Конкуренция,её виды и роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике, а также выявление основных видов. При рассмотрении видов конкуренции по типу рыночных структур большое внимание уделено несовершенной конкуренции, её видам, признакам, достоинствам и недостаткам, так эта форма конкуренции сейчас наиболее распространена. Также в работе затронут вопрос конкуренции в России, очень серьёзная проблема для нашей страны сегодня.

Содержание работы

Введение
1 Конкуренция как экономическое явление
1.1 Понятие и условия возникновения конкуренции
1.2 Функции конкуренции
1.3 Виды конкуренции
2 Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции
2.1 Совершенная (чистая) конкуренция
2.2 Монополистическая конкуренция
2.3 Олигополия
2.4 Чистая монополия
3 Роль и место конкуренции в рыночной экономике
3.1 Особенности конкуренции в современной рыночной экономике (несовершенная конкуренция)
3.2 Особенности конкуренции в России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Конкуренция.docx

— 158.54 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение

1 Конкуренция как экономическое  явление

1.1 Понятие и условия  возникновения конкуренции

1.2 Функции конкуренции

1.3 Виды конкуренции

2 Модели рынков совершенной  и несовершенной конкуренции

2.1 Совершенная (чистая) конкуренция

2.2 Монополистическая конкуренция

2.3 Олигополия

2.4 Чистая монополия

3 Роль и место  конкуренции в рыночной экономике

3.1 Особенности  конкуренции в современной рыночной  экономике (несовершенная конкуренция)

3.2 Особенности  конкуренции в России

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

ХХ век в  мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком  конкуренции. Именно в этом цикле  явление конкуренции приобрело  международную и глобальную значимость. Получили апробацию и доказали свою значимость слова авторов «Экономикс»  К.Р.Макконнелла и С.Л.Брю: «Конкуренция представляет собой основную регулирующую силу при капитализме».

Об актуальности современного изучения конкуренции  даже не приходится и говорить. Это  видно из самой теории, из тех  многочисленных работ, авторы которых  изучали проблему взаимодействия субъектов  рынка. В современном мире чуть ли не каждый человек просто обязан представлять себе, что означает это понятие. Человек  не может обойтись без конкуренции. Будь то простая покупка товаров, или выбор туристической фирмы, или попытка продать что-либо из своего имущества, или поступление  в ВУЗ — человек всегда либо конкурирует с другими людьми, либо сам выбирает того или иного  субъекта из конкурирующих. Знания о  конкуренции помогают людям выжить в их достаточно трудной жизни. В  частности, представляя себе формы  неценовой конкуренции, предпринимателю  легче будет продвигаться к успеху.

Динамика экономического развития мирового сообщества свидетельствует  об основополагающей роли конкуренции  для экономики любой страны. Развитие экономической сферы нашей страны свидетельствует о том, чем грозит невнимание и непонимание значения конкуренции в экономических  отношениях.

Рассмотрение  категории «конкуренция» представляет интерес также потому, что само отношение к содержанию термина  «конкуренция» в отечественной  экономике совсем недавно претерпело кардинальное изменение. Конкуренция  и все процессы, связанные с  ней (демонополизация), новы для России и потому их изучение важно и актуально. Изучение конкуренции содержит в  себе большую практическую пользу и  необходимо в современном мире.

В годы плановой экономики  в нашей стране конкуренция не играла той роли, которая ей отводится  при рыночных методах хозяйствования. С точки зрения организации плановой экономики концентрация производства в монополиях считалась наиболее эффективным способом хозяйствования, а конкуренция - источником хаоса  и кризисов перепроизводства. Благодаря  этому российская экономика превратилась не только в систему высокомонополизированных производств, но буквально в сумму  гигантских промышленных натуральных  хозяйств, самостоятельно обеспечивающих себя всем необходимым: от вспомогательного производства до социальной сферы. В  конечном счете, всё это привело  к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях к глубокому  технологическому отставанию от передовых  научно-технических разработок.

С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в  экономической жизни общества значительно  возросла.

Чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы  оказываются подготовленными к  борьбе за рынки за рубежом, и тем  в более выгодном положении оказываются  потребители на внутреннем рынке  и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция  должна иметь такие потребительские  свойства, которыми бы она выгодно  отличалась от сходной продукции  других конкурентов.

Поддержание конкурентной среды в  РФ, как и во всех развитых странах  в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования  экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений  является в настоящий момент важнейшей  задачей экономических исследований в нашей стране.

Целью данной работы является рассмотрение конкуренции  с разных сторон, определение ее функций в экономике, а также  выявление основных видов. При рассмотрении видов конкуренции по типу рыночных структур большое внимание уделено  несовершенной конкуренции, её видам, признакам, достоинствам и недостаткам, так эта форма конкуренции  сейчас наиболее распространена. Также  в работе затронут вопрос конкуренции  в России, очень серьёзная проблема для нашей страны сегодня.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

- исследовать концептуальные  подходы, лежащие в основе классификации конкуренции классиков политической экономии, а также определить инструментарий анализа видов конкуренции;

- определить объективные  и субъективные условия формирования  конкуренции;

- выделить элементы механизма  формирования конкуренции в современных рыночных отношениях;

- проанализировать действие  механизма формирования ценности  блага в условиях глобализации  рыночных отношений с учетом  мотивационных аспектов поведения  производителя и потребителя  на начальной и конечной стадиях  воспроизводственного процесса  в различных временных периодах, а также дать их количественную  и качественную оценку;

- выделить методологические  основы нормативной экономической теории.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляет широкое  использование спектра научных  положений, содержащихся в произведениях  классиков экономической науки, в трудах отечественных и зарубежных ученых. Использовались фундаментальные  концепции и гипотезы, представленные в классических и современных  трудах отечественных и зарубежных ученых в области методологии  и теории стоимости, полезности и  ценности.

В работе применены методы сравнения, диалектический, историко-логический, обобщения, классифицирования, статистики, использованы элементы системного подхода и анализ.

 

 

 

Глава 1 КОНКУРЕНЦИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

    1. Понятие и условия возникновения конкуренции

 

Конкуренция – это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами – производителями  за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую  выгоду.

Конкурентная борьба способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким  образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей силой  в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой».

Конкуренция выполняет в  рыночной экономике важнейшую функцию  – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а  значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества  товаров отбирает только те, которые  нужны потребителям. Именно их удается  продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция  представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика  решает фундаментальные вопросы: что, как и для кого производить?

Конкуренция играет важную роль в рыночных отношениях. Она  стимулирует развитие экономики  и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее  товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя  приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, развитию научно-технического прогресса.

Конкуренция представляет собой  соперничество субъектов хозяйственной  деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих  интересах. Как экономический закон  конкуренция выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов  хозяйствования и результатами в  развитии экономики.

При наличии конкуренции  на рынке производители постоянно  стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция  также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно  увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким образом, производители вынуждены постоянно  бороться с конкурентами за покупателей  на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.

Основные условия возникновения  конкуренции: полная хозяйственная (экономическая) обособленность каждого товаропроизводителя; полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка; противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос.

Конкуренция – важнейший  элемент рынка, играющий роль в повышении  качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в  освоении технических новинок и  открытий.

 

    1. Функции конкуренции

 

Конкуренция направляет ограниченные ресурсы в те отрасли и виды деятельности, на продукцию и услуги которых имеется спрос. Это называется аллокационной функцией или функцией размещения.

Инновационная функция конкуренции  заключается в стимулировании внедрения  достижений науки и техники, новых  технологий, выпуска новых видов  продукции и услуг, повышения  качества продукции и услуг, и  т.д.

Функция конкуренции, заключающаяся  в создании условий для получения  доходов и прибыли наиболее успешными  предприятиями и приводящая к  банкротству предприятия, чья продукция  и услуги не востребованы потребителем, называется распределительной.

Конкуренция является инструментом (средством), которое препятствует возникновению  и существованию устойчивой монопольной  власти на рынке. Например, монополист может назначить цену. В то же время конкуренция предоставляет  покупателю возможность выбора среди  нескольких продавцов. Чем совершеннее  конкуренция, тем справедливее цена. То есть конкуренция обладает контролирующей функцией.

Конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой  продукции, имеют настолько небольшую  часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого  влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция  способствует достижению компромисса  между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то, что  конкуренция создаёт тождество  частных и общественных интересов. Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и  действующие в рамках остро конкурентной борьбы, одновременно как бы направляемые «невидимой рукой»- способствуют обеспечению  государственных, или общественных интересов

Конкуренция поддерживает общественно  нормальные условия производства и  реализации товаров и услуг. Она  как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить  в производство того или иного  товара. Предположим, что один продавец затратил на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке  установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли  будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при  избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение  цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким  образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия  производства. Макконнелл отмечает, что  «в условиях чистой конкуренции руководствующиеся  мотивом прибыли предприниматели  будут производить каждый товар  до той точки, в которой цена и  предельные издержки уравниваются». Из этого следует вывод, что в  условиях конкуренции ресурсы распределяются эффективно.

Конкуренция стимулирует  научно-технический прогресс и повышение  эффективности производства. Так  как конкуренция служит «уравнительницей»  цен, то можно сделать вывод, что  при рыночном соперничестве будет  побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально  низкой себестоимостью. А для этого  необходимо постоянно обновлять  условия производства, затрачивать  большие капиталовложения на совершенствование  техники. В настоящее время встречается  много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при  производстве товаров с применением  новой технологии. Следовательно, при  развитии конкуренции с каждым годом  повышается эффективность производства.

Информация о работе Конкуренция,её виды и роль в рыночной экономике