Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2014 в 12:47, курсовая работа
Актуальность темы исследования на сегодняшний день состояние казахстанской экономики в целом в значительной степени определяется ситуацией в секторе природных ресурсов. Существующая зависимость поступлений республиканского бюджета от природных ресурсов ставит перед государством ряд вопросов, связанных с будущим Казахстана.
Национальный фонд Казахстана создан, с одной стороны, для равномерного потребления нынешним и будущими поколениями доходов от не возобновляемых ресурсов страны, а с другой - для преобразования этих доходов в финансовые активы, которые будут приносить стабильный доход.
Введение
1 Национальный фонд РК и его основные функции
1.1 О фонде и его деятельности
1.2 Основная цель, задачи Национального фонда и его функции
1.3 Взаимоотношения Национального фонда, правительственного заимствования и квазигосударственного сектора
2 Источники формирования средств и анализ современного состояния Национального фонда Казахстана
2.1 Источники формирования и использования средств Национального фонда РК
2.2 Анализ современного состояния Национального фонда
2.3 Анализ деятельности Национального Банка Республики Казахстан по доверительному управлению Национальным фондом Республики Казахстан за 2013 год
Заключение
Список использованной литературы
Порядок зачисления денег в Фонд, перечисления денег из Фонда, учета их движения устанавливается Правительством Республики Казахстан.
В целях выполнения сберегательной функции в составе расходов республиканского бюджета ежегодно предусматривается и направляется в Фонд десять процентов от утверждаемых доходов республиканского бюджета, поступающих от организаций сырьевого сектора по следующим видам налогов и иных специальных платежей недропользователей в бюджет: корпоративный подоходный налог; налог на добавленную стоимость; налог на сверхприбыль; бонусы; роялти; доля Республики Казахстан по разделу продукции по заключенным контрактам.
Президент Республики Казахстан может инициировать предложения о расходовании части Фонда на цели, связанные с обеспечением национальной безопасности и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
В целях контроля за правильностью и эффективностью формирования, размещения и расходования Фонда создается Совет Фонда в составе девяти человек: по два представителя (не обязательно являющихся государственными служащими или депутатами Парламента Республики Казахстан) от Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан и каждой из палат Парламента Республики Казахстан;
Годовой отчет о формировании и использовании Фонда с прилагаемым к нему аудиторским отчетом подлежит предварительному одобрению Советом Фонда и утверждению Президентом Республики Казахстан не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
В течение месяца после утверждения годовой отчет о формировании и использовании Фонда и аудиторский отчет публикуются в средствах массовой информации.
1.2 Основная цель, задачи Национального фонда и его функции.
Основная цель Национального фонда обеспечение стабильного социально-экономического развитие страны, накопление финансовых средств для будущих поколений, снижение зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов [2, с. 380].
Фонд представляет собой совокупность финансовых активов, сосредотачиваемых на счете Правительства Республики Казахстан
Источники средств и порядок формирования фонда определяются в следующем. В составе пятилетнего индикативного плана социально- экономического развития Республики Казахстан устанавливаются расчетные постоянные мировые цены на сырую нефть, и другие сырьевые товары, составляющие значительную долю казахстанского экспорта, на основе которых при разработке и утверждении республиканского и местных бюджетов рассчитываются средние цены реализации сырьевых товаров казахстанскими товаропроизводителями и соответствующие им доходы государственного бюджета от сырьевого сектора. Расчетные постоянные цены на сырьевые товары устанавливаются исходя из консервативного прогноза динамики мировых цен.
Фонд формируется в процессе исполнения республиканского и местных бюджетов путем зачисления в него превышения налоговых и иных обязательных платежей в бюджет от организаций сырьевого сектора (юридических лиц по перечню, устанавливаемому Правительством Республики Казахстан) над утвержденными в республиканском и местных бюджетах суммами поступлений по их следующим видам:
- корпоративный подоходный налог;
- налог на добавленную стоимость;
- налог на сверхприбыль, бонусы;
Доля Республики Казахстан по разделу продукции по заключенным контрактам.
Фонд формируется за счет следующих поступлений:
1) официальные трансферты из
республиканского и местных
2) инвестиционные доходы от
3) иные поступления и доходы, не запрещенные законодательством Республики Казахстан [2, с. 381].
Первым взносом в Национальный фонд стали 660 миллионов долларов, заплаченных республике американской компанией «Шеврон» за 5 процентов казахстанской доли в нефтедобывающем СП «Тенгизшевройл». Все остальные поступления пришли в фонд в результате отвлечения из бюджета «сверхдоходов».
Порядок зачисления средств в фонд определяется Правительством Республики Казахстан.
Средства фонда расходуются по следующим направлениям:
1) для компенсации потерь, определяемых как разница между утвержденными и фактическими суммами поступлений налогов и иных обязательных платежей в бюджет от организаций сырьевого сектора;
2) в виде целевых трансфертов
фонда, передаваемых из него в
республиканский и местные
3) на покрытие расходов, связанных
с управлением фондом и
Средства фонда размещаются в надежные и ликвидные иностранные финансовые активы в целях их сбережения и получения инвестиционного дохода. Они не могут использоваться для кредитования частных или государственных организаций и в качестве обеспечения обязательств.
Полномочия органов государственной власти при управлении фондом состоят в следующем Президент Республики Казахстан:
1) формирует состав Совета по
управлению Национальным
2) дает обязательные для
3) осуществляет контроль над деятельностью по управлению фондом;
4) направляет для дачи
5) осуществляет иные полномочия,
связанные с деятельностью
Правительство Республики
1) разрабатывает и утверждает
правила составления
2) разрабатывает совместно с
Национальным банком и
3) обеспечивает представление
4) обеспечивает проведение ежегодного внешнего аудита фонда;
5) обеспечивает осуществление
6) осуществляет иные полномочия,
связанные с деятельностью
Доверительное управление фондом осуществляет Национальный банк Республики Казахстан на основании договора о доверительном управлении, заключаемого между Национальным банком и Правительством Республики Казахстан.
Национальный банк Республики Казахстан на основании договора доверительного управлении Фондом осуществляет:
1) самостоятельное
2) разработку и утверждение
3) представление Правительству Республики Казахстан отчета о результатах доверительного управления фондом;
4) иные полномочия, предусмотренные правилами и договором о доверительном управлении.
В целях обеспечения эффективного доверительного управления фондом решения правления Национального банка Республики Казахстан определяется специальное должностное лицо (на уровне не ниже заместителя председателя Национального банка Республики Казахстан)- полномочного представителя, в полномочия которого входит оперативное принятие решений по доверительному управлению фондом от имени Национального банка Республики Казахстан.
Правительство Республики Казахстан и Национальный банк Республики Казахстан обязаны информировать друг друга о предполагаемых действиях и достигнутых результатах по вопросам управления фондом.
Основной задачей консультативно - совещательного орган при Президенте Республики Казахстан - Совете является оказание содействия и выработка рекомендаций Президенту Республики Казахстан по вопросам использования фонда. Заседания Совета проводятся под председательством Президента Республики Казахстан или по его поручению одного из членов Совета и оформляются протоколом. Заседания Совета правомочны при наличии двух третей его членов. Решения Совета принимаются простым большинством голосов от общего количества членов Совета и в установленном законодательством порядке реализуются актами Президента Республики Казахстан. В состав Совета входят: Президент Республики Казахстан, Премьер- министр Республики Казахстан, председатель Сената, председатель Мажилиса Парламента Республики Казахстан, руководитель Администрации Президента, председатель Национального банка, заместитель Премьер- министра Республики Казахстан, министр финансов Республики Казахстан, председатель Счетного комитета по контролю над исполнением республиканского бюджета.
Рабочим органом Совета является Администрация Президента Республики Казахстан. Функциями Совета являются:
1) рассмотрение концептуальных
подходов в использовании
2) одобрение предложений по
Правительство Республики Казахстан совместно с Национальным банком Республики Казахстан ежегодно в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, составляют годовой отчет о формировании и использовании фонда.
Правительство Республики Казахстан в срок до 1 апреля года, следующим за отчетным, вносит на утверждение Президенту Республики Казахстан годовой отчет о формировании и использовании фонда вместе с результатами проведения внешнего аудита.
Годовой отчет о формировании и использовании фонда должен содержать:
1) отчет о поступлениях и
2) отчет о деятельности
3) иные данные по управлению фондом [2, с. 384].
В целях обеспечения транспарентности деятельности, связанной с управлением фондом, ежегодно проводится внешний аудит. Выбор независимого аудитора осуществляется на конкурсной основе и в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
Информация о годовом отчете, о формировании и использовании фонда и результатах проведения внешнего аудита публикуется в средствах массовой информации.
Национальный фонд Республики Казахстан осуществляет сберегательную и стабилизационную функции. Сберегательная функция обеспечивает накопление финансовых и иных активов государства. Стабилизационная функция предназначена для снижения зависимости республиканского бюджета от конъюнктуры мировых цен на сырьевые ресурсы. Формирование и использование Республики Казахстан определяются с учетом конъюнктуры мировых и внутренних товарных и финансовых рынков, экономической ситуации в стране и за рубежом, приоритетов социально-экономического развития республики, сохраняя при этом макроэкономическую и фискальную стабильность и соблюдая основные цели и задачи Национального фонда Республики Казахстан [2, с. 380].
Управление Национальным фондом Республики Казахстан и деятельность государственных органов по формированию и использованию Национального фонда Республики Казахстан осуществляются в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Бюджетным Кодексом, актами Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан.
Доверительное управление Национальным фондом Республики Казахстан осуществляет Национальный Банк Республики Казахстан на основании договора о доверительном управлении, заключаемого между Национальным Банком Республики Казахстан и Правительством Республики Казахстан.
Стабилизационные фонды и фонды будущих поколений также существуют в других странах, где существенная часть бюджетных поступлений формируется за счет поступлений от экспорта природных ресурсов, и предназначены для финансирования расходов в годы неблагоприятной конъюнктуры. При учреждении Национального фонда в Казахстане был использован данный зарубежный опыт.
С 2000 года в связи с благоприятной конъюнктурой на мировых финансовых рынках в Казахстане значительно увеличились поступления в республиканский бюджет платежей, связанных с добычей природных ресурсов. Вместе с тем увеличивающийся размер экспортной выручки казахстанских экспортеров углеводородов усиливает давление, как на обменный курс тенге, так и на инфляцию. Это, в свою очередь, приводит к снижению ценовой конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей и неблагоприятно сказывается на финансовых результатах отечественных производителей.
В настоящее время в мире около десятка стран, которые имеют стабилизационные или сберегательные фонды. Средства таких фондов могут быть использованы для финансирования бюджетных расходов в неблагоприятные периоды в связи с колебаниями цен на определенные виды природных ресурсов, поступления от которых составляют основные статьи доходов, или для погашения внешнего долга, а также на другие цели. Опыт ряда государств, имеющих сырьевую специализацию экспорта, показывает, что правительства стран, бюджеты которых подвержены влиянию мировой конъюнктуры цен, имеют возможность воспользоваться периодами высоких цен на сырье для накопления избыточных поступлений.