Классификация и основные направления использования финансовых ресурсов внебюджетных фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной работы является изучение сущности, видов и назначения внебюджетных фондов Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие, задачи и назначение внебюджетных фондов;
2. Изучить историю возникновения и источники формирования внебюджетных фондов;
3. Представить классификацию внебюджетных фондов;
4. Изучить основные направления использования финансовых ресурсов внебюджетных фондов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов.4
1.1 Понятие, задачи и назначение внебюджетных фондов………………4
1.2 История возникновения и источники формирования внебюджетных фондов……………………………………………………………………………8
Глава 2. Классификация и основные направления использования финансовых ресурсов внебюджетных фондов…………………………….13
2.1 Характеристика Пенсионного фонда РФ……………………………..13
2.2 Необходимость и принципы построения Фонда социального страхования РФ……………………………………………………………….18
2.3 Основные задачи Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ…………………………………….…………………………25
Заключение…………………………………………………………………….33
Список использованных источников и литературы……………………..35

Файлы: 1 файл

Контрольная Коваленко А.А.rtf

— 1.02 Мб (Скачать файл)

доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования Российской Федерации;

штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

безвозмездные поступления:

межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Фонду социального страхования Российской Федерации;

прочие поступления [1].

Бюджет фонда социального страхования РФ и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением фонда утверждаются председателем фонда.

С точки зрения организации фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ, имеющим региональные отделения. Его имущество является собственностью государства, которое передано фонду в оперативное управление.

В обязанности фонда входит обеспечение сбора страховых взносов и иных платежей, перечисляемых работодателями на государственное социальное страхование на единый текущий счет фонда и счета исполнительных органов [8, с.279].

Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей осуществляется фондом.

Задачами фонда являются:

обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

обеспечение государством пособий на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, а также санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования и мер, обеспечивающих финансовую устойчивость фонда;

разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования;

международное сотрудничество по вопросам социального страхования работников [20, с.157].

Финансовые функции Фонда заключаются в:

регулировании финансовых потоков;

аккумулировании и перераспределении финансовых ресурсов системы государственного социального страхования,

обеспечении механизма дотаций региональных отделений Фонда, нуждающихся в средствах для исполнения своих обязательств по выплатам нормативно установленных социальных пособий и компенсаций [19, с.138].

В состав фонда входят:

региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъекта РФ;

центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях экономики;

филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями фонда [8, с.280].

Региональные отделения фонда образуются в субъектах РФ и решают следующие задачи:

регистрируют страхователей, выдают удостоверения о регистрации, организуют банки данных по всем категориям страхователей;

осуществляют финансовую деятельность по обеспечению социального страхования в регионе или отрасли экономики;

устанавливают для страхователей нормативы расходов, необходимых для обеспечения государственных гарантий по социальному страхованию работников;

обеспечивают полноту и своевременность уплаты страхователями взносов на социальное страхование, исполнение доходных и расходных частей бюджетов органов фонда;

аккумулируют страховые взносы и другие платежи для создания резервов, принимают решения об использовании свободных денежных средств;

разрабатывают проекты бюджетов органов фонда и смет расходов;

производят расчеты со страхователями и другими органами фонда и организациями;

организуют и осуществляют контроль за расходованием средств фонда [8, с.281].

Субъектами обязательного социального страхования являются:

страхователи - организации и граждане, обязанные уплачивать страховые взносы (обязательные платежи);

страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев;

застрахованные лица - граждане РФ, а также иностранные граждане, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с законодательством [19, с.122].

Источниками формирования фонда являются:

страховые взносы работодателей;

страховые взносы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся определенными видами деятельности;

страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование;

страховые взносы граждан, осуществляющих трудовую деятельность на других условиях, кроме работы на производстве и занятия индивидуальной трудовой деятельностью, но имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию;

доходы от инвестирования части свободных средств фонда в ликвидные ценные бумаги и банковские вклады;

добровольные взносы граждан и юридических лиц;

другие поступления, возмещаемые страхователями.

Средства фонда используются на следующие мероприятия:

выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим: на учет в ранние сроки беременности;

выплаты на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им совершеннолетия;

оплату путевок, проезд и питание работников и их детей в санаторно-курортных учреждениях в пределах РФ или стран СНГ в случае отсутствия на территории России аналогичных учреждений;

частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаторно-оздоровительных учреждений, имеющих лицензии на право занятия данными видами деятельности;

создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда, его текущей деятельности и содержание аппарата управления фонда;

финансирование подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих защиту трудовых прав работников и охрану труда;

проведение НИР по вопросам социального страхования и охраны труда;

финансирование программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования и охраны труда;

осуществление других мероприятий в соответствии с задачами и планами деятельности фонда.

2.3 Основные задачи Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ

 

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является государственным учреждением. Фонд является юридическим лицом и подотчетен только Правительству РФ [8, с.284].

Средства фонда формируются за счет обязательных отчислений страхователей на медицинское страхование граждан и являются федеральной собственностью, но не входят в состав средств бюджетов.

В соответствии с п.3 ст.146 Бюджетного кодекса РФ, в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования входят:

неналоговые доходы:

страховые взносы на обязательное медицинское страхование - по тарифу, устанавливаемому Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", в части, зачисляемой в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

недоимки, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

доходы от размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

безвозмездные поступления:

межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования;

прочие поступления [1].

Фонд обязательного медицинского страхования представляет собой централизованную систему финансовых ресурсов для целей медицинского страхования как одной из форм социальной защиты отдельных групп граждан. Главной задачей фонда является гарантированное получение медицинской помощи гражданами за счет накопленных средств и проведение профилактических мероприятий среди населения страны.

Основными задачами фонда являются:

финансовое обеспечение прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования;

обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема медицинской помощи гражданам на всей территории РФ;

аккумулирование финансовых средств фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования [8, с.285].

Субъектами медицинского страхования выступают: страхователь, страховая медицинская организация и само медицинское учреждение [8, с.286].

Страхователями при обязательном медицинском страховании являются органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления - для неработающего населения; организации, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, частные нотариусы, адвокаты, физические лица, заключившие трудовые договоры в работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством РФ начисляются налоги в части, подлежащей зачислению в фонды обязательного медицинского страхования, - для работающего населения [19, с.143].

Страхователями при добровольном медицинском страховании выступают отдельные граждане, обладающие гражданской дееспособностью, и (или) предприятия, представляющие интересы граждан.

Страхователями являются:

при обязательном медицинском страховании для неработающих граждан - исполнительные органы власти субъекта РФ и местная администрация, а для работающих граждан - предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и лица свободных профессий;

при добровольном медицинском страховании - отдельные граждане или предприятия представляющие интересы граждан [8, с.286].

Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием.

Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно [19, с.144].

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование является частью государственного медицинского страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи и предоставлении ее за счет средств обязательного медицинского страхования [8, с.285].

Добровольное медицинское страхование строится на основе соответствующих программ и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программой обязательного медицинского страхования [8, с.285]. Добровольное медицинское страхование осуществляется за счет средств предприятий и личных средств граждан путем заключения договора между страхователем и медицинским учреждением, в котором устанавливается размер страховых взносов.

Медицинское страхование осуществляется на основе договора, заключаемого между страхователем и медицинским учреждением. Договор медицинского страхования считается заключенным с момента уплаты первого страхового взноса.

Источниками финансирования медицинского страхования являются:

часть страховых взносов хозяйствующих субъектов и других организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральным законодательством;

средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов местного самоуправления, выделяемые на выполнение целевых программ;

средства государственных и общественных организаций, предприятий;

личные средства граждан;

безвозмездные и благотворительные вносы и пожертвования физических и юридических лиц;

доходы от ценных бумаг, находящихся в распоряжении фонда медицинского страхования;

кредиты банков и других кредиторов;

другие источники дохода [8, с.287].

Средства фонда медицинского страхования используются на следующие цели:

финансовое обеспечение медицинской помощи гражданам в соответствии с законодательными актами РФ;

обеспечение финансовой устойчивости системы медицинского страхования;

финансирование мероприятий по разработке и реализации целевых программ;

обеспечение профессиональной подготовки кадров сферы медицинского страхования;

финансирование НИР и развитие материально-технической базы учреждений медицинского страхования;

субсидирование конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по обязательному медицинскому страхованию;

оплату особо дорогостоящих видов медицинской помощи;

финансирование медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях;

оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф;

финансирование иных мероприятий в области медицинской помощи населению [8, с.288].

Территориальные ФОМС создаются органами власти субъектов РФ. Они являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями, юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Информация о работе Классификация и основные направления использования финансовых ресурсов внебюджетных фондов