Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:53, курсовая работа
Сейчас Российская Федерация находится в процессе экономического становления. Поэтому, очень важно правильно и грамотно создавать нормативно-правовую базу экономическим отношения и структурам экономического регулирования государства. Одним из механизмов регулирования является бюджетная система государства и включённый в нее государственный бюджет. Бюджет государства можно рассматривать с трёх точек зрения: как экономическую категорию, с правовой точки зрения и в материальном смысле. Если рассматривать бюджет как экономическую категорию, то это экономические отношения связанные с денежными фондами.
Ведение………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. История возникновения и развития бюджета государства ………….5
Содержание и функции бюджета государства. Бюджетная система ………..5
Бюджетная система дореволюционной России ………………………………9
Бюджетная система СССР …………………………………………………….14
Бюджетные основы России в настоящее время ……………………………..20
Бюджеты Российской Федерации …………………………………………….24
ГЛАВА 2. Совершенствование бюджетной системы Российской Федерации ..30
2.1. Финансово - бюджетный федерализм ……………………………………….30
2.2. Принципы межбюджетных отношений ……………………………………...33
2.3. Проблемы бюджетного федерализма в Российской Федерации ……………36
2.4. Основные принципы формирования финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 2005 год и на среднесрочную перспективу ...40
Заключение…………………………………………………………………………46
Список использованных источников и литературы……………………………. 44
Наряду с прямыми и косвенными налогами население, главным образом крестьянство, несло мирские повинности, которые имели натуральную и денежную формы. Повинности были обязательные (содержание органов волостного и сельского управления, содержание дорог и др.) и необязательные (строительство церквей, школ, больниц, содержание пожарной охраны и др.). Они взимались по раскладке среди населения. В 1851-1854 гг. мирские повинности законодательно были оформлены в земские повинности и земские сборы. Кочевые народы с 1824 г. платили кибиточную подать.
Реформы 60-х годов XIX в. внесли
некоторые изменения в
Менялся и аппарат управления государственным и местными бюджетами. С созданием в 1802 г. функциональных министерств (Министерство внутренних дел. Министерство финансов и др.) на местах организуются подведомственные им государственные учреждения, то есть вертикальная система учреждений государственного управления. Например, территориальными органами Министерства финансов были на губернском уровне казенные палаты, на уездном - казначейства.
Казенные палаты раскладывали на население налоги, вели учет поступления налогов и расходов. Казначейства принимали и хранили средства, поступающие в казну в виде налогов, выдавали денежные средства на финансирование мероприятий, осуществляемых на местах. С 1817 г. они ведали казенными магазинами, торговавшими алкогольной продукцией, контролировали винокуренные заводы. В свою очередь за деятельностью казенных палат и казначейств наблюдали губернаторы.
В 1864 г. вышло "Положение
о губернских и уездных земских
учреждениях", в соответствии с
которым в России были созданы
органы местного самоуправления - земства.
Представительным (распорядительным)
органом земств были земские и
уездные собрания. Членами этих органов
были гласные (депутаты), избираемые по
трем куриям (уездных землевладельцев,
городских избирателей и
Земства ведали местными хозяйственными
делами, местными дорогами, организацией
школьного образования и
Финансовыми средствами для выполнения возложенных на земства функций были земские бюджеты, формировавшиеся за счет существовавших до этого и переданных земствам земских повинностей и сборов.
Земские повинности взимались
независимо от уровня зажиточности плательщика
и предназначались для
Другим источником земских бюджетов были земские сборы, которые взимались с земель и другого недвижимого имущества, с промысловых патентов, покупаемых за право заниматься каким-либо промыслом. Земские сборы составляли более 60% доходов земских бюджетов.
Крупным источником земских бюджетов (до 25% общих доходов) были пособия из государственного бюджета.
Земские бюджеты включали
обязательные и необязательные расходы.
Обязательные расходы были приоритетны
и предназначались для
В волостях были волостные бюджеты, формировавшиеся за счет так называемых мирских доходов, в том числе волостных и сельских сборов, доходов от принадлежащего сельским обществам имущества, от сдачи в аренду мирских земель и др.
Городские бюджеты формировались
за счет доходов от городских предприятий
(боен, бань, водопроводов и др.), сдачи
в аренду земельных участков, сборов
с недвижимого имущества
Местные бюджеты не входили в состав государственного бюджета России.
Таким образом, в России до
революции действовала
1.3 Бюджетная система СССР.
В первые месяцы после Октябрьской революции 1917 г. вследствие развала органов государственного и местного управления, саботажа чиновников и банков поступление налогов в бюджетную систему практически прекратилось. Для финансирования неотложных нужд новые органы власти вынуждены были прибегнуть к контрибуции с имущих слоев населения, главным образом, как писали в то время, "с купцов и спекулянтов, нажившихся за время войны и расходующих непроизводительно свои капиталы". До ноября 1918 г. в 57 губерниях в виде контрибуций было мобилизовано в бюджет 816,5 млн. руб.
Успешное существование
нового строя напрямую зависело от
состояния финансов в стране. Уже
17 мая 1918 г. открылся Всероссийский
съезд представителей финансовых отделов
Советов, на котором глава правительства
В. И. Ленин, выступая с докладом, подчеркнул:
"Мы должны во что бы то ни стало
добиться прочных финансовых преобразований,
но надо помнить, что всякие радикальные
реформы наши обречены на неудачу, если
мы не будем иметь успеха в финансовой
политике."
Исходя из тяжелого экономического положения
в стране было признано необходимым перейти
к строгой централизации в области финансов,
с тем чтобы обеспечить поступление средств
в бюджет и их эффективное использование.
Это положение стало основополагающим
в формировании финансовой политики Советского
государства на всех последующих этапах
истории СССР.
Эти принципы были зафиксированы в июле 1918 г. в первой Конституции РСФСР, в статье 79 которой были сформулированы цели государственной финансовой политики:
Финансовая политика РСФСР
в настоящий переходный момент диктатуры
трудящихся способствует основной цели
- экспроприации буржуазии и
Конституция 1918 г. установила федеративное устройство РСФСР и заложила основы бюджетного устройства государства.
Принцип централизации всех
финансов выразился в установлении
единства государственного бюджета
и всей финансовой системы Российской
В 1920 г. доходная часть государственного бюджета имела следующие состав и структуру (%):
Доходы от государственных
предприятий, имуществ и угодий 97,5
в том числе:
от промышленности 35,6
транспорта 14,1
сельского хозяйства 5,1
налоги и сборы 0,3
прочие поступления 2,2
Территориальные бюджета
формировались за счет: поступлений
от налогов, устанавливаемых губернскими,
уездными, городскими, волостными Советами,
взимаемыми на местные нужды; надбавок
(в пределах 40%) к государственному
подоходному налогу; доходов от местных
советских предприятий и
Однако в условиях военного времени, экономической разрухи, отсутствия средств в местных бюджетах (например, в 1919 г. расходы местных бюджетов Петроградской губернии составили 950 млн. руб, а поступления от местных налогов - 44 млн. руб., или 4,6%) сессией ВЦИК в июне 1920 г. было принято решение о слиянии государственного и территориальных бюджетов.
С окончанием Гражданской
войны, переходом к новой
С образованием в 1922г. Союза
Советских Социалистических Республик
и выходом в 1924 г. Конституции
СССР были внесены изменения в
бюджетную систему. Образуется государственный
бюджет СССР, в который вошли
При формировании доходной
части всех бюджетов использовался
принцип подведомственности, в соответствии
с которым, предприятия и хозяйственные
организации были распределены между
различными уровнями власти и вносили
отчисления от прибылей в соответствующий
бюджет. Таким образом, предприятия
союзного подчинения, т. е. находившиеся
в ведении союзных ведомств, вносили
свои платежи из прибыли в союзный
бюджет, а предприятия (
Следовательно, доходы союзного бюджета формировались за счет общесоюзных государственных доходов, главным из которых были отчисления от прибылей предприятий союзного подчинения и общегосударственные налоги и доходы, например, доходы от внешнеэкономической деятельности.
Следует отметить, что местные бюджеты (бюджета автономных республик, краевые, областные, городские, районные, а с 1929-1930 гг. - сельские бюджета) не включались в состав бюджетов союзных республик и в государственный бюджет СССР.
Большую роль в развитии
народного хозяйства и бюджетно
В ходе налоговой реформы
был введен принципиально новый
метод формирования доходов территориальных
бюджетов. В соответствии с Постановлением
ЦИК и СНК "О республиканских
и местных бюджетах" от 21 декабря
1931 г." в территориальные бюджеты
стала передаваться часть государственных
доходов - налога с оборота, поступлений
от реализации государственных займов
и др.. Передача этих средств осуществлялась
в порядке бюджетного регулирования
в виде процентных отчислений от общегосударственных
налогов и доходов, ставших регулирующими
источниками для
Окончательное формирование бюджетной
Тенденция к централизации выразилась и в Постановлении СНК СССР от 10 июля 1938 г., в соответствии с которым в государственный бюджет СССР были включены местные бюджеты. В 1938 г. в государственный бюджет СССР также был включен бюджет государственного социального страхования.
В зависимости от степени
централизации распределение
1928/29г. 1938г. 1946г. 1965г. 1988г.
Государственный бюджет СССР (расходы)
100%
100%
100%
100%
100%
в том числе союзный бюджет
60,7%
72,2%
79,5%
42,5%
56,9%
Бюджеты союзных республик
39,3%
27,8%
20,5%
57,5%
43,1%
1.4. Бюджетные основы России в настоящее время.
Основы бюджетного устройства Российской
Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.
В соответствии с Конституцией
РФ (статьи 71 и 132) и Бюджетным кодексом
РФ (статья 10) бюджетная система Российской
• федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
• бюджетов субъектов Российской
• местных бюджетов.
Бюджетная система Российской Федерации в
Бюджеты, входящие в бюджетную
систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются
друг в друга, т. е. бюджеты субъектов Российской
Принципы функционирования бюджетной
следующие:
Информация о работе Этапы становления и развития бюджетной системы Российской Федерации