Экономическая сущность страхования и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть экономическую сущность страхования.
Для раскрытия темы работы ставятся следующие задачи:
рассмотреть понятие и значение страхования;
дать понятие страхового фонда
описать функции страхования;
классифицировать формы страховых отношений;
выявит аспекты государственного регулирования страховых отношений.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность страхования 5
1.1. Понятие и значение страхования 5
1.2. Понятие страхового фонда 9
1.3. Функции страхования 12
Глава 2. Формы организации страховых отношений 16
2.1. Классификация форм страхования 16
2.2. Государственное регулирование страховых отношений 25
Заключение 33
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3) (1).docx

— 204.26 Кб (Скачать файл)

По мере развития рыночных отношений все большее значение в системе мер государственного регулирования приобретает антимонопольный  контроль за деятельностью страховых организаций, а также других заинтересованных лиц при проведении страховых операций. Конкуренция — один из важнейших инструментов саморегулирования развития страхового рынка. Однако учитывая технические особенности страхования и важность этого сектора экономики для полноценного и бесперебойного общественного воспроизводства, тенденция к образованию монополий на страховом и перестраховочном рынке велика. Их появление может быть связано как со стихийной тенденцией страхового рынка к выработке единых условий страхования, установлению единых (картельных) страховых тарифов и т.п., так и с определенными мерами государственного регулирования, выражающимися в унификации условий страхования, введении обязательного перестрахования в государственной перестраховочной компании, которая обеспечивает дальнейшую передачу страховых рисков зарубежным перестраховщикам, введение государственной монополии на проведение определенных видов (как правило, социально значимых) страхования. Учитывая приведенные выше основания, государственное регулирование конкуренции на страховом рынке является сложной и неоднозначной проблемой.

Основными формами государственного регулирования конкуренции на страховом  рынке является недопущение каких бы то ни было соглашений между страховщиками, ограничивающими конкуренцию (в частности, устанавливающими дискриминационные условия для других страховщиков для проведения некоторых видов страхования среди определенного круга потребителей страховых услуг, или устанавливающими монопольно высокие или монопольно низкие страховые тарифы на проведение определенных видов страхования), недопущение контроля одним страховщиком и аффилированными с ним страховыми организациями контроля за определенной долей страхового рынка (как правило, допустимое значение.

Задача государства при  определении подходов к регулированию  страхового рынка состоит в нахождении оптимального баланса между свободой рыночных отношений и защитой  интересов застрахованных лиц.

Чем более либеральной  становится система государственного регулирования, тем в большей  мере к такому подходу должны быть готовы потребитель, система законодательства и инфраструктура страхового рынка, обеспечивающие соблюдение его интересов. Именно поэтому даже в наиболее либеральных  системах государственного регулирования  существуют юридические и организационные  механизмы, направленные на поддержание  стабильности страхового рынка. К их числу могут быть отнесены саморегулируемые организации страхового рынка — ассоциации страховщиков или страховых посредников, для членов которых становится обязательным следование совместно установленным правилам, регулирующим взаимоотношения субъектов на страховом рынке (кодексы поведения). Значительную роль выполняют также и организации Омбудсмана, которым отведены функции внесудебного рассмотрения споров по договорам страхования. Такие организации учреждаются профессиональными участниками страхового рынка, их деятельность финансируется за счет средств учредителей, а вынесенные решения становятся обязательными для страховщика, с действиями которого была связана претензия застрахованного. Одновременно государство «встраивает» в систему либерального страхового рынка дополнительные финансовые средства для защиты интересов потребителей на случай банкротства страховщиков. Источником таких средств становятся специальные фонды, формируемые страховщиками на условиях, установленных национальным законодательство, в определенной доле от полученных страховых премий. Средства фондов могут быть использованы только в том случае, если активов обанкротившегося страховщика недостаточно для исполнения обязательств по страховым выплатам.

Поощрение спроса на страхование  с помощью налоговых льгот  также можно считать одним  из методов государственного регулирования  страховых отношений. Формирование налоговых стимулов может стать  дополнительным фактором, с помощью  которого государство инициирует формирование частного спроса на страхование. При  регулировании страховых отношений  между частными страховщиками и  предпринимателями государство  способствует формированию спроса на страховые услуги путем признания  страховых премий общественно необходимыми затратами и включением таких  расходов в затраты на производственную деятельность. В противном случае расходы по страхованию было бы возможно уплачивать только за счет чистой прибыли  страхователя. Современная налоговая система Российской Федерации содержит достаточно налоговых стимулов для заключения договоров страхования хозяйствующими субъектами: помимо платежей по видам социального и обязательного страхования, в затраты могут быть включены в полном объеме расходы по основным видам имущественного страхования, а также в определенном размере по добровольному медицинскому страхованию, страхованию от несчастных случаев и страхованию жизни.

Большое значение для формирования национальной системы пенсионного  обеспечения имеет создание государством налоговых стимулов к заключению гражданами долгосрочных договоров  страхования жизни, обязательства  по которым приурочены к достижению страхователем и/или застрахованным пенсионного возраста. Поскольку  сбережения по договорам страхования  пенсий (аннуитетов) и страхование  на случай смерти в трудоспособный период стабилизируют индивидуальный доход страхователя и членов его  семьи, в большинстве зарубежных стран государство распространяет налоговые льготы на страховые премии, уплачиваемые по договорам страхования. Современное законодательство Российской Федерации не содержит таких налоговых льгот, предоставленных гражданам, которые позволили бы уменьшить на установленную величину ежегодного страхового взноса по договорам долгосрочного страхования жизни величину налогооблагаемого годового дохода. Вместе с тем система пенсионного страхования и обеспечения в РФ находится в стадии активных преобразований, которые, возможно, затронут и вопросы, связанные с налогообложением страховых взносов по договорам долгосрочного страхования жизни.

 

 

 

Заключение.

В заключении формулируются  основные выводы, раскрывающие сущность страхования. Страхование представляет собой систему экономических отношений, включающую совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использования на возмещение ущерба при различных непредвиденных неблагоприятных явлениях (рисках), а также на оказание помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни. Это особый вид экономической деятельности, связанный с перераспределением риска нанесения ущерба имущественным интересам среди страхователей и осуществляемый специализированными организациями (страховщиками), обеспечивающими аккумуляцию страховых взносов, формирование страховых резервов и осуществление страховых выплат при возникновении ущерба (наступлении страхового случая).

Задачей страхования является обеспечение непрерывности, бесперебойности  и сбалансированности общественного  воспроизводства, то есть в обеспечении  социальной и экономической стабильности в обществе за счет полноты и своевременности  возмещения ущерба; участии временно свободных средств страхового фонда в инвестиционной деятельности страховых организаций.

Страхование является частью системы финансовых отношений общества, так как связано с формированием  и использованием страховых денежных фондов. Предоставление страховой защиты - это вид финансовых услуг, которые  производят и продают страховые  организации. Главными предпосылками  страхования как финансовой услуги являются: 1) наличие рискового сообщества; 2) осуществление страховой выплаты  только при условии наступления  страхового случая; 3) страхование только определенных рисков, ущерб от наступления  которых подлежит денежной оценке.

Экономическими признаками страхования как метода управления рисками и метода формирования страхового фонда являются:

- передача риска другому  лицу;

- возмездность, предполагающая уплату страховых взносов за принятие риска;

- ограниченный перечень  рисков, подчиняющихся статистически  вероятным распределениям убытков;

- замкнутый характер распределения  убытков;

- эквивалентность во времени  и в пространстве между страховыми  взносами и страховыми выплатами;

- уплата страховых премий  и выплата страховых компенсаций  в денежной форме;

- наличие специализированной  организации, созданной в целях  страхования.

Сущность, общественное назначение страхования, можно проследить на примере  функций, выполняемых этой категорией: функции возмещения убытков, социальной, инвестиционной и предупредительной.

Обязательным элементом  страховых отношений является страховой  фонд. Он представляет собой особую форму резерва материальных и  денежных средств для покрытия чрезвычайного ущерба, причиняемого обществу стихийными бедствиями, техногенными катастрофами и различного рода случайностями. Источниками формирования фонда служат платежи юридических и физических лиц, взимаемые как в добровольном порядке, так и в обязательной форме.

В соответствии с российским законодательством страхование  может осуществляться в добровольной и обязательной формах. Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и  страховщиком. Общие условия и  порядок его проведения определены в правилах страхования, которые  разрабатываются каждой страховой  компанией в соответствии с положениями  Федерального закона «Об организации  страхового дела в Российской Федерации». Конкретные условия страхования  определяются при заключении договора страхования. Обязательное страхование - это страхование, осуществляемое в  силу закона.  Его виды, условия  и порядок проведения регламентируются соответствующими федеральными  законами. 

Соблюдение правовых норм, регламентирующих правоотношения между  государством и страховыми организациями, страховыми посредниками и другими  субъектами страхового рынка, по поводу осуществления страховой деятельности осуществляется в рамках страхового надзора. В Российской Федерации  надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется Банком России, в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.

 

 

 

 

Список литературы.

 

  1. Об организации страхового дела в Российской Федерации: федеральный закон от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 26.06.2013).
  2. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств: федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ (ред. от 05.07.2013)
  3. Об основах обязательного социального страхования: федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 11.07.2011)
  4. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 11.02.2013)
  5. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 03.12.2012)
  6. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 05.04.2013)
  7. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 05.04.2013)
  8. О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации: федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ (ред. от 07.05.2013)
  9. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте: федеральный закон от 27.07.2010 N 225-ФЗ (ред. от 04.03.2013)
  10. О взаимном страховании: федеральный закон от 29.11.2007 № 286-ФЗ (ред. от 30.12.2012)
  11. Стратегия развития страховой деятельности в РФ на среднесрочную перспективу: постановление Правительства РФ
  12. Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда, т. 1, Женева, 1991, с. 592.
  13. Европейская социальная хартия. Справочник, М., Международные отношения, 2000, стр. 11.
  14. Абрамов В.Ю. Страхование: теория и практика. ¾ М.: Волтерс Клувер, 2012. ¾ 290 с.
  15. Бланд Д. Страхование: принципы и практика / Д. Бланд . ¾  М.: Финансы и статистика, 2012 . ¾  282 с.
  16. Гвозденко А.А. Страхование: Учебник. ¾ М.: ТК "Велби"; Проспект, 2010. ¾ 490 с.
  17. Гомель В.Б. Страхование: учебное пособие: в 3т. / В.Б. Гомель . ¾ 2-е изд., перераб. и доп . ¾  М.: Маркет ДС, 2011. ¾ 488 с.
  18. Грищенко Н.Б. Основы страховой деятельности: Учебное пособие. ¾ М.: Финансы и статистика, 2012. ¾ 450 с.
    1. Орлов В.П. Основы страхования: учебное пособие / Орлов В.П.  ¾ Воронеж, 2012 . ¾ 210 с.
  1. Рыбаков С. И. Отечественное страхование в процессе интеграции в мировой страховой рынок / С. И. Рыбаков // Финансы . ¾ 2013 . ¾  № 5 . ¾  С. 39-43.
  2. Сербиновский, Б. Ю. Страховое дело: учебное пособие для вузов /Б. Ю. Сербиновский, В. Н. Гаркуша. ¾  Ростов н/Д.: Феникс, 2011 . ¾ 416 с.
  3. Слепухов Ю.А. Страхование: Учеб. пособие. ¾ М.: Инфра-М, 2011. ¾ 510 с.
    1. Страхование: Учебник / Под ред. Т.А. Федоровой. ¾ М.: Экономистъ, 2012. ¾ 480 с.
  1. Страховое дело: Учебник. В 2-х т. / Пер. с нем. О.И. Крюгер и Т.А. Федоровой. ¾ М.: Экономистъ, 2010. ¾ 340 с.
  2. Теория и практика страхования: Учеб. пособие / Под ред. К.Е. Турбиной. ¾ М.: Анкил, 2010. ¾ 350 с.
  3. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой. ¾  М.: Финансы и статистика, 2013.
  4. Щербаков В.А. Страхование: Учебное пособие / В.А. Щербаков, Е.В. Костяева. ¾ М.: Кнорус, 2012. ¾ 310 с.
  5. Яковлева Т.А. Страхование: учебное пособие / Т. А. Яковлева. ¾ М.: Юристъ, 2012. ¾  327 с.

 

 

1 Щербаков В.А. Страхование: Учебное пособие / В.А. Щербаков, Е.В. Костяева. ¾ М.: Кнорус, 2012. ¾ с. 112

2 Бланд Д. Страхование: принципы и практика / Д. Бланд . ¾  М.: Финансы и статистика, 2012 . ¾   с. 35

3 Гомель В.Б. Страхование: учебное пособие: в 3т. / В.Б. Гомель . ¾ 2-е изд., перераб. и доп . ¾  М.: Маркет ДС, 2011. ¾ с. 203

4 Орлов В.П. Основы страхования: учебное пособие / Орлов В.П.  ¾ Воронеж, 2012 . ¾ с. 155

5 Сербиновский, Б. Ю. Страховое дело: учебное пособие для вузов /Б. Ю. Сербиновский, В. Н. Гаркуша. ¾  Ростов н/Д.: Феникс, 2011 . ¾ с. 109

6 Яковлева Т.А. Страхование: учебное пособие / Т. А. Яковлева. ¾ М.: Юристъ, 2012. ¾   с. 181

7 Абрамов В.Ю. Страхование: теория и практика. ¾ М.: Волтерс Клувер, 2012. ¾ с. 208

8 Ермасов С.В. Страхование: Учеб. пособие для вузов / С.В. Ермасов, Н.Б. Ермасова. ¾ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. ¾ с. 79

9 Слепухов Ю.А. Страхование: Учеб. пособие. ¾ М.: Инфра-М, 2011. ¾ с. 122

10 Страхование: Учебник / Под ред. Т.А. Федоровой. ¾ М.: Экономистъ, 2012. ¾ с. 131

11 Теория и практика страхования: Учеб. пособие / Под ред. К.Е. Турбиной. ¾ М.: Анкил, 2010. ¾ с. 206

12 Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда, т. 1, Женева, 1991, с. 592.

13 Европейская социальная хартия. Справочник, М., Международные отношения, 2000, стр. 11.

Информация о работе Экономическая сущность страхования и его виды