Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 01:09, курсовая работа
Вопрос о том, что такое банк, не является таким простым, как может показаться на первый взгляд. В обыденном понимании банк – это хранилище денег. На самом деле такое толкование банка не раскрывает его сути, места и роли в условиях рынка.
I Введение. Что такое банк. Возникновение банковского дела.
II Становление современной банковской системы.
III Сущность, функции и классификация коммерческих банков.
IV Структура системы управления коммерческого банка.
V Организационно-функциональная структура коммерческого банка.
VI Операции коммерческих банков:
1) Пассивные операции,
2) Активные операции,
3) Кредитование как основа активных операций.
VII Доходы, расходы и прибыль коммерческих банков.
VIII Банковские риски.
IX Служба внутреннего контроля.
X Взаимоотношения банка с клиентами.
XI Заключение.
Московский Авиационный Институт
(государственный технический университет)
кафедра «Экономика инвестиций»
реферат на тему:
«Коммерческие банки. Их место и роль в банковской системе Российской Федерации».
преподаватель
2003-11-17
Содержание:
I Введение. Что такое банк. Возникновение банковского дела.
II Становление современной банковской системы.
III Сущность, функции и классификация коммерческих банков.
IV Структура системы управления коммерческого банка.
V Организационно-функциональная структура коммерческого банка.
VI Операции коммерческих банков:
1) Пассивные операции,
2) Активные операции,
3) Кредитование как основа активных операций.
VII Доходы, расходы и прибыль коммерческих банков.
VIII Банковские риски.
IX Служба внутреннего контроля.
X Взаимоотношения банка с клиентами.
XI Заключение.
I Введение. Что такое банк. Возникновение банковского дела.
Вопрос о том, что такое банк, не является таким простым, как может показаться на первый взгляд. В обыденном понимании банк – это хранилище денег. На самом деле такое толкование банка не раскрывает его сути, места и роли в условиях рынка.
Банки – это непременный атрибут товарно-денежного хозяйства. Исторически они шли рука об руку: начало обращения денежной формы собственности можно считать и началом банковского дела, а степень зрелости, развития банковской деятельности всегда так или иначе соответствовала степени товарно-денежных связей в экономике.
Само слово «банк» происходит от итальянского «banco», что означает «стол». Эти «столы» устанавливались в 9 веке на площадях итальянских городов, где проходила оживлённая торговля. За столами располагались специалисты – менялы, которые разбирались во множестве обращающихся монет и могли дать совет по их обмену или реально совершить этот обмен.
Практически невозможно установить конкретную историческую дату возникновения банков. Элементы развития банковской деятельности в той или иной мере отмечались в Италии, Греции, Египте, Вавилоне и других странах задолго до нашей эры.
Во многих исторических исследованиях можно встретить данные о вавилонских банкирах, принимавших процентные вклады и выдававших ссуды под письменные обязательства и под залог разных ценностей. Уже в 8 веке до нашей эры вавилонский банк принимал вклады, платил по ним проценты, выдавал ссуды и даже выпускал банковские билеты.
Более того, по мнению историков, еще за 2300 лет до н. э. у халдеев были торговые компании, которые наряду с выполнением своих непосредственных функций выдавали так же и ссуды.
Различия в определении времени возникновения первых банков позволили российскому экономисту О. И. Лаврушину сформулировать подход к данной проблеме, который всё расставляет на свои места: «Суть вопроса о первых банках даже не столько в определении какой-то исторической даты, приемлемой для различных сторон, сколько в определении того, что же считать банком». [ О.Ю. Свиридов]
В российской экономической литературе банк определяется как крупное кредитное учреждение, где кредит выдаётся не только на потребление, но и на хозяйственные операции и, наконец, кредитор (банкир) по распоряжению своих клиентов выполняет расчетные и другие операции. Таким образом банк – это такая ступень развития кредитного дела, при которой кредитные, денежные и расчетные операции в их совокупности концентрируются в едином центре.
II Становление современной банковской системы.
Особенности современной банковской системы России во многом стали результатом особенностей её развития. Первые банки появились в России в середине 18 века, но в рамках темы «Коммерческие банки. Их место и роль в банковской системе России», наиболее важны последние несколько десятилетий их развития.
Сложившаяся в СССР в доперестроечный период банковская система характеризовалась наличием следующих централизованных государственных структур.
Госбанк СССР с сетью своих учреждений (их число составляло около 4500), которые осуществляли расчётное, кассовое и кредитное обслуживание предприятий и организаций. В состав Госбанка СССР входили Гострудсберкассы, осуществлявшие хранение денежных средств населения, расчётное и кассовое обслуживание отдельных категорий юридических лиц, а так же обслуживавшие население по операциям с государственными займами.
Стройбанк СССР осуществлял через свои учреждения (число которых достигало 800) расчетное обслуживание и долгосрочное кредитование предприятий капитального строительства.
Внешторгбанк СССР, который обслуживал юридических лиц, участвующих во внешней торговле, и физических лиц, имевших право на хранение валютных средств.
Такова была структура банковской системы СССР накануне её реформирования. Реформа проводилась в несколько этапов. На первом этапе, в июле 1987 года, была создана новая система банков, в состав которой вошли:
Госбанк СССР и пять специализированных банков:
Внешэкономбанк СССР;
Промстройбанк СССР;
Агропромбанк СССР;
Жилсоцбанк СССР;
Сберегательный банк СССР.
Подобная структура банковской системы складывалась под влиянием общей структуры управления народным хозяйством. Каждый тип народнохозяйственного комплекса получил поддержку в виде специального банка, осуществлявшего его кредитно-расчетное обслуживание.
Кроме того, помимо банков государственного происхождения в стране начала формироваться сеть акционерных и кооперативных коммерческих банков. Идея децентрализации банковской системы на первом этапе реформы получила реализацию на практике. Однако успех децентрализации был относительным, поскольку специализированные банки напоминали те же банковские министерства, только меньшего размера, а количество вновь созданных акционерных и кооперативных банков было не велико.
Два первых коммерческих банка «Викинг» и «Премьер» были зарегистрированы в Госбанке СССР 26 и 29 августа 1988 года. Банковского законодательства тогда ещё не было, оно появилось в 1990 году. Было только разрешение председателя Совета министров СССР Николая Рыжкова на регистрацию уставов коммерческих банков и закон о кооперации.
Как вспоминает в книге «Рождение коммерческих банков» [5] заведующая отделом регистрации коммерческих банков планово–экономического отдела Госбанка СССР Людмила Трубникова, не только в Госбанке СССР не знали, что делать с коммерческими банками. Сами коммерческие банки весьма смутно представляли, чем они должны заниматься. Некоторые банки вписывали в свои уставы виды деятельности, которые никакого отношения к собственно банковской работе не имели, например получали доход от обычной торговли.
При этом профессиональных банкиров в те времена в СССР просто не было. Ведь даже деятельность советских банков кардинально отличалась от того, как должен был работать коммерческий банк. Единственными специалистами такого рода были сотрудники совзагранбанков, которые сталкивались с деятельностью западных коммерческих банков. Но заманить их в российский коммерческий банк было просто невозможно. Поэтому в банкиры шли не столько профессионалы, сколько энтузиасты.
Однако главная причина, по которой первый этап банковской реформы не дал существенных положительных результатов, состояла в том, что созданная система явно не отвечала задачам, возникшим в развивающихся товарно-денежных отношениях. Появилась необходимость дальнейшего её преобразования в направлении создания двухуровневой системы, соответствующей требованиям рыночной экономики.
Второй этап банковской реформы начался с принятием в декабре 1990 года Закона «О Государственном банке РСФСР» и Закона «О банках и банковской деятельности в РСФСР». Таким образом деятельность банков впервые получила законодательную основу. Банки были объявлены самостоятельными юридическими лицами, экономически самостоятельными учреждениями, не несущими ответственность по обязательствам государства (так же как государство не несёт ответственности по обязательствам банков). Стали закладываться основы новой банковской системы.
На верхнем уровне системы находится Центральный банк России. На этом уровне должны решаться вопросы проведения политики государства в области денежного обращения и кредита, в связи с чем ЦБ России должен быть освобождён от операций с иной клиентурой, кроме коммерческих банков.
На нижнем уровне – широкая сеть коммерческих банков.
Следует отметить, что второй этап банковской реформы дал необходимый импульс для развития именно этого звена банковской системы. Согласно Закону «О банках и банковской деятельности в РСФСР» все банки трансформировались в акционерные коммерческие банки, а их уставный капитал мог формироваться из средств не менее трёх участников банка.
Таким образом реформа на втором этапе завершилась формированием двухуровневой банковской системы. Эмиссионный банк выделился в самостоятельное звено в виде центрального банка, коммерческие банки образовали второе звено банковской системы, взяв на себя функции кредитно-расчетного обслуживания предприятий и населения. В 1992-1995 годах в России происходил этап бурного экстенсивного роста банковской системы, а в 1996 году началась и осуществляется по сей день стадия её качественной эволюции.
Подводя итоги развития банковской системы России за годы коренного реформирования социально-экономического строя страны можно утверждать, что в России начала складываться банковская система, которая строится на тех же принципах, что и в странах с развитой рыночной экономикой. Российские коммерческие банки, пройдя период становления, превратились в мощные финансовые структуры и стали играть важную роль в процессах преобразования общества и экономики.
III Сущность, функции и классификация коммерческих банков.
Банк – автономное, независимое коммерческое предприятие. Это главное, что следует выделить для понимания его сущности. Конечно, банк – это не завод или фабрика, но у него, как у любого предприятия есть свой продукт. Продуктом банка является формирование платёжных средств (денежной массы), а так же разнообразные услуги в виде предоставления кредитов, гарантий, поручительств, консультаций, управления имуществом. Деятельность банка носит производительный характер.
В условиях рынка банки являются ключевым звеном, питающим народное хозяйство дополнительными денежными ресурсами; они перераспределяют денежные ресурсы из области их избыточности в область дефицита. Современные банки не только торгуют деньгами, но и являются аналитиками рынка. По своему местоположению банки оказываются ближе всего к бизнесу, его потребностям меняющейся конъюктуре. Таким образом, рынок неизбежно выдвигает банк в число основополагающих элементов экономического регулирования.
Банк – это институт кредитно-банковской системы, организующий движение ссудного капитала с целью получения прибыли.
Сущность банка проявляется в его функциях.
1) Аккумуляция и мобилизация денежного капитала. С помощью этой функции банков происходит сосредоточение временно свободных денежных средств юридических и физических лиц и превращение их в капитал.
2) Посредничество в кредите. Данная функция определяется тем, что прямые отношения между кредиторами и заёмщиками невозможны из-за несовпадения суммы и срока капитала, предлагаемого в ссуду, и потребностью заёмщика в них. Банки, выполняя роль посредника в кредите, устраняют эти затруднения.
3) Создание кредитных денег. Данная функция является особой функцией банков по созданию кредитных денег в виде банковских депозитов, которые используются с помощью чеков, пластиковых карточек, электронных переводов.
Банки образуют депозиты, во-первых, принимая наличные деньги от своих клиентов, когда происходит замена одного вида денег (банкнот) другим видом (депозитами).
Во вторых, банк создаёт депозиты на основе выдачи банковских ссуд, приобретая у клиентов ценные бумаги, иностранную валюту, золото. В этом случае происходит обратный переход денег из безналичной формы в наличную.
4) Осуществление расчётов в народном хозяйстве. В условиях совершенствования расчетных отношений в народном хозяйстве промышленно развитых стран всё большая часть расчетов между юридическими лицами осуществляется в безналичной форме и банки выступают организаторами и посредниками подобных расчетов. Они осуществляют платежи по поручению клиентов, принимают деньги на их счета и ведут учет всех их денежных поступлений и выдач.
Информация о работе Коммерческие банки. Их место и роль в банковской системе Российской Федерации