Понятие и сущность государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 09:41, реферат

Описание работы

Государственный кредит и его правовое регулирование - одна из наиболее актуальных и сложных проблем для современной российской экономики. Существует много причин недостаточно эффективного использования инструмента государственного кредита для решения задач экономического развития страны. К ним относятся: сложность и многообразие отношений государственного кредита, их тесная взаимосвязь с различными факторами экономического, политического и социального характера.

Содержание работы

Введение. 2
Глава I. Понятие и сущность государственного кредита. 3
Глава II. Правовое регулирование государственного кредита и государственного долга. 15
Заключение. 28
Список литературы. 29

Файлы: 1 файл

Реферат по финансовому праву..docx

— 67.73 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение. 2

Глава I. Понятие и сущность государственного кредита. 3

Глава II. Правовое регулирование государственного кредита и государственного долга. 15

Заключение. 28

Список литературы. 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

 Государственный кредит и его правовое регулирование - одна из наиболее актуальных и сложных проблем для современной российской экономики. Существует много причин недостаточно эффективного использования инструмента государственного кредита для решения задач экономического развития страны. К ним относятся: сложность и многообразие отношений государственного кредита, их тесная взаимосвязь с различными факторами экономического, политического и социального характера. Но, в конечном счете, проблема состоит в отсутствии адекватной правовой формы регулирования отношений государственного кредита, в достаточной степени учитывающей закономерности и сложный характер рассматриваемых отношений.

Действующий в настоящее время механизм правового регулирования государственного кредита, нуждается в совершенствовании с учетом последних достижений правовой и экономической наук, реального состояния и перспектив развития отечественной экономики, мирового опыта. Именно право, как наиболее действенный социальный регулятор, должно служить средством упорядочивания отношений государственного кредита, и повышения эффективности инструмента государственного кредита в решении государственных задач.

В этой связи представляется чрезвычайно  важным исследование места государственного кредита в системе права, правового  закрепления принципов и форм государственного кредита, правового  регулирования.

 

 

 

 

 

Глава I. Понятие и сущность государственного кредита.

 

 

             Под государственным кредитом как экономической категорией понимаются экономические отношения, связанные с деятельностью государства в качестве кредитора, заемщика и гаранта

Государственный кредит как экономическая  категория находится во взаимосвязи с двумя экономическими категориями — кредита и финансов — и является составной частью как функциональной кредитной, так и функциональной финансовой системы.

Государственному кредиту, как  одному из видов кредита, присущи его основные черты: срочность, платность и возвратность. В то же время государственный кредит отличается от других видов кредитов, например от банковского кредита, участниками кредитных отношений и обеспечением. Банковским кредитом признается кредит, одной из сторон кредитных отношений при котором является банк. Одним из участников кредитных отношений при государственном кредите является государство. Банковский кредит может быть обеспечен различными материальными или финансовыми активами. В качестве обеспечения могут также выступать гарантии и поручительства третьих лиц. Государственный кредит обеспечен платежеспособностью всей страны.

Государственный кредит является элементом  системы государственных финансов, так как участие государства в кредитных отношениях приводит к изменению величины двух других ее элементов — госбюджета и внебюджетных фондов. При этом деятельность государства в качестве кредитора или заемщика обязательно приводит к изменению величины централизованных фондов. Деятельность государства в качестве гаранта приводит к изменению величины централизованных фондов в том случае, если заемщик, которому предоставлена гарантия, не выполнил свои обязательства.

Если государство выступает  в качестве заемщика, мобилизованные им кредитные ресурсы поступают в бюджет, превращаясь, таким образом, в финансовые ресурсы. Если государство выступает в качестве кредитора, то финансовые ресурсы (бюджетные средства) поступают к заемщику, превращаясь, таким образом, в кредитные ресурсы.

Выходит, что кредитные отношения, в которых участвует государство, так или иначе связаны с движением финансовых ресурсов, что дает возможность отнести их к финансовым отношениям, а государственный кредит — к экономической категории «финансы».

Государственный кредит, связанный  с движением финансовых ресурсов, выражает часть финансовых отношений

Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения  стоимости валового общественного  продукта и части национального богатства. В сферу государственно-кредитных отношений попадает только часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения.

Функции государственного кредита:

    • Фискальная функция. Как звено системы государственных финансов, государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных фондов денежных средств государства, а именно государственного бюджета и внебюджетных фондов.
    • Регулирующая функция государственного кредита проявляется в том, что, вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на финансовых рынках, а также на производство и занятость. Государство использует государственный кредит в качестве инструмента регулирования экономики, с помощью которого оно может проводить ту или иную финансовую политику.

В этой связи большое значение приобретает  управление государственным кредитом.

Под управлением государственным  кредитом понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его  деятельностью в качестве кредитора, гаранта и заемщика

Объективная необходимость государственного кредита обусловлена частым несоответствием  финансовых потребностей и возможностей государства в связи с выполнением его функций. По этой причине государство прибегает к заимствованиям на внутреннем и внешнем рынках, что является более целесообразным, чем дополнительная эмиссия денег или сокращение государственных расходов. Отложенный спрос перемещается от физических и юридических лиц к правительственным структурам без увеличения совокупного спроса и денежной массы в обращении. Возможность существования государственного кредита вытекает из временного разрыва между формированием и использованием доходов, получаемых физическими и юридическими липами.

Назначение государственного кредита  состоит, прежде всего, в мобилизации  дополнительных финансовых ресурсов в  руках государства, которые в случае дефицита бюджета направляются на его финансирование, а в случае профицита бюджета — на финансирование программ социально-экономического развития.

Деятельность государства в  качестве заемщика приводит к образованию государственного долга.

Под государственным долгом понимаются совокупные долговые обязательства страны.

При проведении правильной кредитной  политики государстве может аккумулировать значительные временно свободные денежные средства населения и предприятий, направляя их на выполнение своих функций.

Принципы классификации  государственного долга

1. По уровню власти  — заемщику различают:

- государственный долг, под которым  понимаются совокупные долговые  обязательства центрального правительства;

- общегосударственный долг, под  которым понимаются совокупные  долговые обязательства органов  государственной | власти всех  уровней.

2. По срокам образования  и погашения различают:

- капитальный государственный  долг, под которым понимаются  все непогашенные долговые обязательства  государства, включая начисленные  проценты;

- текущий государственный долг, под которым понимаются долговые обязательства, включая начисленные проценты, срок погашения которых наступает в текущем периоде.

3. По валюте займа различают:

- внешний государственный долг, под которым понимаются совокупные  долговые обязательства государства  в иностранной валюте;

- внутренний государственный долг, под которым понимаются совокупные долговые обязательства в национальной валюте.

4. По юрисдикции кредитора  различают:

- внешний государственный долг, под которым понимаются совокупные  долговые обязательства перед  кредиторами, находящимися под  юрисдикцией другой страны;

- внутренний государственный долг, под которым понимаются совокупные долговые обязательства перед своими гражданами и предприятиями.

Государство может осуществлять заимствования на внутреннем рынке  в следующих формах:

• государственные займы;

• обращение части вкладов населения  в государственные займы;

• гарантированные займы.

Государственные займы как форма  государственного кредита характеризуются  тем, что временно свободные денежные средства населения и предприятий  привлекаются с помощью выпуска  и размещения государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей).

Средства, поступающие от продажи  облигаций, направляются на пополнение бюджетного фонда, внебюджетных фондов или специально оговоренные цели. Средства от реализации казначейских обязательств государства направляются только на пополнение бюджета. По облигациям государственных займов доход может выплачиваться в виде процентов, выигрышей или не выплачиваться вовсе (по целевым займам).

По казначейским обязательствам доход  может выплачиваться только в  виде процентов.

Принципы классификации государственных займов :

1. По праву эмиссии различают:

- займы федерального правительства;

- займы субъектов федерации;

- займы местных органов власти.

2. По типу инвестора различают:

- займы, размещаемые только среди  физических лиц;

- займы, размещаемые среди юридических  лиц;

- универсальные займы, размещаемые  среди физически» юридических  лиц.

3. В зависимости от способа начисления дохода различают:

- процентные займы (процентный  доход);

- выигрышные (доход в форме выигрыша  в момент погашения облигаций);

- процентно-выигрышные (часть дохода в форме процента, часть в форме выигрыша);

- беспроигрышные (в течение срока  обращения займа выигрыш упадет на каждую облигацию);

- беспроцентные или целевые (не предусматривают выплату дохода, но гарантируют приобретение дефицитных товаров).

4. По срокам погашения различают:

- краткосрочные займы (срок погашения  до года);

- среднесрочные займы (до 5 лет);

- долгосрочные займы (свыше 5 лет).

5. По методам размещения  различают:

- добровольные займы, размещаемые  на добровольной основе;

- принудительные займы (распространяются  на основании постановления правительства,  предусматривающего строгую ответственность за уклонение от покупки облигаций).

6. По оформлению различают:

- облигационные займы (сопровождаются  эмиссией государственных облигаций);

- безоблигационные займы (оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых свидетельств).

Обращение части вкладов населения в государственные займы.

Кредитные учреждения предоставляют  государству кредит за счет привлеченных средств населения.

Обращение части вкладов населения  в государственные займы осуществляется с помощью:

— размещения особых ценных бумаг (казначейских сберегательных сертификатов);

— размещения рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств);

— оформления безоблигационных займов.

Гарантированные займы. Под гарантированными займами понимаются займы нижестоящих уровней власти, по которым вышестоящие уровни власти гарантируют погашение основной суммы и процентов. По гарантированным займам правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика.

Государство может привлекать денежные средства на условиях срочности, платности, возвратности на внешних рынках, в  том числе у правительств иностранных  государств, иностранных коммерческих банков, международных экономических организаций, а также размещать свои ценные бумаги среди иностранных институциональных и индивидуальных инвесторов.

Под управлением государственным  долгом понимается совокупность мероприятий государства по погашению долговых обязательств государства и осуществлению новых заимствований.

Погашение государственных долговых обязательств может осуществляться за счет бюджетных средств и за счет новых займов. Если бюджетных средств недостаточно, а новые заимствования произвести невозможно, государство может прибегнуть к таким мерам, как:

• конверсия;

• консолидация;

• унификация;

• обмен облигаций по регрессивному  соотношению;

• отсрочка погашения;

Информация о работе Понятие и сущность государственного кредита