Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:53, курсовая работа
Сейчас Российская Федерация находится в процессе экономического становления. Поэтому, очень важно правильно и грамотно создавать нормативно-правовую базу экономическим отношения и структурам экономического регулирования государства. Одним из механизмов регулирования является бюджетная система государства и включённый в нее государственный бюджет. Бюджет государства можно рассматривать с трёх точек зрения: как экономическую категорию, с правовой точки зрения и в материальном смысле. Если рассматривать бюджет как экономическую категорию, то это экономические отношения связанные с денежными фондами.
Ведение………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. История возникновения и развития бюджета государства ………….5
Содержание и функции бюджета государства. Бюджетная система ………..5
Бюджетная система дореволюционной России ………………………………9
Бюджетная система СССР …………………………………………………….14
Бюджетные основы России в настоящее время ……………………………..20
Бюджеты Российской Федерации …………………………………………….24
ГЛАВА 2. Совершенствование бюджетной системы Российской Федерации ..30
2.1. Финансово - бюджетный федерализм ……………………………………….30
2.2. Принципы межбюджетных отношений ……………………………………...33
2.3. Проблемы бюджетного федерализма в Российской Федерации ……………36
2.4. Основные принципы формирования финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 2005 год и на среднесрочную перспективу ...40
Заключение…………………………………………………………………………46
Список использованных источников и литературы……………………………. 44
• формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
• распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
• контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.
Важное значение имеют
местные бюджеты в
В основе распределения общегосударственных
денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы зал
Глава 2. Совершенствование бюджетной
2.1. Финансово - бюджетный федерализм.
Конституцией Российской
Субъектами Российской
В соответствии с Конституцией
РФ разграничены предметы ведения и
полномочия между органами государственной
власти Российской Федерации и органами государственной
власти субъектов Федерации, в том числе в области бюджета.
Каждый субъект Федерации имеет свой бюджет, средства
которого предназначены для обеспечения
задач и функций, отнесенных к предметам
его ведения. В статье 15 Бюджетного кодекса
он назван региональным бюджетом. Административно-
Федеративное устройство России, разграничение
прав и полномочий между центром и субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного
федерализма.
Под бюджетным федерализмом
понимают форму организации межбюджетных
отношений в федеративном государстве.
В силу этого в российской экономическ
- два полюса бюджетных потоков (федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации);
- налоговый федерализм
как систему федеральных,
- блок межбюджетных трансфертов
(средств одного бюджета бюджет
- блок взаимных расчетов;
- блок целевых бюджетных
фондов (Федеральный фонд финансовой
поддержки субъектов Российской
Особую подсистему межбюджетных
связей составляют связи внутри субъектов Федерации. Здесь межбюджетные потоки
циркулируют от бюджета субъекта Федерации (
Одним из центральных вопросов бюджетного федерализма является бюджетное выравнивание. Различаются вертикальное и горизонтальное выравнивания.
Вертикальное выравнивание означает устранение несоответствий между равными функциями региональных бюджетов и поступлениями, закрепленными за данным бюджетным уровнем. Центральное правительство, обладая гораздо большими, чем любой регион, возможностями экономического регулирования и объемами налоговых поступлений, должно компенсировать дисбаланс региональных бюджетов за счет средств, аккумулированных на уровне федерального бюджета.
Что касается региональных
и местных властей, то принцип
вертикальной сбалансированности возлагает
на них, во-первых, ответственность
за финансовое обеспечение закрепленных
за ними функций и предоставление
населению соответствующих
Горизонтальное выравнивание означает пропорциональное распределение налогов между субъектами Федерации для устранения (или снижения) неравенства в налоговых возможностях различных территорий. Такие проявления неравенства регионов рассматриваются в теории бюджетного федерализма как форма проявления социального неравенства, вызываемая территориальным фактором.
Само по себе бюджетное
выравнивание отнюдь не является решающим
признаком бюджетного федерализма,
ибо оно может иметь место
и в унитарном государстве. Существует
бюджетное выравнивание и внутри
субъектаФедерации, во взаимоотношениях с местными
органами власти, хотя эти отношения нельзя
причислить к федеративным. Бюджетное
выравнивание, таким образом, по своей
сущности выступает как объективно необходимый
способ функционирования бюджетной
2.2. Принципы межбюджетных отношений
Наличие федеративного административно-
- распределение и закрепление
расходов бюджетов по
- разграничение (закрепление)
на постоянной основе и
- равенство бюджетных
прав субъектов Российской
- выравнивание уровней бюджетной
- равенство всех бюджетов Россий
Первый принцип, который
в новой редакции Бюджетного кодекса
РФ звучит как принцип разграничения
расходов между бюджетами разных
уровней, означает закрепление в
соответствии с законодательством
РФ расходов за бюджетами бюджетной системы
Данный принцип вытекает из Конституции РФ, а именно из статей 71, 72, 73, которые устанавливают предмет ведения Российской Федерации, предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также предмет ведения субъектов РФ. Конкретизируется данный принцип в статьях 7,8 и 9 БК РФ, определяющих компетенцию органов федерального уровня, уровня субъектов РФ и местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений, а также в статьях 84-87 БК РФ, определяющих расходы федерального бюджета, расходы бюджетов субъектов РФ и расходы местных бюджетов.
Второй принцип в действующей редакции Бюджетного кодекса РФ звучит как принцип разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровнямбюджетной системы РФ. Он означает существование у бюджетов собственных и регулирующих источников доходов (статьи 47-48 БК РФ). При этом к собственным доходам относятся неналоговые доходы, а также те налоги, которые закреплены за бюджетом в соответствии с налоговым законодательством РФ. То есть, например, собственными доходами бюджета субъекта РФ являются региональные налоги (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог).
К регулирующим доходам бюджетов
относятся федеральные и
Начиная с 2005 года законодатель решил отказаться от определения регулирующих доходов: статья 48 БК РФ с 1 января 2005 года утратил силу, вместо этого в статьях 50, 56, 61-61.2 Кодекса в качестве собственных налоговых доходов бюджетов перечисляются налоги и называется норматив, по которому они подлежат зачислению в тот или иной бюджет. Второй принцип в соответствии с новой редакцией БК РФ следует именовать как принцип разграничения доходов между бюджетами разных уровней.
Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, а также муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ.
Четвертый принцип, принцип
выравнивания уровней бюджетной обеспеченнос
2.3. Проблемы бюджетного
федерализма в Российской
Сложившаяся в России система межбюджетных отношений, несмотря на проведенные в 1990-х годах реформы, не отвечает основополагающим принципам бюджетного федерализма.
По уровню децентрализации
бюджетных ресурсов Россия практически
не уступает большинству федеративных
государств, однако формально сохраняет
крайне высокую, даже по меркам унитарных
государств, централизацию налогово-
Установленные федеральным законодательством крайне ограниченные налогово-бюджетные полномочия органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления позволяют перекладывать политическую и финансовую ответственность за сбалансирование территориальных бюджетов и состояние социальной сферы на федеральный центр.
Бюджеты субъектов РФ и
особенно местные бюджеты перегружены
обязательствами, возложенными на них
федеральным законодательством
без предоставления источников финансирования
(так называемые нефинансируемые
федеральные мандаты). Требования Бюджетного
кодекса по возмещению дополнительных
расходов территориальных бюджетов
не выполняются, широкое распространение
получили судебные иски к органам
власти субъектов и местного самоуправления
с последующим списанием
Информация о работе Этапы становления и развития бюджетной системы Российской Федерации