Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 05:03, курсовая работа
Актуальность темы исследования заключается в следующем. Социальная защита граждан Российской Федерации является одной из основных функций государства, предоставляется в различных формах, гарантируется государством и защищается законодательством РФ. При применении различных форм социальной защиты граждан РФ учитываются различные критерии их правового статуса. Социальная защита как совокупность правовых норм направлена на предупреждение и компенсацию социального риска, который может нарушить условия жизнедеятельности человека, а также на решение определенных социально-экономических проблем в этой сфере. Поэтому общественные отношения, возникающие в сфере государственного регулирования социальной защиты, могут быть применены при реализации различных отраслей права.
Многочисленные проблемы, с которыми сталкивают¬ся субъекты социального обеспечения при реализации права на помощь и поддержку, невозможно решить, из¬дав один или даже несколько нормативных актов, хоть не¬много отвечающих экономическому и социальному по¬ложению в стране. Следует детально изучить и правильно оценить исторический опыт, который накапливался поко¬лениями. Иначе практически невозможно построить и реализовать модели помощи нуждающимся людям.
Кроме этого, специалисты права справедливо замечают, что сегодня актуальны и требуют серьезного изучения и проработки практически все аспекты проблемы социальной защиты населения России. Среди них: экономические и правовые механизмы, организационные формы и практические методы. А также взаимосвязь различных областей социального обслуживания: государственной, религиозной, общественной и частной.
Целью данной работы является рассмотреть финансовый механизм социальной защиты населения России, его структуру и динамику.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
– определить сущность системы социальной защиты населения;
– исследовать развитие системы социальной защиты;
– определить направления социальной политики;
– рассмотреть подходы к финансовому обеспечению социальной защиты.
Объектом исследования является социальная политика в современной России как важнейшая составляющая государственной политики в контексте формирования в России современного социального государства.
Предметом исследования является изучение процесса формирования политико-правовых и институциональных основ государственного регулирования социальной защиты населения как приоритетного направления социальной политики современного социального государства.
Степень изученности довольна высока. В настоящее время большое количество социологов предлагает вниманию работы по заданной теме. В данном исследовании были использованы материалы работ Малышок И.Г., Истоминой Т.А., Никифоровой О., Егоровой З.А., Иглина А.В. и др.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список использованных источников.
В первой главе говорится о системе социальной защиты населения, во второй – о финансово-правовом регулировании социальной защиты граждан.
Введение…………………………………………………………………………………………
1 Социальные гарантии и целевые программы
1.1 Социальные гарантии в сфере занятости населения…………………………………...
1.2 Характеристика целевых программ содействия занятости…………………………...
2 Занятость населения: настоящее и будущее
2.1 Информация о положении на рынке труда города Владивостока…………………….
2.2 Пути рационализации региональной инвестиционной политики…………………..
Заключение……………………………………………………………………………………...
Список использованных источников…………………………………………………………..
Источник [25]
Таблица 1- Уровень безработицы в Приморском крае по годам
Таким образом, в настоящее время государство реализует одну из основных социальных функций, выражающуюся в обеспечении нормальных условий жизни граждан РФ посредством выделения необходимых средств на здравоохранение, иных видов помощи гражданам.
Можно выделить основную функцию государственной социальной защиты населения объединив ее общим пониманием, что по сути это помощь человеку, уже попавшему в трудное финансовое положение, или/и предупреждение возникновения такой ситуации. Однако существую различные классификации функций социальной защиты, которые более детально разъясняют ее функциональные особенности. Так С.В. Якимчук выделяет три основные функции социальной защиты населения: компенсирующая, защитная и стабилизирующая.
Компенсирующая функция подразумевает компенсацию утраченного заработка, ущерба здоровью, расходов на лечение.
Защитная функция гарантирует материальное обеспечение достаточное для покрытия основных нужд человека.
Стабилизирующая функция предназначена для согласования интересов работников работодателей и государства. Данная классификация по мнению автора недостаточно глубоко описывает все функциональные особенности социальной защиты населения, в этом смысле более развернутую классификацию дает Роик В. По его мнению функции социальной защиты делятся не на 3 категории, а на четыре:
– Профилактически-
–Экономическая функция. Направлена на замещение утраченной заработной платы или дохода в связи с утратой трудоспособности по причине болезни, несчастного случая, преклонного возраста или по причине потери кормильца (для членов его семьи), для компенсации дополнительных расходов в связи с лечением или инвалидностью.
– Социально-реабилитационная функция. Заключается в формировании комплекса мер медицинской, профессиональной, социальной реабилитации граждан с целью восстановления утраченного здоровья и трудоспособности.
– Политическая функция. Обеспечивает формирование и поддержание эффективных институтов и механизмов социальной защиты с целью обеспечения гарантированных Конституцией и законодательной базой социальных и правовых норм защиты и поддержания социальной стабильности в обществе [19, с. 586].
Система социальной защиты населения имеет достаточно сложную структуру, каждый элемент структуры специфичен и играет свою собственную роль в обеспечении социальной безопасности человека.
С 1 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон №256-ФЗ от 29.12.2006 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Этот нормативный акт устанавливает право на получение материнского (семейного) капитала для семей, в которых с 1 января 2007 года появился второй ребенок (либо третий ребенок или последующие дети, если при рождении второго ребёнка право на получение этих средств не оформлялось). Размер материнского капитала увеличивается с учетом роста инфляции (Таблица 2)
Таблица 2
Год |
Размер капитала (в рублях) |
2007 год |
250 000 |
2008 год |
276 250 |
2009 год |
312 162 |
2010 год |
343 378 |
2011 год |
365 698 |
2012 год |
387 640 |
2013 год |
408 960 |
2014 год |
429 408 |
2015 год |
450 870 (прогноз) |
Источник [23]
Таблица 2-Материнский капитал по годам
Размер материнского капитала в 2014 году для тех, кто им еще не воспользовался, составит 429 тысяч 408 рублей 50 копеек. Для владельцев сертификата, которые уже распорядились частью средств, размер оставшейся части суммы будет увеличен с учетом темпов роста инфляции.
Прошло три года с тех пор как вы получили право обладать материнским капиталом. Подрос ребенок, выросли потребности семьи. Именно этот факт способствовал принятию решения о том, что государство должно оказать семьям с двумя детьми финансовую помощь. За пять лет с момента принятия Закон о материнском капитале изменялся. Жизнь корректировала финансовый и жилищные рынки страны, социальную и демографическую политику. В результате – росла сумма материнского капитала, и увеличивалось число направлений для траты семейного капитала.
Первоначально, материнский капитал можно было потратить на расширение жилищного вопроса семьи, на накопление пенсии мамы, на оплату обучения ребенка. Затем было принято решение использовать материнские деньги на погашение кредитов по ипотеке. В 2011 году закон разрешил использовать материнский капитал для перечисления на лицевой счет владельца сертификата, чтобы семья могла построить или реконструировать дом самостоятельно(Рисунок 4).
Источник [26]
Рисунок 4- Куда направить материнский капитал
Заключение
Критерии оценки социальной защиты — социальные гарантии и признанные нормы качества жизни граждан (уровень жизни населения, нормы потребления продуктов питания и пр.)
Основными организационно-правовыми формами социальной защиты являются: социальное обеспечение, государственная социальная помощь, социальная поддержка населения, социальное обслуживание, социальное страхование, пенсионное обеспечение, социальная работа в рамках деятельности социальных служб.
Следует отметить, что социальная защита граждан в РФ сейчас все более активно реализует свои функции через целевые социальные программы, которые направлены на решение проблем отдельных категорий населения. Например, принята и частично реализована программа «Старшее поколение», активно реализуется программа «Молодежь России». Социальные программы разрабатываются и реализуются как на федеральном, так и на региональном уровне. Это одно из приоритетных направлений социальной защиты.
Но хотя ведется огромная работа по развитию системы социальной защиты, она пока остается все еще малоэффективной.
Эффективность социальной защиты можно определить по степени социальной защищенности граждан, т.е. их возможности в полном объеме реализовывать свои права, а также по уровню жизни. В Конституции РФ государство приняло на себя обязанность обеспечить достойный уровень жизни, но на сегодняшний день критериев оценки такого уровня не существует. Необходимо более тщательно исследовать и анализировать социально-экономическое положение отдельных категорий граждан, выявлять самые острые проблемы. Социальные программы должны предусматривать решение этих проблем, а также их профилактику. Не следует забывать, что социальные права человека - это совокупность прав человека, дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях определенных материальных благ. Они призваны обеспечивать человеку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, право на образование, право на защиту материнства и детства, право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом.
Таким образом, Российская система социальной защиты населения имеет свои национальные особенности, которые формировались на протяжении многих десятилетий. Несколько веков тому назад социальная защита в России заключалась в прямой подаче милостыни и именовалась призрением. Сегодня же она включает социальные пособия, пенсии, социальную помощь малоимущим категориям граждан и пр. Очевидно, что современная система социальной защиты многокомпонентна. Она постоянно совершенствуется и вполне очевидна необходимость регулирования системы социальной защиты населения со стороны государства. Особенно остро это необходимо в период кризисных явлений в экономике, что подтверждается текущим периодом.
Список использованных источников
Нормативно-законодательные документы
1. Конституция Российской Федерации. – М. : Изд-во Эксмо, 2009. – 64 с.
2. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ [ред. от 28.12.2013]. – М. : Изд-во ИНФРА. – 2006. – 360 с
3. О Фонде социального страхования Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 [ред. от 06.12.2012]. – М. : Изд-во «Лаинс», 2007. – 528 с.
Учебники и учебные пособия
4. Кошелев, Н.С. Социальное обслуживание и права населения: учебное пособие / Н.С. Кошелев. – М. : Омега-Л, 2010. – 82 с.
5. Магомедов, О.А. Экономическая безопасность в сфере социальной защиты малообеспеченного населения : учеб. для студ. экон. вузов / О.А. Магомедов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 240 с.
6. Организация
работы органов социальной
7. Социальная
защита отдельных категорий
8. Ткаченко, В.С.
Организационно-
9. Экономика и социальная политика: учебное пособие / Под ред. Н.А. Волгина, В.И. Кушлина. – М. : РАГС, 2010. – 559 с.
10. Якушев, А.В. Социальная защита. Социальная работа: учеб. для студ. экон. вузов / А.В. Якушев. – М. : А-Приор, 2010. - 144 с.
Периодические издания
11. Алексеева, О. Правовые основы социальной защиты населения / О. Алексеева // Вопросы социального обеспечения. – 2010. - №5. - С. 23 -28.
12. Айзинова, И.М. Антикризисные проблемы социальной защиты населения / И.М. Айзинова // Проблемы прогнозирования. – 2010. - №3. - С. 93- 114.
13. Егорова, З.А. Финансово-правовое регулирование социальной защиты
граждан как проблема отношений власти и общества в России / З.А. Егорова // Власть. – 2012. - №12.- С. 160-162.
14.Караваева, Ю.И. Механизмы социально-управленческого решения проблем семьи / Ю.И. Караваева // Социально-гуманитарные знания. - 2011. -№1. - С. 342 -348.
15. Колобов, А.В. Генезис социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев в России / А.В. Калобов // Аграрное и земельное право. - 2013. - № 8. - С.140-146.
16. Лукьянова, Т.Н. Социальная защита населения: исторический аспект Т.Н. Лукьянова // Экономические науки. - 2010. - №10. - С. 42- 45.
17. Малышок, И.Г. Развитие социальной защиты населения в России: прошлое и настоящее / И.Г. Малышок // Вестник Амурского государственного университета. – 2010. - № 36.- С. 22 -25.
18. Михайлова, Л.И. Социальное самочувствие и восприятие будущего россиянами / Л.И. Михайлова // Социологические исследования. - 2010. - № 3. - С.45-50.
19. Никифорова, О. Система социальной защиты населения и ее сущность / О. Никифорова // РИСК. – 2011. - №2. – С. 586-588.
20. Семененко, И. Социальное государство в условиях кризисного развития: старые мифы, новая реальность / И. Семененко // Год планеты. - 2012. - С.128-139.
21. Серегина, Л.В. Социальные гарантии в сфере занятости населения: понятие, признаки и классификация / Л.В. Серегина // Журнал российского права. – 2011. - №2. - С. 73-81.
22. Суховеева, А.А. Теоретико-методологические подходы к пониманию сущности и финансовому обеспечению социальной защиты наиболее уязвимых категорий граждан / А.А. Суховеева // Экономические науки. – 2011. - №6. – С. 160-165.
Ресурсы сети Интернет
23. Пенсионный фонд Российской
Федерации [Электронный ресурс]. –
Электрон. Дан. – Режим доступа: http://www.pfrf.ru/family_
24. Материнский капитал, размер
материнского капитала [Электронный ресурс].
– Электрон. Дан. – Режим доступа: http:
//http://materinskiy-kapital.
25. Социальная защита. Социальная работа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://primorsky.ru, дата 11.04.2014.
26. О материнском капитале в
2014 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pro-materinskiy-