Классификация и основные направления использования финансовых ресурсов внебюджетных фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной работы является изучение сущности, видов и назначения внебюджетных фондов Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие, задачи и назначение внебюджетных фондов;
2. Изучить историю возникновения и источники формирования внебюджетных фондов;
3. Представить классификацию внебюджетных фондов;
4. Изучить основные направления использования финансовых ресурсов внебюджетных фондов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов.4
1.1 Понятие, задачи и назначение внебюджетных фондов………………4
1.2 История возникновения и источники формирования внебюджетных фондов……………………………………………………………………………8
Глава 2. Классификация и основные направления использования финансовых ресурсов внебюджетных фондов…………………………….13
2.1 Характеристика Пенсионного фонда РФ……………………………..13
2.2 Необходимость и принципы построения Фонда социального страхования РФ……………………………………………………………….18
2.3 Основные задачи Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ…………………………………….…………………………25
Заключение…………………………………………………………………….33
Список использованных источников и литературы……………………..35

Файлы: 1 файл

Контрольная Коваленко А.А.rtf

— 1.02 Мб (Скачать файл)

Таким образом, внебюджетные фонды являются важным звеном финансовой системы Российской Федерации.

Под внебюджетными фондами понимаются фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Они являются материально-вещественным воплощением финансовых отношений, которые складываются у государства, его федеральных и региональных органов, а также органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу обеспечения социальной, экономической, экологической и других видов защиты общества в целом и каждого из его граждан, улучшения социально-экономической среды обитания.

В состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются: бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации; бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации; бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

 

Глава 2. Классификация и основные направления использования финансовых ресурсов внебюджетных фондов

2.1 Характеристика Пенсионного фонда РФ

 

Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованный внебюджетный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение денежных средств в целях пенсионного обеспечения граждан РФ [8, с.269].

В целом, пенсионная система России является составной частью государственного социального обеспечения. Основные принципы пенсионного обеспечения в нашей стране - это всеобщность, обязательность, гарантированность, независимость от форм собственности, соответствие международной практике [19, с.127].

ПФ РФ является крупнейшим из государственных внебюджетных фондов. Средства его бюджета находятся в федеральной собственности РФ, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. В своей деятельности ПФ РФ подотчетен Правительству РФ [22, с.171].

Основные задачи Пенсионного фонда РФ:

назначение и выплата трудовых пенсий и определенных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению, финансирование расходов на выплату и доставку этих пенсий;

организация и ведение персонифицированного учета;

подготовка и внесение в Правительство РФ законопроектов о бюджете ПФ РФ на очередной финансовый год и отчете об исполнении бюджета ПФ РФ за прошедший год, а также предложений и законопроектов о реформировании и совершенствовании системы государственного пенсионного обеспечения (страхования);

межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ;

участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по пенсионным вопросам;

проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ [22, с.172].

К функциям фонда относятся:

аккумуляция денежных средств фонда на специальном счете;

финансирование расходов в соответствии с федеральным законом о фонде;

организация работы по формированию и расходованию денежных средств фонда;

организация и ведение индивидуально-персонифицированного учета застрахованных лиц;

участие в разработке и реализации государственных и международных договоров по вопросам пенсионного обеспечения граждан;

контроль за своевременным и полным поступлением денежных средств, правильным и рациональным их расходованием в соответствии с федеральным законом о фонде [8, с.269].

В соответствии с п.1 ст.146 Бюджетного кодекса РФ, в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации входят:

неналоговые доходы:

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации;

взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;

недоимки, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации;

доходы от размещения средств Пенсионного фонда Российской Федерации;

штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

безвозмездные поступления:

межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду Российской Федерации;

безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов;

взносы, уплачиваемые организациями угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников этих организаций;

недоимки, пени и штрафы по взносам организаций угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников этих организаций в Пенсионный фонд Российской Федерации;

прочие поступления [1].

Бюджет ПФ РФ и отчет об исполнении бюджета ежегодно утверждаются Федеральным Собранием РФ. Соответствующие законопроекты вносятся в Государственную Думу Федерального Собрания РФ Правительством РФ [22, с.171].

Денежные средства фонда направляются на следующие цели:

выплату трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ;

компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;

повышение пенсий участникам Великой Отечественной войны;

выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

социальную помощь престарелым и нетрудоспособным;

выплату ритуальных пособий;

финансирование текущей деятельности фонда и его органов [8, с.270].

Наибольший удельный вес в расходах ПФ РФ занимают выплаты государственных пенсий и пособий. Наряду с ними осуществляются целевые выплаты государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям; социальных пенсий; социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших надень смерти; расходы на предоставление льгот по пенсионному обеспечению граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также в результате других радиационных и техногенных катастроф; расходы на повышение пенсий участникам Великой Отечественной войны и вдовам военнослужащих; расходы на выплаты государственных пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу; расходы на доставку и пересылку указанных видов государственных пенсий [22, с.173].

Плательщиками страховых взносов в фонд являются: юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся отдельными видами деятельности и уплачивающие единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда, по всем основаниям, из которых исчисляется пенсия, в том числе на вознаграждение за выполнение работ по договорам подряда и поручения.

Работодатели представляют в банк платежные поручения на перечисление страховых взносов, которые банком перечисляются на расчетный счет фонда.

Дополнительным по отношению к государственному является негосударственное пенсионное обеспечение, которое может осуществляться в формах:

дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных предприятий, отраслей экономики или территорий;

личного пенсионного страхования граждан, осуществляющих накопление средств на дополнительное пенсионное обеспечение [8, с.272].

Негосударственный пенсионный Фонд (НПФ) - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионного страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании;

деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем [22, с.173].

Функциями негосударственного фонда являются:

аккумулирование пенсионных взносов;

размещение пенсионных резервов;

учет пенсионных обязательств;

выплата негосударственных пенсий только участникам фонда [8, с.273].

Учредителями фонда могут быть юридические и физические лица. В целях защиты прав и интересов вкладчиков и участников деятельность фонда подлежит обязательному лицензированию.

Негосударственный пенсионный фонд:

разрабатывает условия пенсионного обеспечения участников фонда;

заключает пенсионные договоры;

организует прием денежных средств каждого из участников фонда;

ведет бухгалтерский учет и осуществляет актуарные расчеты;

производит выплаты негосударственных пенсий;

осуществляет контроль за своевременным поступлением средств в фонд и их распределением в соответствии с положением о фонде.

Негосударственный пенсионный фонд осуществляет размещение пенсионных резервов через управляющего фондом, который обеспечивает возврат переданных фондом пенсионных резервов по договорам доверительного управления и иным договорам в соответствии с положением о фонде.

Система пенсионного обеспечения представляет собой цепочку звеньев - от назначения до выплаты пенсий. Назначением пенсий занимаются органы социальной защиты, а финансирование выплат пенсий возлагается на органы пенсионного фонда. Цепь назначения и выдачи пенсий включает следующие звенья: управление социальной защиты населения субъекта РФ; районный (городской) орган социальной защиты; региональное отделение пенсионного фонда; банк, пенсионер [8, с.274].

2.2 Необходимость и принципы построения Фонда социального страхования РФ

 

Фонд социального страхования РФ является государственным внебюджетным централизованным фондом финансовых ресурсов, предназначенных для оказания социальной помощи и социальных услуг [8, с.279].

Фонд социального страхования РФ (ФСС) призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе [22, с.176].

Фонд формируется на страховой основе.

Система обязательного социального страхования функционирует на принципах:

устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемой на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

всеобщего обязательного характера социального страхования, доступности для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

государственной гарантии соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнения обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

государственного регулирования системы обязательного социального страхования;

паритетности участия представителей обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

обязательности уплаты страхователями страховых взносов обязательного социального страхования;

ответственности за целевое использование средств обязательного социального страхования;

обеспечения надзора и общественного контроля;

автономности финансовой системы обязательного социального страхования [19, с.122].

Фонд социального страхования РФ создан с 1 января 1991 года в соответствии с постановлением Совета министров РФ от 25.12.90 № 600 "О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся в РСФСР". Его деятельность осуществляется также в соответствии с ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" от 16 июля 1999 г. и др. нормативными актами.

Создание в 1991 году Фонда социального страхования РФ в качестве автономно функционирующего учреждения является началом очередного этапа реформирования системы обязательного социального страхования в РФ [19, с.137].

В настоящее время Фонд социального страхования РФ является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов РФ, других фондов и изъятию не подлежат. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ.

Фонд социального страхования РФ состоит из:

региональных отделений;

центральных отраслевых отделений;

филиалов отделений.

В соответствии с п.2 ст.146 Бюджетного кодекса РФ, в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации входят:

неналоговые доходы:

страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации;

Информация о работе Классификация и основные направления использования финансовых ресурсов внебюджетных фондов