Экономическая теория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 03:51, курсовая работа

Описание работы

Понятие «уровень жизни» многогранно и характеризует материальные возможности населения в удовлетворении своих потребностей. Оно включает в себя различные социальные аспекты общественной жизни: условия труда и быта, уровень и структуру доходов и расходов населения, формы использования свободного времени, уровень развития здравоохранения, культуры, искусства и многое другое

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………... .. 3
1. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ………... .5
1.1 Состав и структура доходов ………………………………………………….... 5
1.2 Понятие и показатели уровня жизни населения ……………………………… 11
2. АНАЛИЗ УРОВНЯ ЖИЗНИ ……………………………………………….........16
2.1 Анализ доходов и благосостояния населения ………………………………....16
2.2 Анализ потребления …………………………………………………………..... 20
2.3 Программа повышения уровня жизни населения ……………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………… 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …….. 35

Файлы: 1 файл

Курсовая Федоровой.doc

— 267.50 Кб (Скачать файл)

В целом, в России обеспеченность мясом и мясопродуктами по отношению к нормам Минздравсоцразвития, составляет 68%, молоком и молокопродуктами – 61%, яйцами – 88%, рыбой и рыбопродуктами – 56%, овощами и бахчевыми – 76%, фруктами и ягодами – 72%. Одновременно потребление картофеля, хлебопродуктов продуктов превышает рекомендуемые нормы, а масла растительного и сахара соответствует им [9, c.51].

Кризис заставил россиян  урезать расходы, в том числе  и на питание. Согласно опросу Левада- Центра 65 % наших соотечественников уже стали переходить на более дешевые продукты. Причем экономить на еде вынуждены самые бедные, чей рацион и раньше не отличался особым изобилием. [14, c.4].

Для изучения обеспеченности домашних хозяйств непродовольственными товарами в процессе выборочных бюджетных обследований наблюдение ведется по 18 товарным группам.

Стоимость услуг по проживанию в собственном жилище включается в общую сумму конечных расходов в размере валового выпуска, т.е. как сумма текущих затрат на содержание собственного жилья и стоимости его износа.

Фактическое конечное потребление  домашних хозяйств (см. Приложение Л, таблица Л.10, С 49). отражает реальную величину конечного потребления, которое обеспечивается как за счет располагаемого дохода, так и за счет социальных трансфертов в натуральной форме, предоставляемых населению органами государственного управления и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства.

С учетом того, что в  России отсутствует достаточно надежная статистическая база для исчисления перечисленных выше показателей, основным источником информации об объеме и структуре расходов домашних хозяйств, при анализе уровня жизни продолжает оставаться баланс денежных доходов и расходов населения.

Превышение суммы доходов  населения над его расходами дает представление о природе активов в форме денежной наличности. Если же имеет место обратное соотношение, то это свидетельствует о том, что потребительские расходы населения финансировались за счет сокращения накопленных активов домашних хозяйств.

Для более глубокого  и всестороннего анализа уровня жизни населения проводятся выборочные бюджетные обследования домашних хозяйств, которые служат важным источником статистической информации о структуре доходов  и потребительских расходов населения. Такие обследования позволяют установить зависимость между уровнем материального благосостояния домохозяйств и их составом, источниками доходов, занятостью членов семьи в различных секторах экономики. Получаемая информация является основой для изучения потребительского поведения населения,    выявления взаимосвязи между уровнями потребления, доходов и цен.

Для количественного  отражения зависимости между  динамикой доходов или цен  и уровня потребления отдельных  товаров рассчитываются коэффициенты эластичности, которые показывают, насколько изменяется уровень потребления при изменении среднедушевого дохода (или цены) на 1%:

                      ,                                                                                 (3)

где  и - уровень потребления соответственно в базисном и отчетном периоде;                  

       -изменение уровня потребления в отчетном периоде по сравнению с           базисным;                       

      и - среднедушевой доход (или цена товара) соответственно в базисном          и отчетном периоде;

      - изменение среднедушевого дохода (цены товара) за истекший период.

       Выборочные бюджетные обследования в России являются важнейшим источником статистической информации для изучения региональных различных в уровне жизни населения. Материалы таких обследований позволяют анализировать уровень жизни низкодоходных групп населения, а также используются при разработке бюджетов прожиточного минимума.

На основе данных обследований  рассчитываются показатели среднедушевого потребления отдельных продуктов питания, а также уровень обеспеченности населения непродовольственными товарами (в расчете на 100 семей, или на 1000 человек). Указанные показатели публикуются Росстатом России, причем не только по стране в целом, но по отдельным регионам и типам домашних хозяйств. Сопоставление фактического уровня потребления с его рациональной или минимальной нормой позволяет оценивать степень удовлетворения потребности населения в тех или иных товарах.

Объем и структура  потребления определяются не только общей суммой доходов населения  или их среднедушевой величиной, но и ситуацией на потребительском  рынке, например, степенью его насыщенности отдельными товарами, соотношением цен на них и т.п.. Для количественного отражения изменений в соотношении цен на отдельные товары по регионам и различным сегментам потребительского рынка рассчитывается показатель покупательной способности денежных доходов населения, который может быть представлен как товарный эквивалент различных видов товаров и услуг или как количество определенных наборов товаров и услуг, которые можно приобрести на среднедушевой денежный доход:

           

                                                                                                          (4)

где   - среднедушевой денежный доход;    

        - средняя цена i-го товара

Используя соотношения цен на товары для разных групп населения можно эффективно контролировать присутствие на потребительском рынке малосостоятельных контингентов покупателей и динамику изменения их доли в общей численности потребителей.

 

    1. Программа повышения уровня жизни населения

 

Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу, проект которой опубликован  на официальном сайте Правительства  РФ, направлена на обеспечение устойчивого  повышения уровня жизни населения  и высоких темпов экономического роста, снижение социального неравенства, дальнейшее утверждение экономической и политической роли страны в мировом сообществе.

Цели и задачи деятельности Министерства на 2007-2009 годы определены исходя из посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006г. № 38-р, и направлены на обеспечение достижения следующих целей Правительства Российской Федерации:

-   повышение материального уровня жизни населения;

-   повышение уровня здоровья населения;

- обеспечение потребностей в социальном обслуживании и социальной поддержке;

-   обеспечение продуктивной занятости и достойных условий труда;

-   воспроизводство и развитие потенциала трудовых ресурсов.

Миссия Министерства здравоохранения и социального  развития Российской Федерации в  свете реализации конституционных гарантий и прав граждан Российской Федерации на базе положений посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) заключается в содействии улучшению демографической ситуации, росту уровня и качества жизни через повышение доходов населения, улучшению здоровья, созданию условий для достойного труда и продуктивной занятости, усилению социальной защиты уязвимых групп населения.

Исходя из системы  целей Правительства Российской Федерации и функций, исполняемых  Министерством, на 2007-2009 годы определены следующие цели Министерства здравоохранения  и социального развития Российской Федерации:

1) Улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2) Повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения.

3) Повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

4) Повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов.

5) Содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда.

С учетом задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года, главными направлениями работы в социальной сфере в предстоящий период будут:

- решение демографических  проблем на основе повышения  рождаемости и сокращения смертности;

- реализация приоритетного  национального проекта в сфере  здравоохранения в целях повышения  доступности и качества медицинской помощи;

- поддержка старшего  поколения на основе повышения  уровня пенсионного обеспечения  и эффективности предоставляемой  социальной помощи.

Мероприятия, проводимые по этим направлениям, наряду с другими  мерами социальной направленности, прежде всего по повышению заработной платы и увеличению занятости населения, будут способствовать решению главной задачи – последовательного повышения уровня и качества жизни населения, сокращения бедности, обеспечения всеобщей доступности основных социальных услуг.

1. Цель – улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Данная цель направлена на постепенную стабилизацию численности  населения страны на основе создания условий, благоприятных для рождения детей, снижения смертности и упорядочения миграции населения на оказание помощи и поддержки семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации; на защиту прав и интересов детей и подростков, оставшихся без попечения родителей.

Для достижения цели потребуется повысить эффективность деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере регулирования демографических процессов, касающихся рождаемости, оказания поддержки семье, улучшения здоровья населения, увеличения ожидаемой продолжительности жизни, миграции населения и иных аспектов демографического развития.

Главными тактическими задачами Министерства здравоохранения  и социального развития Российской Федерации на 2007-2009 годы в достижении вышеуказанной цели являются:

- содействие созданию  благоприятных условий для повышения  рождаемости, улучшения положения  семей с детьми;

- содействие снижению  смертности, в первую очередь  от неестественных причин;

- укрепление системы  социальной защиты семьи, обеспечивающей  сохранение ребенка в семье,  создание благоприятных условий  для комплексного развития и  жизнедеятельности детей, попавших  в трудную жизненную ситуацию.

2. Цель – повышение  благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения.

Данная цель носит  межведомственный характер и требует  четкого взаимодействия различных  федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Достижение данной цели в полном объеме возможно только при  устойчивом экономическом росте, снижении темпов инфляции, проведении сбалансированной налоговой политики. Уровень достижения цели зависит также от своевременного выделения в полном объеме бюджетных средств (как из федерального, так и из региональных бюджетов), предусмотренных на реализацию соответствующих программ, средств государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации).

Повышение благосостояния населения в значительной степени  связано с ситуацией на рынке  труда и занятостью населения.

Главными тактическими задачами Министерства здравоохранения  и социального развития Российской Федерации в достижении вышеуказанной цели являются:

- содействие росту  заработной платы;

- содействие улучшению  пенсионного обеспечения и развитию  пенсионного страхования;

- развитие системы  государственной поддержки граждан,  нуждающихся в социальной защите, содействие усилению адресности социальной помощи, оказываемой субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. 

3. Цель – повышение  качества и доступности медицинской  помощи, лекарственного обеспечения,  особенно для малоимущих групп  населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

В рамках реализации указанной  цели предусматривается решить следующие  тактические задачи:

Информация о работе Экономическая теория