Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:35, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике, а также выявление основных видов. При рассмотрении видов конкуренции по типу рыночных структур большое внимание уделено несовершенной конкуренции, её видам, признакам, достоинствам и недостаткам, так эта форма конкуренции сейчас наиболее распространена. Также в работе затронут вопрос конкуренции в России, очень серьёзная проблема для нашей страны сегодня.
Введение
1 Конкуренция как экономическое явление
1.1 Понятие и условия возникновения конкуренции
1.2 Функции конкуренции
1.3 Виды конкуренции
2 Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции
2.1 Совершенная (чистая) конкуренция
2.2 Монополистическая конкуренция
2.3 Олигополия
2.4 Чистая монополия
3 Роль и место конкуренции в рыночной экономике
3.1 Особенности конкуренции в современной рыночной экономике (несовершенная конкуренция)
3.2 Особенности конкуренции в России
Заключение
Список использованной литературы
5. Пул получил распространение
в области использования
6. Холдинг - (от англ. holding) - акционерная
компания, владеющая контрольным
пакетом акций одного или
7. Законными формами чистой
Глава 3. РОЛЬ И МЕСТО КОНКУРЕНЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
3.1. Особенности конкуренции в современной рыночной экономике (несовершенная конкуренция)
Несовершенная конкуренция определяется следующим образом:
- рынок, на
котором не соблюдается хотя
бы один из признаков
- характеристика рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи;
- рынки, на
которых либо покупатели, либо
продавцы принимают в расчет
свою способность
Так как модель
совершенной конкуренции
Несовершенная конкуренция
существовала всегда, но особенно обострилась
в конце XIX – начале XX в. в связи
с образованием монополий. В этот
период происходит концентрация капитала,
возникают акционерные
Большинство случаев
несовершенной конкуренции
Во-вторых, рынки
имеют тенденцию к
В теории выделяют различные виды рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
Рынок монополистической
конкуренции состоит из множества
покупателей и продавцов, совершающих
сделки не по единой рыночной цене, а
в широком диапазоне цен. Наличие
диапазона цен объясняется
Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением, но эти различия, если они есть, весьма незначительны. Различия могут заключаться в сопутствующих товару услугах. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному. Чтобы выделиться чем-то, помимо цен, продавцы стремятся разработать разные предложения для разных рыночных сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой, методами личной продажи. В связи с наличием большого числа конкурентов, стратегии их маркетинга оказывают на каждую отдельную фирму меньше влияния, чем в условиях монопольного рынка.
Э. Х. Чемберлин
в работе «Теория монополистической
конкуренции. Реориентация теории стоимости»
очень ярко подчеркивает особенность
монополистической конкуренции: «Сказать,
что каждый производитель в какой-либо
отрасли имеет монополию на свою
собственную разновидность
Он обратил внимание на то, что дифференциация товара приводит к тому, что вместо единого рынка складывается сеть частично обособленных, но взаимосвязанных рынков, существует широкое разнообразие цен, издержек, объемов выпуска продукции той или иной товарной группы. Дифференциация не исключает и монополии на продукт. Власть монополии, однако, не распространяется на более широкий класс товаров, разновидностью которого является монополизированный продукт. До Э. Чемберлина термин «монополистическая конкуренция» употреблялся в отношении олигопольного строения рынка, например у А. Пигу: «Монополистическая конкуренция - конкуренция между несколькими продавцами, каждый из которых производит значительную долю всей выпускаемой продукции».
Рынок олигополии (олигополистическая конкуренция) - тип отраслевого рынка, который характеризуется наличием нескольких очень крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих друг с другом. Состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Каждая фирма проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом она зависит от конкурентов и вынуждена считаться с ними. Товар может быть и дифференцированным, и стандартным. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и несхожими (автомобили, персональные компьютеры). Небольшое число продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и на действия конкурентов. Если какая-либо сталелитейная компания снизит свои цены на 10%, покупатели быстро переориентируются на этого поставщика. Другим производителям стали придется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большего числа объема услуг. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-либо долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру, и тогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.
Можно выделить
такую разновидность
- наличие доминирующей
фирмы - агента, который продает
или покупает значительную
- наличие большого
числа фирм-аутсайдеров,
- рыночная цена устанавливается под сильным влиянием доминирующей фирмы, аутсайдеры принимают ее как данную рынком.
Элвин Дж. Долан
и Дэйвид Е. Линдсей в работе «Рынок:
микроэкономическая модель» об олигополии
и олигополической взаимосвязи:
«Главная трудность в анализе
олигополии состоит в определении
того, с какими ограничениями сталкиваются
фирмы на рынке, где существуют несколько
конкурирующих компаний. Фирмы при
олигополии, так же как и при
совершенной конкуренции и на
монополизированных рынках, сталкиваются
с ограничениями затратной
Существуют следующие определения монополии:
- тип отраслевого
рынка, на котором существует
единственный продавец товара, не
имеющего близких заменителей.
Монополист осуществляет
- исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащие одному лицу, группе лиц или государству;
- капиталистическое
объединение, захватившее
В зависимости
от масштабов охвата рынка существует
чистая и абсолютная монополии. Чистая
монополия действует в масштабе
одной отрасли рыночной деятельности,
абсолютная монополия захватывает
всю сферу национального
При чистой монополии
на рынке всего один продавец. Это
может быть государственная организация
(например, почтовое ведомство), частная
регулируемая монополия (например, «Кон-Эдисон»
в США), или частная нерегулируемая
монополия (например, «Дюпон» в период
выхода на рынок с нейлоном). В
каждом отдельном случае ценообразование
складывается по-разному. Государственная
монополия может с помощью
политики цен преследовать достижение
самых различных целей. Она может
установить цену ниже себестоимости, если
этот товар имеет важное значение
для покупателей, которые не в
состоянии приобретать его за
полную стоимость. Цена может быть назначена
с расчетом на покрытие издержек или
получение хороших доходов. А
может быть и так, что цена назначается
очень высокой для всемерного
сокращения потребления. В случае регулируемой
монополии государство
Возьмем лаконичное, но емкое определение чистой монополии из работы Эдвина Дж. Долана и Дэйвида Е. Линдсея «Рынок: микроэкономическая модель»: «Монополия – ситуация, при которой на рынке есть всего один продавец какого-либо товара или услуги».
Информация о работе Конкуренция,её виды и роль в рыночной экономике