Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 03:51, курсовая работа
Понятие «уровень жизни» многогранно и характеризует материальные возможности населения в удовлетворении своих потребностей. Оно включает в себя различные социальные аспекты общественной жизни: условия труда и быта, уровень и структуру доходов и расходов населения, формы использования свободного времени, уровень развития здравоохранения, культуры, искусства и многое другое
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………... .. 3
1. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ………... .5
1.1 Состав и структура доходов ………………………………………………….... 5
1.2 Понятие и показатели уровня жизни населения ……………………………… 11
2. АНАЛИЗ УРОВНЯ ЖИЗНИ ……………………………………………….........16
2.1 Анализ доходов и благосостояния населения ………………………………....16
2.2 Анализ потребления …………………………………………………………..... 20
2.3 Программа повышения уровня жизни населения ……………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………… 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …….. 35
В целом, в России обеспеченность мясом и мясопродуктами по отношению к нормам Минздравсоцразвития, составляет 68%, молоком и молокопродуктами – 61%, яйцами – 88%, рыбой и рыбопродуктами – 56%, овощами и бахчевыми – 76%, фруктами и ягодами – 72%. Одновременно потребление картофеля, хлебопродуктов продуктов превышает рекомендуемые нормы, а масла растительного и сахара соответствует им [9, c.51].
Кризис заставил россиян урезать расходы, в том числе и на питание. Согласно опросу Левада- Центра 65 % наших соотечественников уже стали переходить на более дешевые продукты. Причем экономить на еде вынуждены самые бедные, чей рацион и раньше не отличался особым изобилием. [14, c.4].
Для изучения обеспеченности домашних хозяйств непродовольственными товарами в процессе выборочных бюджетных обследований наблюдение ведется по 18 товарным группам.
Стоимость услуг по проживанию в собственном жилище включается в общую сумму конечных расходов в размере валового выпуска, т.е. как сумма текущих затрат на содержание собственного жилья и стоимости его износа.
Фактическое конечное потребление домашних хозяйств (см. Приложение Л, таблица Л.10, С 49). отражает реальную величину конечного потребления, которое обеспечивается как за счет располагаемого дохода, так и за счет социальных трансфертов в натуральной форме, предоставляемых населению органами государственного управления и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства.
С учетом того, что в России отсутствует достаточно надежная статистическая база для исчисления перечисленных выше показателей, основным источником информации об объеме и структуре расходов домашних хозяйств, при анализе уровня жизни продолжает оставаться баланс денежных доходов и расходов населения.
Превышение суммы доходов населения над его расходами дает представление о природе активов в форме денежной наличности. Если же имеет место обратное соотношение, то это свидетельствует о том, что потребительские расходы населения финансировались за счет сокращения накопленных активов домашних хозяйств.
Для более глубокого и всестороннего анализа уровня жизни населения проводятся выборочные бюджетные обследования домашних хозяйств, которые служат важным источником статистической информации о структуре доходов и потребительских расходов населения. Такие обследования позволяют установить зависимость между уровнем материального благосостояния домохозяйств и их составом, источниками доходов, занятостью членов семьи в различных секторах экономики. Получаемая информация является основой для изучения потребительского поведения населения, выявления взаимосвязи между уровнями потребления, доходов и цен.
Для количественного отражения зависимости между динамикой доходов или цен и уровня потребления отдельных товаров рассчитываются коэффициенты эластичности, которые показывают, насколько изменяется уровень потребления при изменении среднедушевого дохода (или цены) на 1%:
,
где и - уровень потребления соответственно в базисном и отчетном периоде;
-изменение уровня потребления в отчетном
периоде по сравнению с
базисным;
и - среднедушевой доход (или цена товара) соответственно в базисном и отчетном периоде;
- изменение среднедушевого дохода (цены товара) за истекший период.
Выборочные бюджетные обследования в России являются важнейшим источником статистической информации для изучения региональных различных в уровне жизни населения. Материалы таких обследований позволяют анализировать уровень жизни низкодоходных групп населения, а также используются при разработке бюджетов прожиточного минимума.
На основе данных обследований рассчитываются показатели среднедушевого потребления отдельных продуктов питания, а также уровень обеспеченности населения непродовольственными товарами (в расчете на 100 семей, или на 1000 человек). Указанные показатели публикуются Росстатом России, причем не только по стране в целом, но по отдельным регионам и типам домашних хозяйств. Сопоставление фактического уровня потребления с его рациональной или минимальной нормой позволяет оценивать степень удовлетворения потребности населения в тех или иных товарах.
Объем и структура потребления определяются не только общей суммой доходов населения или их среднедушевой величиной, но и ситуацией на потребительском рынке, например, степенью его насыщенности отдельными товарами, соотношением цен на них и т.п.. Для количественного отражения изменений в соотношении цен на отдельные товары по регионам и различным сегментам потребительского рынка рассчитывается показатель покупательной способности денежных доходов населения, который может быть представлен как товарный эквивалент различных видов товаров и услуг или как количество определенных наборов товаров и услуг, которые можно приобрести на среднедушевой денежный доход:
где - среднедушевой денежный доход;
- средняя цена i-го товара
Используя соотношения цен на товары для разных групп населения можно эффективно контролировать присутствие на потребительском рынке малосостоятельных контингентов покупателей и динамику изменения их доли в общей численности потребителей.
Программа социально-экономического
развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу, проект которой опубликован
на официальном сайте
Цели и задачи деятельности Министерства на 2007-2009 годы определены исходя из посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006г. № 38-р, и направлены на обеспечение достижения следующих целей Правительства Российской Федерации:
- повышение материального уровня жизни населения;
- повышение уровня здоровья населения;
- обеспечение потребностей в социальном обслуживании и социальной поддержке;
- обеспечение продуктивной занятости и достойных условий труда;
- воспроизводство и развитие потенциала трудовых ресурсов.
Миссия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в свете реализации конституционных гарантий и прав граждан Российской Федерации на базе положений посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) заключается в содействии улучшению демографической ситуации, росту уровня и качества жизни через повышение доходов населения, улучшению здоровья, созданию условий для достойного труда и продуктивной занятости, усилению социальной защиты уязвимых групп населения.
Исходя из системы целей Правительства Российской Федерации и функций, исполняемых Министерством, на 2007-2009 годы определены следующие цели Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации:
1) Улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2) Повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения.
3) Повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.
4) Повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов.
5) Содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда.
С учетом задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года, главными направлениями работы в социальной сфере в предстоящий период будут:
- решение демографических
проблем на основе повышения
рождаемости и сокращения
- реализация приоритетного
национального проекта в сфере
здравоохранения в целях
- поддержка старшего
поколения на основе повышения
уровня пенсионного
Мероприятия, проводимые по этим направлениям, наряду с другими мерами социальной направленности, прежде всего по повышению заработной платы и увеличению занятости населения, будут способствовать решению главной задачи – последовательного повышения уровня и качества жизни населения, сокращения бедности, обеспечения всеобщей доступности основных социальных услуг.
1. Цель – улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Данная цель направлена на постепенную стабилизацию численности населения страны на основе создания условий, благоприятных для рождения детей, снижения смертности и упорядочения миграции населения на оказание помощи и поддержки семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации; на защиту прав и интересов детей и подростков, оставшихся без попечения родителей.
Для достижения цели потребуется повысить эффективность деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере регулирования демографических процессов, касающихся рождаемости, оказания поддержки семье, улучшения здоровья населения, увеличения ожидаемой продолжительности жизни, миграции населения и иных аспектов демографического развития.
Главными тактическими задачами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на 2007-2009 годы в достижении вышеуказанной цели являются:
- содействие созданию
благоприятных условий для
- содействие снижению смертности, в первую очередь от неестественных причин;
- укрепление системы
социальной защиты семьи,
2. Цель – повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения.
Данная цель носит
межведомственный характер и требует
четкого взаимодействия различных
федеральных органов
Достижение данной цели в полном объеме возможно только при устойчивом экономическом росте, снижении темпов инфляции, проведении сбалансированной налоговой политики. Уровень достижения цели зависит также от своевременного выделения в полном объеме бюджетных средств (как из федерального, так и из региональных бюджетов), предусмотренных на реализацию соответствующих программ, средств государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации).
Повышение благосостояния населения в значительной степени связано с ситуацией на рынке труда и занятостью населения.
Главными тактическими задачами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в достижении вышеуказанной цели являются:
- содействие росту заработной платы;
- содействие улучшению
пенсионного обеспечения и
- развитие системы
государственной поддержки
3. Цель – повышение
качества и доступности
В рамках реализации указанной цели предусматривается решить следующие тактические задачи: