Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:35, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике, а также выявление основных видов. При рассмотрении видов конкуренции по типу рыночных структур большое внимание уделено несовершенной конкуренции, её видам, признакам, достоинствам и недостаткам, так эта форма конкуренции сейчас наиболее распространена. Также в работе затронут вопрос конкуренции в России, очень серьёзная проблема для нашей страны сегодня.
Введение
1 Конкуренция как экономическое явление
1.1 Понятие и условия возникновения конкуренции
1.2 Функции конкуренции
1.3 Виды конкуренции
2 Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции
2.1 Совершенная (чистая) конкуренция
2.2 Монополистическая конкуренция
2.3 Олигополия
2.4 Чистая монополия
3 Роль и место конкуренции в рыночной экономике
3.1 Особенности конкуренции в современной рыночной экономике (несовершенная конкуренция)
3.2 Особенности конкуренции в России
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1 Конкуренция как экономическое явление
1.1 Понятие и условия возникновения конкуренции
1.2 Функции конкуренции
1.3 Виды конкуренции
2 Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции
2.1 Совершенная (чистая) конкуренция
2.2 Монополистическая конкуренция
2.3 Олигополия
2.4 Чистая монополия
3 Роль и место
конкуренции в рыночной
3.1 Особенности
конкуренции в современной
3.2 Особенности конкуренции в России
Заключение
Список использованной литературы
Введение
ХХ век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость. Получили апробацию и доказали свою значимость слова авторов «Экономикс» К.Р.Макконнелла и С.Л.Брю: «Конкуренция представляет собой основную регулирующую силу при капитализме».
Об актуальности современного изучения конкуренции даже не приходится и говорить. Это видно из самой теории, из тех многочисленных работ, авторы которых изучали проблему взаимодействия субъектов рынка. В современном мире чуть ли не каждый человек просто обязан представлять себе, что означает это понятие. Человек не может обойтись без конкуренции. Будь то простая покупка товаров, или выбор туристической фирмы, или попытка продать что-либо из своего имущества, или поступление в ВУЗ — человек всегда либо конкурирует с другими людьми, либо сам выбирает того или иного субъекта из конкурирующих. Знания о конкуренции помогают людям выжить в их достаточно трудной жизни. В частности, представляя себе формы неценовой конкуренции, предпринимателю легче будет продвигаться к успеху.
Динамика экономического
развития мирового сообщества свидетельствует
об основополагающей роли конкуренции
для экономики любой страны. Развитие
экономической сферы нашей
Рассмотрение
категории «конкуренция»
В годы плановой экономики
в нашей стране конкуренция не
играла той роли, которая ей отводится
при рыночных методах хозяйствования.
С точки зрения организации плановой
экономики концентрация производства
в монополиях считалась наиболее
эффективным способом хозяйствования,
а конкуренция - источником хаоса
и кризисов перепроизводства. Благодаря
этому российская экономика превратилась
не только в систему
С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла.
Чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции других конкурентов.
Поддержание конкурентной среды в
РФ, как и во всех развитых странах
в настоящее время, стало важной
задачей государственного регулирования
экономики. А значит, изучение конкуренции,
ее роль в развитии рыночных отношений
является в настоящий момент важнейшей
задачей экономических
Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике, а также выявление основных видов. При рассмотрении видов конкуренции по типу рыночных структур большое внимание уделено несовершенной конкуренции, её видам, признакам, достоинствам и недостаткам, так эта форма конкуренции сейчас наиболее распространена. Также в работе затронут вопрос конкуренции в России, очень серьёзная проблема для нашей страны сегодня.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- исследовать концептуальные
подходы, лежащие в основе
- определить объективные
и субъективные условия
- выделить элементы механизма формирования конкуренции в современных рыночных отношениях;
- проанализировать действие
механизма формирования
- выделить методологические
основы нормативной
Теоретическую и методологическую базу исследования составляет широкое использование спектра научных положений, содержащихся в произведениях классиков экономической науки, в трудах отечественных и зарубежных ученых. Использовались фундаментальные концепции и гипотезы, представленные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных ученых в области методологии и теории стоимости, полезности и ценности.
В работе применены методы сравнения, диалектический, историко-логический, обобщения, классифицирования, статистики, использованы элементы системного подхода и анализ.
Глава 1 КОНКУРЕНЦИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Конкуренция – это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами – производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.
Конкурентная борьба способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой».
Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: что, как и для кого производить?
Конкуренция играет важную роль в рыночных отношениях. Она стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, развитию научно-технического прогресса.
Конкуренция представляет собой
соперничество субъектов
При наличии конкуренции
на рынке производители постоянно
стремятся снизить свои производственные
затраты, чтобы увеличить прибыль.
В результате повышается производительность,
снижаются издержки и компания получает
возможность уменьшить цены. Конкуренция
также побуждает производителей
улучшать качество товаров и постоянно
увеличивать разнообразие предлагаемых
товаров и услуг. Таким образом,
производители вынуждены
Основные условия
Конкуренция – важнейший элемент рынка, играющий роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий.
Конкуренция направляет ограниченные ресурсы в те отрасли и виды деятельности, на продукцию и услуги которых имеется спрос. Это называется аллокационной функцией или функцией размещения.
Инновационная функция конкуренции заключается в стимулировании внедрения достижений науки и техники, новых технологий, выпуска новых видов продукции и услуг, повышения качества продукции и услуг, и т.д.
Функция конкуренции, заключающаяся в создании условий для получения доходов и прибыли наиболее успешными предприятиями и приводящая к банкротству предприятия, чья продукция и услуги не востребованы потребителем, называется распределительной.
Конкуренция является инструментом
(средством), которое препятствует возникновению
и существованию устойчивой монопольной
власти на рынке. Например, монополист
может назначить цену. В то же
время конкуренция
Конкуренция способствует установлению
равновесной цены, уравнению спроса
и предложения. На чисто конкурентном
рынке отдельные фирмы
Конкуренция поддерживает общественно
нормальные условия производства и
реализации товаров и услуг. Она
как бы подсказывает товаропроизводителям,
сколько капитала они должны вложить
в производство того или иного
товара. Предположим, что один продавец
затратил на производство какого-нибудь
товара больше средств, чем другой.
При такой ситуации, когда на рынке
установится равновесная цена на
данный вид товара, больше прибыли
будет иметь последний
Конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства. Так как конкуренция служит «уравнительницей» цен, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.
Информация о работе Конкуренция,её виды и роль в рыночной экономике