Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 18:00, курсовая работа
Целью работы является разработка проекта развития системы ипотечного жилищного кредитования.
Основными задачами, поставленными при написании данной работы, являются: выявление организационно – правовых основ, созданных для развития ипотечного жилищного кредитования; выявление основных проблем и возможных перспектив развития ипотеки в РФ; разработка проекта по совершенствованию системы жилищной ипотеки и развитию ипотечного жилищного кредитования.
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ОСНОВЫ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ 7
1.1. Ипотека: понятие и сущность 7
1.2 Организационный механизм ипотечного жилищного кредитования 15
2. АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ 21
3. МЕРОПРИЯТИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ ИПОЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34
Положительным результатом
вмешательства государства в
функционирование ипотечного рынка
считается, прежде всего, сглаживание
экономических циклов. Известно, что
ипотечный процесс сильно растянут
во времени, и поэтому смена конъюнктуры
на связанных рынках (прежде всего,
финансовых) неминуемо вызывает перекосы
на этом рынке, что выражается в резкой
смене поведения его
Негативным результатом
государственного вмешательства в
ипотечный рынок считается
Взаимозаменяться могут
различные формы кредита, способы
приобретения и оформления жилья
в собственность, да и само приобретение
жилья может в некоторых
3. МЕРОПРИЯТИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ
На сегодняшний день в России заложены законодательные основы для развития ипотечного кредитования.
Существуют в России и
материальные основы для развития ипотеки.
Стоимость ликвидной
Но если все так хорошо,
если есть и потребности, и возможности,
и подкрепленная
Преимущества ипотеки достаточно зримы и понятны. Заемщик в достаточно короткие сроки приобретает квартиру, оплачиваемую с долговременной рассрочкой, и имеет льготы по подоходному налогу. Таким образом, теоретически может быть резко увеличено количество семей, способных приобрести жилье, что является мощным стимулом для развития жилищного строительства. Однако на практике не все так гладко, как в теории. Заемщик несет значительные расходы и фактически платит двойную цену за квартиру. Очень велик риск оказаться неплатежеспособным, который еще более отягчается высокими штрафами и пенями, начисляемыми банком за просрочку платежа. Получение ипотечного жилищного кредита доступно далеко не всем гражданам России, так как банки (что с их стороны совершенно разумно и справедливо) проводят достаточно жесткий отбор потенциальных заемщиков. Эксперты полагают, что жесткий удар по системе ипотечного кредитования был нанесен финансовым кризисом. Резкое падение курса рубля, банкротства банков, нерегулируемость и необратимость кризисных процессов еще раз подтвердили, что такие долгосрочные процессы, как ипотечное кредитование, сопряжены в российских условиях с повышенным риском как для заемщиков, так и для кредиторов.
Таким образом, наиболее серьезными и объективными препятствиями для успешного и быстрого развития системы ипотечного кредитования в России является экономическая нестабильность, проблемы формирования среднего класса, низкий уровень жизни населения.
Кроме того, государство должно оказать зримую государственную поддержку банкам, которые пытаются осуществлять ипотечное кредитование. А для этого необходимо, используя опыт США и других стран, рассматривать ипотеку как механизм решения не столько экономических, сколько социальных задач. У банков есть желание заниматься ипотечным кредитованием и есть знание технологий, но явно недостаточно средств для решения проблемы обеспечения населения жильем в масштабах всей страны. Для того чтобы модель ипотечного кредитования заработала с реальными социальными результатами, необходима государственная поддержка.
С апреля 2009 г. Центральный
Банк России 13 раз снижал ставку рефинансирования
- до 8,00% годовых (с 30 апреля 2010 г.). Во многом
под влиянием этого с начала года
наблюдается планомерное
С 1 июня 2010 года ЦБ РФ принял решение о снижении ставки рефинансирования на 0,25 процентного пункта (п. п.) - с 8% до 7,75%. Таким образом Центробанк пытается подстегнуть рост кредитования. Однако сами банкиры предупреждают, что не намерены пока снижать ставки по кредитам, поскольку операции по кредитованию уже находятся на грани убытков.
Чтобы ипотека развивалась, только снижения ставок Центробанка недостаточно. Во-первых, необходимо снять ряд вопросов на рынке труда, где бизнес до сих пор перекладывает свои проблемы на работников, сокращая их зарплаты своей "волевой рукой". Во-вторых, на рынке недвижимости наблюдается острая нехватка недорогого жилья. И без того высокая потребность в квартирах эконом-класса продолжает расти. В-третьих, нужно корректировать законодательную базу: до сих пор банкам трудно добраться до предметов залога, когда заемщики перестают гасить кредиты, и квартиры хотелось бы реализовать.
Программа господдержки ипотеки,
на которую правительство в конце
2009 года решило выделить 250 млрд. руб., была
запущена в апреле 2010 года. Ипотечные
кредиты пойдут исключительно на
покупку квартир в
Рефинансирование АИЖК позволило мелким и средним банкам удержаться на рынке и/или вернуться на него, что, в свою очередь, обеспечило сохранение инфраструктуры рынка в регионах. Одновременно партнеры АИЖК поддерживали доступность ипотечных кредитов за счет предоставления кредитов, ставки по которым были одними из самых низких на рынке.
Перспективы дальнейшего развития рынка ипотечного кредитования в РФ во многом зависит от доли участия Агентства по ипотечному жилищному кредитованию. По прогнозу АИЖК, общий объем выдачи ипотечных кредитов в 2010 году составит 280-320 млрд. рублей, в количественном выражении - 210-240 тыс. штук. С учетом методологии расчета Банка России (накопленным итогом с начала года), средневзвешенные ставки по выданным кредитам составят 12 - 13% в рублях, и около 11% - в иностранной валюте, доля просроченной задолженности не превысит 5%.
30 ноября 2010 года Наблюдательный
совет АИЖК утвердил бизнес-
содействие развитию строительства нового сектора жилья экономкласса через поддержку кредитования приобретения жилья на первичном рынке;
повышение доступности ипотечных
кредитов для социально значимых
категорий населения путем
стимулирование кредитования
застройщиков, реализующих проекты
строительства жилья
поддержка заемщиков, испытывающих временные финансовые трудности, через Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРИЖК);
содействие развитию рынка ипотечного страхования, через дочернюю компанию "Страховая компания АИЖК" (СК АИЖК);
рефинансирование ипотечных кредитов, а также предоставление участникам рынка, работающим в системе ипотечного жилищного кредитования, займов под залог сформированных ими портфелей закладных по новым (пилотным) кредитным продуктам;
развитие рынка ипотечных ценных бумаг за счет реализации программы покупки ипотечных ценных бумаг третьих лиц и выдачи поручительств по сделкам секьюритизации.
В 2011 году по базовому сценарию
бизнес-плана АИЖК планируется рефинансировать
ипотечные кредиты на сумму 67,6 млрд.
руб. Из них 46,4 млрд. руб. составит рефинансирование
рыночных кредитных продуктов (включая
продукт "Новостройка"), а 21,2 млрд.
руб. - выкуп специальных кредитных
продуктов для отдельных
Бизнес-планом предусмотрено
также, что в следующем году дочерняя
компания АРИЖК, кроме деятельности
по сопровождению ранее
Планируется, что в 2011 году
в рамках деятельности по развитию
ипотечного страхования как меры
по обеспечению доступности
Информация о работе Ипотечное кредитование: проблемы и перспективы в России