2.1. Классификация форм
страхования.
Экономические и социальные
отношения в обществе в целом,
в пределах отдельно взятого хозяйствующего
субъекта или гражданина и его
семьи сталкиваются с различными
по степени и широте воздействия, источникам
и разрушительности рискам. Перечисленные
критерии предопределяют использование
различных форм организации страховых
отношений (форм проведения страхования).
Сочетание различных форм проведения
страхования в целях управления рисками
на макро- и микроэкономическом уровнях
обеспечивает целостность национальной
системы страхования.
Под формой организации страховых
отношений понимают организационно-правовые
условия, установленные государством
для управления различными по масштабам,
опустошительности и социальной
значимости рисками. Такие условия,
закрепленные национальным законодательством,
включают9:
— обязательность или добровольность
заключения договоров страхования;
— охват страхованием;
— установление условий
страхования и страховых тарифов;
— перечень страховых случаев,
при наступлении которых возникает
обязанность осуществить страховую
выплату;
— назначение специального
субъекта, обеспечивающего проведение
страхования или
предоставление страхователю
права выбора субъектов из числа
имеющих государственное разрешение
на проведение страховых операций.
Основываясь на выделенных
критериях, можно обосновать следующую
систему форм организации страховых
отношений в национальной экономике,
представленную на рис. 110.
Рис. 1. Схема формы
организации страховых отношений.
Предложенная классификация
показывает, что между принципами
организации социального страхования
и коммерческого страхования
не должно и не может быть сущностных
различий, — поскольку различные
формы объединены общим признаком
- управление риском на основе страхования.
Вместе с тем степень государственного
вмешательства в организацию
страхования и выбор формы
организации страховых отношений
становится главным критерием в
приведенной классификации. Это
положение находит свое подтверждение
в том, что многие виды обязательного
государственного социального страхования,
проводимые в России, в других странах,
также являясь видами обязательного
страхования, организованы иначе - с
участием коммерческих страховых организаций.
Например, субъектом обязательного
социального страхования от несчастных
случаев является федеральный фонд
социального страхования. Условия
страхования и страховые тарифы
устанавливаются федеральными законами.
В ряде зарубежных стран такое
страхование проводят частные страховые
организации, основываясь на обязательности
к заключению договора страхования,
установленной законами и законодательными
актами. Рассмотрим подробно характерные
черты каждой из выделенных форм организации
страховых отношений:
1) Обязательное социальное
страхование - представляет собой
форму проведения страхования,
связанную с управлением макроэкономическими
социальными и демографическими
рисками в обществе11.
Государство устанавливает
обязательность участия всех работодателей
в государственном социальном страховании,
обеспечивая всеобщность социального
страхования в обществе путем
широкого спектра контрольных методов
и механизмов (штрафы, санкции, безусловное
списание задолженности по взносам
в системе обязательного страхования,
преимущественное удовлетворение требований
по взносам обязательного страхования
в случае ликвидации юридических
лиц и др.). Одновременно устанавливаются
размеры страховых тарифов в
соответствующих процентах от фонда
оплаты труда на предприятиях, в
организациях и других хозяйствующих
субъектах, перечень страховых случаев
(оснований), при наступлении которых
возникает право на получение страховых
выплат, также установлен размер страховых
выплат или порядок их определения при
наступлении предусмотренных оснований.
Важнейшая составляющая государственного
социального страхования — выделение
специального субъекта - государственного
фонда, уполномоченного обеспечить бесперебойное
проведение социального страхования.
Предметом управления являются так называемые
социальные риски, на рассмотрении которых
мы остановимся ниже. Основные признаки
обязательного социального страхования:
— всеобщность, предполагающая
полный охват страхованием как страхователей,
обязанных участвовать в
уплате страховых премий на установленных
правовых основаниях, так и застрахованных
и выгодоприобретателей;
— публичный (общественный)
контроль за поступлением и использованием
страховых средств выражающийся в установлении
специализированной страховой организации,
наделенной публичными полномочиями (например,
принудительно взимать страховые взносы),
и имеющий органы управления, сформированные
из представителей страхователей, застрахованных,
органов государственного управления;
— некоммерческий характер
страхования.
2) Добровольное социальное
страхование - форма проведения
страхования, предусмотренная ст.
39 Конституции Российской Федерации.
Общим критерием для выделения
приведенных выше форм социального
страхования является их использование
в отношении управления социальными
рисками. В соответствии с п. 7 Руководящих
принципов, входящих в Рекомендации
Международной организации тpyдa12 такими стандартными социальными
рисками являются: болезнь, материнство,
инвалидность, старость, смерть кормильца,
безработица, расходы в связи с чрезвычайными
обстоятельствами, производственная травма.
Европейский Кодекс социального
обеспечения, являющийся частью Европейской
социальной хартии, принятой в 1961 году
государствами — членами Совета
Европы, относит к социальным рискам, требующим
государственного регулирования и предоставления
в обязательном порядке гражданам стран-участниц:
медицинские услуги, компенсацию при болезни,
пособия по безработице, пособия по старости,
пособия при несчастных случаях на работе,
пособия семьям, пособия по материнству,
пособия по инвалидности и пособия в случае
потери кормильца13. Одновременно негативные последствия
наступления этих же рисков — объект страхования
в различных видах личного страхования,
проводимого многочисленными страховыми
организациями. Это позволяет сделать
вывод: риски социального страхования
и личного страхования имеют единую природу
и связаны с защитой имущественных интересов
граждан в связи с постоянной или временной
утратой трудоспособности в результате
заболеваний или несчастных случаев, достижением
пенсионного возраста, расходами по оплате
медицинского лечения (здоровья), с обеспечением
определенного уровня благосостояния
семей (жизни). Прямое государственное
вмешательство в управление социальными
рисками путем установления видов обязательного
социального страхования и назначение
субъектов, обеспечивающих организацию
страховой защиты граждан и выплату страховых
сумм, имеет целью обеспечить необходимый
и единый уровень социальной страховой
защиты в обществе. Вместе с тем дифференцированность
потребности в страховой защите, объясняемая
различиями в уровне потребления и доходов
различных семей и граждан в обществе,
объективно требует дополнения различными
способами установленного государством
минимума. В этом смысле добровольное
социальное страхование, отличающееся
от обязательного по следующим признакам:
добровольность для заинтересованных
лиц в участии в страховых отношениях,
негосударственный субъект, управляющий
средствами страхового фонда, добровольное
установление участниками страховых отношений
оснований для выплаты и размеров страховых
сумм, следует рассматривать как личное
страхование в широком смысле, проводимое
страховыми организациями14.
3) Обязательное страхование
иное, чем социальное — представляет
собой форму проведения страхования,
связанную с управлением макроэкономическими
социальными рисками в отдельных
областях общественной жизни.
Используя эту форму организации
страховых отношений, государство,
устанавливая обязательность и всеобщность
страхования для определенных категорий
граждан или хозяйствующих субъектов,
определяя основные условия страхования
и основания для выплаты страховых
сумм, тем не менее возлагает организацию
страховых отношений на широкий круг страховых
организаций, которые отвечают требованиям,
также установленным государством (в частности,
лицензии на право проведения определенного
вида обязательного страхования).
Перечень видов обязательного
страхования иного, чем социальное,
может существенно различаться в разных
национальных экономиках.
В Российской Федерации перечень
видов обязательного страхования
достаточно широк - более 40 федеральных
законов и законодательных актов
устанавливают в той или иной
форме обязательность определенных
видов страхования, важнейшими среди
них являются обязательное страхование
военнослужащих, обязательное страхование
государственных служащих при исполнении
служебных обязанностей, обязательное
страхование судей, обязательное страхование
профессиональной ответственности
при осуществлении нотариальной
деятельности, обязательное личное страхование
пассажиров. Особенность государственного
регулирования в области обязательного
страхования иного, чем социальное страхование,
установлена Законом Российской Федерации
«Об организации страхового дела в Российской
Федерации»15 и состоит в том, что обязательность
того или иного вида страхования может
быть введена только федеральным законом
страны, устанавливающим в том числе условия
и порядок проведения любого вида обязательного
страхования (ст. 3 Закона). Это требование
государства предполагает, что обязательные
виды страхования не могут быть введены
в действие иным образом, нежели чем принятие
федерального закона, что одновременно
предполагает распространение принятого
закона на всех определенных законом граждан
или юридических лиц. Не менее важно и
то, что федеральный закон о виде обязательного
страхования должен не только декларировать
его обязательность, но содержать также
основные условия страхования (перечень
подлежащих страхованию имущественных
интересов, минимальные размеры страховых
сумм, перечень страховых рисков, на случай
наступления которых проводится страхование,
порядок и условия выплаты страхового
возмещения и страховых сумм при наступлении
страховых случаев, основные права и обязанности
сторон, а также условия доступа страховых
организаций к проведению этого вида обязательного
страхования).
Общие основы обязательного
страхования установлены Гражданским
кодексом РФ (ст.ст. 935-937). Федеральные
законы об обязательном страховании
устанавливают обязанность поименованных
в них лиц заключить договор
страхования установленных имущественных
интересов от определенного перечня
страховых рисков. Как правило, законы
об обязательных видах страхования
устанавливают минимальный размер
страховой суммы, размер или порядок
определения страховых тарифов,
перечень страховых рисков и другие
существенные условия договоров
страхования.
Гражданским законодательством
Российской Федерации установлено,
что объектами обязательного
страхования могут выступать
жизнь, здоровье, имущество третьих
лиц, а также риск гражданской
ответственности страхователя. Общая
концепция гражданского законодательства
в отношении обязательного страхования
устанавливает, что обязательность
страхования является инструментом
защиты имущественных интересов
иных лиц, чем сам страхователь. В
обоих общих основаниях объектом
страхования становятся имущественные
интересы третьих лиц: застрахованных,
если договор страхования заключен
о страховании их имущественных
интересов, связанных с их жизнью,
здоровьем или имуществом; или
выгодоприобретателей, если объектом
страхования выступают имущественные
интересы страхователя, связанные с возникновением
обязательств по компенсации причиненного
им вреда третьим лицам. Одновременно
установлено, что обязательность заключения
договора страхования жизни или здоровья
не может быть возложена на граждан.
Самостоятельным институтом
в системе обязательного страхования
является государственное обязательное
страхование (ст. 969 ГК РФ). Государственным
обязательным страхованием называют обязательное
страхование, при котором страховые
взносы уплачиваются из средств бюджетов
министерств, ведомств или иных органов
государственной исполнительной власти.
Объектом страхования при государственном
обязательном страховании выступают
имущественные интересы, связанные
с жизнью, здоровьем или имуществом
государственных служащих определенных
категорий. Такого рода страхование
может осуществляться на основе законов
или иных правовых актов. Договоры обязательного
государственного страхования могут
заключаться страхователями - министерствами
и ведомствами, на которые распространяются
требования закона об обязательном страховании
или иного правового акта, с
государственными страховыми организациями,
прямо установленными в законодательных
актах, или со страховщиками, имеющими
право на проведение соответствующего
вида обязательного страхования.
Национальная система
обязательного страхования имеет
чрезвычайно важное значение для обеспечения
защиты интересов потерпевших граждан
независимо от их материального положения.
Большинство видов обязательного страхования
связано со страхованием ответственности
страхователя за причинение вреда имущественным
интересам третьих лиц, их жизни, здоровью
или имуществу, или страхованием жизни
и здоровья в пользу третьих лиц (например,
страхование рабочих и служащих от несчастных
случаев за счет средств работодателей).
Таким образом, основное назначение национальной
системы обязательного страхования - поддержание
социального благополучия в обществе
и благосостояния граждан и их семей.