Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 05:03, курсовая работа
Актуальность темы исследования заключается в следующем. Социальная защита граждан Российской Федерации является одной из основных функций государства, предоставляется в различных формах, гарантируется государством и защищается законодательством РФ. При применении различных форм социальной защиты граждан РФ учитываются различные критерии их правового статуса. Социальная защита как совокупность правовых норм направлена на предупреждение и компенсацию социального риска, который может нарушить условия жизнедеятельности человека, а также на решение определенных социально-экономических проблем в этой сфере. Поэтому общественные отношения, возникающие в сфере государственного регулирования социальной защиты, могут быть применены при реализации различных отраслей права.
Многочисленные проблемы, с которыми сталкивают¬ся субъекты социального обеспечения при реализации права на помощь и поддержку, невозможно решить, из¬дав один или даже несколько нормативных актов, хоть не¬много отвечающих экономическому и социальному по¬ложению в стране. Следует детально изучить и правильно оценить исторический опыт, который накапливался поко¬лениями. Иначе практически невозможно построить и реализовать модели помощи нуждающимся людям.
Кроме этого, специалисты права справедливо замечают, что сегодня актуальны и требуют серьезного изучения и проработки практически все аспекты проблемы социальной защиты населения России. Среди них: экономические и правовые механизмы, организационные формы и практические методы. А также взаимосвязь различных областей социального обслуживания: государственной, религиозной, общественной и частной.
Целью данной работы является рассмотреть финансовый механизм социальной защиты населения России, его структуру и динамику.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
– определить сущность системы социальной защиты населения;
– исследовать развитие системы социальной защиты;
– определить направления социальной политики;
– рассмотреть подходы к финансовому обеспечению социальной защиты.
Объектом исследования является социальная политика в современной России как важнейшая составляющая государственной политики в контексте формирования в России современного социального государства.
Предметом исследования является изучение процесса формирования политико-правовых и институциональных основ государственного регулирования социальной защиты населения как приоритетного направления социальной политики современного социального государства.
Степень изученности довольна высока. В настоящее время большое количество социологов предлагает вниманию работы по заданной теме. В данном исследовании были использованы материалы работ Малышок И.Г., Истоминой Т.А., Никифоровой О., Егоровой З.А., Иглина А.В. и др.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список использованных источников.
В первой главе говорится о системе социальной защиты населения, во второй – о финансово-правовом регулировании социальной защиты граждан.
Введение…………………………………………………………………………………………
1 Социальные гарантии и целевые программы
1.1 Социальные гарантии в сфере занятости населения…………………………………...
1.2 Характеристика целевых программ содействия занятости…………………………...
2 Занятость населения: настоящее и будущее
2.1 Информация о положении на рынке труда города Владивостока…………………….
2.2 Пути рационализации региональной инвестиционной политики…………………..
Заключение……………………………………………………………………………………...
Список использованных источников…………………………………………………………..
Муниципальные власти не заинтересованы в максимально эффективном
исполнении государственных полномочий, а механизмы мониторинга эффективности и ответственности их исполнения в должной мере не проработаны, что позволяет отодвинуть их исполнение на второй план. При отсутствии законодательно установленных ограничений по передаче полномочий и одновременном постоянном расширении перечня возможных к делегированию полномочий на муниципальный уровень данная ситуация будет усугубляться и многие муниципалитеты не смогут обеспечить их исполнение по объективным причинам даже при наличии достаточного финансового обеспечения. Представляется необходимым либо сократить перечень возможных к делегированию на муниципальный уровень государственных полномочий (что предпочтительнее), либо ограничить объем обязательных к исполнению делегированных полномочий в определенной доле от общих доходов (расходов) местных бюджетов. А в остальных случаях — предусмотреть право регионов по делегированию полномочий только по согласованию с представительными органами муниципальных образований. Это приведет к необходимости проводить взвешенную политику в данной сфере с учетом реальных возможностей муниципалитетов по эффективному исполнению государственных полномочий без ущерба для осуществления своих собственных полномочий по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования [13, с. 14].
Однако при значительных различиях в налоговых потенциалах регионов неизбежно сохранение нецелевой финансовой помощи в виде дотаций, обеспечивающих выравнивание регионов по уровню бюджетной обеспеченности. К тому же предоставление межбюджетных трансфертов в виде дотаций способствует повышению самостоятельности и ответственности органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Поэтому одной из главных задач развития межбюджетных отношений является совершенствование методических подходов к распределению финансовой помощи в форме дотаций. Эти подходы должны основываться на использовании групп показателей, объективно характеризующих налоговый потенциал конкретного региона (муниципального образования), достигнутый в нем уровень жизни населения. Относительную (по сравнению со средним уровнем) оценку расходов местных бюджетов необходимо определять с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема бюджетных услуг в расчете на одного жителя.
Также в Бюджетном кодексе РФ необходимо предусмотреть требования к порядку определения объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и дотаций на выравнивание бюджетов поселений, предусматривающие определение их объема исходя из необходимости достижения уровня бюджетной обеспеченности, устанавливае-
мого законодательными органами субъектов Российской Федерации.
Препятствием для сохранения «на плаву» муниципальных образований является жесткая система ограничений Бюджетного кодекса РФ, связанная с размером финансовой помощи, оказываемой муниципальным образованиям.
В настоящее время, когда объем этой помощи составляет около 60 % от доходов местных бюджетов, практически все муниципалитеты не вправе реализовать полномочия по самостоятельному установлению оплаты труда депутатов и муниципальных служащих, введению дополнительных мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан, полномочия по решению других вопросов, право на решение которых имеют органы местного самоуправления только за счет собственных доходов. Это важнейшие вопросы — финансирование и софинансирование капитального ремонта жилых домов, совершение нотариальных действий и оказание иных социально значимых услуг [11, с. 31].
В связи с этим стоит пересмотреть жесткую систему ограничений Бюджетного кодекса РФ, связанную с размером финансовой помощи, оказываемой муниципальным образованиям.
При определении уровня финансовой автономии муниципальных
образований в объем межбюджетных трансфертов местным бюджетам включаются налоговые доходы по дополнительным нормативам отчислений, что заметно снижает стимулы у местных бюджетов к наращиванию доходов за счет роста поступлений от налоговых доходов. Полагаем, что одним из вариантов могло бы стать невключение в состав финансовой помощи, учитываемой при установлении ограничений, не только субвенций и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению
вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями, но и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц.
В целях совершенствования системы разграничения расходных обязательств между органами государственной власти и местного самоуправления в законодательство Российской Федерации о разграничении расходных обязательств между субъектами РФ и муниципальными образованиями на разных уровнях бюджетной системы следует внести изменения, направленные на уточнение формулировок полномочий органов государственной власти субъектов РФ и вопросов местного значения. Следует внести изменения в отраслевое законодательство РФ, направленные на наиболее полное раскрытие содержания расходных обязательств субъектов Российской Федерации и вопросов местного значения. Потребуется проведение мониторинга реализации вопросов местного значения в социальной сфере.
Таким образом, существующая дифференциация регионов и муниципалитетов по уровню налогового потенциала не позволяет формировать доходы бюджетов каждого уровня в основном за счет собственных налогов.
Целью совершенствования межбюджетных отношений в РФ является создание эффективно функционирующего механизма распределения доходных источников между органами власти для реализации их расходных полномочий, связанных с решением задач социально-экономического и политического развития страны в целом, ее регионов, муниципальных образований. Методами достижения этой цели являются:
Таким образом, развитие межбюджетных отношений в ближайшие годы необходимо направить на решение следующих задач:
между органами государственной власти и местного самоуправления;
Реализация указанных мер позволит вывести современную систему межбюджетных отношений на качественно иной уровень [13, с. 32].
Заключение
Система межбюджетного регулирования более разветвленная и предполагает, с одной стороны, механизм перераспределения средств между уровнями бюджетной системы, а с другой - налоговое регулирование бюджетной обеспеченности. Первый механизм регламентирует предоставление временной финансовой помощи в виде бюджетных кредитов, дотирование нижестоящих бюджетов с учетом бюджетной обеспеченности и по душевому принципу, а также поддержку социального и экономического развития нижестоящих бюджетов за счет субвенций и субсидий из соответствующих фондов развития и
субсидий из фондов софинансирования социальных расходов.
Второй механизм предусматривает закрепление налогов или отчислений от них на постоянной основе Бюджетного и Налогового кодексов, а также на основе регионального и местного законодательства.
Необходимость внедрения в практику бюджетного процесса перспективного финансового планирования не вызывает сомнения, и не только потому, что среднесрочные финансовые прогнозы разрабатываются практически во всем мире, но и потому, что потребности развития бюджетного планирования обусловлены необходимостью определения финансовых возможностей государства на текущий год и на ближайшие годы, что оказывает сильное влияние как на возможности развития (масштаб инвестиционных процессов), так и на условия формирования и осуществления бюджетной политики, ориентированной на долгосрочные стратегические цели социально-экономического развития государства.
Целью совершенствования межбюджетных отношений в РФ является создание эффективно функционирующего механизма распределения доходных источников между органами власти для реализации их расходных полномочий, связанных с решением задач социально-экономического и политического развития страны в целом, ее регионов, муниципальных образований.
- дальнейшее развитие стимулов к увеличению доходов бюджетов субьектов Российской Федерации и муниципальных образований [13, с. 32].
Реализация указанных мер позволит вывести современную систему межбюджетных отношений на качественно иной уровень [13, с. 32].
Список использованных источников
Учебники и учебные пособия
1. Алпатов, А.А. Государственно-частное партнерство: механизмы реализации: учебное пособие / А.А. Алпатов. - М. : Альпина Паблишерз, 2010. - 195 с.
2. Афанасьев, М.П. Бюджет и бюджетная система: учеб. для студ. экон. вузов / М.П. Афанасьев. – М. : Юрайт, 2011. – 782 с.
3. Глухов, В.В. Финансы: учеб. пособие / В.В. Глухов. – Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 2008. – 182 с.
4. Годин, А.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / А.М. Годин. - М. : «Дашков и Ко», 2010. – 627 с.
5. Крохина, Ю.А. Бюджетное право России: учеб. для студ. экон. вузов / Ю.А. Крохина. - М. : Юрайт, 2010. - 447 с.
6. Колпакова, Г.М. Финансы, денежное обращение и кредит: учебное пособие / Г.М.Колпакова. - М. : Юрайт, 2012. - 538 с.
Периодические издания
7. Балод, А. Кредитоспособность большинства российских регионов ниже инвестиционного уровня / А. Балод // Рынок ценных бумаг. - 2013. - № 4. - С. 37-41.
8. Зотова, А.И. Новое в механизме межбюджетных трансфертов / А.И. Зотова // Финансы и кредит. - 2013. - № 35. - С. 14-20.
9. Истомина, Н.А. Субсидии как форма межбюджетных трансфертов: сущность, виды и влияние на социально-экономическое развитие территорий / Н.А. Истомина // Финансы и кредит. - 2013. - № 16. - С. 33-38
10. Морозов, И.А. Факторы, влияющие на инструменты регулирования межбюджетных отношений в рамках региона / И.А. Морозов // Финансы и кредит. - 2012. - № 45. - С. 59-62
11. Морозова, Н.И. Влияние финансовых взаимоотношений бюджетов различных уровней на качество жизни населения / Н.И. Морозова // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2012. - № 3.
- С. 131-134
12. Новожилова, Т.Н. Исследование проблем формирования и направлений совершенствования межбюджетных отношений на современном этапе / Т.Н. Новожилова // Финансы и кредит. – 2011. - № 37. - С. 51 -54.
13. Пенюгалова, А.В. Система межбюджетных отношений: проблемы и пути их решения / А.В. Пенюгалова // Региональная экономика: теория и практика. – 2011. - №24. - С. 28 – 32.
14. Переверзев, В.М. Реформирование местного самоуправления в системе межбюджетных отношений в Российской Федерации / В.М. Переверзев // Экономические науки. – 2011. - №1. - С. 266 – 270.
15. Повышение роли банковской системы в формировании налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации / Г.Г. Господарчук и др. // Финансы и кредит. - 2013. - № 33. - С. 22-30.
16. Рамазанов, С.А. Система рейтингования качества управления региональными и муниципальными финансами в рамках бюджетной политики и межбюджетных отношений / С.А. Рамазанов // Финансы и кредит. - 2013. - № 10. - С. 67-73.
17. Сабитова, Н.М. Развитие бюджетного устройства Российской Федерации / Н.М. Сабитова // Финансы. - 2013. - № 2. - С. 29-34.
18. Свищева, В.А. Муниципальные финансы: современные проблемы и альтернативы / В.А. Свищева // Власть. - 2013. - № 10. - С. 27-31.