Конкуренция,её виды и роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике, а также выявление основных видов. При рассмотрении видов конкуренции по типу рыночных структур большое внимание уделено несовершенной конкуренции, её видам, признакам, достоинствам и недостаткам, так эта форма конкуренции сейчас наиболее распространена. Также в работе затронут вопрос конкуренции в России, очень серьёзная проблема для нашей страны сегодня.

Содержание работы

Введение
1 Конкуренция как экономическое явление
1.1 Понятие и условия возникновения конкуренции
1.2 Функции конкуренции
1.3 Виды конкуренции
2 Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции
2.1 Совершенная (чистая) конкуренция
2.2 Монополистическая конкуренция
2.3 Олигополия
2.4 Чистая монополия
3 Роль и место конкуренции в рыночной экономике
3.1 Особенности конкуренции в современной рыночной экономике (несовершенная конкуренция)
3.2 Особенности конкуренции в России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Конкуренция.docx

— 158.54 Кб (Скачать файл)

По характеру  и причинам возникновения монополии  подразделяются на естественные, легальные  и искусственные.

Естественная  монополия - ею обладают собственники и организации, владеющие редкими  и невоспроизводимыми ресурсами, а  также отрасли инфраструктуры (общественный транспорт и т.д.). Легальные монополии, образующиеся на законном основании (патенты и т. д.) Естественные монополии охватывают редкие товары, отрасли и виды производства. Эти объединения образуются по поводу тех объектов, относительно которых недопустимо развивать конкуренцию. Обычно сюда относят железные дороги, оборонный комплекс страны, некоторые виды транспорта и энергии. Как отмечал Стэнлейк, «конкуренция между предприятиями данных отраслей приведёт лишь к дублированию затрат на дорогостоящее основное оборудование». Поэтому в этих отраслях необходимо создавать естественные монополии. Ею обладают собственники и организации, владеющие редкими и невоспроизводимыми ресурсами, а также отрасли инфраструктуры (общественный транспорт и т.д.).

Для естественной монополии характерны:

- положительный  эффект масштаба в долгосрочном  периоде, объясняющийся технологическими  причинами;

- наличие одной  (двух) прибыльных (крупных) фирм  в отрасли;

- возможно существование  и других фирм, которые, однако, будут убыточными в долгосрочном  периоде;

- нерегулируемое  прибыльное ценообразование крупных  фирм выше предельных и средних  издержек;

- убыточное предельное  ценообразование.

Легальные монополии  регулируются законодательством и  защищены от конкуренции. Участники  этих монополий могут иметь патентные  или авторские права и товарные знаки. Эти «атрибуты» монополий  позволяют защитить создателя и  производителя какого-либо товара от недобросовестных лиц, которые пытаются нажить себе состояние, используя чужие  изобретения. Нарушение другими  лицами этих прав карается законом.

Если главной  целью легальных монополий является защита своих прав, то искусственные  монополии создаются только ради получения денежной выгоды. Производитель  создаёт монополии, скупая и объединяя  под своей властью другие объединения, с целью утверждения своего господства на рынке ради получения монополистических  выгод.

Эти монополии  преднамеренно меняют структуру  рынка: создают барьеры для вхождения  на рынок новых фирм; ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям; создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологий; применяют более крупный капитал; «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Искусственные монополии  образуют ряд конкретных форм - картель, синдикат, трест и концерн, т.д.

Однако первой из их организационных форм были пулы, т.е. временные соглашения между  двумя и более фирмами о  дележе рынка и установлении цен. Наибольшее распространение они  получили в 70-80-х гг. ХIX века, прежде всего среди железнодорожных  компаний. Пулы распадались как только один из участников нарушал негласно установленные правила, снижая цены или претендуя на долю рынка другого  участника.

Консорциум основан  на временных соглашениях между  промышленными компаниями с целью  разработки и реализации совместных крупных проектов. Участники консорциума  практически полностью самостоятельны, кроме принятых в соглашении обязательств.

Картель - объединение производителей одной отрасли, которые имеют производственную и сбытовую самостоятельность. Картельные соглашения включают в себя единые, монопольно высокие цены, предусматривают разделение рынков сбыта. Иногда участники картеля имеют ограничения в размере производства товаров (квоты), чтобы иметь возможность удерживать высокие цены.

Синдикат - это объединение ряда предприятий одной отрасли с ликвидацией их торговой самостоятельности с целью организации совместного сбыта продукции.

Трест представляет собой объединение собственности  и управления ряда предприятий одной  или нескольких отраслей с полной ликвидацией их самостоятельности. Трест не только реализует продукцию, но и полностью распоряжается  предприятиями, вошедшими в его  состав. Первым трестом считается  созданная в 1882 году Джоном Д. Рокфеллером  «Стандарт ойл компании». Название трест произошло от английского  слова trust- доверять. Тресты первоначально  возникали в одной отрасли, но постепенно стали выходить за её рамки (комбинированный трест). Это происходило  либо путём горизонтального комбинирования, т.е. путём использования побочных продуктов основного производства для выпуска иных товаров, относящихся  к другой отрасли; либо с помощью  вертикального комбинирования- объединения  предприятий, осуществляющих последовательные стадии обработки продукта, в том  числе и входящих в различные  отрасли.

Концерн- это  объединение ряда предприятий различных  отраслей путем установления над  ними единого контроля. Предприятия, входящие в концерн, нередко располагаются  в разных странах. Концерном особого  рода является конгломерат, объединяющий различные, не связанные друг с другом предприятия различных отраслей народного хозяйства. Это предприятия, сохраняющие свою самостоятельность  в вопросах производства, сбыта и  снабжения, которые контролируются только по ряду важнейших финансовых показателей.

По характеру  ценовой политики можно выделить простую и дискриминационную  монополию.

Иногда, в целях  получения дополнительного дохода, монополия, используя своё рыночное положение, продаёт один и тот  же товар по разным ценам на различных  рынках. Это ни в коей мере не связано  с дифференциацией цен в зависимости  от качества товаров и услуг, а  также с различиями в издержках. В зависимости от количества цен, назначаемых монополистом за предлагаемые товары, Р.Барр выделяет простую и  дискриминационную монополии. В  условиях простой монополии монополист назначает лишь одну цену для всех. При дискриминационной монополии  монополист назначает несколько  цен. Дискриминация возникает тогда, когда монополист в течение одного периода предлагает покупателям  или группам покупателей один и тот же товар по разным ценам. Различают четыре типа дискриминации:

- личная, она  связана с тем, что люди имеют  различные доходы. Приведём пример. Врач устанавливает различные  расценки в зависимости от  уровня доходов его больных;  или места в театре стоят  дороже в партере, нежели в  других местах зала.

- материальная, она основывается на использовании  продаваемых товаров и услуг.  Это может быть различный тариф  для промышленного и домашнего  пользования электричеством.

- дискриминация по единицам продаваемой продукции. Суть её заключается в различных условиях покупки товара оплаты услуги потребителем в зависимости от количества приобретаемого блага. Так, цены на товары, приобретаемые в розницу, всегда выше, чем на те же товары при оптовых закупках. Цена на железнодорожный билет будет возрастать с увеличением пути следования, но цена первых километров будет дороже, чем последующих.

- географическая, цена на предлагаемые товары и услуги будет изменяться в зависимости от местонахождения продавца и покупателя.

Возможна ситуация, когда на рынке присутствует только один покупатель - такой рынок называется монопсонией. Если на рынке присутствует только один продавец и только один покупатель, такая ситуация называется двусторонней (билатеральной) монополией.

Монополия, также  как и конкуренция, имеет ряд  позитивных и негативных черт. Чем  же «полезна» монополия?

Во-первых, масштабы производства позволяют снижать  издержки и в целом экономить  ресурсы; продукция монополистических  компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать  господствующее положение на рынке. Монополизация действует на повышение  эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке  обладает достаточными средствами для  успешного проведения исследований и разработок.

 

3.2. Особенности конкуренции в России

 

В последнее время  наблюдается огромное, все возрастающее влияние на экономику в России экономик развитых стран как лидеров  мировой экономической системы. Негативные события вызывают отраженные негативные последствия в нашей  экономике. Позитивные, в условиях глобальной конкуренции, ставят в зависимость  российскую экономику, нередко негативно  сказываясь на её состоянии.

Например, в результате роста в 2009г. На 80% цен на молоко в США и Великобритании, на 60-70% - в Австралии и Новой Зеландии и после одномоментной отмены ЕС сельскохозяйственных субсидий на молоко, масло и сыр, которые привели к росту цен в Европе на 40%, - в России цены разом выросли на 15-20%, при том, что наша потенциальная зависимость от внешних рынков минимальна – экспорт российского сухого молока, в основном в Северную Африку, приблизительно равен импорту из стран СНГ.

Еще один факт –  по данным Росстата, на 1 октября 2009 года было собрано на 9,5% пшеницы больше, чем в прошлом, однако в результате роста мировых цен – внутренняя цена за тонну, вопреки ожиданиям, выросла почти на 50%.

В данный момент в экономике России наблюдается  отчетливая связь между событиями  и их последствиями в экономике  других стран и положением дел  в нашей экономике. Видна отчетливая обратная корреляция индекса потребительских цен в России и курса доллара по отношению к курсу евро как независимой валюте. С поправкой на медленное постепенное укрепление европейской валюты, зависимость уровня инфляции в России от курса доллара становится ещё более явной.

Данная связь  объясняется таким эффектом, как  импортируемая инфляция.

Механизм, называемый «номинальный якорь», своего рода внешний измеритель цен и покупательной способности национальной валюты. Когда с номинальным якорем все в порядке, и он сам не меняется, не теряет своей покупательной способности тогда и в национальной экономике все нормально. Но как только с номинальным якорем начинаются какие-то проблемы, они тут же отражаются на национальной экономике. Если товары в долларах на мировом рынке становятся все дороже, они становятся дороже и внутри России. Это один из многих механизмов инфляции.

В 1979-1980 годах  в США накопился огромный государственный  долг, на обслуживание которого уходило 1/5 бюджета. Тогда вопрос решили с  помощью экспорта инфляции, разогнав ее до 15-17 % годовых. Госдолг за счет инфляционного обесценения снизился примерно на треть в реальном выражении, в этой же пропорции возросли номинальные  доходы бюджета. И обслуживание долгов перестало быть проблемой для  федерального правительства США  – долг попросту обесценился вместе с инфляцией, а вместе с ним  и долларовые резервы и активы в других странах.

Сегодня США стоят  на пороге абсолютно аналогичного сценария: раскрутить инфляцию до 15-17 % годовых  на пару лет, поднять доходы казны  до 3 трлн. Долл. Вместо 2 трлн., которые  есть сейчас, уравновесить бюджет и  платежный баланс, общая величина которых существенно превысит отметку  в 3 трлн.

В глобальной экономике  внешние обстоятельства могут провоцировать  не только финансовые и фондовые кризисы, но и другие экономические процессы, такие как инфляция. Ведь теперь денежное предложение, как ни ограничивают его правительство и ЦБ, зависит  далеко не только от них, а от всех участников экономического процесса. К подобным неприятным экономическим событиям приводят отсутствие какой-либо осознанной системы внешнеэкономической защиты экономики и низкий уровень экономической  безопасности нашей страны в условиях глобальной экономики.

Вот уже более 7 лет наша экономика растет пассивно. Из 7 % прироста валового внутреннего  продукта в 2008 году около 4 % приходится на экспорториентированные сырьевые отрасли, а 3 % - это рост в основном за счёт розничной торговли, сферы услуг и легкой промышленности. Как видно из табл.1, на одну торговлю и сферу услуг сейчас приходится более 50 % в структуре ВВП, создаваемой в стране (почти такую же долю занимают все обрабатывающие производства).

 

Таблица 1

Структура ВВП  России по отраслям в первом полугодии  2009 г.

Отрасль

Абсолютная структура ВВП, млрд руб.

Относительная доля отраслей за 2009 г. (в %)

1 полугодие 2009 г.

2 полугодие 2009 г.

В структуре добавленной стоимости

В структуре ВВП

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

317,6

917,8

4,6

3,8

Рыболовство, рыбоводство

42,1

43,4

0,3

0,3

Добыча полезных ископаемых

1135,1

1383,9

9,1

7,9

Обрабатывающие производства

2563,9

3005,0

20,1

17,3

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

463,7

452,2

3,3

2,8

Строительство

706,3

1202,4

6,9

5,9

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

2373,5

3016,4

19,4

16,8

Гостиницы и рестораны

119,4

151,5

1,0

0,8

Транспорт и связь

1197,6

1505,2

9,7

8,4

Финансовая деятельность

592,0

716,3

4,7

4,1

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

1192,9

1576,6

10,0

8,6

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

744,5

794,1

5,5

4,8

Образование

385,7

416,9

2,9

2,5

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

451,6

475,3

3,3

2,9

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

261,3

319,2

2,1

1,8

Косвенно измеряемые услуги финансового посредничества

-338,1

-428,5

-2,8

-2,4

Итого добавленная стоимость по видам экономической деятельности

12209,5

15520,5

100,0

86,3

Чистые налоги на продукты

2004,2

2388,6

 

13,7

Валовой внутренний продукт

14213,7

17905,1

 

100,0

Информация о работе Конкуренция,её виды и роль в рыночной экономике