Исследование путей улучшения финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Главная цель данной курсовой работы – исследовать финансовое состояние предприятия и пути его улучшения.
Работа состоит из трех разделов, одиннадцати подразделов и включает 30 формул и 7 таблиц.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯе.docx

— 92.05 Кб (Скачать файл)

Финансовые фьючерсы служат удобным инструментом страхования  для банков, пенсионных фондов и  других финансовых институтов по сравнению  с альтернативными способами  хеджирования. В настоящее время  существует возможность открытия и  закрытия фьючерсных позиций на биржах разных стран мира. Этот «взаимный зачет» очень привлекателен для многих многонациональных организаций, которые используют фьючерсные сделки для ограничения риска на всемирной основе. Выигрыши/потери инвестора при хеджировании фьючерсным контрактом характеризуются базисным риском, то есть риском, связанным с разницей между наличной ценой базисного актива и фьючерсной ценой в момент окончания хеджирования.

Традиционно имеются  два существенных соображения при  решении вопроса о том, какой  фьючерсный контракт лучше всего  подходит для хеджирования в конкретной ситуации - это соотношение между  базисным риском и ликвидностью. Пользование  контрактами, предлагающими достаточную  ликвидность, может приводить к  недопустимому базисному риску  и наоборот.

К хеджированию продажей фьючерсного контракта инвестор прибегает, если в будущем планирует  продать некоторый актив, которым  он владеет в настоящее время  или собирается его вскоре получить и хеджирование защищает от возможного падения цены актива. Если инвестор собирается в будущем приобрести какой-либо актив, он использует хеджирование покупкой фьючерсного контракта и хеджирование защищает от роста цены актива.

Обычно открытые фьючерсные позиции закрываются  путем оффсетной сделки до даты поставки, так как большинство страхующихся при приближении этой даты теряет необходимость в страховании, а торговля их базисными активами производится на спотовом (наличном) рынке.

На практике хеджирование посредством фьючерсного контракта  из-за его сильной стандартизации не всегда может полностью исключить  риск потерь, так как актив, торгуемый  на спотовом рынке, может несколько отличаться от предмета фьючерсного контракта и сроки фьючерсного контракта могут не полностью соответствовать срокам купли-продажи актива на спотовом рынке.

Общее правило выбора фьючерсного контракта по времени  его истечения: инвестор должен свести к минимуму время между окончанием хеджа и поставкой по фьючерсному  контракту. Месяц поставки должен располагаться  позже окончания хеджирования.

Хеджирование с  помощью валютных фьючерсов предназначено  для уменьшения риска потерь от неблагоприятного движения курсов валют. Необходимость  хеджирования от валютного риска  в последнее время связана  с включением в многие портфели иностранных  ценных бумаг. Хеджирование валютными  фьючерсами часто используется для  страхования процентного арбитража  от валютного риска.

Покрытие валютного  риска для процентных арбитражных  операций считается делом сложным  и дорогостоящим и заключается  в обратном обмене валюты по фиксированному форвардному курсу, например, посредством  валютного фьючерса

Валютный опцион является формой страхования валютных рисков, защищающей покупателя от риска  неблагоприятного изменения обменного  курса сверх оговоренной цены исполнения опциона и дающей ему  возможность получить доход в случае, если обменный курс меняется в благоприятном для него направлении относительно цены исполнения. Начальное развитие рынка валютных опционов было в основном связано с потребностью валютных хеджеров в новом инструменте управления обменным курсом. Опционы предоставили эту возможность управления изменениями курса с правом перевода курсового риска, когда это необходимо.

Если валютная позиция  не хеджирована, то стоимость соответствующего актива будет колебаться вместе с  изменениями спот-курса. Фьючерсное хеджирование зафиксирует твердый курс, что защитит стоимость активов от неблагоприятных изменений обменного курса, но в то же время исключит возможность выигрыша от благоприятных изменений обменного курса. Опционное хеджирование зафиксирует курс и в то же время в обмен на премию оставит возможность выигрыша от благоприятного движения курса.

Одним из способов страхования при короткой продаже  акций служит покупка опциона  купли. При этом хеджируется только рост курса акций, но нет защиты от дополнительных требований маржи. Соответственно, прибыль от короткой продажи уменьшается  на премию опциона.

При хеджировании длинной  позиции владельца акций покупкой опциона продажи прибыли/убытки от полного хеджирования рассчитываются по формуле

 

2.6 Залоговые операции

 

В странах с развитой рыночной экономикой залоговые операции получили широкое распространение, в частности в отношениях банков с фирмами, имеющими определенные трудности  с уровнем платежеспособности, так  как для кредитных учреждений важно иметь гарантию  возврата выгодного кредита. Обеспечением в данном случае может служить залог, являющийся способом обеспечения обязательств, при котором кредитор-залогодержатель приобретает право в случае неисполнения должником обязательств получить удовлетворение за счет заложенного имущества. Субъектами  залоговых операций выступают законодатель и кредитор (залогодержатель). Залогодателем является лицо, которому предмет залога принадлежит либо на правах собственности, либо полного хозяйственного ведения.

В условиях рыночных преобразований в России с начала 90-х гг. залоговые операции также  широко используются в отношениях коммерческих банков и предприятий. Как правило, предметом залога при этом чаще всего  выступают акции предприятия.

Договор залога может  предусматривать и передачу заложенного  имущества во владение залогодержателю. Такой договор признается закладом. При закладке залогодержатель имеет  право пользоваться предметом заклада, а получаемые при этом доходы или  иные выгоды идут в счет погашения  процентов по кредиту или самого кредита, обеспеченного закладом.

Залог предприятия, строения, здания, непосредственно  связанных с землей, вместе с земельным  участком или правом пользования  им называется ипотекой. Особенностью ипотеки является ее распространение  на все имущество предприятия, включая  его уставный капитал, финансовые активы, имущественные права и т.д.

Ипотечная ссуда  получила широкое развитие в странах  с развитой рыночной экономикой, так  как она является одним из источников долгосрочного финансирования. Сумма  ссуды обычно ниже оценочной стоимости  закладываемого имущества, причем этот уровень регулируется законодательством  государств. Так, например, в США, за некоторым исключением, запрещается  выдача ссуд, превышающих 80% оценочной  стоимости имущества. Как правило, объектами залога являются жилые дома (в США на них приходится ¾ общей суммы закладных), земля, фермы и др.

Ипотечные ссуды  могут выдаваться коммерческими  банками, специальными ипотечными банками, различными ссудо-сберегательными  ассоциациями. Ипотечные ссуды могут  представляться на различных условиях. Если выдается стандартная, или типовая  ипотечная ссуда, то это значит, что  заемщик получает от кредитора некоторую  сумму, а затем погашает задолженность  равными, как правило, ежемесячными, взносами. Срок ипотеки бывает достаточно продолжительным.

Известны и нетрадиционные схемы ипотеки. Большинство из них  нацелены на снижение уровня выплат заемщика на начальных  этапах операции и  перенос основной нагрузки по погашению  долга на более поздний период. Так, существуют ссуды с пропорциональным ростом платежей,  ипотека с периодическим  увеличением суммы взносов (каждые 3-5 лет) и т.д. Поскольку ипотечные  ссуды выдаются на длительные сроки, они связаны с определенным риском, в частности, изменением уровня процентной ставки на денежном рынке. Чтобы смягчить риск возможных потерь, используется условия ссуды с периодическим  пересмотром процентной ставкой. В  этом случае стороны каждые 3-5 лет  возобновляют кредит на основе пересмотренного  уровня процентной ставки на денежном рынке. По сути, происходит среднесрочное  финансирование при долгосрочном погашении  задолженности.

Учитывает колебания  на денежном рынке и ипотека с  переменной процентной ставкой. Уровень  этой ставки фиксируется в договоре в виде конкретной величины, который  «привязывается» к какому – либо финансовому показателю или индексу. Пересматривается ставка один раз в  полугодие. При этом для смягчения  колебаний ставки может предусматриваться  предельная норма корректировки (например, не более 2%), может оговариваться  и минимальная величина корректировки.

 

2.7 Франчайзинг

 

Франчайзинг – это вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения

В общем смысле, франчайзинг — это «аренда» товарного знака или коммерческого обозначения. Использование франшизы регламентируется договором между франчайзером и франчайзи. Содержание договора может быть различно, от простых, до очень сложных, содержащих мельчайшие подробности использования товарного знака. Как правило, в договоре регламентируется сумма отчислений за пользование франшизы (она может быть фиксированная, единоразовая за определенный период, процент от продаж). Требование отчислений может и отсутствовать, но в таком случае, франчайзи обязуется покупать у франчайзера определенное количество товара, работ, услуг.

Отдельным пунктом  договоров могут служить условия  использования товарного знака/бренда. Эти требования могут быть как  очень простыми (например франчайзи может использовать бренд в определенной отрасли), так и жесткими (например, франчайзи обязуется использовать оборудование в магазине в точном соответствии с требованиями франчайзера, от размеров и цвета полок до униформы персонала)

Выделяют следующие признаки франчайзинга:

  • франчайзер получает отчисления за использование своего товарного знака;
  • франчайзи выплачивает начальный взнос за право стать частью системы;
  • франчайзер предоставляет франчайзи систему ведения бизнеса.
  • Франчайзинг по российскому праву: договор коммерческой концессии.

В российском законодательстве отношения франчайзинга регулируются договором коммерческой концессии.

По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право  использовать в предпринимательской  деятельности пользователя комплекс принадлежащих  правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права  на другие предусмотренные договором  объекты исключительных прав, в частности  на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Договор коммерческой концессии предусматривает использование  комплекса исключительных прав, деловой  репутации и коммерческого опыта  правообладателя в определённом объёме (в частности, с установлением  минимального и (или) максимального  объёма использования), с указанием  или без указания территории использования  применительно к определённой сфере  предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя  или произведённых пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Для франчайзера, приоритетная выгода франчайзинга заключается в том, что он получает хоть и небольшой, но гарантировано-стабильный объем продаж своей продукции, так как франчайзи обязаны покупать у него определенные договором партии товара, расходных материалов или иной продукции/услуг. Если доход стабильный, то его можно с успехом планировать на будущее, а значит развивать новые направления.

При всем при этом, франчайзер не обременен трудностями, связанными с рядом расходов, которые есть у обычных игроков, — обучение и подбор персонала, контроль качества и так далее.

Недостатки франчайзинга

Франчайзи вынуждены следовать правилам и ограничениям, установленным франчайзером, даже если они не приносят максимальной пользы бизнесу.

Франчайзи часто обязаны закупать сырье и продукцию у поставщиков, назначенных франчайзером, что может ограничивать их доступ к свободному рынку и вынуждать покупать сырье и продукцию по завышенным ценам.

Для франчайзи могут быть установлены жесткие ограничения на выход из бизнеса, включая запрет на открытие конкурирующих организаций в течение определенного срока или на определенной территории.

Франчайзи редко могут оказать влияние на вопросы централизованного маркетинга и рекламы, но при этом могут быть вынуждены оплачивать централизованные маркетинговые и рекламные кампании. Таким образом, их средства могут использоваться не в их лучших интересах.

Существует много  компаний, которые предоставляют  «бизнес под ключ». При этом следует  отметить, что название «компания-франчайзер» не означает, что компания все свои мощности предлагает для франчайзинга, она может некоторое кол-во объектов иметь и в своей «личной» собственности.

В России франчайзинговой деятельностью известна компания 1С, у которой в 2010 году насчитывается более 3 300 франчайзи.

 

 

 

 

 

III. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

  • 3.1 Прогноз прибыли предприятия

  • Таблица 3.1 - Балансовая прибыль

    Год

    1

    2

    3

    4

    5

    Прибыль, тыс. руб.

    7960

    8760

    9850

    10960

    11300

    Информация о работе Исследование путей улучшения финансового состояния предприятия