Экономическая сущность страхования и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть экономическую сущность страхования.
Для раскрытия темы работы ставятся следующие задачи:
рассмотреть понятие и значение страхования;
дать понятие страхового фонда
описать функции страхования;
классифицировать формы страховых отношений;
выявит аспекты государственного регулирования страховых отношений.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность страхования 5
1.1. Понятие и значение страхования 5
1.2. Понятие страхового фонда 9
1.3. Функции страхования 12
Глава 2. Формы организации страховых отношений 16
2.1. Классификация форм страхования 16
2.2. Государственное регулирование страховых отношений 25
Заключение 33
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3) (1).docx

— 204.26 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем система  обязательного страхования, основанная на участии частных коммерческих организаций, может функционировать  бесперебойно только в том случае, если страховые тарифы, как правило, установленные в законах об обязательном страховании, рассчитаны с учетом реальной оценки принимаемых на страхование  рисков и предусмотренных страховых  сумм, исходя из которых рассчитываются суммы страховых выплат.

4) Добровольное страхование  иное, чем социальное — представляет  собой форму управления микроэкономическими рисками, присущими экономической деятельности отдельных субъектов хозяйствования, а также деятельности и жизни граждан в обществе.

Добровольность в страховании  означает, что в основе передачи риска от страхователя страховщику  в соответствии с условиями договора страхования происходит на основании  свободного волеизъявления сторон и  полного согласования ими существенных условий договора страхования.

Если для страхователя единственным ограничением к заключению добровольного страхования является полная гражданская дееспособность, то у страховщика право на заключение договора страхования возникает  как следствие специальной правоспособности страховщика, определенной государственной  лицензией. Такая специальная правоспособность возникает для проведения каждого  в отдельности вида страхования, поименованного в лицензии.

При добровольном страховании  существуют ограничения экономического происхождения. Не каждый риск может  быть застрахован в силу природы  риска - такими исключениями являются: риски терроризма, в значительной мере - политические риски, военные  риски, коммерческие риски и прочие нестраховые риски. В равной мере на возможность заключения договора страхования оказывает влияние возможность оценки страхового риска, полнота информации о принимаемом на страхование объекте, величина страховой суммы и размеры максимально возможного убытка и так далее. Окончательное решение о возможности заключения договора страхования является результатом процесса андеррайтинга в страховой организации. Единственный вид добровольного страхования, в заключении которого страховщик не имеет права отказать страхователю, — договор личного страхования. Гражданский кодекс РФ установил (ст. 927), что договор личного страхования является публичным, т.е. страховщик не имеет права отказать в заключении договора страхования жизни, договора страхования от несчастных случаев и договора медицинского страхования. Условия страхования, особенно существенные условия договора страхования, определенные гражданским законодательством, подлежат взаимному согласованию сторонами, но страховщик, имеющий право на проведение того или иного вида личного страхования, не имеет права отказать страхователю в заключении договора страхования даже в том случае, если индивидуальные характеристики риска являются крайне неблагоприятными: пожилой возраст, наличие хронических заболеваний, высокая предрасположенность к определенному заболеванию и иные16.

Таким образом, формы организации  страховых отношений являются производными от характеристики и последствий  рисков, подлежащих управлению в целях  обеспечения непрерывности общественного  воспроизводства и обеспечения  социальной стабильности общества. Для  обеспечения гармонизации национальной системы страхования формы организации страховых отношений должны взаимно дополнять друг друга.

Введение обязательного  страхования, связанное с принуждением страхователя к заключению договора страхования, невозможностью изменения  основных условий страхования, установлением  обязательности участия страхователя в страховых отношениях, в том  числе и в части уплаты страховой премии, возможно только на основании и в силу федеральных законов Российской Федерации. В силу этого выбор формы организации страховых отношений, связанных с управлением теми или иными рисками, является одной из функций государственного регулирования страхового рынка.

2.2. Государственное  регулирование страховых отношений.

Государственное регулирование  страховых отношений направлено на решение задач поддержания  социальной стабильности общественных отношений, что предполагает принятие государством системы мер по поводу управления социальными рисками  в обществе. К социальным рискам относятся риски, связанные с  пенсионным обеспечением, трудоспособностью  работающих, безработицей, медицинским  обеспечением, защитой материнства  и детства, и другие виды социальных рисков. Значение решения проблемы, связанной с социальной защитой населения, настолько велико, что в современном мире их определение, как и выбор форм государственной гарантии защиты прав граждан при наступлении социальных рисков, стали предметом регулирования международными организациями и соглашениями (Международная организация труда. Декларация прав человека) и являются неотъемлемой частью подлежащих защите государством прав человека в силу норм международного права. Задача государства — обеспечить минимально гарантированный уровень защиты социальных интересов граждан путем введения или системы обязательного социального страхования и/или обеспечения, или разграничения сфер публичного регулирования обязательного страхования и частного страхования, предполагающего участие в обязательном социальном страховании частных страховых организаций.

При определении основных направлений системы управления рисками государственное регулирование  определяет формы организации страховых  отношений и устанавливает обязательность участия страхователей в обязательном социальном страховании и иных видах  обязательного страхования.

Для стран переходного  периода введение обязательных видов  страхования имеет существенное значение. Это объясняется следующими причинами. Для экономики переходного  периода характерно сокращение прямого  государственного участия в оказании социальной помощи населению и предоставлении компенсаций при утрате по различным  причинам имущества как предприятиями  и организациями, так и населением. Тем не менее, объективно необходимо обеспечить формирование системы, замещающей предоставлявшиеся ранее государственные  гарантии, основанной при этом на рыночных принципах функционирования экономики  в целом. Введение обязательного  страхования, особенно видов социального  страхования и обязательного  страхования ответственности, назначение которых состоит в компенсации  вреда, причиненного имущественным  интересам граждан, связанных с  их жизнью и здоровьем, позволяет  создать внегосударственные источники компенсации пострадавшим.

Однако передача коммерческим страховым организациям важнейших  общественных функций, связанных с  социальной защитой населения, требует  формирования системы государственного надзора за деятельностью страховых  организаций.

Особенностью страховых  операций является инверсия эксплуатационного  цикла: уплачивая страховую премию, страхователь получает от страховщика обязательство оплатить страховую выплату при наступлении страхового случая. Таким образом, продажа страховой услуги и заключение договора страхования - лишь начало производственного процесса, а не его завершение. Окончательная стоимость страхового обязательства станет известна лишь при наступлении страхового случая. Это существенно отличает страхование от других видов производственной деятельности, где продажа товара или оказание услуги происходит одновременно с ее оплатой потребителем. По этой причине государство требует наделения страховой организации значительными средствами, которые являются гарантией исполнения страховщиком обязательств о страховых выплатах по договорам страхования. Проверка финансовой состоятельности будущей страховой организации, а также другие обязательные условия осуществления страховой деятельности являются предметом финансового и административного контроля со стороны государства. Общие требования к возникновению специальной правоспособности на проведение страховой деятельности составляют основы лицензирования страховых организаций. В дальнейшем государство контролирует соблюдение страховщиками требований финансовой устойчивости и платежеспособности, которые основаны на регулировании государством порядка формирования и инвестирования страховщиками средств страховых резервов, оценки резерва платежеспособности страховщика и другие параметры финансового благополучия страховой организации.

В целях обеспечения государственного надзора за деятельностью страховых  организаций государство наделяет определенный орган специальными властными  полномочиями по обеспечению соблюдений требования страхового законодательства, регулирующих деятельность страховых  организаций.

Надзор за деятельностью субъектов  страхового дела (далее - страховой  надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками  отношений, регулируемых настоящим  Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.

 Страховой надзор осуществляется  на принципах законности, гласности  и организационного единства.

 

Страховой надзор осуществляется Банком России.

Орган страхового надзора опубликовывает в определенном им печатном органе и (или) размещает на своем официальном  сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет":

1) разъяснения вопросов, отнесенных к компетенции органа страхового надзора;

2) сведения из единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

3) акты об ограничении, о приостановлении или о возобновлении действия лицензии на осуществление страховой деятельности;

4) акты об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности;

5) иную информацию по вопросам контроля и надзора в сфере страховой деятельности (страхового дела);

6) нормативные акты, принятые органом страхового надзора в соответствии с настоящим Законом и другими федеральными законами.

 

Страховой надзор включает в себя:

           1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

3) выдачу в течение 30 дней  в предусмотренных настоящим  Законом случаях разрешений на  увеличение размеров уставных  капиталов страховых организаций  за счет средств иностранных  инвесторов, на совершение с участием  иностранных инвесторов сделок  по отчуждению акций (долей  в уставных капиталах) страховых  организаций, на открытие представительств  иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций,  осуществляющих деятельность в  сфере страхового дела, а также  на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями;

 

В последнее время в  связи с конвергенцией страховой  и банковской деятельности, сращиванием  финансовых, банковских и страховых  институтов обеспечение финансовой устойчивости страховых организаций  во многом зависит от финансовой устойчивости банков, инвестиционных компаний и  других финансовых организаций. Это  вносит изменения в приоритеты и  методы осуществления страхового надзора, введение дополнительных требований к  расчету маржи платежеспособности, запрещение совмещения банковской и  страховой деятельности одним субъектом  и другие методы.

Всемерная глобализация мирового страхового хозяйства, расширение трансграничной торговли страховыми и перестраховочными  услугами, включение страховых услуг  в перечень видов услуг, международную  торговлю которыми регулируют нормы  и правила Всемирной торговой организации, дополняет задачи государственного регулирования национального страхового рынка вопросами, связанными с формулированием  условия деятельности иностранных  страховых организаций, перестраховщиков, страховых посредников и других организаций, оказывающих аффилированные к страхованию услуги, на национальной территории. Регулирование доступа иностранных компаний должно соответствовать требованиям Всемирной торговой организации, которые предполагают отсутствие дискриминации доступа на рынки для иностранных операторов из различных зарубежных стран, а также способствуют устранению дискриминационных ограничений для деятельности иностранных компаний на национальном рынке по сравнению с национальными страховщиками. В соответствии с правилами ВТО к числу таких дискриминационных ограничений относятся: запрещение учреждения дочерних страховых компаний и/или ограничение доли участия иностранных компаний в определенном проценте, не позволяющем установить полный контроль над учрежденной компанией; запрещение на проведение определенных видов страхования (например, страхование жизни, обязательные виды страхования и т.п.); запрещения или дискриминационные ограничения на деятельность иностранных перестраховщиков; установление государственной монополии на проведение страхования и перестрахования, установление обязательного перестрахования в государственной перестраховочной компании и другие меры.

Вместе с тем государственная  политика в области регулирования  доступа иностранных компаний на национальный страховой рынок должна обеспечивать надежность предоставления страховой защиты, финансовую устойчивость иностранных операторов и соответствие их деятельности требованиям национального  законодательства в целях защиты интересов национальных потребителей страховых услуг - страхователей.

Информация о работе Экономическая сущность страхования и его виды