Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 13:48, курсовая работа
Целью настоящей работы является комплексный анализ вопросов общей части конституционного права, для чего поставлены задачи:
- уточнить понятие и предмет конституционного права;
- выделить особенности конституционно-правовых норм, рассмотреть систему институтов конституционного права;
- выяснить понятие конституционно-правовых отношений;
- проанализировать источники конституционного права, значение решений Конституционного Суда РФ;
- рассмотреть новые тенденции развития конституционного права как отрасли и науки.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Характер общественных отношений, составляющих предмет конституционного права РФ, их конституционная природа 5
2. Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды. Система институтов конституционного права 13
3. Понятие конституционно-правовых отношений: их виды, субъекты, основания возникновения и прекращения 16
4. Источники конституционного права РФ. Значение решений Конституционного Суда РФ как источников конституционного права 20
5. Новые тенденции развития конституционного права как отрасли права, науки и юридической дисциплины в современных условиях формирования российской государственности 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1.
Характер общественных
2.
Конституционно-правовые нормы,
3.
Понятие конституционно-
4.
Источники конституционного
5.
Новые тенденции развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
Актуальность темы работы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с характеристикой предмета, метода, норм, источников и системы конституционного права. Россия конца прошлого и начала нового столетий демонстрирует небывалый "всплеск" конституционно-правового оформления процессов, происходящих в обществе. Причем, учитывая, что все право исходит от государства, надо особо подчеркнуть: конституционно-правовое регулирование в данном случае в меньшей степени должно рассматриваться как средство воздействия государства на общество. Соответствующие нормативные правовые акты создаются в большинстве случаев при участии заинтересованных структур общества, а далее эти акты лишь получают обязательную силу государства.
Наличие конституции - обязательный компонент современного государства. Значение конституций для благополучного функционирования современной цивилизации столь велико, что уже сам факт ее принятия (безотносительно к содержанию) может быть оценен как шаг к демократической организации общества, поскольку любая конституция в большей или меньшей мере предусматривает ограничение (самоограничение) государственной власти, создание возможностей саморегуляции общественных институтов и учреждений. Именно этим обусловлены роль и значение конституционного права в правовой системе России.
Научный интерес к вопросам, связанным с анализом основополагающих аспектов общей части конституционного права посвящены труды многих современных авторов, в частности С.А. Авакьяна, Е.В. Анисимова, М.В. Баглая, А.А.Белкина, A.M. Величко, Г.А. Гаджиева, В.Е. Гулиева, А.И. Денисова, Ю.А. Дмитриева, А.А. Зимина, М.Н. Золотухиной, И.А. Исаева, О.Е. Кутафина, Е.А. Лукашевой, Д.С. Лихачева, Н.И. Матузова, С.В. Мироненко, B.C. Нерсесянца, Л.А. Окунькова, А.В. Оболонского, Е.А. Скрипелева, И.М. Степанова, М.Н. Тихомирова, Л.В. Черепнина, В.Е. Чиркина, Н.Я. Эйдельмана и других.
Объектом исследования в данной работе является конституционное право как ведущая отрасль в системе российского права.
Целью настоящей работы является комплексный анализ вопросов общей части конституционного права, для чего поставлены задачи:
- уточнить понятие и предмет конституционного права;
- выделить особенности конституционно-правовых норм, рассмотреть систему институтов конституционного права;
- выяснить понятие конституционно-правовых отношений;
- проанализировать источники конституционного права, значение решений Конституционного Суда РФ;
- рассмотреть новые тенденции
развития конституционного
В качестве методов исследования применялись формально-логический и системный методы научного познания.
Конституционное право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют определенную область общественных отношений. Нормы права, образующие эту отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками и, вместе с тем, отличаются от норм других отраслей права.
Предмет отрасли конституционного права составляет регулирование определенного круга общественных отношений, которые отличаются существенными особенностями, что и предопределяет особое место конституционного права в правовой системе российского государства. Следовательно, для того, чтобы определить понятие конституционного права как отрасли права, необходимо выявить его предмет, т.е. ту область общественных отношений, которая регулируется нормами государственного права. Одна отрасль права отличается от другой отрасли именно предметом правового регулирования1.
В очень многих зарубежных странах под конституционным правом понимают систему норм, либо содержащихся только в конституции, либо еще и других, которые обладают высшей юридической силой или по крайней мере более высокой, чем юридическая сила обыкновенного закона, а в англосаксонских странах, как можем заключить при чтении американской и английской литературы, также и норм, даже не обладающих формальной юридической силой, но тем не менее имеющих конституционное значение. Соответственно источниками конституционного права считают те источники права, в которых содержатся писаные нормы указанного выше характера. Это, как правило, национальные конституции, наднациональные нормы в странах, участвующих в наднациональных объединениях, решения органов конституционной (в редких случаях - также административной) юстиции, конституционные акты субъектов федераций и территориальных единиц, пользующихся государственной автономией, международные и внутригосударственные договоры, конституционные (дополняющие, органические) законы и приравненные к ним акты исполнительной власти, а субсидиарно также иногда общие принципы права, характеризуемые подчас как надконституционное право, конституционные обычаи и доктрины, но никоим образом не обычные законы (кроме стран с неписаной конституцией и некоторых других), не обычные акты исполнительной власти и не акты местного самоуправления, хотя бы и учредительные. Предмет конституционного права может, таким образом, различаться весьма сильно от страны к стране, поскольку границы здесь решающим образом зависят от субъективного фактора - усмотрения учредительной власти и не так уж редко судебной власти, однако относительно инвариантное его содержание включает такие конституционно-правовые институты, как основные права и свободы человека и гражданина, ограничивающие публичную власть, основные принципы территориального устройства и системы государственных органов и органов местного самоуправления, распределяющие публичную власть, и в большей или меньшей степени некоторые принципы общественного строя, обязывающие публичную власть2.
Общественные отношения, регулируемые нормами конституционного права, весьма сложны, многочисленны и многообразны по своему конкретному содержанию. Поэтому и в современной науке конституционного права общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли права, рассматриваются по-разному, что свидетельствует об отсутствии единства в понимании предмета государственного (конституционного) права. В то же время преобладающей является позиция тех авторов, которые утверждают, что предметом конституционного права являются отношения, складывающие во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр.
Наряду с отмеченной позицией широкого понимания предмета государственного (конституционного) права, имеются авторы, которые понимают предмет данной отрасли права в более компактной формулировке. Так, М.В. Баглай считает, что конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и гражданина и учреждающие в этих целях определенную систему государственной власти3.
Своеобразный вариант определения предмета государственного (конституционного) права предложил О.Е. Кутафин. По его мнению, все общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, следует подразделить на две группы: 1) общественные отношения, складывающиеся в областях, составляющих основные элементы государства, которыми, как известно, являются народ, территория и власть; 2) общественные отношения, имеющие основополагающее значение для тех сфер, в которых они складываются4.
Можно выделить и группу авторов, которые при определении предмета государственного (конституционного) права используют так называемую трехуровневую систему организации общественных отношений, относящихся к данной отрасли права. Так, Ю.А. Дмитриев считает, что «… предмет конституционного права можно определить как совокупность общественных отношений, определяющих: Основы конституционного строя (основы государственного и общественного строя, закрепленные в качестве таковых положениями Конституции РФ, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации и политико-территориальное устройство страны; Отношения, возникающие в процессе реализации многонациональным народом России (населением субъектов Российской Федерации) государственной власти (в формах представительной и непосредственной демократии), а также создания и функционирования образуемых в этих целях выборных органов государственной власти; Основы правового статуса человека и гражданина, а также содержание процесса реализации политических прав и свобод граждан»5.
Возьмем один из лучших учебников российского конституционного права, написанный профессором Е.И. Козловой и академиком РАН О.Е. Кутафиным, удостоенный премии Президента РФ и вышедший в свет в нынешнем году 4-м изданием. Е.И. Козлова в этом учебнике характеризует конституционное право как ведущую отрасль права России, представляющую собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство, целостность общества: основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления6
Другой видный российский исследователь профессор С.А. Авакьян в своем двухтомном учебном курсе также пишет, что конституционное право России как отрасль отечественного права имеет своим предметом фундаментальные общественные отношения, которыми характеризуются: основы конституционного (общественного) строя российского государства; сущность и формы власти народа; основы правового положения личности; государственное устройство России; система, порядок формирования, принципы организации и механизм деятельности органов государственной власти и местного самоуправления7.
Представляются интересными суждения профессора Н.В. Витрука, много лет работавшего судьей Конституционного Суда РФ, о том, что предмет и содержание конституционного права в нашей науке неоправданно расширены за счет государственного права, включающего парламентское право, административное (регулятивное) и судебное право, которые регулируют отношения, связанные с организацией и функционированием законодательной, исполнительной и судебной власти. Источниками конституционного права в России он считает, кроме, естественно, Конституции РФ, внутригосударственные договоры, конституции и уставы субъектов Федерации, федеральные конституционные законы и конституционные обычаи, а также решения и содержащиеся в них правовые позиции органов судебного конституционного контроля, за которыми справедливо признает юридическую силу, равную юридической силе самой Конституции. «Конституция и конституционное право носят надотраслевой характер» - подчеркивает Н.В. Витрук8.
Итак, что же следует понимать
под предметом правового
Предмет правового регулирования конституционного права по сравнению с другими отраслями права отличается существенными отношениями, которые отражают строго определенную сторону социальных связей, складывающихся в государстве и обществе. Нормы конституционного права устанавливают и закрепляют устройство российского государства.
Устройство государства – это целый комплекс социальных, экономических национальных, идеологических и правовых отношений. Конституционное право, разумеется не в состоянии своими нормами регулировать все такого рода отношения, да это и не входит в его задачу. Поэтому из всего многообразия общественных отношений, складывающихся в государстве и обществе, нормы государственного (конституционного) права определяют для себя те, которые:
во-первых, закрепляют организационно-правовые основы конституционного строя Российской Федерации и на базе их принципов определяют основы правового положения гражданина и человека, федеративное устройство, а также основные принципы построения и взаимодействия властей в государстве. Тем самым основы конституционного строя представляют собой головной политико-правовой, а это одновременно и головной государственно-правовой институт, который имеет своей целью: установить содержание концепции, которая формирует единые подходы к пониманию сущности всех определяющих государственно-правовых институтов нашего государства и общества на уровне Федерации, ее субъектов и местного самоуправления;
во-вторых, определяют основы правового положения гражданина и человека в государстве и обществе. Правовое положение гражданина и человека в той или иной степени определяется и нормами других отраслей права. Однако значимыми для конституционного права являются отношения, определяющие принадлежность лица к российскому гражданству, принципы, закрепляющие положение гражданина и человека в государстве и обществе, его основные права, свободы и обязанности. Именно эти группы общественных отношений являются исходными для всех остальных областей общественных отношений между личностью и государством. Слово «основы» в данном случае выполняет роль той линии, которая отграничивает общественные отношения государственно-правового характера от общественных отношений в данной сфере, но урегулированных нормами других отраслей права;
в-третьих, характеризуют
устройство российского государства
с точки зрения его национально-государственной,
национально- территориальной и административно-
Информация о работе Комплексный анализ вопросов общей части конституционного права