000 году список
пополнился облигациями Внешторгбанка,
Магнитогорского металлургического комбината,
МГТС, Алросы и других компаний. Все новые
компании объявляют о выпуске облигаций.
Для того чтобы привлечь инвесторов к
своим облигациям эти компании предлагают
более высокую доходность, чем по государственным
облигациям и используют различные ухищрения
вроде привязки цен облигаций к валюте
или возможностей досрочного выкупа облигаций
по определенной цене. Неудивительно,
что этот рынок постоянно расширяется
и привлекает новых инвесторов. /18,
Скворцов М./
Информация о работе Инструменты финансового рынка и особенности их состава и структуры в РФ