Комплексный анализ вопросов общей части конституционного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является комплексный анализ вопросов общей части конституционного права, для чего поставлены задачи:
- уточнить понятие и предмет конституционного права;
- выделить особенности конституционно-правовых норм, рассмотреть систему институтов конституционного права;
- выяснить понятие конституционно-правовых отношений;
- проанализировать источники конституционного права, значение решений Конституционного Суда РФ;
- рассмотреть новые тенденции развития конституционного права как отрасли и науки.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Характер общественных отношений, составляющих предмет конституционного права РФ, их конституционная природа 5
2. Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды. Система институтов конституционного права 13
3. Понятие конституционно-правовых отношений: их виды, субъекты, основания возникновения и прекращения 16
4. Источники конституционного права РФ. Значение решений Конституционного Суда РФ как источников конституционного права 20
5. Новые тенденции развития конституционного права как отрасли права, науки и юридической дисциплины в современных условиях формирования российской государственности 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 83.51 Кб (Скачать файл)

В качестве вида конституционно-правовых отношений можно выделить постоянные и временные правоотношения. Срок действия постоянных правоотношений не определен, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях. Например, смерть гражданина прекращает отношения по гражданству. Временные правоотношения возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм - правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности оно прекращается. Так, правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются исполнением последней своей обязанности выдать избирателю избирательный бюллетень и обеспечить ему установленные условия для голосования.

Особыми видами конституционно-правовых отношений являются материальные и  процессуальные правоотношения. В первых реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения (правоустановительные отношения), во вторых реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов (правоохранительные отношения). Например, на основе нормы, содержащейся в ч. 1 ст. 35 Конституции, закрепляющей, что право частной собственности охраняется законом, возникают правоохранительные конституционно-правовые отношения, а на основе нормы о том, что в Российской Федерации признается и защищается частная собственность (ч. 2 ст. 8), - правоустановительные отношения.

Возникновению конкретного  конституционно-правового отношения  на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект права становится участником данного правоотношения, обладателем  соответствующих правообязанностей.

Юридический факт - это событие  или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение  или прекращение правоотношения. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие связано с волеизъявлением последнего. Действия в свою очередь могут классифицироваться на юридические акты и юридические поступки15.

Как правило, развитие правоотношения, его движение побуждаются целой  системой, цепью юридических фактов. Например, возникновение правоотношений по гражданству порождается таким событием, как рождение гражданина. Возникновению правоотношения, содержанием которого является реализация избирательного права гражданина, предшествует целая цепь юридических фактов: принятие актов о назначении выборов, об образовании избирательных округов, комиссий, участков, составление списков избирателей, включение в списки данного гражданина, наступление срока, установленного для начала голосования. Получением избирательного бюллетеня правоотношение по реализации права избирать заканчивается.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк. Среди  них такие специфические субъекты, как народ, государство, депутаты, органы государственной власти, избирательные  комиссии, собрания избирателей и др.

Народ выступает в качестве субъекта конституционно-правовых отношений  при проведении референдума, выборов  депутатов в Государственную  Думу, выборов Президента Российской Федерации.

Субъектами конституционно-правовых отношений являются и государства - Российская Федерация и республики. К участникам конституционных правоотношений относятся и такие субъекты Федерации, как края и области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

Кроме перечисленных субъектами конституционно-правовых отношений  являются органы государства, органы местного самоуправления, политические партии и другие общественные объединения граждан, собрания граждан, собрания избирателей, граждане.

Если сказать обобщенно, то субъектами конституционно-правовых отношений могут быть те субъекты, на которых правовые нормы данной отрасли права возлагают определенные обязанности и которым предоставляют права.

В некоторых случаях субъектами конституционно-правовых отношений  выступают иностранные граждане и лица без гражданства (например, при подаче ходатайства о приобретении российского гражданства).

4. Источники конституционного права РФ. Значение решений Конституционного Суда РФ как источников конституционного права

 

Источники права -  официально установленные формы выражения  и закрепления правовых норм. Посредством источников права государственная воля объективируется вовне, приобретает материальное выражение, документально фиксируется. Источники права образуют многоуровневую систему,  включающую нормативно-правовые акты, нормативные договоры, правовые обычаи, судебные прецеденты.

Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются  и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. К источникам конституционного права, как и других отраслей права, относятся только действующие в настоящий период времени нормативные правовые акты. Нормативно-правовой акт  - официальный документ  уполномоченного государственного органа, содержащий правовые нормы. Нормативно-правовой акт содержит правила общего характера,  обязательные для неопределённого круга лиц, рассчитанные на многократное применение, действующие  независимо от того,  возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные таким актом16

Прежде всего, следует выделить нормативные правовые акты, действующие: на всей территории Российской Федерации; только на территории конкретного субъекта Федерации; на территории муниципального образования.

Среди актов первого вида особое место занимает Конституция  Российской Федерации. Она является основным источником отрасли конституционного права. Эта роль Конституции России обусловлена следующим.

1. В Конституции устанавливаются  конституционно-правовые нормы общего  характера, являющиеся основополагающими  для конституционно-правового регулирования.  Все другие источники отрасли  исходят из конституционных норм, детализируют их положения.

2. Конституция характеризуется  широтой содержания своих норм. Они воздействуют на все сферы  жизни общества: политическую, экономическую,  социальную, духовную. Этим Конституция отличается от иных видов источников конституционного права, связанных с регулированием какой-либо одной сферы отношений.

3. Конституция имеет высшую  юридическую силу, прямое действие  и применяется на всей территории  России. Законы и иные правовые  акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ее Конституции (ст. 15).

4. В Конституции определяются  многие виды источников отрасли  федерального уровня. В ней устанавливаются наименования нормативных правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования.

5. Значение Конституции  как основного источника отрасли  конституционного права определяется и тем, что установленные в ней нормы служат формой воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности.

6. Конституция по сравнению  с другими источниками отрасли  является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Ее нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности17.

Таким образом, Конституция  РФ как основной источник отрасли  конституционного права, устанавливает нормы, составляющие ядро всей отрасли всего конституционно-правового регулирования общественных отношений, входящих в ее предмет.

К источникам конституционного права, содержащим нормы общефедерального значения, относятся федеральные  законы, содержащие конституционно-правовые нормы. Закон является наиболее распространенной формой установления конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов. Федеральные законы обладают высшей юридической силой по отношению к иным нормативным актам (кроме Конституции). Принимаются либо высшим представительным органом государства – парламентом, либо на референдуме. Законы регулируют наиболее важные, стратегические вопросы жизни общества. Они всегда носят нормативный характер18.

К источникам конституционного права относятся Федеральные  конституционные законы: "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (1997 г.), "О Конституционном Суде Российской Федерации" (1994 г.) и др.; Федеральные законы: "Об общественных объединениях" (1995 г.); и др.

К источникам конституционного права относятся и содержащие конституционно-правовые нормы акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. Это указы и другие нормативные правовые акты Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления Правительства. Например, утвержденное Указами Президента Положение о государственных наградах Российской Федерации (в редакции от 6 января 1999 г.), Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе (от 13 мая 2000 г.), Постановление Государственной Думы об амнистии (2000 г.).

Источниками отрасли конституционного права являются Регламенты палат  Федерального Собрания, Положения о  различных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти.

Характеризуя виды источников конституционного права, следует выделить и такой их специфический вид, как договоры. Нормативный договор -  соглашение с участием уполномоченных государственных органов, содержащее правовые нормы.   Нормативные договоры обязательны для   многочисленного и формально неопределённого круга   лиц,  рассчитаны на многократное применение, действуют независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные им конкретные правоотношения.  Признаки нормативного договора19: 1.Правовая база нормативных договоров находится в действующем законодательстве. Такие договоры выполняют правовосполнительную функцию,  дополняя  и конкретизируя действующее законодательство.

2.В нормативном договоре  всегда предполагается участие  государственного органа. Чем более высокое место  в управленческой иерархии занимает последний, тем выше юридическая сила  договора. 3.Нормативные договоры заключаются в публичных интересах,   их цель - достижение общего блага, то есть общественные цели здесь преобладают. 4.Нормативные договоры содержат  правила,  регулирующие  поведение  не  только  (а иногда  и  не столько) непосредственных участников договора, но и  иных субъектов.  Поэтому такой договор не замыкается   внутри  системы   договаривающихся  сторон,  а  имеет и внешнее юридическое воздействие. 5.Многочисленность, неопределённость адресатов,  то есть тех субъектов, на которых направлено юридическое действие договора. 

6.Договорные нормы   рассчитаны на длительное действие  и  многократное применение. 7.Существует особая,  строго формальная процедура заключения нормативных договоров, а также специальный порядок  рассмотрения споров и конфликтов, связанных с их исполнением (например, Конституционный Суд, специальные согласительные процедуры). 8.Изменения или отказ от выполнения договорных условий в одностороннем порядке не допускаются. Нормы о непреодолимой силе (форс-мажор) здесь неприменимы. 9.В отличие от   индивидуальных  договоров,  содержание которых  составляет коммерческую тайну,  нормативный договор характеризует публичность, общедоступность договорных условий, иногда -  официальное опубликование.

 Среди этих источников различаются международные договоры Российской Федерации и договоры между органами Российской Федерации и ее субъектов20. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ закрепляет, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и что если таким международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Особое место среди  источников конституционного права  занимают декларации: например, Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. Такого рода декларации имеют конституционно-правовое значение. В них формулируются принципы, обязательные для всего конституционно-правового развития государства. В них, как правило, провозглашаются новые концепции, определяющие развитие государственности, содержатся принципы, которые признаются необходимыми для всей политики в данной сфере и которым должно быть подчинено соответствующее законодательство.

К числу источников конституционного права, действующих на территории субъектов  Российской Федерации, относятся прежде всего конституции республик и уставы других субъектов Федерации.

Возглавляют “пирамиду” регионального  законодательства Конституции (Уставы) республик (краев, областей, округов).  Высшие представительные органы субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно принимать законы по предметам их  ведения21. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления. Как отмечалось выше, Конституция республики и устав должны соответствовать Конституции России, федеральным законам, и они обладают более высокой юридической силой, чем другие нормативные правовые акты субъекта Федерации.

Формами установления правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта, являются законы, постановления, иные нормативные правовые акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти и содержащие конституционно-правовые нормы.

К источникам отрасли конституционного права относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы; это, в частности, уставы (положения).

Среди источников конституционного права России обычай занимает незначительное место. Правовой обычай - это сложившееся в результате многократного, длительного применения, общепризнанное (в том числе государством) и повсеместно используемое в какой-либо сфере социальных взаимодействий правило,  официально  не  зафиксированное  в   каком-либо нормативно-правовом акте.

Информация о работе Комплексный анализ вопросов общей части конституционного права