Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:53, курсовая работа
Сейчас Российская Федерация находится в процессе экономического становления. Поэтому, очень важно правильно и грамотно создавать нормативно-правовую базу экономическим отношения и структурам экономического регулирования государства. Одним из механизмов регулирования является бюджетная система государства и включённый в нее государственный бюджет. Бюджет государства можно рассматривать с трёх точек зрения: как экономическую категорию, с правовой точки зрения и в материальном смысле. Если рассматривать бюджет как экономическую категорию, то это экономические отношения связанные с денежными фондами.
Ведение………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. История возникновения и развития бюджета государства ………….5
Содержание и функции бюджета государства. Бюджетная система ………..5
Бюджетная система дореволюционной России ………………………………9
Бюджетная система СССР …………………………………………………….14
Бюджетные основы России в настоящее время ……………………………..20
Бюджеты Российской Федерации …………………………………………….24
ГЛАВА 2. Совершенствование бюджетной системы Российской Федерации ..30
2.1. Финансово - бюджетный федерализм ……………………………………….30
2.2. Принципы межбюджетных отношений ……………………………………...33
2.3. Проблемы бюджетного федерализма в Российской Федерации ……………36
2.4. Основные принципы формирования финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 2005 год и на среднесрочную перспективу ...40
Заключение…………………………………………………………………………46
Список использованных источников и литературы……………………………. 44
В результате органы власти
субъектов РФ и особенно местного
самоуправления не имеют возможности
обеспечить сбалансированность своих
бюджетов и вынуждены проводить
политику выборочного или частичного
исполнения возложенных на них обязательств,
накапливая (в том числе за счет
заимствований) безнадежную задолженность.
В таких условиях полностью отсутствуют
стимулы к проведению ответственной бюджетнойполитик
Недостатки системы межбюджетны
Другой проблемой бюджетного
федерализма в РФ на современном
этапе являются часто встречающиеся
на практике нарушения принципа равенства
бюджетных прав субъектов РФ, а
также муниципальных
Серьезным препятствием на
пути развития бюджетной
До 1995 года существовало 3 уровня
административно-
Принятый в 1995 году Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» допускает различные трактовки функций и предметов ведения местного самоуправления, не содержит четких критериев их отделения от государственных функций и не устанавливает четкого разграничения полномочий, в том числе налогово-бюджетных, между муниципальными образованиями разных типов и территориальных уровней.
В результате в большинстве
субъектов Российской
Таким образом, фактически в Российской Федерации на местном уровне по-прежнему существуют 2 административных уровня, на которых осуществляется управление общественными финансами. Однако Бюджетный и Налоговый кодексы регулируют только один уровень местных бюджетов (налогов) и налогово-бюджетных полномочий, не разделяя муниципальные образования на территориальные и поселенческие. Это влечет за собой целый ряд существенных недостатков, которые блокируют развитие и бюджетной системы, и местного самоуправления.
2.4. Основные принципы
формирования финансовых
Для устранения названных недостатков межбюджетных отношений Правительством РФ была утверждена Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г. В качестве ее основных задач были названы следующие:
1) упорядочение бюджетного
устройства субъектов РФ (законодательное
закрепление особенностей
2) четкое разграничение
расходных полномочий и
3) четкое и стабильное
разграничение налоговых
4) формирование и развитие
объективных и прозрачных
Многие из данных задач
были реализованы в Федеральном
законе от 20.08.04 № 120-ФЗ о внесении изменений
и дополнений в Бюджетный кодекс
РФ. Так, из статьи 10 Кодекса исключено
указание на наличие трех уровнейбюджетной системы
Внесены изменения в главу
11 Кодекса. В отличие от действовавшей
ранее редакции, определявшей перечень
тех или иных видов расходов, финансируемых
из бюджетов разных уровней (который
в любом случае может быть лишь
приблизительным), в новой редакции
БК РФ используется понятие расходных
обязательств и устанавливается
принцип их разграничения между Российской
Как уже было указано во второй главе настоящей работы, с 1 января 2005 г. законодатель отказался от определения регулирующих налогов и закрепил за бюджетом каждого уровня в качестве собственного налогового дохода четко установленный норматив (процент) отчисления от того или иного налога. Остается только надеяться, что изменения в статьи 50, 56, 61-61.2 БК РФ не будут вноситься законодателем каждый финансовый год.
Что касается регулирования
условий и порядка
При регулировании межбюджетных
трансфертов из федерального бюджета
предлагается принять за основу сложившиеся
к настоящему времени формы финансовой
поддержки субъектов Российской
Заключение
Подводя итог рассмотрению вопроса межбюджетных отношений, представляется наиболее важным еще раз упомянуть об основных проблемах данных отношений в Российской Федерации. В настоящей работе в качестве таковых были рассмотрены следующие:
1) высокий уровень налогово-
2) перегруженность региональных
и местных бюджетов
3) нарушение принципа
равенства бюджетных прав
4) неопределенность бюджетного устройства субъектов РФ.
В целом все это ведет
к отсутствию у региональных и
местных властей
Для преодоления указанных
проблем законодателем были внесены
существенные изменения и дополнения
в Бюджетный кодекс РФ, в том
числе в те его нормы, которые
закрепляют бюджетное устройство Российско
Конечно же, все будет зависеть в первую очередь от того, как будет исполняться закон на практике. Иначе принятые нормы будут иметь лишь декларативный характер.
Список использованных источников и литературы
Нормативные акты
Литература
1. Бабич А.М., Павлова Л.Н.
Государственные и
2. Герасименко Н.В. Правовое
регулирование деятельности
3. Дадашев А.З., Черник
Д.Г. Финансовая система
4. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики /Под ред. А.В. Сидоровича. М.: Дело и сервис, 2001. 832 с.
5. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. - М.:ЮНИТИ-Дана, 2000. - 550 с.
6. Постатейный комментарий
к Бюджетному кодексу Российско
7. Романовский М.В., Врублевская
О.В. Бюджетная система Российс
8. Финансы: Учебник для
вузов /Под ред. Л.А.
9. Финансы и статистика, 1996. - 232 с.
Информация о работе Этапы становления и развития бюджетной системы Российской Федерации