Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 01:09, курсовая работа
Вопрос о том, что такое банк, не является таким простым, как может показаться на первый взгляд. В обыденном понимании банк – это хранилище денег. На самом деле такое толкование банка не раскрывает его сути, места и роли в условиях рынка.
I Введение. Что такое банк. Возникновение банковского дела.
II Становление современной банковской системы.
III Сущность, функции и классификация коммерческих банков.
IV Структура системы управления коммерческого банка.
V Организационно-функциональная структура коммерческого банка.
VI Операции коммерческих банков:
1) Пассивные операции,
2) Активные операции,
3) Кредитование как основа активных операций.
VII Доходы, расходы и прибыль коммерческих банков.
VIII Банковские риски.
IX Служба внутреннего контроля.
X Взаимоотношения банка с клиентами.
XI Заключение.
Стратегия и тактика банка в сфере получения и предоставления кредитов составляют суть его кредитной политики. Она включает в себя следующие элементы:
- определение целей, на основании которых формируется кредитный портфель банка;
- описание полномочий отделений банка в процессе выдачи, ведения и погашения кредита;
- перечень необходимых документов;
- основные правила приёма, оценки и реализации кредитного обеспечения;
- лимитирование операций по кредитованию;
- политику установления процентных ставок по кредитам;
- методики оценки кредитных заявок;
- методы диагностики проблемных кредитов.
Кредитная политика банка – это комплекс его мероприятий, цель которых – повышение доходности кредитных операций и снижение кредитного риска.
Разрабатывая кредитную политику, банк должен учитывать ряд факторов, состав которых приведён в таблице 1.
табл.1
Макроэкономические | Общее состояние экономики страны Денежно-кредитная политика Банка России Финансовая политика правительства России |
Региональные и отраслевые | Состояние экономики в регионах и отраслях, обслуживаемых банком Состав клиентов, их потребность в кредите Наличие банков-конкурентов |
Внутрибанковские | Величина собственных средств банка Структура пассивов Способность и опыт персонала |
Кредитная политика банка определяет стандарты, параметры и процедуры, которыми руководствуются банковские работники в своей деятельности по предоставлению, оформлению кредитов и управлению ими.
Кредитная политика обычно оформляется в виде письменно зафиксированного документа, который включает в себя положения, регламентирующие предварительную работу по выдаче кредита, а так же процесс кредитования. Элементы кредитной политики приведены в таблице 2.
табл. 2
Этапы кредитования | Регламентируемые параметры и процедуры |
Предварительная работа по предоставлению кредитов | Состав будущих заёмщиков Виды кредитования Количественные процедуры кредитования Стандарты оценки кредитоспособности заёмщиков Стандарты оценки ссуд Процентные ставки Методы обеспечения возвратности кредита Контроль за соблюдением процедуры подготовки выдачи кредита |
Оформление кредита | Формы документов Технологическая процедура выдачи кредита Контроль за правильностью оформления кредита |
Управление кредитом | Порядок управления кредитным портфелем Контроль за исполнением кредитных договоров Условия продления или возобновления просроченных кредитов Порядок покрытия убытков Контроль за управлением кредитом |
VII Доходы, расходы и прибыль коммерческих банков.
Доходы, расходы и прибыль коммерческого банка есть финансовые результаты его деятельности. При этом конечный результат – прибыль – определяется как разница между доходами и расходами. Правильное отображение в бухгалтерском учёте всех статей данных показателей связано с образованием налогооблагаемой базы и расчётом налогов.
В состав доходов банка включаются:
- начисленные и полученные проценты по кредитным ресурсам, размещённым банком в кредитах предприятиям и организациям;
- комиссионная и иная плата за услуги, оказываемые банком клиентам по открытию и ведению их счетов;
- плата за выдачу (получение) наличных денег, инкассацию, за перевозку денежных средств и иных ценностей;
- доходы по гарантийным и акцепторным операциям;
- доходы, полученные в результате оказания консультационных, информационных, экспертных услуг;
- доходы от проведения трастовых операций;
- доходы от операций с наличной и безналичной иностранной валютой;
- доходы от операций с ценными бумагами;
- доходы от операций с драгоценными металлами;
- доходы, связанные с долевым участием в деятельности других предприятий, дивиденды и проценты по акциям и иным ценным бумагам.
Структурно все доходы банка можно разбить на два крупных блока:
Расходы коммерческого банка – это затраты денежных средств на выполнение банком операций и обеспечение его функционирования.
В состав расходов банка включают:
Все вышеперечисленные статьи расходов для удобства их дальнейшего анализа обычно группируют по следующему принципу:
- Процентные расходы – начисленные и уплаченные проценты в рублях и валюте;
- Непроцентные расходы – почтовые и телеграфные расходы, расходы на содержание аппарата управления, хозяйственные, а так же штрафы и пени;
- Прочие расходы.
Прибыль коммерческого банка – это финансовый результат деятельности коммерческого банка в виде превышения доходов над расходами. Общая сумма прибыли определяется как разница между общей суммой доходов банка и общей суммой его расходов.
Структурно источники образования прибыли имеют следующий вид:
VIII Банковские риски.
Ключевой принцип в работе коммерческих банков – стремление к получению прибыли. Его обычно ограничивает ожидание возможных убытков. Это связано с наличием риска как стоимостного выражения вероятного события, ведущего к финансовым потерям. Риски тем больше, чем выше шанс извлечь крупную прибыль. Риски образуются в результате отклонений действительных данных от формальной оценки сегодняшнего состояния и будущего развития. Эти отклонения могут быть как позитивными, так и негативными. В первом случае речь идёт о шансах получить прибыль, во втором – о риске понести убыток. Доходность – важнейший критерий для принятия решений о вложении средств в тот или иной вид активов. Однако повышение доходности и снижение рисков – две противоположные задачи. Обычно высокую прибыль приносят операции, связанные с высоким риском, а низкий риск сочетается с незначительными доходами. Таким образом, получать прибыль можно только в тех случаях, когда риски будут предусмотрены заранее и подстрахованы.
Понятие риск очень многогранное и его определяют по-разному. В самом широком смысле риском называется неопределённость в отношении наступления того или иного события в будущем. В банковском деле риск означает вероятность того, что произойдёт событие, которое неблагоприятно скажется на прибыли или капитале банка. Виды рисков в банковской деятельности обусловлены уровнем их возникновения и внутренними и внешними факторами, влияющими на деятельность банка.
Существуют различные классификации рисков, связанных с банковской деятельностью. Например, банковские риски можно разделить в зависимости от уровня расположения источников их возникновения на риски макроуровня, риски микроуровня и риски индивидуального уровня.
IX Служба внутреннего контроля.
Анализ современного состояния российской экономики показывает, что одним из наиболее уязвимых её звеньев является сфера кредитно-финансовых отношений. Умышленное невыполнение заёмщиками своих обязательств перед банками приблизилось к норме взаимоотношений между хозяйственными субъектами, кредитными организациями и гражданами.
В наиболее укрупнённо структурированном виде преступления в кредитно-финансовой сфере можно разделить на три блока. Первый блок – это преступления, совершаемые против коммерческого банка. Второй блок – преступления, совершаемые юридическими и физическими лицами с помощью коммерческого банка. И третий блок – преступления в сфере внешнеэкономической деятельности.
В качестве одной из наиболее серьёзных мер по предупреждению преступности в кредитно-банковской сфере в настоящее время является создание в коммерческих банках служб внутреннего контроля, основная цель которых – защита интересов инвесторов, банков и их клиентов путём контроля за соблюдением сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, урегулирование конфликтов интересов, обеспечение надлежащего уровня надёжности, соответствующего характеру и масштабам проводимых банком операций, и минимизации рисков в деятельности банков.
Подобные службы являются первыми российскими попытками копирования международной банковской практики борьбы с отмыванием денег и иными преступлениями в кредитно-финансовой сфере. Как показывает зарубежная практика, деятельность подобных служб существенно сокращает преступность в банковской сфере.
С целью обеспечения контроля за соблюдением сотрудниками кредитных организаций законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности на финансовых рынках ЦБ РФ приказом № 02-378 утвердил Указания о порядке организации внутреннего контроля в кредитных организациях, в которых были установлены требования к регламентации операций кредитных организаций на финансовых рынках, осуществляемых сотрудниками кредитных организаций в рамках своих должностных обязанностей.
Банки – участники финансовых рынков обязаны организовать внутренний контроль за соответствием своей деятельности законодательству. В штате кредитной организации должны быть контролёры, в исключительную компетенцию которых входит организация указанного контроля.
X Взаимоотношения банка с клиентами.
Банковская система Российской Федерации претерпела значительные изменения после августовского кризиса 1998 года. Эпоха зарабатывания «лёгких денег» прошла. Исчезновение рынка спекулятивных операций выводит коммерческие банки на новый уровень своего развития. Банки повернулись лицом к клиенту, ибо теперь основная масса активных операций производится в зависимости от желаний и потребностей клиентов, то есть должны увеличиться инвестиции в реальный сектор.
Информация о работе Коммерческие банки. Их место и роль в банковской системе Российской Федерации