Ипотечное кредитование и залоговые операции. Лизинг. Факторинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является ознакомление с материалом по теме «Ипотечное кредитование и залоговые операции. Лизинг. Факторинг», овладение теоретическими основами, усовершенствование своих знаний в этой области и непосредственной применение этих знаний на практике, а так же в анализе основных проблем данных ипотечных отношений
В рамках поставленной цели в работе определены следующие задачи:
Рассмотреть понятия и определения таких форм кредитных отношений как ипотека, залоговые операции, лизинг, факторинг.
Раскрыть сущность этих кредитных отношений, их формы и виды.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……3
Ипотечное кредитование и залоговые операции …………………..…..5
Ипотечное кредитование и залоговые операции:
сущность, понятие………………………………………..…..............5
Схема ипотечного кредитования……………………………………8
Залоговые операции…………………………………………………10
Ипотечные операции ………………………………………………..11
Развитие ипотечного кредитования в Челябинской
области ……………………………………………………………….14
Лизинг …………………………………………………………………….15
Лизинг: понятие, сущность, функции………………………………15
Лизинговые операции………………………………………………..19
Порядок расчета лизинговых платежей…………………………….21
Лизинг в Челябинской области по итогам 2013 года…………...…24
Факторинг ………………………………………………………………..26
Факторинг: понятие, сущность, виды, функции…………...………26
Факторинговые операции……………………………………………28
Схема факторинга…………………………………………………....31
Факторинг в Челябинской области ……………………….………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………..………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………

Файлы: 1 файл

корпор финансы4.docx

— 119.12 Кб (Скачать файл)

 

3.1 Факторинг: понятие, сущность, виды, функции

 

       Факторинг – (англ.factoring – агент, посредник) – выполнение банком комиссионно – посреднических операций. В основе факторинга лежит покупка банком счетов-фактур (платежных требований) поставщика на отгруженную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги. В результате происходит передача поставщиком банку права на востребование платежа с покупателя, а банк за это предоставляет поставщику кредит.

Факторинг – это деятельность банка – посредника или факторинговой компании по взысканию денежных средств с должников своего клиента и управление долговыми требованиями. . [15; с.78 ]

      Почти все руководители факторинговых компаний и банковских факторинговых подразделений различают просто кредитование под уступку денежного требования и "классическим" факторингом. При кредитовании под уступку денежного требования сама уступка денежного требования рассматривается лишь как дополнительное обеспечение сделки (то есть ставится цель гарантировать возврат кредита, а не получить сумму по денежному требованию, получив прибыль с дисконта между ценой приобретения и полученной суммой).

Факторинг характеризуется тем, что фактор предоставляет поставщику комплекс услуг по управлению дебиторской задолженностью. Часто факторинговая сделка оформляется при помощи двух договоров - о предоставлении кредита и об управлении дебиторской задолженностью. Это

вызвано налоговыми соображениями: проценты по кредитному договору не облагаются НДС. [18; с.222-223]

 

 

27

       Согласно  ст.824 ГК факторинговые операции  соответствуют договору финансирования  под уступку денежного требования, «когда одна сторона (финансовый  агент) передает или обязуется  передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного  требования клиента (кредитора) к  третьему лицу (должнику) вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование».

       Денежное  требование к должнику может  быть уступлено клиентом финансовому  агенту также в целях обеспечения  исполнения обязательства клиента  перед финансовым агентом (долги  по ссудам и т.п.)

       В банке  организуется отдел, в обязанности  которого входит заключение договоров  о факторинге, контроль и наблюдение  за финансовым состоянием и  кредитоспособностью плательщиков. Факторинговый отдел формирует  ресурсы для покупки у поставщика  платежных документов. Ими могут  быть собственные, заемные, привлеченные ресурсы банка. После анализа всей

информации, поступающей от поставщика, банк заключает с ним договор о факторинговом обслуживании.

       Обычно  факторинговое соглашение заключается на длительный срок. По мере, того как появляются новые дебиторские счета, их продают факторинговой компании, а счет фирмы кредитуется. Затем фирма использует эти средства по мере возникновения потребности в них. Иногда факторинговая компания разрешает фирме в период острой потребности в средствах осуществлять овердрафт с ее счета и, таким образом, брать необеспеченную ссуду. В других случаях факторинговая компания может снять часть средств со счета для образования резерва защиты от потерь. Основные источники факторинга коммерческие банки, факторинговые филиалы банковских холдинговых компаний и факторинговые компании со стажем. Некоторые люди критикуют компании, оказывающие факторинговые услуги, большинство

 

28

же считает это вполне приемлемым методом финансирования.  Основной недостаток этого метода состоит в том, что он может оказаться дорогим. Однако мы должны учитывать, что факторинговая компания зачастую освобождает фирму от учетных операций, связанных с коммерческим кредитом, издержек по обслуживанию дебиторской задолженности и расходов по инкассированию. Для небольшой фирмы экономия на этих расходах может иметь большое значение.

       Различают  два вида факторинга:

  1. Открытый. При открытом факторинге, покупая требования, фактор-фирма применят открытую цессию, т.е. сообщает покупателю (дебитору) об уступке требований кредитором.
  2. Скрытый. В случае использовании скрытого факторинга покупатель не информируется о продаже обязательств фактор-фирме, не сообщается также никому из контрагентов кредитора о кредитовании его продаж факторной компанией.

 

 

3.2 Факторинговые  операции

 

 

Факторинговые операции впервые стали применяться американскими банками. Компания, покупающая денежные требования, называется фактор-фирмой, или факторинговой компанией. При этой операции кредитор немедленно получает наличными от 70% до 90% от номинальной стоимости счетов-фактур. Остальные 10% - 30% от номинальной стоимости счетов-фактур после вычета процента за кредит и комиссии за услуги зачисляются на блокированный счет кредитора. Таким образом фактор-фирма страхуется от риска неплатежа дебитора.

 

 

 

29

 Если дебитор оплачивает  свои обязательства в срок, то  факторинговая компания разблокирует  счет и возвращает остаток  клиенту-кредитору. (см.рис.1)  [12; стр.66]

              


              Оплата продукциии                                                                           Оплата требований




 

 

                                Покупка денежных                                 Анализ платежеспособности

                                  требований                                                покупателя товаров


                                                                  Покупка товаров (услуг)


 

 

       В факторинговых операциях действуют три стороны:

  1. Факторинговая компания (или факторинговый отдел банка);
  2. Клиент (кредитор, поставщик товара);
  3. Предприятие (фирма) – потребитель товара.

 Основная цель факторингового  обслуживания – инкассирование  дебиторских счетов клиентов  и получение причитающихся в  их пользу платежей.

       В мировой  практике существуют следующие  виды факторинговых операций:

  • Факторинг с финансированием и без финансирования.

       При факторинге с финансированием клиент уступает фактору-посреднику право последующего получения платежей от покупателя. Фактор-посредник предоставляет клиенту кредит в виде досрочной оплаты поставленных товаров.

 

 

30

       Под факторингом без финансирования понимают инкассирование фактором-посредником дебиторских счетов клиента. В этом случае клиент факторинговой компании или банка, отгрузив продукцию, предъявляет счета

cвоему покупателю через фактор-посредника, задача которого состоит в получении причитающихся в пользу клиента платежей в сроки, согласованные в хозяйственном договоре.

  • Открытый и закрытый факторинг.

       Открытый  факторинг – это вид факторинга, при котором плательщик (должник) уведомляется об участии в  расчетах фактора-посредника. Оповещение  осуществляется путем записи  на счете-фактуре о направлении  платежа в адрес фактора.

       При  закрытом, или конфиденциальном, факторинге  покупатель вообще не уведомляется  о переуступке поставщиком требований  фактору-посреднику. В этом случае  должник ведет расчеты с самим  поставщиком

  • Без права регресса и с правом регресса.

       Факторинг  без права регресса означает, что фактор-посредник при оплате  покупателем счетов в течение  определенного срока должен оплатить  все издержки по взысканию  долга в пользу кредитора (поставщика). В этом случае поставщик не  несет риска по проданной им  фактору дебиторской задолженности.

       В договоре  между клиентам и фактором-посредником  может предусматриваться и право  регресса, т.е. право возврата фактором  клиенту оплаченных покупателем  счетов с требованием погашения  кредита.

  • Внутренний и международный.

       Различают  факторинг внутренний, когда поставщик, его клиент и банк, осуществляющий  факторинговые операции, находятся  в пределах одной страны. При  экспортном (международном0 факторинге  поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в разных странах.

 

 

31

      Современные  западные факторинговые компании  не только кредитуют своих  клиентов, но и оказывают им  самые разнообразные услуги: ведут  бухалтерский учет дебиторской  задолженности; осуществляют консультации  по вопросом рынка сбыта, цен  реализации, организации расчетов, заключения 

хозяйственных договоров;  осуществляют юридическое, транспортное, складское, рекламное, страховое и другое обслуживание.

       В этих  условиях факторинга становится  универсальной системой финансового  обслуживания клиентов, и его называют конвенционным.[12;с.78]

 

 

    1. Схема факторинга

 

 

        Схема  взаимодействия участников при  договоре факторинга довольно  проста и состоит всего из  восьми коротких шагов:

  1. Поставщик и покупатель заключает договор купли-продажи товара.
  2. Факторинговая компания и поставщик заключают договор факторинга.
  3. Поставщик информирует покупателя о заключенном соглашении. Подписываются соответствующие документы, в которых поставщик и покупатель подтверждают свое согласие, что оплату по ранее заключенному между ними договору купли-продажи товара – основному договору – покупатель будет производить на счет факторинговой компании.
  4. Поставщик производит поставку товара покупателю и оформляет ее счетом-фактурой.
  5. Поставщик передает факторинговой компании оригиналы счета-фактуры, то есть документы, подтверждающие дебеторскую задолженность покупателя.

 

 

32

  1. Факторинговая компания производит первое (авансовое) финансирование поставщика в объеме до 90% под уступленную поставщиком дебеторскую задолженность покупателя.
  2. Покупатель в установленный ранее основным договором с Поставщиком срок  производит факторинговой компании полную оплату стоимости поставленных ему ранее товаров.
  3. Факторинговая компания выплачивает поставщику оставшуюся сумму за вычетом своего комиссионного вознаграждения.

[18; c. 222-223]

 

    1. Факторинг в Челябинской области

 

Факторинг в Челябинске – услуга очень распространенная, так как обеспечивает большую финансовую безопасность при расчетах между поставщиков и покупателем. За осуществление такой услуги банк берет определенные комиссионные в размере установленного процента от суммы сделки. Однако процент этот достаточно небольшой, поэтому многие предприниматели и предприятия используют факторинг в Челябинской области в своей деятельности.

По словам экспертов, факторинг как вид фиксирования и оптимизации рисков набирает все большую популярность. В отличие от Москвы и Санкт – Петербурга , на которые, приходятся больше половина всех факторинговых операций, региональный бизнес еще не достаточно осведомлен о преимуществах факторинга.

Наиболее востребованным на сегодняшний день является факторинг с регрессом, однако, по мнению экспертов, в прошлом году региональные компании стали проявлять интерес и к факторингу без регресса.

Факторинг как инструмент развития предпринимательства, с учетом всех его особенностей, безусловно, заслуживает пристального внимания регионального бизнеса. Использование факторинга не только позволяет

 

33

компании находиться в постоянном движении за счет наличия оборотных средств, но и избегать затрат на работу с дебиторами, освобождая время для активного осваивания новых рынков и наращивания объемов производства.

По данным Ассоциации факторинговых компаний (АФК), в прошлом году рынок факторинга в России показал бурный рост. Объем рынка составил 882 млрд рублей, что на 82% выше аналогичного показателя предыдущего года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

       Можно считать цели и задачи достигнутыми. В данной курсовой работе был освещен теоретический материал, рассмотрены основные функции, операции и перспективы развития кредитных отношений – ипотечное кредитование и залоговые операции, лизинг, факторинг.

       Кредитные отношения - это такой вид отношений, который возникает между кредитором и заемщиком при выполнении кредитных операций. Субъектами кредитных отношений является государство, предприниматели, население, не банковские финансово-кредитные институты.

       Необходимость кредитной системы обусловлена следующими объективными потребностями:

- Организация кредитных  отношений через кредитные учреждения, которые аккумулируют временно ( на определенный период) свободные  средства и предоставляющих их  в ссуду для расширения производства  и торговли.

Информация о работе Ипотечное кредитование и залоговые операции. Лизинг. Факторинг