Комплексный анализ вопросов общей части конституционного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является комплексный анализ вопросов общей части конституционного права, для чего поставлены задачи:
- уточнить понятие и предмет конституционного права;
- выделить особенности конституционно-правовых норм, рассмотреть систему институтов конституционного права;
- выяснить понятие конституционно-правовых отношений;
- проанализировать источники конституционного права, значение решений Конституционного Суда РФ;
- рассмотреть новые тенденции развития конституционного права как отрасли и науки.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Характер общественных отношений, составляющих предмет конституционного права РФ, их конституционная природа 5
2. Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды. Система институтов конституционного права 13
3. Понятие конституционно-правовых отношений: их виды, субъекты, основания возникновения и прекращения 16
4. Источники конституционного права РФ. Значение решений Конституционного Суда РФ как источников конституционного права 20
5. Новые тенденции развития конституционного права как отрасли права, науки и юридической дисциплины в современных условиях формирования российской государственности 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 83.51 Кб (Скачать файл)

в-четвертых, именно нормы  конституционного права устанавливают  систему государственных органов  Российской Федерации и ее субъектов и органов местного самоуправления, а также основные принципы их организации и деятельности. Это позволяет и государственным органам субъектов Российской Федерации, и органам муниципальных образований самостоятельно вводить в соответствующие системы органов определенные свойства, связанные с историческими особенностями их развития и национальной самобытности;

в-пятых, государственная  власть и самоуправление в Российской Федерации осуществляются народом  не только через систему государственных органов и органов местного самоуправления. Государственная власть и самоуправление в Российской Федерации осуществляются также народом непосредственно, используя формы прямой демократии, а именно, референдум и свободные выборы. Поэтому общественные отношения, складывающиеся в процессе непосредственного осуществления народом принадлежащей ему власти, регулируются нормами государственного (конституционного) права и потому также являются составляющей частью предмета правового регулирования данной отрасли права.

Что должно составлять предмет  конституционного права применительно к экономике? Во-первых, прежде всего все формы собственности, существующие в государстве. Во-вторых, закрепление типа экономики, считающегося главным в экономической системе (в определенной мере - и в политической системе) соответствующего государства. В-третьих, конституционные нормы о свободе, условиях и формах экономической деятельности. В-четвертых, пришло время подумать о конституционном закреплении ряда публичных, если можно так сказать, «призваний», или предпосылок, экономической деятельности. В частности, следует отразить в Конституции РФ долг собственников (любых форм собственности) заботиться об общественном благе (известная формула ряда западных конституций «собственность обязывает» нам тоже не помешает). Как и в прежнее время, все-таки решающий фактор - не богатство само себе, а именно труд на благо общества. В-пятых, вне всякого сомнения, частью предмета конституционного права при создании основ экономической деятельности должны быть нормы о роли непосредственно усилий государства в организации и регулировании экономических процессов. Ушли, надеемся, в прошлое иллюзии о том, что рынок саморегулируем и не терпит вмешательства государства.

Действительно, государство  не может управлять рынком административными  методами и даже должно не мешать своим, государственным предприятиям «играть» по правилам рынка. Однако как минимум две творческие задачи присущи государству: оно должно стимулировать и поддерживать экономическую деятельность; оно должно быть единственным нормативно-правовым регулятором экономики. В-шестых, к нормам об экономической деятельности должны примыкать статьи Конституции об экономических правах человека и гражданина. В-седьмых, в нормах конституционного права должны найти отражение и гарантии экономической деятельности. Речь идет о государственной защите всех форм собственности, об обеспечении свободы хозяйствования, создании необходимого законодательства как основы экономики, о помощи и поддержке для граждан - как экономической, так и социальной. Регулируя гарантии, надо связать с ними и принципиальные запреты в сфере экономической деятельности9.

Таким образом, установив содержание и специфику предмета правового регулирования, можно дать следующее определение понятия конституционного права Российской Федерации как отрасли права: Конституционное право Российской Федерации – это отрасль права, представляющая совокупность правовых норм, юридически закрепляющих устройство Российской Федерации, т.е. основы его конституционного строя, основы правового положения человека и гражданина, федеративное устройство, систему, принципы организации и деятельности государственных органов Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления и формы непосредственного народовластия.

 

2. Конституционно-правовые  нормы, их особенности и виды. Система институтов конституционного права

В системе права Российской Федерации конституционному праву принадлежит ведущая роль. Во-первых, это находит свое проявление в том, что конституционное право регулирует отношения, которые связаны с устройством самого государства, его внутренней организацией и поэтому, как правило, складываются в процессе осуществления народом принадлежащей ему государственной власти, а властеотношения в любом государстве всегда являются определяющими;

Во-вторых, место конституционного права в системе права Российской Федерации определяется и тем, что оно содержит нормы, которые являются основополагающими и для других отраслей права. По существу, ни одна отрасль права не обходится без конституционных принципов и других норм государственного права.

Взаимодействуя с административным правом, нормы конституционного права закрепляют систему, основные принципы организации и деятельности органом исполнительной власти в центре и на местах. Что же касается собственно норм административного права, то ими уже регулируются наиболее значимые организационно-правовые стороны деятельности органов исполнительной власти10.

С гражданским правом взаимодействие обусловлено тем, что нормы конституционного права закрепляют единство экономического пространства; признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности; свобода экономической деятельности (ст. ст. 8 и 9 Конституции). Дальнейшее регулирование соответствующих общественных отношений осуществляется уже нормами гражданского права.

Обращаясь к тем или  иным конституционным принципам, нетрудно установить связь норм конституционного права, их определяющее значение для трудового права - ст. ст. 37, 39 и др.; уголовного права - ст. ст 21-24, уголовно-процессуального права - ст. ст. 46-54. Нормы конституционного права определяют круг возможных ограничений прав граждан в условиях чрезвычайного положения - ст. 59. Следовательно, свои исходные начала все другие отрасли права Российской Федерации так или иначе берут в конституционном праве, в чем и проявляется их двухсторонняя связь.

Система конституционного права как отрасли представляет собой научно обоснованное объединение конституционно-правовых норм в группы в определенной последовательности в зависимости от характера регулируемых ими общественных отношений и значения самих конституционно-правовых норм.

Место, занимаемой той или  иной группой однородных правовых норм в системе отрасли конституционного права Российской Федерации зависит, во-первых, от удельного места правовых норм, охватываемых данной группой, и их значение; во-вторых, от принципов, на основе которых строится данная отрасль. В зависимости от предмета правового регулирования тот или иной принцип права приобретает решающее значение и, следовательно, специфическое значение для определенной отрасли права; в-третьих, от тех целей, которые ставит законодатель перед отраслью права в каждый конкретный период развития государства11.

Конституционное право, являясь частью единой правовой системы государства, в свою очередь само является сложной системой. Система конституционного права выражается в ее внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между нормами и отражают основные линии взаимодействия конституционно-правовых норм, их связи. Элементами отрасли являются наиболее крупные правовые образования, т.е. это определенная совокупность правовых норм, которые не только обладают внутренним единством, но и отличаются от других совокупностей норм конституционного права.

В системе действующего конституционного права Российской Федерации принято выделять следующие институты, которые и составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие: основы конституционного строя; основы правового положения человека и гражданина; федеративное устройство; систему государственных органов Российской Федерации; основы организации местного самоуправления. Такое строение конституционного права соответствует внутренней системности той сферы общественных отношений, которые составляют его предмет12.

Характеристика системы  отрасли конституционного права предполагает не только выявление составных частей отрасли, ее главных элементов, но и обоснования их соотношения, места каждого из них в системе отрасли. Это соотношение заключается в том, что между конституционно-правовыми институтами существует правовая форма взаимодействия, в силу чего нормы одного института создают необходимые предпосылки для действия норм другого института. Иначе говоря, от чего зависит то место, которое определено для того или иного правового института внутри данной отрасли? Почему на первое место поставлен институт основ конституционного строя? Первое место этого института определяется тем, что его нормы содержат исходные начала, в которых определяется направленность правового регулирования, осуществляемого нормами других правовых институтов, их последовательной ролью в определении устройства российского государства.

На следующем месте  после закрепления основ конституционного строя стоит институт, определяющий основы правового положения человека и гражданина, его права, свободы и обязанности. Место этого института обусловлено тем, что человек, его права и свободы признаются в Российской Федерации высшей ценностью.

Правовой институт, нормы  которого закрепляют федеративное устройство, определяют существующие в России национально- государственные и государственно-территориальные образования, в соответствии с которыми строится в последующем система государственных органов.

А как соотносится система  конституционного права с системой Конституции? В наиболее общем виде можно сказать, что они связаны между собой, но полностью не совпадают. Система отрасли предопределяется объективными факторами – устройством государства. Система Конституции – категории субъективная, поскольку систематизацию конституционных норм осуществляет законодатель. Кроме того, система отрасли охватывает всю совокупность государственно-правовых норм, а система Конституции – лишь часть этих норм, устанавливаемых в основном источнике отрасли права.

В заключение хочу привести цитату известного ученого Ю.А. Тихомирова: «Существенным образом меняются объекты конституционного регулирования и система конституционного права. Традиционно оно развивалось в рамках структуры действующей Конституции и даже применительно к ее главам. Государствоведческий и институциональный аспекты были очевидны. Ныне же, по нашему мнению, конституционное право расширяет свои горизонты. Во-первых, оно устанавливает основы экономического, политического и социального строя, международных отношений. Конституционные начала экономики (формы собственности и др.) становятся мощными регуляторами. Во-вторых, более полно выявляется потенциал Конституции как ядра правовой системы. А влияние конституционного права на другие отрасли права становится все более сильным, хотя здесь есть свои противоречия»13.

Таким образом, система отрасли конституционного права, как и система Конституции не есть нечто застывшее, раз навсегда данное. Они постоянно развиваются, отражая свойственные каждому данному этапу развития государства и общества уровень правового воздействия на общественные отношения, своеобразие этих отношений.

3. Понятие конституционно-правовых отношений: их виды, субъекты, основания возникновения и прекращения

В результате действия конституционно-правовых норм возникают конституционно-правовые отношения. Они обладают общими чертами, свойственными всем правоотношениям, независимо от того, нормами какой отрасли права порождаются14. Всякое правоотношение есть результат урегулированности правовой нормой общественного отношения. Вследствие этого устанавливаются юридические связи между соответствующими субъектами, в которых один субъект обладает определенными правами, а второй - корреспондирующими им обязанностями или оба связаны взаимными правами и обязанностями. Именно через правоотношения реализуются нормы права.

Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими  видами правоотношений состоит в следующем:

1) конституционно-правовые  отношения имеют свое собственное  содержание: возникают в особой  сфере отношений, составляющих  предмет конституционного права;

2) конституционно-правовым  отношениям свойствен особый  субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не могут быть участниками других видов правоотношений;

3) конституционно-правовые  отношения характеризуются большим  разнообразием, что создает многослойные  юридические связи между субъектами, устанавливаемые зачастую через  цепь взаимосвязанных между собой  правоотношений.

Таким образом, конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, которое урегулировано нормой конституционного права и содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Своеобразие предмета конституционного права, многообразие видов его норм порождают и различные виды конституционно-правовых отношений.

Правоотношения классического  вида возникают в результате реализации норм - правил поведения. На их основе складываются конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.

Реализацией же таких норм, как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации порождаются правоотношения другого  вида - правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности.

Таковы все нормы-принципы, закрепляющие, например, основы конституционного строя Российской Федерации. В частности, принцип разделения властей конкретно реализуется через сложную систему правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Однако все эти правоотношения производны от общего правоотношения, которое возникает на основе указанной нормы-принципа. С таким общим правоотношением сообразуют свою деятельность все субъекты, должные реализовывать названный принцип. Оно лежит в основе их правомочий, определяет в общей форме их права, вытекающие из предписаний данной нормы-принципа.

Особым видом конституционно-правовых отношений являются так называемые правовые состояния. Их специфическая  черта - четкая определенность субъектов правоотношения. Однако содержание взаимных прав и обязанностей субъектов, как правило, конкретно не определено, оно вытекает из установлений большого массива действующих конституционно-правовых норм. Конституционно-правовыми отношениями такого вида являются состояние в гражданстве, состояние субъектов Российской Федерации в ее составе.

Информация о работе Комплексный анализ вопросов общей части конституционного права