Этапы становления и перспективы развития межбюджетных отношений в российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 05:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в следующем. Социальная защита граждан Российской Федерации является одной из основных функций государства, предоставляется в различных формах, гарантируется государством и защищается законодательством РФ. При применении различных форм социальной защиты граждан РФ учитываются различные критерии их правового статуса. Социальная защита как совокупность правовых норм направлена на предупреждение и компенсацию социального риска, который может нарушить условия жизнедеятельности человека, а также на решение определенных социально-экономических проблем в этой сфере. Поэтому общественные отношения, возникающие в сфере государственного регулирования социальной защиты, могут быть применены при реализации различных отраслей права.
Многочисленные проблемы, с которыми сталкивают¬ся субъекты социального обеспечения при реализации права на помощь и поддержку, невозможно решить, из¬дав один или даже несколько нормативных актов, хоть не¬много отвечающих экономическому и социальному по¬ложению в стране. Следует детально изучить и правильно оценить исторический опыт, который накапливался поко¬лениями. Иначе практически невозможно построить и реализовать модели помощи нуждающимся людям.
Кроме этого, специалисты права справедливо замечают, что сегодня актуальны и требуют серьезного изучения и проработки практически все аспекты проблемы социальной защиты населения России. Среди них: экономические и правовые механизмы, организационные формы и практические методы. А также взаимосвязь различных областей социального обслуживания: государственной, религиозной, общественной и частной.
Целью данной работы является рассмотреть финансовый механизм социальной защиты населения России, его структуру и динамику.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
– определить сущность системы социальной защиты населения;
– исследовать развитие системы социальной защиты;
– определить направления социальной политики;
– рассмотреть подходы к финансовому обеспечению социальной защиты.
Объектом исследования является социальная политика в современной России как важнейшая составляющая государственной политики в контексте формирования в России современного социального государства.
Предметом исследования является изучение процесса формирования политико-правовых и институциональных основ государственного регулирования социальной защиты населения как приоритетного направления социальной политики современного социального государства.
Степень изученности довольна высока. В настоящее время большое количество социологов предлагает вниманию работы по заданной теме. В данном исследовании были использованы материалы работ Малышок И.Г., Истоминой Т.А., Никифоровой О., Егоровой З.А., Иглина А.В. и др.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список использованных источников.
В первой главе говорится о системе социальной защиты населения, во второй – о финансово-правовом регулировании социальной защиты граждан.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………
1 Социальные гарантии и целевые программы
1.1 Социальные гарантии в сфере занятости населения…………………………………...
1.2 Характеристика целевых программ содействия занятости…………………………...
2 Занятость населения: настоящее и будущее
2.1 Информация о положении на рынке труда города Владивостока…………………….
2.2 Пути рационализации региональной инвестиционной политики…………………..
Заключение……………………………………………………………………………………...
Список использованных источников…………………………………………………………..

Файлы: 4 файла

74 новая.docx

— 331.49 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Копия 55 новая.docx

— 129.53 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

тема 69.новая.docx

— 1.07 Мб (Скачать файл)

Социальные права человека - это совокупность его прав, дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях определенных материальных благ. Они призваны обеспечивать человеку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, на образование, на защиту материнства и детства, на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом. Не изучив и не оценив исторический опыт, практически невозможно построить и реализовать модели помощи нуждающимся людям[4, с. 39].

Систему социального обслуживания необходимо развивать, расширять перечень предоставляемых услуг и повышать их качество. Хотя ведется огромная работа по развитию системы социальной защиты, она пока еще малоэффективна. Эффективность социальной защиты можно определить по степени социальной защищенности граждан, т.е. их возможности в полном объеме реализовывать свои права, а также по уровню жизни. В Конституции РФ государство приняло на себя обязанность обеспечить достойный уровень жизни, но нет еще критериев оценки такого уровня. Необходимо более тщательно исследовать социально-экономическое положение отдельных категорий граждан, выявляя самые острые проблемы. Социальные программы должны предусматривать решение этих проблем, а также их профилактику.

Социальные права человека - это его возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях определенных материальных благ. Они призваны обеспечивать человеку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, на образование, на защиту материнства и детства, на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом[4, с. 56].

Вхождение учреждений социальной сферы в новые социально-экономические отношения происходит сложно и неоднозначно. Изменения коснулись всех сторон деятельности социального комплекса. Современное положение в этой сфере нужно оценивать с точки зрения экономических проблем, в числе которых остается падение реальных доходов большинства населения. Ослабление активной регулирующей роли государства, неразвитость рыночных механизмов и отсутствие эффективной системы регулирования социальных процессов, особенно в условиях экономического спада, привели к обострению многих социальных проблем жизнеобеспечения людей. В их числе:

– отставание роста денежных доходов населения от роста цен и, соответственно, снижение их реального содержания;

– усиление дифференциации в доходах населения;

– сохраняются тенденция необоснованного перераспределения общего объема доходов в пользу наиболее обеспеченных групп населения, а также высокий уровень межрегиональных различий;

– обострение проблемы массовой бедности;

– ухудшение условий труда, обусловленное снижением контроля со стороны органов государственного управления, появление в массовом масштабе явной и скрытой безработицы[22, с.76].

Специфика распространения бедности в России заключается в том, что, помимо традиционно уязвимых групп - инвалидов, многодетных семей, матерей-одиночек, лиц пенсионного возраста, - в категорию бедных попадают новые большие группы - безработные, ранее занятые на высокооплачиваемых работах, уволенные в запас военнослужащие и т.д., т.е. те категории экономически активного населения, которые в принципе способны своим трудом обеспечить себе необходимый уровень благосостояния.

Углубление масштабов бедности характеризуется также дальнейшим ухудшением материального положения той части населения, которая уже находится за гранью бедности, формированием ситуации, когда дети, унаследовав бедность от родителей, уже не могут ее преодолеть[22].

В этой связи существенно огранивается доступность для многих семей потребления услуг отраслей социальной сферы. Проблемы здоровья населения носят комплексный характер - не только демографический, но и социально-экономический, медико-социальный. Они тесно связаны с уровнем, качеством и образом жизни населения. Экономический кризис в стране вызвал негативные изменения в материальном положении большинства семей; результатом стали ухудшение структуры и рациона питания, уменьшение потребления витаминов и белков, недоступность питания для части детей в необходимом количестве, ограничение возможности семейного отдыха, занятий спортом.

Ухудшение здоровья населения в значительной степени обусловлено трудностями, которые переживает вся система здравоохранения. Переход к рыночным отношениям сопровождается распространением платных форм медицинского обслуживания. Следует отметить, что они не всегда дополняют бесплатные медицинские услуги, а иногда просто заменяют их, не повышая при этом их качества. Введение платности в сфере здравоохранения делает такие услуги доступными главным образом для семей с высокими доходами. Низкий уровень доходов значительной части семей не позволяет им пользоваться высококвалифицированной платной медицинской помощью.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что система социальной защиты населения имеет сложную структуру, каждый  ее элемент специфичен и играет свою собственную роль в обеспечении социальной безопасности человека. Кроме того к системе социальной защиты можно отнести — благотворительность и личные сбережения граждан, частное личное страхование[20].

Что касается развития системы социальной защиты, то здесь необходимо

отметить, что ослабление активной регулирующей роли государства, неразвитость рыночных механизмов и отсутствие эффективной системы регулирования социальных процессов, приводят к обострению многих социальных проблем жизнеобеспечения людей.

 

 

 

 

1.2 Направления социальной политики

 

Проблема финансового обеспечения социальной защиты наиболее уязвимых категорий граждан нуждается в комплексном подходе к изучению целостной системы финансирования социальной защиты, всей совокупности форм и методов формирования и использования финансовых ресурсов. Искомая проблема была, есть и будет актуальной даже в странах с высокими личными доходами граждан, тем более в России она имеет огромное значение по масштабам задействованных в социальной сфере человеческих и финансовых ресурсов [22, с. 160].

Для более полного изучения основ финансового обеспечения социальной защиты наиболее уязвимых категорий граждан считаем необходимым: во-первых, определиться с пониманием сущности социальной защиты указанных категорий; во-вторых, раскрыть источники ее финансирования, а также определить формы государственной финансовой поддержки изучаемых субъектов социальной защиты.

Следует отметить, что в настоящее время в России не сформулирован и законодательно не закреплен общий перечень категорий граждан, которым предоставляется социальная защита или которые могут ее получить при определенных условиях. Исходя из множества нормативных документов всех уровней, можно сказать, что социальную защиту в настоящее время получают порядка 45 различных категорий граждан.

Необходимо учитывать, что не все перечисленные категории действительно нуждаются в социальной защите, к тому же степень такой нужды также может различаться. Такое различие будет зависеть от степени подверженности той или иной категории граждан влиянию разнообразных факторов (политических, социально-демографических, регионально-географических и др.), обусло-вливающих развитие такого явления, как социальная уязвимость.

Зачастую социальную уязвимость отождествляют с низким уровнем дохода и накопленного богатства у отдельных незащищенных категорий граждан, однако мы считаем, что рассматривать ее с этих позиций не совсем верно, так как это явление намного шире и может включать в себя медико-демографическую, физическую, психологическую уязвимость, а отождествление социальной уязвимости с уровнем доходов правильнее называть финансовой уязвимостью, которую, на наш взгляд, следует отделять от уязвимости социальной.

Основополагающим фактором, обусловливающим финансовую уязвимость, является нетрудоспособность отдельных категорий граждан, вследствие чего они не имеют возможности получения трудового заработка, а следовательно, существует практически стопроцентная вероятность того, что они попадут за черту бедности. В этой связи считаем возможным предложить авторское определение, в соответствии с которым финансовая уязвимость населения понимается как степень подверженности риску бедности вследствие влияния различных факторов, результатом которого является ограничение возможности получения доходов. Чем сильнее эти ограничения, тем выше степень финансовой уязвимости.

В целом же, состав уязвимого населения непостоянен. Он может зависеть от времени действия рисков, от степени их влияния, от степени защищенности объекта воздействия. При этом разные категории граждан могут постоянно переходить из одного состояния в другое. Так, в определенный момент времени граждане, которые ранее не нуждались в социальной защите, одномоментно могут перейти в категорию нуждающихся, например, в случае утраты места работы. Возможен и обратный переход, когда ранее нуждавшиеся в социальной защите, например в связи с болезнью, перестают попадать под воздействие риска и переходят в категорию граждан, которые в ней не нуждаются. Однако есть категории граждан, которые обратный переход осуществить не могут вообще либо на протяжении длительного периода времени по причине постоянной нетрудоспособности, невозможности к самообслуживанию и самоуходу, в связи с ограничением передвижения и т.д. Степень уязвимости таких граждан наиболее высока, соответственно, возрастает и степень их нужды в социальной защите[22].

Следует отметить, что вопрос отнесения граждан к категории наиболее уязвимых носит дискуссионный характер, в этой связи считаем необходимым выделить ряд условий и критериев, определяющих наибольшую вероятность попадания граждан в указанную категорию. Выделение критериев должно происходить на основе различных факторов с учетом следующих условий: рассматриваемые факторы (критерии) должны носить объективный характер и не зависеть от воли граждан; действие факторов должно носить длительный (хронический) характер; при отнесении каждого отдельно взятого гражданина к категории наиболее уязвимых необходимо учитывать принцип адресности.

Критериальные факторы отнесения граждан к категории наиболее уязвимых мы считаем возможным разделить на две группы: определяющие (основные) факторы и усиливающие при этом указанные группы факторов применимы как для социальной, так и для финансовой уязвимости.

За основу определяющих факторов социальной уязвимости был взят критерий ограничения жизнедеятельности, т.е. ограничение/утрата способности/возможности граждан осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, а за основу определяющих факторов финансовой уязвимости были взяты критерии возможного физического и правового ограничения к трудовой деятельности. Помимо определяющих факторов, большую роль играют и факторы, усиливающие степень уязвимости граждан. Так, на наш взгляд, социальную уязвимость усиливает фактор социального сиротства и беспризорности, а финансовую - наличие иждивенцев.

В результате анализа мы пришли к выводу что к наиболее уязвимым относятся те граждане которые совмещают в себе факторы как социальной, так и финансовой уязвимости: дети-сироты дети, оставшиеся без попечения родителей; нетрудоспособные инвалиды; пожилые нетрудоспособные граждане старше 80 лет. Данные категории не могут самостоятельно обеспечивать удовлетворение своих потребностей, поэтому проблема их финансового обеспечения полностью ложится на государство и реализуется через систему социальной защиты[5, с. 108].

Государственное финансирование социальной защиты наиболее уязвимых категорий граждан может осуществляться в форме прямого и косвенного финансирования.

Основными формами прямого государственного финансирования социальной защиты наиболее уязвимых категорий граждан, непосредственно влияющих на снижение степени их финансовой уязвимости, яв¬ляются прямые денежные выплаты: пенсии, пособия, материальная помощь и др. Косвенное финансирование осуществляется в процессе финансового обеспечения деятельности учреждений социальной защиты наиболее уязвимых категорий граждан по предоставлению социальных услуг нуждающимся категориям, посредством которых происходит снижение их социальной уязвимости.

В настоящее время финансирование социальной защиты наиболее уязвимых категорий граждан из бюджетов различных уровней бюджетной системы осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, которые возникают при выполнении расходных полномочий, отнесенных к компетенции тех или иных органов государственной власти. В финансировании социальной защиты наиболее уязвимых категорий граждан с определенной долей условности можно выделить три типа расходных обязательств: расходные обязательства по предоставлению трансфертов населению; расходные обязательства по оказанию государственных услуг; расходные обязательства по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам для выполнения полномочий в сфере социальной защиты[11].

В данной связи особый интерес для нас представляет вопрос о том, на бюджет какого уровня бюджетной системы ложится основная нагрузка по финансовому обеспечению социальной зашиты наиболее уязвимых категорий граждан.

Проведенный анализ показал, что к расходным обязательствам Российской Федерации в сфере социальной защиты наиболее уязвимых групп преимущественно относятся расходные обязательства по предоставлению трансфертов населению (выплата пенсий, ежемесячные денежные выплаты инвалидам, в том числе инвалидам войны, детям-инвалидам, а также участникам Великой Отечественной войны), а также расходные обязательства по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам для выполнения полномочий в сфере социальной защиты. При этом указанные расходные обязательства исполняются как за счет федерального бюджета, так и в случаях, установленных федеральными законами, за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ.

титульники.doc

— 67.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Этапы становления и перспективы развития межбюджетных отношений в российской федерации