Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:36, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование деятельности ссудо-себергательных институтов и развития сберегательного дела в России.
Задачи курсовой работы:
исследовать теоретические основы сущности сбережении населения и факторы, влияющие на их формирование;
выяснить место хранения сберегательных вкладов населения на рынке банковских ресурсов;
обосновать направления деятельности ссудо-сберегательных институтов;
узнать историю становления сберегательного дела в России;
Введение…………………………………………………………………………. 2.
Основная часть…………………………………………………………………. 3.
2.1.История становления сберегательного дела в России………………... 3.
2.2.Финансовый рынок. Формы организации сбережений………………..7.
2.3.Сберегательные вклады населения……………………………………...7.
2.4.Ссудо-сберегательные институты………………………………………10.
2.5.Специфика рынка ссудо-сберегательных услуг………………………..14.
Заключение………………………………………………………………………..16.
Приложение………………………………………………………………………. 17.
Список литературы……………………………………………………………… 23.
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального
Финансовый колледж №35
(ГБОУ СПО ФК №35)
Курсовая работа
по дисциплине:
«Финансы, денежное обращение и кредит»
по теме:
«История развития Сберегательного дела в России и сберегательные институты»
Выполнила:
Студентка группы ДБД-23
Козлова Александра Евгеньевна
Проверила:
Преподаватель дисциплины
«Финансы, денежное обращение и кредит»
Балтутина Надежда Евстахиевна
Оценка____________
Подпись____________
Москва, 2012
Оглавление:
2.1.История становления сберегательного дела в России………………... 3.
2.2.Финансовый рынок. Формы организации сбережений………………..7.
2.3.Сберегательные вклады населения……………………………………...7.
2.4.Ссудо-сберегательные институты………………………………………10.
2.5.Специфика рынка ссудо-сберегательных услуг………………………..14.
На современном этапе развития национальной экономики большое значение отводится всевозможным механизмам организации сбережений. Считается, что именно организованные формы сбережений активно участвуют в экономических процессах страны и выступают в качестве главного источника внутренних ресурсов восстановления и развития национальной экономики.
Актуальность темы курсовой работы определяется тем обстоятельством, что сбережения населения занимают особое место в ряду экономических явлений, поскольку находятся на стыке интересов самих граждан, организаций, специализирующихся на предоставлении финансовых услуг и государства. С одной стороны, сбережения являются важнейшим показателем уровня жизни населения, непосредственно связанным с такими категориями как потребление, доходы и расходы населения, уровень цен. С другой стороны, сбережения населения представляют собой ценный ресурс экономического развития, источник инвестирования и кредитования хозяйства. Наконец, личные накопления граждан используются целым рядом финансовых и нефинансовых организации, осуществляющих посреднические функции.
Исследование процессов
образования населением фондов накопления
и потребления позволяет
Целью курсовой работы является исследование деятельности ссудо-себергательных институтов и развития сберегательного дела в России.
Задачи курсовой работы:
Предметом курсовой работы являются социально-экономические и организационно-экономические отношения, возникающие в процессе привлечения сбережений населения в банковской сфере.
2.1.История становления сберегательного дела в России.
Сберегательное дело – это направление бизнеса специализированных коммерческих структур (сберегательных учреждений), основанное на привлечении временно свободных денежных средств (сбережений) от различных сберегателей, главным образом, от населения.
В настоящее время к числу таких «коммерческих» структур можно относить любой банк, который привлекает средства населения (они же сбережения) – во вклады, средства предприятий – на счета и в депозиты, средства банков – в межбанковские депозиты.
Современное сберегательное дело в России, как и в других зарубежных странах, имеет определённую историю своего развития. Многие экономисты, занимающиеся изучением вопросов сберегательного дела, определением особенностей организации российской сберегательной системы, не акцентируют внимание на выделении исторических этапов ее развития, хотя исторические корни могут помочь исследователям и практикам в оценке перспектив ее развития (сравнивая, например, состояние сберегательного дела сегодня в России и в США, можно определить, на сколько лет сберегательный бизнес этих стран впереди нашего, и что нужно сделать нам, чтобы более интенсивно развивать это направление бизнеса).
Для большей наглядности в определении основных направлений развития сберегательного дела в России, условно, всю их историю можно представить в виде нескольких этапов ( см. приложение). Основой при выделении именно таких этапов являются, во-первых, сами исторические особенности развития российского общества в целом, и, во-вторых, непосредственно – изменение и преобразование основных характеристик сберегательного дела, а, именно, состава учреждений, занимающихся сберегательным бизнесом, количества и качества проводимых ими операций по привлечению сбережений и пр.
Краткий обзор основных этапов развития сберегательного дела в России.
Сберегательные кассы в Российской империи, как государственные кредитные учреждения, основной функцией которых являлось привлечение денежных средств населения, впервые открылись в 1842 г. по Указу императора Николая I. Сберегательные кассы открылись в Москве и Санкт-Петербурге при сохраненных казнах. Позднее сберегательные кассы стали открываться при отделении Государственного банка, при казначействах (1884 г.), почтово-телеграфных учреждениях (1889 г.), станциях казенных железных дорог (1900 г.) и т. д. С 1880-х годов, задуманные первоначально как учреждения самопомощи, сберкассы стали использоваться правительством в интересах государственного кредита. Этот процесс завершился при министре финансов С.Ю. Витте, который считал, что политика в деле сберегательных касс должна быть направлена к дальнейшему их развитию как для укрепления бережливости в беднейшем классе, так и ради осуществления государственных предприятий на суммы мелких сбережений.
На рубеже 1880 - 90 годов сберкассы широко привлекались к операции конверсии государственных займов. По Уставу 1895 г. сберегательные кассы стали официально именоваться «государственными». Для руководства деятельности сберегательных касс создано особое Управление при Совете Государственного банка. Максимальная сумма по одному счету (книжке) устанавливалось в размере одной тысячи рублей для юридических лиц.
С 1905 г. сберегательные кассы ввели операции по страхованию жизни. К 1913 г. было застраховано 26,3 тыс. руб. человек на сумму 30,4 млн. руб.
В начале 20 века операции сберегательных касс стремительно возрастали. К 1900 г. действовало 5415 сберкасс с 3,6 млн. счетов и остатком вкладов на сумму 661,9 млн. руб. К 1913 г. уже действовало 8005 сберкасс с 8,5 млн. счетов и остатком вкладов на сумму 1594,9 млн. руб. В то же время сберкассами приобретено государственных ценных бумаг на сумму около 1,8 млрд. руб. Процент по фонду государственных ценных бумаг составлял главный источник доходов сберкасс, из него выплачивались проценты вкладчикам.
Сберкассы пользовались государственной гарантией сохранности вкладов. Они представляли собой наиболее демократичное по составу клиентуры кредитное учреждение России. Среди вкладчиков сберкасс - крестьяне (более 1/3), нижние слои городского населения. По закону 1910 г. сберкассы за счет фонда государственных ценностей выдавали также ссуды для образования основных капиталов учреждений мелкого кредита. В 1914 г. в интересах проведения столыпинских аграрных преобразований таких ссуд было выдано на 25,8 млн. руб.
После октябрьской революции была осуществлена национализация банков Сберкасс, как учреждения «без налогового оттенка».
Для создания единого расчетно-кассового аппарата декретом СНК РСФСР от 10.04.1919 г. было проведено слияние банком РСФСР. После его упразднения в начале 1920 г. функции сберкасс перешли к Наркомфину РСФСР. В соответствии с решениями XI съезда партии была развернута работа по сокращению эмиссии, экономии государственных расходов, увеличению поступлений в бюджет. Стоявшие перед страной задачи в области хозяйственного строительства требовали использования не только накоплений предприятий, но и денежных сбережений населения. В связи с этим все острее назревал вопрос об организации сберкасс.
Сберкассы были организованы в целях предоставления трудовому населению возможности безопасного и выгодного хранения денежных сбережений и свободных средств на основании Постановления СНК РСФСР от 26.12.1922 г. «Об учреждениях государственных сберегательных касс». Было утверждено положение о государственных сберегательных кассах, которое устанавливало подчиненность их Наркомфину, организационное устройство, операции, порядок помещения и расходования средств; формы и методы контроля и ответственности, неприкосновенность и тайну вкладов, правовые положения вкладчиков и т. д. Вскоре сберкассы получили название «трудовые», что подчеркивало трудовой характер хранящихся в них сбережений населения.
Первые месяцы своего существования в условиях непрерывного обесценивания находящихся в обращении советских денежных знаков работа сберкасс не могла получить широкого развития, поскольку инфляция снижала реальную стоимость вкладов. После денежной реформы 1922 - 24 гг., в ноябре 1925 г. ЦИК и СНК СССР утвердили новое «Положение о государственных трудовых сберкассах СССР», в котором нашли отражение изменения организационного и правового порядка, происшедшие за трехлетний период деятельности сберкасс. Руководство сберкассами возлагалось на Главное управление гострудсберкасс.
В Положении был определен
круг выполняемых сберкассами операц
С развитием народного хозяйства страны расширились функции сберкасс. Для предоставления населению дополнительных видов услуг они были привлечены к выполнению расчетных, аккредитивных, комиссионных операций. Таким образом через сберкассы стали совершаться крупные денежные обороты, в том числе операции, связанные с безналичными расчетами населения. К концу 1928 г. количество счетов возросло до 3523 тысяч, а остаток вкладов превысил сумму 213 млн. руб.
Важным этапом в развитии деятельности сберкасс стала передача им в 1931 - 32 гг. всей работы по организации размещения госзаймов, которая до этого выполнялась финансовыми органами и учреждениями госбанка. С этого момента сберкассы превратились в единое предприятие, выполняющее задачи привлечения денежных сбережений как путем приема вкладов, так и посредством размещения госзаймов. Деятельность сберкасс в этот период не ограничивалась привлечением денежных сбережений. Они участвовали в кассовом обслуживании населения и организаций, выполняли операции по личному страхованию граждан, выплате сумм лицам, награжденных орденами, персональных и других пенсий, приему партийных и комсомольских взносов, страховых платежей. В городских сберкассах принимали платежи за коммунальные услуги, а в сельской местности выплачивали населению страховые убытки за гибель и повреждение имущества.
К 01.01.1941 г. в стране действовало 41,6 тыс. сберегательных касс, из которых 10,3 тысяч в городах и 31,3 тысяч в сельских населенных пунктах. Количество счетов составляло 17,3 млн., сумма хранящихся на них сбережений достигла 7,3 млрд. рублей, а средний размер вклада увеличился до 420 рублей.
После разгрома фашизма
и окончания Великой
В послевоенный период постепенно начали развиваться безналичные расчеты. Были разрешены перечисленные на счета вкладчиков зарплаты, пенсии, авторского гонорара.
С 01.01.1963 г. сберкассы были переданы из ведения Министерства финансов СССР в ведение Госбанка СССР. Средства, привлеченные во вклады, стали использоваться на кредитование народного хозяйства.
В мае 1972 г. Совет Министров СССР принял постановление, в котором предусмотрены меры по дальнейшему развитию сберегательного дела. В соответствии с этим постановлением система сберкасс переведена на полный хозрасчет. За счет получаемой ими прибыли образуются запасный фонд, фонд развития сберегательного дела, фонд жилищного строительства и материального поощрения работников. Были также приняты меры к более широкому развитию перечисленных сумм денежных доходов трудящихся во вклады, внедрению безналичных расчетов по платежам населения в пользу предприятий, расширению переводных и аккредитивных операций, введены расчетные чеки для оплаты приобретаемых гражданами товаров. К началу 1981 г. количество счетов вкладчиков составило 142,1 млн., сумма вкладов достигла 156,5 млрд. рублей, а средний размер вклада 1102 рублей.
Информация о работе История развития Сберегательного дела в России и сберегательные институты