Контрольная деятельность Счётной палаты РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 16:30, лекция

Описание работы

Важным аспектом в изучении вопроса финансового контроля в России является прежде всего структура федеральных органов специальной компетенции, которые были созданы для осуществления финансовой деятельности государства. Это Счетная палата, Правительство Российской Федерации, Минфин России и Банк России, а также другие органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Каждый орган выполняет свои функции в рамках своих полномочий.

Содержание работы

1. Задачи и принципы работы Счётной палаты РФ
2. Состав и структура Счетной палаты РФ
3. Функции и полномочия Счетной палаты
4. Контрольно-счетные палаты субъектов федерации и их роль в системе органов бюджетно-финансового контроля.

Файлы: 1 файл

7. Счетная Палата.docx

— 41.38 Кб (Скачать файл)

Тема 7. Контрольная деятельность Счётной  палаты РФ (4 часа)

 

  1. Задачи  и принципы работы Счётной палаты РФ
  2. Состав и структура Счетной палаты РФ
  3. Функции и полномочия Счетной палаты
  4. Контрольно-счетные палаты субъектов федерации и их роль  
    в системе органов бюджетно-финансового контроля.

 

1. Задачи и принципы работы Счётной палаты РФ.

Важным  аспектом в изучении вопроса финансового  контроля в России является прежде всего структура федеральных органов специальной компетенции, которые были созданы для осуществления финансовой деятельности государства. Это Счетная палата, Правительство Российской Федерации, Минфин России и Банк России, а также другие органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Каждый орган выполняет свои функции в рамках своих полномочий.

Счетная палата РФ - это независимый от Правительства РФ постоянно действующий высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ. Это ведущий орган государственного финансового контроля, который обладает организационной, функциональной и финансовой независимостью.

 

В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также международно-правовыми принципами независимого аудита (контроля).

 

См. Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации"

 

Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами.

 

Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) на основе принципов законности, эффективности, объективности, независимости, открытости и гласности.

 

Задачами Счетной палаты являются:

1) организация и осуществление  контроля за целевым и эффективным  использованием средств федерального  бюджета, бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

2) аудит реализуемости  и результативности достижения  стратегических целей социально-экономического  развития Российской Федерации;

3) определение эффективности  и соответствия нормативным правовым  актам Российской Федерации порядка  формирования, управления и распоряжения  федеральными и иными ресурсами  в пределах компетенции Счетной  палаты, в том числе для целей  стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации;

4) анализ выявленных недостатков  и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными  и иными ресурсами в пределах  компетенции Счетной палаты, выработка  предложений по их устранению, а также по совершенствованию  бюджетного процесса в целом  в пределах компетенции;

5) развитие возможностей  и методов аудита (контроля) эффективности  и соответствия нормативным правовым  актам Российской Федерации порядка  формирования, управления и распоряжения  федеральными и иными ресурсами  в пределах компетенции Счетной  палаты, включая выбор и оценку  ключевых национальных показателей  и индикаторов социально-экономического  развития Российской Федерации;

6) оценка эффективности  предоставления налоговых и иных  льгот и преимуществ, бюджетных  кредитов за счет средств федерального  бюджета, а также оценка законности  предоставления государственных  гарантий и поручительств или  обеспечения исполнения обязательств  другими способами по сделкам,  совершаемым юридическими лицами  и индивидуальными предпринимателями  за счет федеральных и иных  ресурсов, в пределах компетенции  Счетной палаты;

7) определение достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и годового отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

8) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных кредитных организациях Российской Федерации;

9) обеспечение в пределах  своей компетенции мер по противодействию  коррупции.

 

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы (в  том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, на федеральные  внебюджетные фонды.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые  компании и другие финансово-кредитные  учреждения, их союзы, ассоциации и  иные объединения вне зависимости  от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или  используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

На  деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в  части, связанной с получением, перечислением  или использованием ими средств  федерального бюджета, использованием федеральной собственности и  управлением ею, а также в части  предоставленных федеральным законодательством  или федеральными органами государственной  власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

Все органы государственной  власти в Российской Федерации, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности обязаны предоставлять  по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения  ее деятельности. Неправомерный отказ  в предоставлении или уклонение  от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации влечет за собой уголовную ответственность, предусмотренную статьей 287 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Контрольные органы Президента и Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств, иные государственные  контрольные органы обязаны оказывать  содействие деятельности Счетной палаты.

Осуществляя контрольную деятельность, Счетная палата вправе проводить ревизии и тематические проверки, о результатах которых она информирует Совет Федерации. Комплексные ревизии и тематические проверки проводятся по месту расположения проверяемых объектов. При этом на основе документального подтверждения законности производственно-хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учёта и финансовой отчетности определяется своевременность и полнота взаимных платежей проверяемого объекта и федерального бюджета.

Следует отметить, что в настоящее время  в рамках внедрения аудита эффективности  в практику работы Счетной палаты идет перестройка существующих форм и методов финансового контроля, корректировка и внесение соответствующих  изменений в действующее законодательство.

Счетная палата осуществляет контрольную деятельность на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.

Гласность является одним из важнейших признаков  гражданского общества. Этот принцип  заложен и в Законе о Счетной  палате, где говорится, что палата действует на основе принципа гласности  и регулярно информирует о  своей деятельности средства массовой информации. По степени информационной открытости, доступности для представителей СМИ Счетная палата России прочно входит в первую пятерку российских федеральных структур. С момента  создания в феврале 2001 года web-сайта  Счетной палаты его посетило свыше 1 млн. пользователей. Ежемесячно выпускается  официальное издание – «Бюллетень Счетной палаты РФ»,  в котором  публикуются отчеты о проведенных  контрольных мероприятиях.

 

2. Состав и структура  Счетной палаты РФ

 

Счетная палата образуется в составе Председателя Счетной  палаты, заместителя Председателя Счетной  палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.

 

Председатель  Счетной палаты

 

1. Председатель Счетной  палаты назначается на должность  Государственной Думой сроком  на шесть лет по представлению  Президента Российской Федерации.  Одно и то же лицо не может  занимать должность Председателя  Счетной палаты более двух  сроков подряд.

2. Кандидатуры для назначения  на должность Председателя Счетной  палаты вносятся Президенту Российской  Федерации Советом Государственной  Думы по предложениям фракций в Государственной Думе. Президенту Российской Федерации вносятся не менее трех кандидатур на должность Председателя Счетной палаты. Президент Российской Федерации выбирает из выдвинутых кандидатур одну и вносит ее в Государственную Думу для назначения на должность Председателя Счетной палаты. В случае, если ни одна из внесенных кандидатур не будет поддержана Президентом Российской Федерации, он вправе выдвинуть иную кандидатуру и представить ее в Государственную Думу для назначения на должность Председателя Счетной палаты.

3. Постановление о назначении  на должность Председателя Счетной  палаты принимается Государственной  Думой большинством голосов от  общего числа депутатов Государственной  Думы.

4. Председателем Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющий высшее образование и опыт работы не менее пяти лет в области государственного управления, государственного контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции.

5. Председатель Счетной палаты не может состоять в родственных отношениях с Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации, Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства Российской Федерации, Председателем Конституционного Суда Российской Федерации, Председателем Верховного Суда Российской Федерации, Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Руководителем Администрации Президента Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Председателем Следственного комитета Российской Федерации.

6. Председатель Счетной  палаты:

1) осуществляет руководство  деятельностью Счетной палаты  и организует ее работу в  соответствии с законодательством  Российской Федерации, Регламентом  Счетной палаты, представляет Счетную  палату внутри страны и за  рубежом;

2) представляет Совету  Федерации и Государственной  Думе совместно с заместителем  Председателя Счетной палаты  отчеты о работе Счетной палаты.

7. Председатель Счетной  палаты не может быть депутатом  Государственной Думы, членом Совета  Федерации и членом Правительства  Российской Федерации. При этом  Председатель Счетной палаты  имеет право принимать участие  в заседаниях Совета Федерации  и Государственной Думы, их комитетов  и комиссий, Правительства Российской  Федерации, Президиума Правительства  Российской Федерации.

8. Председатель Счетной палаты досрочно освобождается от должности решением Государственной Думы в случае:

1) нарушения им законодательства  Российской Федерации или совершения  злоупотреблений по службе, если  за такое решение проголосует  большинство от общего числа  депутатов Государственной Думы;

2) личного заявления об  отставке;

3) признания его недееспособным  вступившим в законную силу  решением суда;

4) в связи с утратой  доверия в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Решение о досрочном освобождении от должности Председателя Счетной палаты оформляется постановлением Государственной Думы по представлению Президента Российской Федерации.

 

Заместитель Председателя Счетной палаты

 

1. Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Одно и то же лицо не может занимать должность заместителя Председателя Счетной палаты более двух сроков подряд.

2. Кандидатуры для назначения  на должность заместителя Председателя  Счетной палаты вносятся Президенту  Российской Федерации Советом  палаты Совета Федерации по  предложениям комитетов Совета  Федерации. Президенту Российской  Федерации вносятся не менее  трех кандидатур на должность  заместителя Председателя Счетной  палаты. Президент Российской Федерации  выбирает из внесенных кандидатур  одну и представляет ее в  Совет Федерации для назначения  на должность заместителя Председателя  Счетной палаты. В случае, если ни одна из внесенных кандидатур не будет поддержана Президентом Российской Федерации, он вправе выдвинуть иную кандидатуру и представить ее в Совет Федерации для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты.

Информация о работе Контрольная деятельность Счётной палаты РФ