Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 12:10, курсовая работа
Целью представленной работы является изучение сущности, видов и назначения внебюджетных фондов Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие, задачи и назначение внебюджетных фондов;
2. Изучить историю возникновения и источники формирования внебюджетных фондов;
3. Представить классификацию внебюджетных фондов;
4. Изучить основные направления использования финансовых ресурсов внебюджетных фондов.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов.4
1.1 Понятие, задачи и назначение внебюджетных фондов………………4
1.2 История возникновения и источники формирования внебюджетных фондов……………………………………………………………………………8
Глава 2. Классификация и основные направления использования финансовых ресурсов внебюджетных фондов…………………………….13
2.1 Характеристика Пенсионного фонда РФ……………………………..13
2.2 Необходимость и принципы построения Фонда социального страхования РФ……………………………………………………………….18
2.3 Основные задачи Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ…………………………………….…………………………25
Заключение…………………………………………………………………….33
Список использованных источников и литературы……………………..35
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов.4
1.1 Понятие, задачи и назначение внебюджетных фондов………………4
1.2 История
возникновения и источники формирования
внебюджетных фондов………………………………………………………………
Глава 2. Классификация и основные направления использования финансовых ресурсов внебюджетных фондов…………………………….13
2.1 Характеристика Пенсионного фонда РФ……………………………..13
2.2 Необходимость и принципы построения Фонда социального страхования РФ……………………………………………………………….18
2.3 Основные задачи Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ…………………………………….…………………………25
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы……………………..35
Вопросы стабильности функционирования финансовой системы встают на первое место в России, поскольку именно от того, насколько правильно эта система может перераспределять общенациональный доход на цели общественного производства, и зависит судьба тех масштабных социально-экономических преобразований, которые происходят в стране. При этом, важную роль в деятельности финансовой системы государства играют внебюджетные фонды.
Целью представленной работы является изучение сущности, видов и назначения внебюджетных фондов Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие, задачи и назначение внебюджетных фондов;
2. Изучить историю возникновения и источники формирования внебюджетных фондов;
3. Представить классификацию внебюджетных фондов;
4. Изучить основные направления использования финансовых ресурсов внебюджетных фондов.
Работа основана на изучении нормативных актов, регламентирующих деятельность внебюджетных фондов РФ: Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона "О некоммерческих организациях", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и др., а также трудов И.М. Александрова, Т.П. Николаевой, Н.Н. Ханчук, И.В. Бурхановой, В.В. Фетисова и др. в области изучения сущности, задач, функций, видов, источников формирования и назначения внебюджетных фондов РФ.
внебюджетный фонд российский финансовый
В результате ограниченности финансовых ресурсов у государства возникает необходимость их перераспределения, которое осуществляется в различных формах (фондовой и нефондовой).
Фонды - экономическая форма распределения стоимости общественного продукта, обусловленная необходимостью выделения относительно обособленных целевых частей в его составе [19, с.119].
Все фонды федерального уровня можно свести в четыре основные группы:
государственные внебюджетные фонды;
целевые бюджетные фонды;
специальные бюджетные фонды;
отраслевые внебюджетные фонды [8, с.263].
Важным звеном финансовой системы государства являются внебюджетные фонды.
Т.П. Николаева характеризует внебюджетный фонд как фонд денежных средств, образуемый вне бюджета за счет специальных источников, находящийся в распоряжении государственных, региональных и местных органов самоуправления и имеющий целевое назначение [19, с.119].
В.Д. Фетисов под внебюджетными фондами (ВБФ) представляет собой характерный финансовый инструмент, суть которого состоит в обособлении субъектом (государством, физическим, юридическим лицом или другим владельцем) части общеизвестных денежных ресурсов для удовлетворения своих специфических потребностей [20, с.150].
Н.Н. Ханчук определяет внебюджетные фонды как обособленную часть финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, формируемую в соответствии с действующим законодательством за счет специальных источников, используемых по целевому назначению [22, с.168].
Таким образом, государственные внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Они являются материально-вещественным воплощением финансовых отношений, которые складываются у государства, его федеральных и региональных органов, а также органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу обеспечения социальной, экономической, экологической и других видов защиты общества в целом и каждого из его граждан, улучшения социально-экономической среды обитания [22, с.169].
В соответствии с п.1 ст.144 Бюджетного кодекса РФ, в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются:
1) бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
2) бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
3) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования [1].
Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
В составе финансовой системы страны внебюджетные фонды занимают особое место: будучи самостоятельным звеном государственных и муниципальных финансов, они выступают экономической формой перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления для целевого финансирования социальных, экономических, экологических и других потребностей [9, с.65].
Внебюджетные фонды являются важным звеном в системе публичных финансов во всех развитых странах мира. С их помощью осуществляется перераспределение национального дохода в интересах органов государственной власти и реализация конституционных прав граждан. Спецификой внебюджетных фондов является четкое закрепление за ними доходных источников и строго целевое использование их средств.
Государство мобилизует в фонды часть доходов организаций и населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи:
обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики;
расширение социальных услуг населению [19, с.119].
Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, имеют ряд особенностей:
учреждаются органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
денежные средства формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы страховых взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов (налогов) в фонды, распространено большинство норм и положений Налогового кодекса РФ;
денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда);
являются юридическими лицами, освобождены от уплаты налогов и других обязательных платежей [19, с.119].
За счет средств внебюджетных фондов обычно финансируются мероприятия по обязательному социальному страхованию в отношении работающих граждан, а за счет средств бюджета - неработающих.
Внебюджетные фонды не подлежат непосредственно контролю со стороны законодательных органов власти и могут возникать и ликвидироваться лишь в связи условиями, определяющими потребность их существования. С помощью внебюджетных фондов возможно:
влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования;
обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет штрафов за загрязнение окружающей среды;
оказывать социальные услуги населению за счет выплаты социальных пособий, пенсий;
предоставлять займы зарубежным партнерам.
В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на: экономические, социальные, научно-технические, внешнеэкономические, экологические, культурно-просветительные и др. В соответствии с уровнем управления - на государственные и региональные. В зависимости от периода функционирования - бессрочного, краткосрочного и долгосрочного действия [20, с.151].
Возникновение внебюджетных фондов связано со специальными видами расходов по обеспечению населения и защиты работников труда [8, с.263]. Впервые внебюджетные фонды стали создаваться в России в 1991 г.
Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для их покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось.
С укреплением централизованного государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов и был создан государственный бюджет.
В современных условиях наряду с государственным бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов [19, с.119].
Организационно-структурные изменения в РФ, выразившиеся в создании в начале 90-х годов государственных социальных внебюджетных фондов, неразрывно связаны с дальнейшими преобразованиями в этой области и, прежде всего, с созданием законодательства об обязательном социальном страховании, учитывающего произошедшие радикальные преобразования в нашем обществе.
На основе Закона РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991 года органы власти в рамках законодательства РСФСР могли образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.
В настоящее время государственные внебюджетные фонды создаются на основе нормативных актов высших органов власти, которыми регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств. Основными нормативными актами, регламентирующими функционирование внебюджетных фондов, является Конституция РФ, ФЗ "О некоммерческих организациях", ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Бюджетный кодекс РФ (гл.17), Положения правительства, указы Президента и др. [1, 2, 3].
Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих средств (источников):
целевых поступлений от налогов и сборов, закрепленных законодательством РФ за соответствующим фондом;
средств бюджета;
прибыли от коммерческой деятельности, осуществляемой самим фондом как юридическим лицом;
займов, полученных фондом у ЦБ РФ или у коммерческих банков;
иных поступлений, не запрещенных законом [8, с.264].
Статьи расходов внебюджетных фондов устанавливаются в строгом соответствии с их целевым предназначением и утвержденным законом.
Доходы и расходы внебюджетных фондов образуют их бюджеты [9, с.66]. Отчеты об исполнении бюджета федеральных внебюджетных фондов составляются органом управления фонда и представляются Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона. Контроль за использованием бюджетов внебюджетных фондов возлагается на органы, обеспечивающие контроль за исполнением бюджетов бюджетной системы РФ [19, с.123].
Территориальные внебюджетные фонды формируются за счет следующих средств (источников):
налоговых отчислений;
бюджетных средств;
добровольных взносов юридических и физических лиц;
доходов от аукционов;
штрафов за административные и другие правонарушения и т.д. [8, с.265].
Фонды создаются на основе решений территориальных представительных органов власти. Средства поступают на специальный счет соответствующего фонда и используются по прямому назначению в соответствии с законодательством территориальных образований [19, с.123].
С помощью средств внебюджетных фондов всех уровней государство решает важнейшие социально-экономические задачи:
социальной защиты населения;
повышения жизненного уровня населения;
сохранения и улучшения здоровья населения;
социальной ориентации безработного населения;
оказания социальных услуг населению;
развития социальной инфраструктуры [8, с.265].
Бюджеты государственных внебюджетных фондов по представлению проектов Правительством РФ рассматриваются и утверждаются Федеральным собранием РФ в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального бюджета РФ. Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов по представлению органами исполнительной власти субъектов РФ рассматриваются и утверждаются Законодательным собранием субъекта РФ одновременно с принятием бюджета на очередной финансовый год [8, с.268].