Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2014 в 12:47, курсовая работа
Актуальность темы исследования на сегодняшний день состояние казахстанской экономики в целом в значительной степени определяется ситуацией в секторе природных ресурсов. Существующая зависимость поступлений республиканского бюджета от природных ресурсов ставит перед государством ряд вопросов, связанных с будущим Казахстана.
Национальный фонд Казахстана создан, с одной стороны, для равномерного потребления нынешним и будущими поколениями доходов от не возобновляемых ресурсов страны, а с другой - для преобразования этих доходов в финансовые активы, которые будут приносить стабильный доход.
Введение
1 Национальный фонд РК и его основные функции
1.1 О фонде и его деятельности
1.2 Основная цель, задачи Национального фонда и его функции
1.3 Взаимоотношения Национального фонда, правительственного заимствования и квазигосударственного сектора
2 Источники формирования средств и анализ современного состояния Национального фонда Казахстана
2.1 Источники формирования и использования средств Национального фонда РК
2.2 Анализ современного состояния Национального фонда
2.3 Анализ деятельности Национального Банка Республики Казахстан по доверительному управлению Национальным фондом Республики Казахстан за 2013 год
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение |
3 | |
1 |
Национальный фонд РК и его основные функции |
5 |
1.1 |
О фонде и его деятельности |
5 |
1.2 |
Основная цель, задачи Национального фонда и его функции |
8 |
1.3 |
Взаимоотношения Национального фонда, правительственного заимствования и квазигосударственного сектора |
13 |
2 |
Источники формирования средств и анализ современного состояния Национального фонда Казахстана |
15 |
2.1 |
Источники формирования и использования средств Национального фонда РК |
15 |
2.2 |
Анализ современного состояния Национального фонда |
19 |
2.3 |
Анализ деятельности Национального Банка Республики Казахстан по доверительному управлению Национальным фондом Республики Казахстан за 2013 год |
24 |
Заключение |
28 | |
Список использованной литературы |
30 | |
Приложение А |
31 | |
Приложение Б |
32 | |
Приложение В |
33 | |
Приложение Г |
35 | |
Введение
Актуальность темы исследования на сегодняшний день состояние казахстанской экономики в целом в значительной степени определяется ситуацией в секторе природных ресурсов. Существующая зависимость поступлений республиканского бюджета от природных ресурсов ставит перед государством ряд вопросов, связанных с будущим Казахстана.
Национальный фонд Казахстана создан, с одной стороны, для равномерного потребления нынешним и будущими поколениями доходов от не возобновляемых ресурсов страны, а с другой - для преобразования этих доходов в финансовые активы, которые будут приносить стабильный доход. Благодаря Национальному фонду укрепляется стабильность внутренней экономики, также доверие мирового сообщества к нашей стране.
Национальный фонд Республики Казахстан – финансовый резерв (запас) Республики Казахстан.
Помимо начисляемого инвестиционного дохода в Национальный фонд поступают денежные средства, которые складываются за счет поступлений в госбюджет сверхплановых налоговых платежей от крупнейших предприятий сырьевого сектора страны.
С 1 июля 2006 года вступила в силу Концепция формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан на среднесрочную перспективу, согласно которой Национальный фонд формируется, за счет прямых поступлений от предприятий нефтяного сектора. Ежегодно часть средств Фонда направляется в виде гарантированного трансферта в республиканский бюджет на финансирование расходов бюджетных программ развития. Согласно сайту Министерства финансов РК, по состоянию на 2013 год активы Национального фонда составляют 13,636 миллиардов тенге.
Стабилизационные фонды и фонды будущих поколений существуют в других странах, где существенная часть бюджетных поступлений формируется за счет поступлений от экспорта природных ресурсов, и предназначены для финансирования расходов в годы неблагоприятных обстоятельств. При учреждении Национального фонда в Казахстане был использован данный зарубежный опыт.
Хотя официально объявилось, что при создании Национального фонда Казахстана был изучен опыт практически всех аналогичных фондов в других странах мира, можно утверждать, что при окончательном выборе модели казахстанского фонда большую роль играли субъективные факторы. Как объявилось властями, в основе Национального фонда Казахстана заложена модель Нефтяного фонда Норвегии. При этом умышленно или случайно происходит смешение двух разных понятий: модели формирования и использования средств фонда, с одной стороны, и модели его инвестиционной стратегии. Судя по многочисленным выступлениям официальных лиц Казахстана, предпочтение было отдано по целому ряду причин, среди которых решающую роль играли финансовые показатели инвестирования норвежского Нефтяного фонда, проработанность его инвестиционной стратегии, поддержка со стороны норвежской государственной нефтяной компании «Статойл», ведущей крупные проекты в Казахстане.
Положительными моментами создания таких фондов являются:
- минимизация корреляции между поступлениями в республиканский бюджет от сектора природных ресурсов, зависящими от состояния цен, и расходами республиканского бюджета;
- накопление средств в периоды благоприятного состояния цен для поддержания финансовых обязательств государства в периоды неблагоприятных обстоятельств;
- накопление средств от продажи невосполнимых природных ресурсов для обеспечения потребностей будущих поколений;
- стерилизация денежной массы во избежание излишнего давления на монетарные параметры в результате избыточного притока валюты.
Национальный фонд предназначен для обеспечения стабильного социально-экономического развития государства, накопления финансовых активов и иного имущества, за исключением нематериальных активов, снижения зависимости экономики от сырьевого сектора и воздействия внешних факторов.
Основными задачами Национального фонда являются обеспечение макроэкономической стабильности путем вывода избытка нефтедолларов из экономики и сдерживания давления на курс тенге и инфляцию, а также оптимальное планирование использования природных ресурсов.
Управление фондом осуществляет Национальный банк Республики Казахстан на основании договора о доверительном управлении, заключаемого между Национальным банком и Правительством Республики Казахстан.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является анализ современного состояния Национального фонда Казахстана . Для достижения указанной цели потребовалось решение следующих задач:
Изучить фонд и его деятельность;
Изучить цель фонда и его основные функции;
Изучить взаимоотношения Национального фонда, правительственного заимствования и квазигосударственного сектора;
Проанализировать источники формирования и использования средств Национального фонда;
Проанализировать современное состояние Национального фонда;
Проанализировать деятельность Национального Банка Республики Казахстан по доверительному управлению Национальным фондом.
Предметом исследования служит Национальный фонд. Объект исследования анализ деятельности Национального фонда.
1 Национальный фонд РК и его основные функции
1.1 О фонде и его деятельности
С развитием экономики страны усовершенствуются многие ее институты и появляются новые. Одним из главных новшеств явилось образование Национального фонда Республики Казахстан, призванного обеспечить эффективное распределение и использование доходов от природных ресурсов. Такие фонды – не новшество в мировой практике, сегодня в мире их существует более 30. Они имеют разные механизмы функционирования. Казахстанский Национальный фонд построен на опыте нефтяного фонда Норвегии, имеющего много миллиардные активы в долларах.
Национальный фонд Республики Казахстан был создан в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 23 августа 2000 года № 402 «О Национальном фонде Республики Казахстан» в мае 2001 года.
Указ главы государства гласит:
В целях обеспечения стабильного социально - экономического развития страны, накопления финансовых средств для будущих поколений, снижения зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов постановляю:
Создать Национальный фонд Республики Казахстан. Установить, что:
1.Активы Фонда сосредоточиваются на счете Правительства Республики Казахстан в Национальном Банке Республики Казахстан;
2. Управление активами
Фонда осуществляется
3.Объем и направления
использования Фонда
4.Правительство Республики
Казахстан ежегодно
Поручить Правительству Республики Казахстан совместно с Национальным Банком Республики Казахстан до 1 ноября 2000 года:
1.Подготовить и внести
в установленном порядке на
рассмотрение Президенту
2.Проработать вопрос об
источниках формирования
3.Представить предложения
по формированию органов
Настоящий Указ вступает в силу со дня подписания.
Поскольку Национальный Фонд был создан Указом президента, только Нурсултан Назарбаев может его ликвидировать, реорганизовать, переименовать, устанавливать правила деятельности. Правилами формирования и использования Национального фонда Республики Казахстан предусмотрено создание Совета. Но он всего лишь консультативно-совещательный орган при главе государства и его основной задачей является оказание содействия и выработка рекомендаций президенту Республики Казахстан по вопросам использования фонда.
Поэтому включение в состав Совета по управлению фондом председателей Сената и Мажилиса ничего не значит. Даже если они осмелятся противоречить Нурсултану Назарбаеву, у них всего два голоса против шести, принадлежащих самому главе государства и назначаемым им чиновникам: премьер-министру, руководителю администрации президента, председателю Национального банка, вице-премьеру, министру финансов. Девятым членом Совета является председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета.
Следовательно, в Совете представители народа, высшего источника власти, всегда будут в меньшинстве, поэтому влияние парламента на деятельность Национального фонда можно считать равным нулю. Кроме того, вышеуказанные правила были утверждены не законом Республики Казахстан, а Указом президента от 29 января 2001 года №543, поэтому в любой момент Нурсултан Назарбаев может изменить порядок формирования Совета фонда.
Согласно Указу № 402 “активы фонда сосредотачиваются на счете Правительства Республики Казахстан в Национальном банке Республики Казахстан”, а управление активами Фонда осуществляется Национальным банком Республики Казахстан. На деле, Нурсултан Назарбаев может в любой момент пересмотреть и это решение, и перевести активы на счета, например, администрации или Управления делами Президента, частного лица, а управление ими поручить какому-нибудь зарубежному инвестиционному банку или компании.
Неограниченные полномочия глава государства имеет в вопросе использования средств. Указом №402 предусмотрено, что “Объем и направления использования Фонда определяются Президентом Республики Казахстан по предложению Правительства Республики Казахстан”. Если вдруг Нурсултан Назарбаев решит подарить Европе или гражданину США миллиард долларов, ему будет достаточно поменять правила использования средств фонда. И он не понесет юридической ответственности, потому что не превысит своих полномочий.
Национальный фонд Республики Казахстан стал высшим проявлением авторитарности политической системы.
Национальный фонд Республики Казахстан создается и функционирует в целях формирования накоплений государства от извлечения невоспроизводимых природных ресурсов Республики Казахстан (сберегательная функция) и снижения зависимости республиканского бюджета от изменений мировых цен на сырьевые товары (стабилизационная функция).
В целях сохранения и получения инвестиционного дохода Фонд размещается (инвестируется) в надежные и ликвидные иностранные финансовые активы. Размещение (инвестирование) Фонда осуществляется Национальным Банком Республики Казахстан на основе заключаемого им с Правительством Республики Казахстан договора доверительного управления, публикуемого в официальных изданиях. Услуги Национального Банка Республики Казахстан по управлению Фондом возмещаются за счет средств республиканского бюджета.
Фонд не может использоваться для финансирования, в том числе предоставления займов, каких-либо организаций и в качестве обеспечения исполнения обязательств третьих лиц. Фонд не может расходоваться на цели, не предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан.