Исследование учета и анализ формирования и использования прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 19:15, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы состоит в том, чтобы на основании исследования литературных источников и практики работы ИПСЧУП «Налибоки - Неман» дать рекомендации по совершенствованию учета формирования и использования прибыли, а также выявить резервы ее увеличения.
В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи:
изучена сущность прибыли, ее роль и значение;
рассмотрена нормативная правовая база, регулирующая формирование, распределение и использование прибыли;
выявлены особенности отражения финансовых результатов в международной практике;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
………………………………………………………………….
5
ГЛАВА 1
ПРИБЫЛЬ – ОСНОВНОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ………………...............

8

1.1 Сущность прибыли, ее роль и значение………………….
8

1.2 Нормативная правовая база, регулирующая формирование, распределение и использование прибыли………………………………..………………………


18

1.3 Особенности отражения в отчетности финансовых результатов в международной практике……………………..

24
ГЛАВА 2
ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕТА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ……………………………...

30

2.1 Экономико – финансовая характеристика ИПСЧУП «Налибоки - Неман» Клецкого района Минской области…..

30

2.2 Учет прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг)…………………………………………………...

35

2.3 Учет прибыли от прочих видов деятельности…………...
39

2.4 Учет внереализационных операций………..………….....
44

2.5 Порядок формирования и учет общей прибыли…………
49

2.6 Порядок распределения и учет использования прибыли
52
ГЛАВА 3
АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ………………………………………………………

56

3.1 Анализ выполнения плана и динамики общей прибыли, ее состава и структуры………………………………………...

56

3.2 Анализ прибыли от реализации продукции(работ, услуг)
59

3.3 Анализ внереализационных доходов и расходов………..
65

3.4 Анализ распределения и использования прибыли………
68

3.5 Выявление и обобщение неиспользованных возможностей и экономическое обоснование прогнозных резервов роста прибыли………………………………………..
3.6 Разработка рекомендаций по компьютеризации учета и анализа прибыли………………………………………………..


71

77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….

Файлы: 1 файл

Диплом Прибыль.doc

— 616.00 Кб (Скачать файл)

Инструкция о порядке  составления и представления  бухгалтерской отчетности,  утвержденная   Постановлением   Министерства  финансов  от 14 февраля 2008 г. № 19. Данная Инструкция  устанавливает методические основы формирования бухгалтерской отчетности, оптимальный объем показателей, подлежащих раскрытию в каждой из форм бухгалтерской отчетности, требования к содержанию пояснительной записки и порядок представления бухгалтерской отчетности пользователям.

Действие настоящей  Инструкции распространяется на коммерческие и некоммерческие организации (за исключением  банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, а также бюджетных  организаций.

Бухгалтерская отчетность формируется в составе  форм, установленных Министерством  финансов Республики Беларусь: бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительная  записка, а так же аудиторское  заключение, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с законом подлежит обязательному аудиту.

Отчет о прибылях и убытках должен характеризовать  финансовые результаты деятельности организации  за отчетный период. Распределение  прибыли, убытков и других результатов совместной деятельности между участниками договора о совместной деятельности, включает в состав внереализационных доходов при формировании финансовых результатов.

Инструкция  по бухгалтерскому учету «Доходы  организации» утверждено Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26 декабря 2003 г. № 181. Данная Инструкция определяет правила организации и ведения бухгалтерского учета доходов для коммерческих и некоммерческих организаций (кроме банков и иных небанковских кредитно-финансовых организаций) и индивидуальных предпринимателей.

Инструкция  по бухгалтерскому учету «Расходы организации». Утверждено Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26 декабря 2003 г. № 182. Данная Инструкция определяет правила организации и ведения бухгалтерского учета расходов для коммерческих и некоммерческих организаций (кроме банков и иных небанковских кредитно-финансовых организаций) и индивидуальных предпринимателей.

Постановление Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства труда и социальной    защиты    Республики    Беларусь    от   30   октября   2008   г.  № 210/161/151 «Об утверждении Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)».

В Положении  рассматривается порядок формирования финансовых результатов, учитываемых  при налогообложении прибыли, а  именно, как складывается конечных финансовый результат, а также, что  входит в состав внереализационных  доходов и расходов; затраты связанные со сбытом продукции: хранением, транспортировкой, погрузкой в транспортные средства, рекламой, в пределах установленных норм и другие аналогичные затраты, относящиеся на себестоимость продукции.

Документы четвертого уровня разрабатываются предприятием и утверждаются руководителем организации. Они содержат, с учетом специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности, структуры и размеров организации и других факторов, внутренние регламентирующие документы бухгалтерского учета организации, носящие обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хозяйственной деятельности организации и формирующие учетную политику предприятия.

Согласно действующему законодательству организации на основе принципов и методов, закрепленных в нормативных актах по бухгалтерскому учету, исходя из вариантности методик формирования бухгалтерских данных, уровня автоматизации учета и прочих особенностей, самостоятельно разрабатывают рабочий план счетов экономического субъекта, утверждают документооборот, выбирают методы оценки имущества.

Учетная политика ИПСЧУП «Налибоки - Неман» на 2009 год  утверждена приказом № 129 от 30 декабря 2008 года (Приложение Б). Основные элементы учетной политики, способы ведения бухгалтерского учета разработаны в соответствии с утвержденным Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17 апреля 2002  г.  № 62 «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (с изменениями и дополнениями).

Учетная политика представляет собой совокупность способов и методов ведения бухгалтерского учета, использованных организацией в качестве соответствующих условиям хозяйствования (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка, итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности) (Приложение А).

    1. Особенности отражения в отчетности финансовых результатов в международной практике

 

 

Становление  и развитие рыночных   отношений, управление экономикой, использование Международных стандартов и дальнейшее развитие рыночной экономики в Республики Беларусь требует повышения эффективности всей системы экономического управления, которая во многом зависит от эффективности действия ее  управляющих функций, к числу которых относится и бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет представляет собой  важнейший инструмент познания экономических явлений. Бухгалтерский учет, отражая изменения в производственной, снабженческой и коммерческой деятельности организации, дает объективную информацию о кругообороте средств в процессе  воспроизводства, которая используется предприятием для принятия обоснованных и эффективных управленческих  решений, обеспечивающих повышение прибыли и рентабельности организации [22, с.133].   

Современный этап развития бухгалтерского учета в Беларуси характеризуется динамичным развитием. И выражается это не только в количестве вышедших в свет нормативных документов, но и в качественно новых подходах к построению всей системы национального бухгалтерского учета и отчетности.

В современных  условиях бухгалтерская (финансовая) отчетность служит основным источником информации для обширного круга лиц. В связи с чем она должна быть достоверной и позволять квалифицированному пользователю делать на ее основе правильные выводы о финансовом положении и результатах деятельности организации и принимать соответствующие обоснованные решения.

Отчет о прибылях и  убытках является одной из основных форм бухгалтерской (финансовой) отчетности и обязательно присутствует в  периодической отчетности.

 

Таблица 1.1 – Сравнительная  характеристика статей отчета о прибылях и убытках, отражаемых в российской учетной практике и Соединенных Штатов Америки

Статьи учета о прибылях и  убытках российской организации

Статьи учета о прибылях и  убытках зарубежной американских фирм

Выручка от продажи  товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 

Чистый объем  продаж (выручка от реализации)

Себестоимость проданных товаров, работ, услуг 

Себестоимость продукции

Валовая прибыль 

Валовой доход  или убыток

Коммерческие  расходы 

Операционные  расходы (расходы на продажу и  общие административные расходы)

Управленческие  расходы

 

Прибыль (убыток) от продаж 

Прибыль от операционной деятельности

Проценты к  получению 

Другие прибыли  и убытки

Проценты к  уплате

 

Доходы от участия в других организациях

 

Прочие доходы 

Случайные прибыли  и убытки

Прочие расходы

 

Прибыль (убыток) до налогообложения 

Прибыль до налогообложения

Отложенные  налоговые активы 

Налог на прибыль

Отложенные  налоговые обязательства

 

Нет аналога  в отчете о прибылях и убытках

Чистая прибыль  от нормальной деятельности. Экстраординарные прибыли и убытки (за вычетом налога). Прибыль (убытки) в результате обобщенного  эффекта от изменения учетной  политики (за вычетом налога)

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода 

Чистая прибыль

Постоянные  налоговые обязательства 

Нет аналога  в отчете о прибылях и убытках

Базовая прибыль (убыток) на акцию 

Чистая прибыль  на акцию

Разводненная  прибыль (убыток) на акцию

 

Нормативные материалы  ориентированы на переход бухгалтерского учета в Республике Беларусь на международные стандарты учета и отчетности. В соответствии с принципами формирования учетной и отчетной информации, применяемыми в международных стандартах финансовой отчетности, исходя из которых экономическое наполнение каждой хозяйственной операции будет оцениваться в соответствии  с правилами мировой практики учета. Исходить из общих требований по составлению консолидированной бухгалтерской отчетности, содержание которой позволит оценивать данные бухгалтерского учета с точки зрения каждого конкретного пользователя исходя из тех требований, которые он (пользователь) предъявляет к этой отчетности. При принятии управленческих решений тактического и стратегического характера в рыночной экономике центральное место занимают надлежаще налаженный учет и анализ финансовых результатов деятельности фирмы. В международной практике бухгалтерского учета и отчетности основой определения финансового результата является использование метода “затраты — выпуск”, рекомендуемого к использованию нормами Международного комитета по бухгалтерским стандартам и Четвертой Директивой Европейского Экономического Сообщества. При этом финансовый результат определяется соизмерением затрат с выпуском. Затраты учитываются лишь по элементам, что позволяет определять в бухгалтерском учете вновь созданную стоимость и финансовый результат.

Определение финансового  результата на базе метода «затраты —  выпуск» основывается на следующих  принципах:

точное определение  вновь созданной стоимости на микро- и макроуровне по данным финансовой бухгалтерии организации;

по данным финансовой бухгалтерии организации разрабатываются  матрицы “продавцы — покупатели”  и “затраты — выпуск” и на основе последней матрицы определяется вновь созданная стоимость по методике Организации Объединенных Наций;

финансовый результат  работы организации рассчитывается без определения фактической  себестоимости произведенной, отгруженной  и реализованной продукции. Это  снижает трудоемкость учета, повышает его оперативность и усиливает  контроль финансовых органов за правильным определением прибыли, повышает уровень аналитичности финансовых результатов. По данным управленческой бухгалтерии финансовый результат определяется по центрам ответственности, сегментам деятельности, видам реализованной продукции на основании статей затрат. Это усиливает коммерческий расчет фирмы, управленческая бухгалтерия преобразуется в маркетинговую и затем в стратегическую. Субсидии, полученные от государства, общественных организаций, других государств и предназначенные для эксплуатационных нужд, включаются в стоимость выпуска (реализации), что повышает эффективность их использования и определения вклада во вновь созданную стоимость и прибыль. При этом усиливается контроль государства за правильным исчислением прибыли и определением налога с прибыли.

Согласно американским стандартам, отчет о прибылях и убытках может иметь две формы: одноступенчатую и многоступенчатую.

При использовании  одноступенчатой формы, которая  отличается простотой, все доходы и  расходы группируются отдельно, и разница между ними составляет чистую прибыль. Многоступенчатая форма является более сложной и представляет собой последовательный расчет чистой прибыли при увязке соответствующих доходов и расходов. При наличии возможности использовать любую из них вторая форма считается предпочтительнее. В таблице приведена многоступенчатая форма отчета о прибылях и убытках, применяемая в Соединенных Штатах Америки. Подобная форма используется и в России. Несмотря на кажущуюся идентичность показателей, формирующихся в отчете о прибылях и убытках в организациях России и Соединенных Штатах Америки, между ними существуют методологические расхождения в построении информации. Так, в России организации формируют выручку (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) на основе поступлений, связанных с выполнением работ и оказанием услуг, осуществлением хозяйственных операций. Эти поступления являются доходами от обычных видов деятельности, признанных организацией в бухгалтерском учете в соответствии с условиями, определенными для ее признания, и в сумме, исчисленной в денежном выражении, включая условия договоров по продаже продукции, товаров, выполнению работ, оказанию услуг с учетом скидок (накидок), суммовой разницы, изменений условий договора, расчетов не денежными средствами и прочие. Чистый объем продаж в Соединенных Штатах Америки рассчитывается прибавлением к валовой выручке от реализации продукции величины представленных поставщиками скидок и вычитанием стоимости продукции, возвращенной покупателями, и сумм скидок, предоставленных покупателям. Формирование себестоимости проданной продукции в основном совпадает и в Америке, и в России. То же касается и валовой прибыли (валового дохода или убытка).

Категории расходов, которые в России называются коммерческими  и управленческими, в Соединенных Штатах Америки именуются операционными расходами. Если их вычесть из валовой прибыли (валового дохода или убытка), то можно получить прибыль (убыток) от продаж в России или прибыль от операционной деятельности в Америке.

Далее, в России в отчете о прибылях и убытках  широко представляются прочие доходы и расходы, которые в Соединенных Штатах Америки называют случайными прибылями и убытками. Данные доходы и расходы (прибыли и убытки) посредством присоединения их к прибылям (убыткам) от продаж (в России) или к прибыли от операционной деятельности (в Америке) формируют показатель «Прибыль до налогообложения» (название его идентично и в России, и в Соединенных Штатах Америки).

Информация о работе Исследование учета и анализ формирования и использования прибыли