Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 05:03, курсовая работа
Актуальность темы исследования заключается в следующем. Социальная защита граждан Российской Федерации является одной из основных функций государства, предоставляется в различных формах, гарантируется государством и защищается законодательством РФ. При применении различных форм социальной защиты граждан РФ учитываются различные критерии их правового статуса. Социальная защита как совокупность правовых норм направлена на предупреждение и компенсацию социального риска, который может нарушить условия жизнедеятельности человека, а также на решение определенных социально-экономических проблем в этой сфере. Поэтому общественные отношения, возникающие в сфере государственного регулирования социальной защиты, могут быть применены при реализации различных отраслей права.
Многочисленные проблемы, с которыми сталкивают¬ся субъекты социального обеспечения при реализации права на помощь и поддержку, невозможно решить, из¬дав один или даже несколько нормативных актов, хоть не¬много отвечающих экономическому и социальному по¬ложению в стране. Следует детально изучить и правильно оценить исторический опыт, который накапливался поко¬лениями. Иначе практически невозможно построить и реализовать модели помощи нуждающимся людям.
Кроме этого, специалисты права справедливо замечают, что сегодня актуальны и требуют серьезного изучения и проработки практически все аспекты проблемы социальной защиты населения России. Среди них: экономические и правовые механизмы, организационные формы и практические методы. А также взаимосвязь различных областей социального обслуживания: государственной, религиозной, общественной и частной.
Целью данной работы является рассмотреть финансовый механизм социальной защиты населения России, его структуру и динамику.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
– определить сущность системы социальной защиты населения;
– исследовать развитие системы социальной защиты;
– определить направления социальной политики;
– рассмотреть подходы к финансовому обеспечению социальной защиты.
Объектом исследования является социальная политика в современной России как важнейшая составляющая государственной политики в контексте формирования в России современного социального государства.
Предметом исследования является изучение процесса формирования политико-правовых и институциональных основ государственного регулирования социальной защиты населения как приоритетного направления социальной политики современного социального государства.
Степень изученности довольна высока. В настоящее время большое количество социологов предлагает вниманию работы по заданной теме. В данном исследовании были использованы материалы работ Малышок И.Г., Истоминой Т.А., Никифоровой О., Егоровой З.А., Иглина А.В. и др.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список использованных источников.
В первой главе говорится о системе социальной защиты населения, во второй – о финансово-правовом регулировании социальной защиты граждан.
Введение…………………………………………………………………………………………
1 Социальные гарантии и целевые программы
1.1 Социальные гарантии в сфере занятости населения…………………………………...
1.2 Характеристика целевых программ содействия занятости…………………………...
2 Занятость населения: настоящее и будущее
2.1 Информация о положении на рынке труда города Владивостока…………………….
2.2 Пути рационализации региональной инвестиционной политики…………………..
Заключение……………………………………………………………………………………...
Список использованных источников…………………………………………………………..
Преобладающая часть полномочий в области финансирования учреждений социальной защиты, оказывающих соответствующие государственные услуги наиболее уязвимым категориям граждан, передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
На рисунке 1 представлено государственное финансирование наиболее уязвимых категорий граждан.
Источник: [22]
Рисунок 1 - Государственное финансирование наиболее уязвимых категорий граждан
Для осуществления указанных полномочий в областных бюджетах предусматриваются субвенции муниципальным бюджетам. В то же время на региональном уровне созданы условия для самостоятельного определения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в рамках регионального законодательства, основных параметров социальных обязательств, т.е. они имеют возможность устанавливать в пределах своих полномочий и бюджетных возможностей условия, формы, меры, размер и порядок социальной поддержки населения. В частности, это создает предпосылки для принятия субъектами Российской Федерации законодательных актов, предусматривающих альтернативные варианты механизмов социальной поддержки населения.
Собственные полномочия органов местного самоуправления в сфере социальной защиты наиболее уязвимых категорий граждан в настоящее время весьма сужены, поскольку, согласно законодательству о разграничении полномочий, муниципальные образования могут заниматься социальной защитой отдельных категорий граждан в двух не исключающих друг друга случаях (рисунок 2).
Источник: [8]
Рисунок 2 - Случаи полномочий
Принципиальной особенностью сложившейся системы управления в сфере социальной защиты наиболее уязвимых категорий является концентрация на муниципальном уровне (главным образом на уровне городов и районов) значительной части практической работы, связанной с назначением и выплатой различных пособий, а также с предоставлением материальной помощи в денежной или натуральной формах.
Таким образом, процесс финансирования социальной зашиты наиболее уязвимых категорий граждан представляет собой сложную систему с множеством потоков от непрерывности, своевременности и адресности которых зависит эффективность социальной зашиты наиболее уязвимых категорий граждан.
В целом, дискуссия по поводу сущности социальной зашиты наиболее уязвимых категорий граждан не ограничивается приведенными в данном научном исследовании характеристиками. Существуют и другие дискуссионные вопросы в этой сфере. И, именно всестороннее изучение теоретических аспектов сущности социальной защиты и основ ее финансирования может заложить основу построению действенной и эффективной системы социальной защиты наиболее уязвимых категорий граждан в стране, отвечающей требованиям рыночной экономики [22, с. 165].
Одним из основных способов, с помощью которых гражданам предоставляются различные виды социального обеспечения, является деятельность соответствующих органов. В настоящее время в стране функционирует достаточно разветвленная система таких органов.
Возможность беспрепятственной реализации права на социальную защиту от безработицы обеспечивается комплексом мер: развитием экономики, ростом производственно-технического потенциала, нормальным функционированием рынка труда, проводимой государством политикой, направленной на содействие реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, разработкой и реализацией федеральных и региональных программ в сфере занятости населения, принятием федеральных законов и иных нормативных правовых актов в сфере труда и занятости населения, созданием и успешным функционированием государственной службы занятости населения, социальной поддержкой граждан в период безработицы, финансовым обеспечением мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных и др. Не менее важную роль играет деятельность органов службы занятости по оказанию содействия в трудоустройстве и осуществлению гарантированных Законом о занятости выплат, а также деятельность работодателей по предоставлению предусмотренных ТК РФ гарантий при приеме на работу, при вынужденном прекращении работы не по вине работника, при увольнении и в других случаях. Гарантированность права на защиту от безработицы ориентирует на его обеспечение государственные органы и иные субъекты, в обязанности которых вменены содействие в трудоустройстве и материальная поддержка безработных граждан.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что основные направления социальной политики должны быть ориентированы на следующие перспективные цели (рисунок 3).
Источник:[21, с. 51]
Рисунок 3 - Перспективные цели социальной политики
Предоставление социальных гарантий в сфере занятости населения предполагает закрепление на уровне закона долговременных обязательств государства, направленных на обеспечение реализации гражданами конституционного права на защиту от безработицы, возложение на соответствующих субъектов обязанностей по созданию благоприятных условий для получения гражданином социального блага, опосредованного правом на защиту от безработицы. Таким социальным благом может быть получение бесплатного содействия в поиске подходящей работы, направления на общественные работы, на профессиональное обучение, получение пособия по безработице, стипендии и др.
Кроме этого, проблема финансового обеспечения социальной защиты наиболее уязвимых категорий граждан нуждается в комплексном подходе к изучению целостной системы финансирования социальной защиты, всей совокупности форм и методов формирования и использования финансовых ресурсов.
2 Финансово-правовое регулирование социальной защиты граждан
2.1 Подходы к финансовому обеспечению социальной защиты
Основные направления социальной политики должны быть ориентированы на следующие перспективные цели:
– достижение уровня и качества жизни населения, соответствующего национальным идеалам и стандартам экономически развитых государств, в том числе - в области получения образования, здравоохранения, чистоты окружающей среды, воспитания детей, обеспечения экономических прав и свобод граждан, защиты от преступности их личности и имущества;
– обеспечение устойчивых и высоких темпов экономического роста и научно-технического прогресса, конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем и зарубежном рынках, восстановление положения России в качестве одной из ведущих научно-промышленных держав, эффективная интеграция ее экономики в мирохозяйственные связи;
– обеспечение благоприятных экономических условий для укрепления суверенитета, территориальной целостности, национальной безопасности и обороноспособности, международного авторитета и влияния России, в том числе в странах - бывших союзных республиках, защита законных прав и интересов российских граждан и организаций за рубежом;
– развитие человеческого потенциала, гармонизация социальных отношений (то есть обеспечение условий для образования системы социальных групп и устойчивых связей между ними; создание системы, в которой доминируют отношения взаимодополняемости и сотрудничества, а не конфликта и борьбы, высокая социальная мобильность населения, поддержка социально приемлемой самореализации каждой личности), ослабление социальной поляризации и предотвращение дезинтеграции общества, чрезмерного усиления социальной дифференциации, сдерживание перехода противоречий интересов между социальными группами в антагонистическую форму [13, с. 161].
Социальная защита граждан РФ контролируется Министерством здравоохранения и социального развития России, которое координирует деятельность государственных внебюджетных фондов на территории РФ: Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ, обеспечивающих, в свою очередь, социальную защиту граждан. В соответствии со ст. 147 Бюджетного кодекса РФ, расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются в соответствии с бюджетами указанных фондов исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского).
Деятельность Пенсионного фонда РФ как одного из звеньев финансовой системы государства является важнейшим элементом осуществляемых в современной России структурных преобразований в экономике и социальной политике. Как крупнейший резерв денежных средств, способный выступать в качестве мощного инвестиционного ресурса экономики. Это подтверждает высокую социальную и экономическую значимость финансовой деятельности Пенсионного фонда РФ, которая обусловливает необходимость тщательного правового регулирования всей совокупности отношений, возникающих в процессе взаимодействия Пенсионного фонда РФ с властными структурами, управляющими компаниями, населением и т.д.
Пенсионный фонд РФ является организацией, управляющей внебюджетным фондом финансовых средств социального назначения,
призванным обеспечить реализацию одной из важнейших социальных гарантий - государственного пенсионного обеспечения, т.е. материального обеспечения граждан при наличии соответствующих социальных страховых рисков и наступлении соответствующих страховых случаев. Пенсионный фонд осуществляет единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России, являясь одной из немногих вертикально интегрированных структур в современной российской власти. Пенсионный фонд РФ наделен значительными полномочиями по проведению государственной политики в социальной сфере, по своему правовому положению близок к органам исполнительной власти, при этом в систему федеральных органов исполнительной власти не входит [13, с. 132].
Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом. Он создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием указанных средств. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О Фонде социального страхования Российской Федерации» Фонд социального страхования является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, который управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество находятся в оперативном управлении Фонда социального страхования и являются федеральной собственностью [3].
Система обязательного медицинского страхования создана с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в ст. 41 Конституции Российской Федерации. Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Основным нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование, является федеральный закон РФ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [2].
Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан РФ созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. В соответствии федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является страховщиком в сфере обязательного медицинского страхования в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования[2].
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования — это некоммерческие организации, созданные субъектами РФ для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов РФ. Они осуществляют отдельные полномочия страховщика в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития РФ одним из приоритетов государственной политики в настоящее время является сохранение и укрепление здоровья граждан РФ на основе повышения доступности и качества медицинской помощи. «Решение значительной доли проблем в области финансово-правового механизма защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь находится в плоскости права. Изменения законодательной базы российского здравоохранения, особенно появившиеся в последние 10-15 лет, позволили в определенной степени урегулировать общественные отношения в сфере медицины»[9, с. 501].
Кроме того можно также отнести к системе социальной защиты — благотворительность и личные сбережения граждан, направленные на личную безопасность, а также частное личное страхование.
По данным за 2013 год, Приморский Край находится на 55 месте по уровню безработицы, который составил 6.87%, тогда как средний уровень по стране составил 5.46%. Минимальный уровень безработицы 0.81% зафиксирован в Городе Москва, а максимальный в 47.68% - в Республике Ингушетия(Таблица 1).
Таблица 1
Год |
Экономически Активные |
Занятые |
Безработные |
Уровень Безработицы |
2013 |
1 061 000 |
988 000 |
73 000 |
6,87 |
2012 |
1 062 000 |
977 000 |
85 000 |
8,00 |
2011 |
1 071 000 |
969 000 |
102 000 |
9,49 |
2010 |
1 088 000 |
984 000 |
104 000 |
9,54 |
2009 |
1 103 000 |
1 021 000 |
82 000 |
7,40 |
2008 |
1 093 000 |
1 018 000 |
76 000 |
6,93 |
2007 |
1 048 000 |
966 000 |
82 000 |
7,87 |
2006 |
1 067 000 |
982 000 |
86 000 |
8,03 |
2005 |
1 086 000 |
981 000 |
105 000 |
9,67 |
2004 |
1 089 000 |
999 000 |
90 000 |
8,27 |
2003 |
1 070 000 |
973 000 |
97 000 |
9,09 |
2002 |
1 104 000 |
1 009 000 |
96 000 |
8,67 |
2001 |
1 134 000 |
994 000 |
140 000 |
12,31 |